Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Год. Монастырь Рождества Богородицы во Владимире.Стр 1 из 70Следующая ⇒
Натура. Интерьер. Келья монаха. Монах: Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Я, многогрешный, , осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал апостол: « В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя пророк: « Так говорит Господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его. И рождение его не случайно было, но Божиим Промыслом предопределено. Ибо родился он тогда, когда не над одной Русью, но надо всем миром нависла грозная и неодолимая беда, коей чтобы противостоять в этот грозный час, Бог и призвал в этот мир на спасение Руси героя, святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
Титр: В лето 1220-е от Рождества Христова началось нашествие монгольских орд под водительством хана Темучина, прозванного Чингисханом. И это нашествие, великое и неудержимое, поглотило многие царства, города и земли. Титр поднимается в верхнюю часть экрана, при движении буквы вспыхивают огнём.
Сцена- 2/а: На горящем фоне багрового неба мчится, охватывая необъятный горизонт, несметное войско монголов. Реально ощущается, передаваясь зрителю, нарастающая дрожь земли.
Сцена- 2/б: На титрах фильма видим взятые с боями и сожжённые города Китая вместе с Пекином.
Сцена- 2/в: Продолжают появляться на титрах покорённые и разрушенные города Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана – полностью разрушены знаменитые города Востока, как Бухара, Самарканд, Ходжент, Ургенч, Отрар.
Взяты и разрушены города Азербайджана, Армении, Грузии, ворвались в Крым и захватили Судак.
В степях Причерноморья, разбиты аланы(осетины) и кипчаки(половцы).
-Грузинский царь Георгий Лаша попытался атаковать их и был уничтожен со всем своим войском.
Видим пленных проводников, указывающих монголам путь через Дарьяльское ущелье.
Продолжение титров фильма
Сцена- 2/г: Тёмный горизонт начинает зримо дрожать, и неясный гул, усиливаясь, всё нарастает и нарастает. Над горизонтом появляется волнообразная чёрная линия, в которой лишь угадываются очертания несметной движущейся человеческой массы.
3 Объект Год. Богатый город Хорезм. Столица процветающего Хорезмского султаната султана Мухаммеда II. Дворец султана. Натура. Декорации. Улицы восточного города. Сцена- 3/а: По ним стремительно проносятся всадники. Редкие прохожие, торговцы с корзинами лепёшек или фруктов, поспешно жмутся к стенам, уступая скачущим дорогу.
Дворец султана. Сцена- 3/б: Султан Мухаммед сидит на краю отделанного мрамором бассейна и забавляется с юной наложницей: держа в руке гроздь винограда, то окунает сочные ягоды в воду, то подносит к лицу девушки, которая по одной откусывает их и, смеясь, съедает.
Гонцы стремительно входят в зал, бряцая оружием и доспехами и заставляя султана резко обернуться:
- В чём дело? – жёстко спрашивает повелитель. – Мешать мне было обязательно?
Гонцы почти одновременно преклоняют колена. Один из них, приложив руку к сердцу, восклицает:
- О, божественный повелитель Хорезма, солнце правоверных, великий султан Мухаммед! Выслушай и решай: стоило ли ради этой вести нам скакать трое суток, почти не отдыхая, а тебе прервать твой священный отдых…
- Я слушаю! – Уже с меньшим раздражением бросает султан.
- Великие и беспощадные полчища монголов движутся к границам твоего султаната.
- Это те самые, кого зовут монголами? – Хмурится Мухаммед. – Но мне доносили, что они направили свои орды на Китай.
Старший из гонцов отвечает:
- Они захватили Китай. Взяли Пекин. И всё пространство с лесами и степями, что простирается за Китаем, тоже уже под их властью. И теперь их орды надвигаются на нас. Искусные китайские мастера изготовили для них метательные машины, чтобы огненными камнями разбивать чужие укрепления, они гонят с собою толпы пленных, которые тащат оружие, их скарб, запасы съестного. А позади катят их обозы с женщинами и детьми. Они хотят захватить и заселить и наши земли, и все, что находятся за нами… Ещё никто не смог противостоять их натиску.
Помрачнев, султан встаёт, бросает виноград в воду.
- В скольких переходах они от наших границ?
Ещё один из гонцов отвечает, переглянувшись с остальными, отвечает:
Они уже в трёх переходах от Бухары. Эмир Бухарский собрал всё своё войско. Но монголов в разы больше, о великий султан!
Мухаммед делает шаг к гонцам. Его лицо окончательно темнеет.
- Всех мулюков ко мне! Чтобы через час все были здесь! И послать вестников во все пределы султаната. Мне нужно войско, какого ещё не собиралось!
Сцена- 3/в: Стены и укрепления восточного города. На них надвигается масса монгольского войска. Движутся камнеметательные машины, которые тащат впряжённые в них пленные. Они же тащат десятки осадных лестниц.
Титр: Бухара. Над стенами трубит рог. Раздаётся крик: «Монголы! Все на стену! » Но орда уже обступает город. Лестницы вырастают вокруг стен, по ним карабкаются татарские воины. Другие бьют тараном в городские ворота, укрываясь щитами от стрел, которыми осыпают их защитники города. На стенах закипает битва. Бухарцы сражаются отважно, но врагов неизмеримо больше. Вот они уже ссыпаются вниз, заполняют улицы. Не выдерживают и ворота – створки, треснув, рушатся, поток завоевателей врывается внутрь, размётывая всё и всех на своём пути. В кровавом месиве схватки кто-то из защитников ещё пытается сражаться, но уже лишь ради того, чтобы погибнуть, а не оказаться в страшном плену…
Сцена- 3/г: Самарканд. От дворца эмира движется отряд воинов во главе с самим эмиром. Они идут к городским стенам. Титр: Самарканд. Навстречу эмиру выбегают двое воинов, оба задыхаются от долгого бега:
- Великий эмир! – Один из них падает на колени, кланяется. Другой, чуть помедлив следует его примеру. – Великий эмир Самарканда! Монголы уже подошли к нашим стенам! Они предлагают всем сдаться и тогда обещают милость…
Эмир смеётся: - Мне рассказывали, как поступают они с теми, кто им сдаётся! Лучше не оставаться в живых… Вперёд! И да поможет нам Аллах!
Сцена- 3/д: Сражение на стенах Самарканда. В какой-то момент кажется, что защитникам города вот-вот удастся сбросить со стен нападающих. Таранщики не могут одолеть ворота, более крепкие, чем ворота Бухары. И тогда, повинуясь взмаху руки одного из командиров, нападающие начинают обстреливать ворота и стены из камнемётных машин. Падают убитые камнями люди, створки ворот трещат, разваливаются. Вылетают и камни из прочной кладки стен.
Спустя некоторое время толпы захватчиков втекают в город. Сверху видна стена, вся заваленная окровавленными телами. Алеющее закатом небо в тёмных точках слетающихся отовсюду хищных птиц.
Сцена- 3/е: Орда, всё с тем же непреклонным напором движется по плодородным долинам Передней Азии. Кони топчут вспаханные и засеянные поля, обозные телеги цепляются за стволы фруктовых деревьев и ломают их.
Захватчики накатывают на стены города Ургенча, окружают их.
Титр: Ургенч. По улицам города толпами бегут люди. Все ищут, куда укрыться. Стоя на плоской крыше своего дома какой-то старик в развевающемся халате кричит толпе:
- Жители города Ургенча! Войско Чингисхана непобедимо! Сдадимся ему! Сдадимся, и нас, возможно, не тронут!
Молодой воин идёт мимо дома, таща за собой молодую женщину, свою жену. Поднимая голову, отвечает старику: - Тебя, пень трухлявый, и впрямь могут не тронуть… Раб из тебя никудышный – ни использовать, ни продать… Несколько дней назад монголам сдался город Ходжент. Эмир просил не трогать его семью – сам ведь сдался. За это ему отрубили голову, а его жён и детей угнали за собой. Как и всех пригодных для работы мужчин и всех женщин от пяти до тридцати лет. Кстати, многих стариков и старух поубивали. Оказали милость: город-то остался разрушенным, без припасов. Как в нём выжить тем, кого не убили? Иди, сдавайся!
Старик всё ещё что-то кричит. Воин, между тем, подтаскивает жену к винодельне и силой впихивает в один из врытых в землю пустых кувшинов. Женщина кричит, плачет и отбивается, но он прикрикивает:
- Лезь туда и сиди, пока битва не закончится! Может быть, тебя не найдут! В тебе – мой ребёнок, я хочу, чтобы ты и он выжили и не попали в рабство!
В это время на стенах города уже закипает сражение. Воин, прятавший свою жену, присоединяется к защитникам стен и вскоре падает вниз, пронзённый копьём. Крупно – его лицо и застывшие глаза.
По пустым улицам павшего Ургенча скачут с воплями и криками захватчики. Один из них, шутки ради, стреляет из лука в того самого старика, что всё ещё стоит на стене, протягивает руки и продолжает что-то уже совершенно бессмысленно вопить. Стрела пронзает его насквозь, он падает лицом вперёд.
Сцена- 3/ё: Над степью, широко взмахивая крылами, летит орёл. Под ним открывается картина разорённых, частью сожжённых сёл, город с разрушенными стенами, с ещё лежащими кое где телами убитых. Вороньё, не успевшее закончить свой пир, кружит над улицами, но полет ворон куда ниже полёта орла.
Орёл летит дальше. Видит бесконечное движение гигантского монгольского войска. Воинов на мохноногих лошадях, вереницы пленных, что тащат скарб и боевые машины. Связанных вереницами полонянок, подростков, погоняющих отнятый у побеждённых скарб.
Движение ускоряется. Идущая орда кажется бесконечной и мелькает, и мелькает внизу, будто даже орлу не пролететь так много.
Но вот внизу показываются дома, сложенные из серого известняка, стены и кресты монастыря. Потом вор птицы как будто спускается вниз, и открывается мирная картина: монахи в подрясниках, тащат корзинами виноград, другие давят его, по деревянным желобкам сок стекает в чаны. Звучит, будто доносясь издали, церковное пение.
Сцена- 3/ж: Мимо монастырских стен едут несколько всадников, облачённых в боевые доспехи. Среди них – царь Грузии Георгий Лаша. Проезжая, всадники крестятся на храм. Титр: Грузия. 1222год. Царь Георгий оборачивается к своим спутникам и спрашивает:
- Так что доносят разведчики? Далеко ли от наших пределов монгольская орда?
- Близко, царь Георгий! – Отвечает один из грузин. – И, кажется, противостоять им действительно почти невозможно. Они уже захватили Нахичевань и другие города Азербайджана, взяли Армению, а отвага и упорство армян в сражении тебе известны…
Царь усмехается:
- Но армяне не упрямее нас, грузин! Сдаваться Чингисхану мы не будем, братья! Не пристало христианам просить милости у кровожадных язычников. Я хочу выставить против них самое большое войско, какое мы только сумеем собрать! И мы не будем прятаться за городскими стенами, мы дадим монголам открытый бой! Возможно, именно этого они и боятся.
Сцена- 3/з: Широкая долина в Грузии. Войско царя Георгия, выстроившись в боевом порядке, ожидает противника. Звучит рог. По флангам выдвигаются отряды конницы. В конце долины отвечает мощный рокот барабанов и, громадная орда, явившись будто ниоткуда, потоком движется на грузин. В громовом гуле надвигающегося неизбежного столкновения, едва слышен призывный крик царя Георгия: - За Грузию! Братья! За мной! Кипит сражение. Царь бьётся в первых рядах, грудь в грудь сшибается с могучими татарскими воинами, но, в конце концов, его окружают, и он падает, изрубленный, на Залитую кровью землю.
Грузинское войско, смятое и разбросанное по полю, обращается в бегство. Татары катятся волной, преследуя побеждённых.
Широко расстилается степь, окрашенная закатом в тёмно-багровые тона. Более ярким, но тоже багрово-алым куполом возносится над степью небо. Верховья Кубани монголы разорили аланов. Отнимали у аланов пищу, угоняли лошадей и другой скот. Аланы в ужасе бежали, куда попало.
Сцена- 3/и: Снова степь. Почти такой же, как в начале, багряный закат заливает половецкое стойбище. Большой шатёр половецкого хана Котяна стоит с откинутым пологом. Хан ходит вокруг своего шатра широкими шагами, временами в сердцах взмахивая плёткой, то и дело попадая ею по своим же сапогам. Несколько человек приближённых к нему половцев остаются в шатре и ждут, когда он успокоится и вернётся к прерванному разговору.
Наконец, хан входит в шатёр и обращается к остальным:
- Ну, и что вы молчите? Что нам делать? Чингисхан не остановится! Он уже у нас в тылу! Наверняка собирается идти дальше. Взять наши земли, а потом… А, какая разница, чего он захочет потом? Нам как быть, а? До сих пор орда не знала поражений!
Один из половцев осторожно замечает:
- До сих пор татары имели дело с народами, у которых есть организованные войска. Скажем, на каждую тысячу людей по сотне воинов. И то много! По пятьдесят. У нас, половцев, все мужчины – воины. И половецкое войско – это мы все! Орда на орду… И, как знать, чья сила возьмёт верх?
- А, в самом деле? – Подхватывает другой. – Если мы сазу покажем нашу силу, то, может быть, татары, или монголы, или как их там… может, они предпочтут с нами договориться, а не воевать? Котян вновь делает по несколько шагов в ту и другую сторону, потом резко поворачивается:
- Не надо делать из меня дурака! Я знаю, кто и как пытался показать Чингисхану силу… Кажется, последними были аланы. Их воинское искусство и бесстрашие известны всем. Грузинские цари всегда нанимают себе на службу аланскую конницу, потому что надёжнее её нет. Но эти самые аланы недавно бежали от татар сломя голову! Потому что они сильнее в несколько раз. И у меня нет никакого желания проверять, насколько они сильнее, чем мы!
Один из половцев решается прервать гневную речь хана:
- Но, Котян! Если мы отступим перед ними, то куда? Сам же сказал: они у нас в тылу. А перед нами – владения русских князей. Не к ним же бежать7?
- Вот именно! – Плеть Котяна вновь яростно обрушивается на его сапоги. – Это последняя наша надежда. Нужно просить помощи у русских. Именно потому, что вслед за нами татары придут к ним тоже. Нужно предложить им военный договор. Чтобы мы вместе выступили против Чингисхана и его орды. Если могучие рати русских князей выступят на нашей стороне, тогда и впрямь возможен перевес сил на нашу сторону.
Половцы переглядываются, пожимают плечами:
- Нам воевать за русских? А не будет ли так только хуже?
Котян усмехается:
- Мне важно убедить русских вступить в войну на нашей стороне. А там у нас появится время… И мы посмотрим, на чьей стороне окажется сила, и чью сторону при самом плохом раскладе стоит принять… (Снова взмах плети) Срочно посылаю посольство к князю Мстиславу Киевскому. Думаю, он слышал о походе Чингисхана и должен понять, что опасность угрожает не только нам. Завтра же отправляю посольство!
Титры: «СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР»
1233-й год.
4 Объект |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы