Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Причины внутреннего конфликта Гамлета.



Гамлет – один из самых сложных и таинственных персонажей мировой литературы. В чем же заключается загадка различных аспектов его личности и мировоззрения?

Перед человеком, мужественно переносившим смерть горячо любимого отца, постепенно открывался путь к осознанию своего одиночества, что автоматически изменяло степень его проникновения в малодоступную для него до определенного времени сторону жизни, обращение к внешней ее стороне уступало приобщению к ее внутренней составляющей. Влияние изменений, возникающих в результате потери близкого человека, приводит к появлению определенных вопросов, в которых содержится попытка рационализации причины происходящего либо обдумывания возможных последствий этих перемен, что приводит к углубленности во внутренний мир. Только посредством богатой внутренней жизни человек способен проникнуть в суть волнующих его вещей при последующем понимании сущности бытия. Гамлет будто достигает максимальной степени осознания самого себя, путь же к самосознанию лежит через понимание собственного одиночества. Перед героем раскрывается мир во всей полноте проявления его темной стороны, содержащейся в человеческой глупости, лжи, притворстве и духовной слабости (Когда я стал судить трезвей, число людей далеких возросло вдвое).[1] При осуществлении попыток борьбы с истинным порядком вещей Гамлет сталкивается с собственным бессилием и осознанием присутствия в себе тех ненавистных черт, присущих окружающим его людям и человеческой природе в целом.

В результате раскрытия предательства родных людей и осведомленности об истинной участи своего отца ( Когда любимые, ближайшие, родные в доверчиво подставленное сердце вонзят отравой смазанный кинжал - нет хуже злодеяния на свете) Гамлет окончательно теряет связь с прежней жизнью, самоуглубление, в свою очередь, выступает лекарством, помощь которого может проявиться в достижении смирения, что в случае данного персонажа не могло произойти. Утрата прошлого, насыщавшего ощущением счастья через создание атмосферы любви, заботы и отсутствия нужды в материальных средствах, была причиной разлада с

окружающим миром и с самим собой. Лишение собственных иллюзий может привести к потере ориентации в жизни, к лишению ее смысла, невозможности найти способ двигаться дальше, отрешенности от привычных дел и значимых когда-то людей. Жить, не питая иллюзий, способен только мужественный человек, понимающий всю тяжесть земной жизни и привыкший справляться со своими испытаниями через духовную силу и смирение. Гамлет же относился к людям с глубоким умом, но духовно слабым.

Наиболее существенно подобные изменения сказываются на деформации личных отношений. Одним из самых неопределенных является ответ на вопрос о чувствах Гамлета к Офелии. Любил ли он ее? Да любил. Он видел в этой девушке чистоту своей матери, что едва ли не являлось основой привязанности к Офелии. Но после того, как он узнал, что она вступила в кровосмесительную связь с убийцей его отца, чувства к матери и к своей возлюбленной превратились в прах. В его сознании создался образ человека, способного отравить свою душу, поддавшись влиянию страстей. Если бы она была для него простым увлечением, он бы отказался от нее сразу, без выяснения отношений и обращения к ее мнимым изъянам, которые он переносил на Офелию от своей матери, что является подтверждением их сходства в сознании Гамлета. Обращение к ее красоте и добродетели выявляют те качества, которые были наиболее ценными для Гамлета, что делало невыносимой их потерю. (Ха-ха! Вы добродетельны?               Вы красивы? Если вы добродетельны и красивы, ваша добродетель не должна допускать собеседований с вашей красотой. Власть красоты скорее преобразит добродетель из того, что она есть, в сводню, нежели сила добродетели превратит красоту в свое подобие; некогда это было парадоксом, но наш век это доказывает. Я вас любил когда-то).

Слова о любви у гроба Офелии также являются подтверждением большой привязанности. К подобному выводу можно прийти даже исходя из неприемлемости лжи для Гамлета. Этот жест был искренним, но Офелия умерла для него еще до смерти физического тела, что являлось причиной быстрого отхода от этой потери (возможно ли потеряв и не обретая вновь потерять еще раз? ).

Призыв же уйти в монастырь был ничем иным как осознанием собственной грязи и слабости, видения и неприятия этого в себе. ( Уйди в монастырь; к чему тебе плодить грешников? Сам я скорее честен; и все же

2

я мог бы обвинить себя в таких вещах, что лучше бы моя мать не родила меня на свет; я очень горд, мстителен, честолюбив; к моим услугам столько прегрешений, что мне не хватает мыслей, чтобы о них подумать, воображения, чтобы придать им облик, и времени, чтобы их совершить. К чему таким молодцам, как я, пресмыкаться между небом и землей? Все мы - отпетые плуты, никому из нас не верь. Ступай в монастырь). И он когда-то был прекрасным, чистым ребенком, но столкнувшись с переживанием столь сильной боли, он увидел в себе слабое чудовище, неспособное бороться с собственными страстями, сложившейся ситуацией и незаживающими ранами. Он считал, что было бы лучше, если бы он не родился. Зачем обрекать дитя на страдания, являющиеся основой земной жизни (Быть или не быть – вот в чем вопрос).

Разговор Гамлета с матерью в наибольшей степени приближается к видению корня страданий Гамлета, ведь чистота его матери наряду с любовью обоих его родителей была основой его счастья. (Сын, твой отец тобой обижен тяжко. Мать, мой отец обижен вами тяжко. Не отвечайте праздным языком. Не вопрошайте грешным языком.    Ты мне глаза направил прямо в душу, И в ней я вижу столько черных пятен, Что их ничем не вывести).

Но, возможно, самым болезненным для Гамлета осознание того, что в желании мести за убийство отца, он сам уподобляется этому человеку, что было невыносимей самого факта убийства.

Это история человека, увидевшего свою душу, слабую, жалкую, ядовитую. При отсутствии силы духа и эволюции души, очищения через перенесенные испытания, он был обречен на скорый уход.

 

Характер и темперамент

Характер и темперамент – два определяющих критерия человеческой личности. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека. Он формируется на основе темперамента, так как последний - более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Темперамент влияет на формирование характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.

Наиболее полно раскрыть особенности характера и темперамента, проанализировать взаимодействие этих понятий можно на примере главного героя романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дориан Грей – юноша, наделённый необычайной красотой. Попадая под влияние идей, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. Именно ужасные изменения портрета отображали этапы морального самоуничтожения, наблюдение за которым стало смыслом жизни Дориана Грея.

Попробуем определить основные психологические закономерности, которые определяют характер и темперамент Дориана Грея. Герой романа постоянно (сознательно или невольно) приносит несчастья и страдания другим людям, разрушает их, даже собственноручно убивает кое-кого из них. В конце концов, он становится источником страданий почти для всех людей, с которыми его сводит судьба, своеобразным олицетворением ужасов в жизни многих безвинных героев.

Писатель дает возможность читателю увидеть родительные истоки Дориана Грея как человека. Для этого подается «история рода» в виде знакомства Дориана с портретами предков. Конечно, эту «портретную галерею» представлено неслучайно: портрет Дориана Грея занимает в ней свое место, его появление подготовлено рядом портретов предков героя, с каждым из которых (и портретов, и предков) у него есть бесспорная, иногда прямая, иногда опосредствованная связь. Этот эпизод делает акцент на особенностях темперамента героя.

Для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира такого неоднозначного и противоречивого героя, как Дориан Грей, следует обратиться к фильму, снятому на основе одноименного произведения Оскара Уайльда.

В самом начале фильма зритель наблюдает путь деградации личности без промежуточных звеньев, режиссер контрастно сопоставляет образ хладнокровного убийцы с образом невинного юноши, приехавшего в малознакомый город. Добрая, естественная улыбка, извинения в адрес прохожих, робкие, невнятные ответы говорят о стеснительности, обходительности и осторожности этого юноши, трудности в адаптации к новым условиям. Придя в дом своего детства, он остается наедине с собой, со своими мыслями по поводу тяжелого прошлого, подходит к старому фортепиано он выступает на вечере классической музыки в благотворительном фонде помощи сиротам. Во время первого выхода в свет герой, в сопровождении художника Бэзила Холлуорда, держал руки скрещенными внизу, либо прятал их в карманы, сопровождая свои неловкие движения легкой улыбкой. В поведении героя наблюдается замедленность движений, сдержанность моторики и речи (что характерно для меланхолика). Его переживания выдавали в нем чувство неуверенности, он явно не чувствовал себя своим на этом мероприятии. С первой встречи с лордом Генри, Дориан Грей показывает себя человеком внушаемым, легко поддающегося чужому влиянию (в этом проявляется возможная неразвитость способности к интроспекции).

Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевого выражения. Данные характеристики указывают на проявления меланхолического типа темперамента, за исключением последней. Меланхолик, как правило, предрасположен к глубокому самоанализу, благодаря чему может противостоять влиянию, не соответствующему его собственным убеждениям, несмотря на впечатлительность и внушаемость. Данная особенность указывает на смешанный тип темперамента Дориана.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность и характер этого героя позволяют фрагменты из воспоминаний. Дориан оказывается в старом, темном помещении, его охватывает чувство страха при воспоминаниях о Келси, отце его матери, который бил его в детстве, загоняя в угол этого подвала. Мы видим маленького мальчика, содрогающегося и прячущегося от одного лишь звука собственного имени, исходящего из уст этого человека. Безусловно, эти события нанесли глубокий отпечаток на мироощущение Дориана, были причиной психологических травм, которые мешали ему в дальнейшем быть самим собой и стали предпосылкой отхода от правильного пути.

При неблагоприятных условиях, подобных тем, которые были в жизни Дориана, у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость, застенчивость и нерешительность.

Во время одного из разговоров с Дорианом, лорд Генри сказал: «Ничего постыдного в удовольствиях нет. А общество требует добродетель, но добродетель редко счастлива. Вы же хотите быть добродетельным и счастливым». Но ведь за все это придется платить, я имею в виду воздействие на душу, - неуверенно ответил Дориан. Воздействие на душу? Лорд Генри выпил и сказал: « Этим глотком я только что распял свою душу на каменном одре». Бэзил Холлуорд, также принимавший участие в этом разговоре, делал тщетные попытки прервать столь циничные размышления, но у Дориана были достаточно серьезные внутренние мотивы для того, чтобы примкнуть к мнению Генри.

Лорд Генри был приверженцем гедонизма. Гедонизм – этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Путь к счастью, по мнению гедонистов, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни находится именно в получении физического удовольствия. Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от нежелания и отвращений. Целью в данном случае является не самоудовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Неудивительно, что Дориан прислушивался к советам лорда Генри, ведь он предложил легчайший путь избавления от страданий.

Постепенно в характере Дориана Грея появляется более сильная эмоциональная сдержанность и циничность, что свойственно для неразвитого флегматического типа темперамента. Начинает прогрессировать безучастность к окружающим. Флегматик внешне скуп на проявление эмоций и чувств, в случае Дориана это перерастает в бесчувственность. На вопрос о том, продал бы он душу за вечную молодость, Дориан ответил согласием, что является показателем постепенного отступления от морали и нравственности.

Но в реакции на известие от отца его любимой Сибил Вэйн вновь проявляется меланхолический тип темперамента. Во время рассказа о смерти девушки он в мельчайших деталях представлял ее бездыханное тело, его лицо исказило ощущение сильной боли. Далее разворачивается типичная для меланхолика линия поведения, характеризующаяся стрессовым состоянием, сильным проявлением эмоций, растерянностью и ощущением безысходности. Он осознавал свою виновность в смерти Сибил. Его слезы были показателем впадения в отчаяние. Состояние после произошедшего характеризуется заторможенностью (взгляд в одну точку), продолжающейся длительный промежуток времени. На ум ему приходили слова Келси о том, что он превращает любовь в смерть (сначала его мать, умершая при родах, потом Сибил). Образы Келси, преследующие Дориана, в очередной раз указывают на такие черты характера, как чувствительность и впечатлительность. Это состояние можно считать последним проблеском человечности в Дориане в течение долгого периода.

Наиболее интересным является не столько это событие, сколько его последствия. Будто Дориан нашел что-то наподобие выключателя, некий рычаг, позволяющий избавиться от лишних чувств. В книге и в фильме этот «выключатель человечности» появляется в виде внешнего проявления, конкретного, осязаемого предмета – портрета Дориана Грея.

Автор в мистическом варианте отразил вполне возможное состояние человеческой психики. Портрет, принимающий на себя душевные и физические раны героя, можно считать аналогом этого внутреннего выключателя, который может сработать в тяжелый для человека момент как защитная реакция на раздражитель в виде сильных страданий.

Примечательно, что это состояние в некотором смысле имеет сходство с апатией. Апатия - философское понятие, обозначающее, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Но в данном случае герой не отрешается от страстей, а идет у них на поводу.

Дальнейшую жизнь Дориан Грей посвящает развлечениям и разврату. Эгоистическая жажда наслаждений оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Показателем моральной деградации героя, является убийство его друга, художника Бэзила Холлуорда. Лишь в момент очередного столкновения со смертью во взгляде Дориана прослеживается тревога, но переживания вновь передаются двойнику на портрете и последующие действия разворачиваются по схеме жестокости и безразличия.

Вернувшись в Лондон через 20 лет, Дориан проявляет себя как циник, находящий лаконичный и материалистичный ответ на любой вопрос, касающийся нравственных и духовных ценностей. Религия, по мнению героя, лишь суррогат веры, искусство – болезнь, любовь – иллюзия.

Но очередная вспышка воспоминаний, чувства к дочери лорда Генри Эмили открывают нам прежнего Дориана, хотя и лишенного природной чистоты, но с приобретенным чувством раскаяния. Это проявляется в мучительных видениях (образ мертвой девушки, кровь на руках и т. д.) Герой даже решается исповедоваться. Он говорит священнику о том, что видел свою душу, описывает ее как гнилую и ядовитую, просит у него помощи. Вскоре он просит прощения у сумасшедшего отца умершей девушки, лишается чувств попытке рассказать Эмили правду о себе. В данном случае мы наблюдаем процесс возрождения человека как личности.

Впоследствии Дориан уничтожает свой зловещий портрет и погибает вместе с ним. Дориан хотел начать все сначала, и у него это получилось. В конце фильма мы видим все тот же портрет, но в первозданном состоянии, это портрет настоящего Дориана Грея.

Эта история о человеке, поборовшем самого себя, избавившемся от следов влияния негативных сторон жизни.

Итак, для героя произведения Оскара Уайльда наиболее характерны два типа темперамента: меланхолический и флегматический. Оба типа проявляются в крайних отрицательных формах.

 В развитии Дориана Грея как личности решающую роль сыграла не наследственность, запечатленная в галерее портретов родственников, а негативное влияние, неблагоприятные условия для развития положительных черт темперамента и характера.

Дориан Грей – фигура двойственная. В нём сочетаются тонкий эстет и даже романтик и порочный, безжалостный преступник. Двойственность эта заключается в сочетании природной чистоты, обусловленной чертами меланхолического темперамента и холодной жестокости, развившейся под воздействием неразвитого флегматического типа.

Выше упомянутый выключатель, своего рода барьер, граница перехода, обозначающая преобладание определенного типа темперамента(в одном случае флегматического, в другом снова меланхолического.

В связи с неблагоприятными условиями для развития личности в детском возрасте наблюдается доминирование отрицательных черт характера и темперамента. У меланхолика — замкнутость и застенчивость, у флегматика — безразличие к людям и сухость. Именно социальный фактор сыграл значительную роль в формировании этих черт характера при взаимодействии с типом темперамента. Слабый тип нервной системы, шаткая основа внутреннего развития личности, психологическое давление в период детства Дориана можно считать основными причинами неспособности противостоять пагубному влиянию философии лорда Генри и последующей деградации личности. Застенчивость Дориана, наблюдавшаяся в юношеские годы, переродилась в проявление циничности, безразличия и хладнокровия.

Таким образом, мы можем определить основное качество личности Дориана Грея. Это постоянная борьба характера и темперамента, врожденного и приобретенного в процессе социализации.

2013г.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь