Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шриман Према-прайоджан Прабху
«Праная-гита» 09.10.2005г. Фрагмент из лекции Кришна говорит гопи: «Вы должны быть религиозны». Гопи отвечают: «Мы очень религиозны. Потому что как и у садху, у нас вечные отношения с тобой, а не с нашими мужьями». Здесь слово арти-дайх означает «те, кто причиняют боль», но в устах гопи это слово имеет особый смысл. Говоря так, гопи имеют в виду, что, когда они хотели покинуть свои дома, чтобы пойти на абхисар, на свидание с Кришной, родственники пытались остановить их. Поэтому они – арти-дайх, те, кто причиняют им только боль и мучения, но гопи всё равно удалось убежать от них. И вот они пришли, чтобы предложить Кришне свою жизнь. В третьей строке гопи говорят: тан нах прасида, пожалуйста, будь милостив к нам. В этой просьбе скрыт очень сокровенный смысл. Кришна сказал им: «Вы замужем, идите к своим мужьям». И в ответ гопи говорят: «О Кришна, будь милостив к нам, ты же обещал нам. Неужели ты не помнишь, когда мы купались в Ямуне, ты украл наши одежды и спрятал их на дереве? И тогда ты дал нам обещание: (ШБ 10.22.25) «санкалпо видитах садхво, о, благочестивые девушки, я знаю цель вашей санкалпы, вашей Катьяяни враты! » Гопи никогда не рассказывали Кришне о цели своего поклонения Катьяяни-деви, но Кришна сам сказал им: «Я знаю, ради чего вы всё это делали, и я исполню ваше желание». Это – ещё одна причина, почему гопи назвали Кришну Параматмой. Ведь он сказал им: «Я знаю ваше желание, и я исполню его». Гопи вовсе не считают Кришну Параматмой, а называют его так, имея в виду, что он знает все их сокровенные желания. Гопи говорят: «Эй, чаура чакраварти, король воров! Разве ты забыл, какое обещание ты нам дал? » Кришна мог бы сказать Радхарани и её подружкам: «А вы же не совершали Катьяяни-врату, вы пришли только в последний день! » Дело в том, что гопи, совершавшие Катьяяни-врату, были садхана-сиддха гопи, и они пригласили нитья-сиддха гопи, Радхарани и её подружек, присоединиться к ним, чтобы отпраздновать с ними последний день враты. Именно в этот день Кришна пришёл и украл все их одежды. Гопи могли сейчас сказать Кришне: «Ты должен быть милостив к нам и исполнить своё обещание». Но Кришна ответил бы Радхарани и её подружкам: «Вы не совершали Катьяяни-врату, почему я должен быть милостив к вам? » Радхика и её подружки говорят в этом стихе, обращаясь к Кришне: «Эй Парамешвара! Ты должен быть милостив к нам, потому что ты не зависишь ни о кого, ты можешь всё. Ты можешь сделать всё что хочешь. Ты можешь отказаться от нас, потому что мы замужем за другими. Но поскольку ты Параматма и Парамешвара, ты должен знать, что происходит в наших сердцах».
«Праная-гита» 09.10.2005г. Фрагмент из лекции
В последний день Катьяяни-враты, которую совершали гопи, пришёл Кришна. Он украл их одежды и спрятался на дереве. Тогда Кришна пообещал: «Вы получите сангу со мной». Время шло, но гопи не получали санги, реального общения, с Кришной. У них была только апрапта-санга. Время шло. Гопи медитировали на апрапта-сангу, и в их сознании апрапта-санга стала прапта-сангой. Гопи медитировали: «Я до сих пор не касалась стоп Кришны, я не касалась стоп Кришны, не касалась его стоп». Но со временем в их умах эта мысль чудесным образом преобразовалось в веру: «Я касалась его стоп. Я касалась стоп Кришны! » В этом стихе раскрывается секрет того, как совершать бхаджан. Чем больше преданный в медитации будет думать: «Когда же я увижу, когда же я сделаю, когда же я почувствую», то в один прекрасный момент произойдёт чудо, и он осознает: «Я уже видел это, я уже делал это, я уже пережил это». В этом стихе гопи становятся нашими бхаджана-шикша-гуру. Гопи никогда не прикасались к стопам Кришны, но, погрузившись в медитацию, они обрели уверенность в том, что они уже прикасались к стопам Кришны. Так совершается бхаджан.
«Праная-гита» 04.01.2006г. Фрагмент из лекции
Вы знаете, что гопи поклонялись Катьяяни-деви и молились ей: «Пожалуйста, сделай Кришну нашим мужем! » Но здесь, в «Праная Гите», гопи ни в одном стихе не просят Кришну стать их мужем. Они просят только, чтобы он принял их своими служанками. На то есть свои причины. Валлабхачарья дал такое объяснение: гопи не просят Кришну принять их жёнами, потому что у него ещё не было священного шнура. В ведической культуре три высших касты – брахманы, кшатрии и вайшьи - носят священные шнуры. Но традиции получения шнура в разных кастах отличаются. Этот ритуал называется упанаяна-самскара.
«Праная-гита» 15.01.2006г. Фрагмент из лекции
твам упайанта сакхи ванамали сакала субхакара вана гуна шали Всю дорогу гопи пели эту песню, приближаясь к Ямуне. Подойдя к воде, они переставали петь. Волнуясь, они смотрели по сторонам, снимали с себя всю одежду и очень быстро забегали в холодную воду Ямуны. Вода была настолько холодная, что, окунувшись, они быстро выбегали обратно на берег. Каждая гопи думала: «Неужели я смогла зайти в такую холодную воду? » Согласно шастрам, шёлковая одежда после первого одевания не считается грязной, и после омовения её можно одевать снова. Поэтому гопи вновь одевали свои шёлковые сари и прямо на берегу Ямуны делали из песка мурти Катьяяни-деви. Затем гопи проводили ей пуджу. Закончив пуджу, гопи быстро шли домой. Всё время они помнили мантру, которую им дала Вринда-деви. Что это за мантра? катьяяни маха-майе маха-йогини адхишвари нанда-гопа-сутам деви патим ме куру те намах («Шримад-Бхагаватам», стих 10.22.4.) В этой мантре говорится: «О, Катьяяни-деви! О, Маха-майя! О, Дурга-деви! Ты – маха-йогини, великая йогини! Ты – супруга Господа Шивы! Ты – адхишвари, богиня, правящая всем миром! Пожалуйста, сделай Кришну моим супругом. Вновь и вновь я предлагаю тебе свои поклоны». Так в течение целого месяца гопи совершали свою врату. Наступил последний день, и они были очень счастливы! Празднуя окончание враты, гопи зашли в воды Ямуны и стали играть. До этого они были полностью сконцентрированы на выполнении своих обетов. Сейчас же они расслабились, радуясь, что они полностью исполнили все свои обеты. Они не чувствовали никакого стеснения, играя друг с другом в воде, потому что находились одни в уединённом месте. Они смеялись и брызгались друг в друга водой. Сакхи думали: «Какое хорошее место мы нашли! Здесь никого нет, и так тихо! Никто не знает об этом месте, никто сюда не придёт и не помешает нам». * * * Но они ошибались. Был во Врадже один юноша, который очень хорошо знал, где они сейчас находятся. Это был хитрец по имени Кришна. Он с самого начала враты знал, что делают гопи и для чего. Он был очень удовлетворён тем, с какой любовью они совершали своё служение. Взяв с собой в Нандагаоне четырёх близких друзей, Кришна через лес отправился к тому месту, где гопи совершали врату. Кто же были его друзья? Это – Дам, Судам, Васудам и Кинкини. Это – особые друзья Кришны. Тот, кто сведущ в тантра-шастрах, может догадаться, кем были эти четыре маленьких друга Кришны. Наше тонкое тело состоит из манаса, буддхи, ахамкары и читты. Эти мальчики были внешними проявлениями ума, разума, эго и сердца Кришны. Дам – это его буддхи, разум. Судам – это ахамкара, эго Кришны. Васудам – это его читта, сердце. Кинкини – это манаса, ум Кришны. Этим четверым мальчикам было всего по четыре года. Кришна одаривал их своим вниманием и любовью больше, чем других своих друзей, потому что они такие маленькие. И они всегда были очень счастливы, потому что они – очень близкие друзья. Уходя из Нандагаона, Кришна взял с собой только этих четырех малышей, и они очень обрадовались. Кришна знал, куда он собрался, но малышам он ничего не сказал. Малыши всю дорогу шли за ним следом, перешучивались и, смеясь, спрашивали его: «О бхайа, брат! Куда же мы идём? » Как только они подошли к берегу Ямуны, Кришна повернулся к ним и жестами приказал им замолчать. И тут они увидели девочек, игравших в воде. Кришна и четверо его маленьких друзей тайно пробрались к тому месту и спрятались. Они разглядывали обнажённых девочек, беззаботно резвящихся в воде. Кришна был поражён тем, что увидел. Через некоторое время Кришна на четвереньках подполз к одеждам гопи и, низко опустив голову, стал их собирать. Затем Кришна забрался на огромное дерево кадамба и развесил одежды на его ветвях. Он умело прятался, и гопи его не замечали. Его друзья взобрались на соседние деревья. Затем Кришна и мальчики начали очень громко смеяться. * * * Гопи, услышав этот смех, разом замерли. Они стали оглядываться, и тут они заметили, что их одежда пропала. Гопи поняли, что смеются несколько человек. В то же мгновение все они присели по шею в воду Ямуны, вспомнив, что они обнажены. Что же теперь видели мальчики? Только лица девочек над водой. Эти лица выглядели прекраснее, чем цветы лотоса. Много-много цветов лотоса разом распустилось в водах Ямуны. От удивления мальчики замолчали, и наступила тишина. Гопи опустили глаза вниз от смущения: «Кто же это увидел нас? » Они не знали, кто там. И как много их? Гопи подняли глаза и посмотрели на большое дерево кадамба, стоявшее у воды. До этого Кришна прятался в ветвях дерева, но как только глаза всех гопи устремились в его сторону, он открыл ветви и показал себя. И глаза их встретились. Кришна смотрел на них сверху подобно шмелю, который с жадностью смотрит на ароматные цветы лотоса. А гопи, находящиеся внизу в водах Ямуны, смотрели вверх, на тёмное лицо Кришны, как птицы чатаки – на грозовое облако. Это – очень напряжённый момент. Взгляд голодного шмеля и взгляды иссушенных жаждой птиц чатаки встретились… Неожиданно малыши захихикали, и гопи очень рассердились. Очень строго они сказали Кришне: «Твоих помощников, укравших наши одежды, во Врадже теперь ждёт особый почёт! » Этими словами враджа-гопи решили напугать малышей. Что означали их слова? «Когда мы расскажем вашим отцам, что вы украли наши одежды, вы получите по заслугам! Мы в этом совершенно уверены! » Малыши, обученные Кришной, ответили: «Мы ещё не разбираемся, что хорошо, а что плохо! Мы пришли сюда, чтобы учиться у вас и получить ваши наставления, шикшу! Но, видя ваши игры в воде, мы задумались, какого рода шикшу вы нам можете дать? » Гопи, глядя в сторону дерева кадамба, сказали малышам: «Да, вы многому научились у своего учителя! Долг ученика – прославлять своего гуру. Теперь, чтобы прославить своего гуру во всей Враджа-мандале, вы, наверное, будете везде проделывать трюки, которым он вас научил? » Малыши в ответ: «Эй, девушки! Почему вы нас в чём-то обвиняете? Мы залезли на дерево из страха. Увидев большие волны и брызги, мы подумали, что в воде играют крокодилы, и испугались». Гопи сказали: «О! Это естественно для воров – сразу оправдываться и пытаться доказать свою добропорядочность. Вы же спрятались, и это доказывает, что именно вы своровали нашу одежду. Воры больше всего боятся быть разоблачёнными. Но мы предпочтём теперь держаться от вас подальше и потому не выйдем из воды». Так гопи обвинили Кришну и его друзей в воровстве. Кришна притворился, что он удивлён и даже разгневан. Кришна: «Что это, по-вашему, мы украли у вас? » Гопи: «Посмотри, как нас много! И на берегу было так много нашей одежды. А где она сейчас? Куда вы её спрятали? » Кришна: «Что вы говорите? Вы же должны быть одеты! » Гопи: «Ты украл нашу амбару». Амбара означает: 1. одежда, 2. небо. Кришна: «Что это вы говорите? Как я мог украсть небо? Небо на своём месте! Как вы можете обвинять меня и моих друзей в воровстве? » Гопи: «Эй, Дамодар! Мы знаем твои фокусы. Ты можешь сделать так, что одежда прямо на глазах растворится в воздухе. Перед кем ты здесь устраиваешь это шоу? Здесь же нет зрителей! » Тут Кришна стал очень серьёзным и сказал своим друзьям-мальчикам: «Эй митра, друзья мои! Эти канья, девушки, вовсе не обнажённые. Я просто подшутил над ними, чтобы все поняли, насколько они хитры. Они делают вид, что они благочестивы и религиозны, но на самом деле они очень хитры и нечестивы. Знаете, почему? Я каждый день ходил в лес пасти телят и играть с друзьями. Во время игр я иногда терял свою питамбару, мой золотой искрящийся шарф. Я искал его по всему лесу, но никак не мог найти. И что же я обнаружил в конце концов? Эти гопи родились в бедных семьях, и они гуляют по лесу в надежде найти потерянные мною украшения. Однажды одна гопи нашла мою питамбару и воскликнула: «Какая замечательная вещица! Это – как раз то, что мне нужно! » Но другая гопи подбежала и выхватила мою питамбару из её рук, крича: «Нет, она мне больше подойдёт! » Таким образом они украли у меня уже так много питамбар! И, скрывая следы своих преступлений, они сейчас вынуждены прятаться в воде Ямуны! » Затем, обращаясь к гопи, Кришна сказал: «Я точно знаю, что каждая из вас своровала у меня по питамбаре! Сквозь воду я вижу их сияние на ваших телах! Немедленно выходите! Выходите на берег с поднятыми руками и верните мне всё, что вы у меня украли! » Гопи не смели встать в полный рост и выполнить приказание Кришны. Но, пряча свои тела под водой, они приблизились к берегу. Ни у одной из гопи не хватало смелости выйти на берег. Они были очень взволнованы и подумали: «Что же нам придумать, чтобы получить обратно наши одежды? » Тогда гопи обратились к четырём малышам – Даму, Судаму, Васудаму и Кинкини. «Малыши! Что вы сидите, словно статуи! Не бойтесь! Давайте поговорим! » Гопи вопросительно посмотрели на малышей. Увидев, что они привлекли к себе внимание мальчиков, гопи стали громко говорить друг с другом, чтобы мальчики их услышали: «Эй, сакхи! Давайте стащим этих малышей в воду, пусть холодная вода тоже доставит им удовольствие! » Потом одна из гопи повернулась к мальчикам и сказала: «Послушайте! Мы знаем, что под руководством своего гуру вы овладели искусством воровства. Теперь вы – искусные воры! Но знайте, что по милости Катьяяни-деви мы все вместе можем затащить в воду вашего гуру. А затащить в воду таких малышей, как вы, для нас вообще не составит никакого труда! » Гопи пытались напугать мальчиков. Их план состоял в том, чтобы мальчики, испугавшись, отдали им одежду. Заметив, что малыши не на шутку испугались, гопи очень обрадовались. Малыши начали спускаться с деревьев. Гопи обрадовались, что всё идёт по плану. Но, как только мальчики коснулись земли, они быстро подбежали к дереву кадамба, на котором сидел Кришна, и взобрались на него. Это называется гуру-ништха. Кришна засмеялся и сказал: «О, как это удивительно! На людях вы, гопи, ведете себя, как добропорядочные благочестивые девушки, а на самом деле у вас такое большое ложное эго! »
ПРАНАЯ ГИТА Часть 15 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы