Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дориан Грей и Джен Эйр. Характер и жизненный путь человека.



Порой мы обнаруживаем сложности в определении того, заложенные ли изначально человеческие качества или сформированные в период взросления и юности предопределяют характер выбора относительно определенных малозначительных вещей, так и выбора, связанного с такой глобальной составляющей человеческого существования, как жизненный путь. Иногда жизнь открывает перед нашим взором определенные показательные ситуации, которые заставляют задуматься над некоторыми житейскими вопросами. Почему люди, при сходных между собой условиях, склонны к диаметрально противоположным выводам и выборам? Почему при одинаково тяжелых обстоятельствах детства, накладывающих отпечаток на формирование характера и дальнейшей линии, своего рода траектории развития личности, пути людей начинают довольно ощутимо расходиться? Подобный контраст в личностном развитии представлен при сопоставлении таких литературных героев, как Джен Эйр и Дориан Грей. Казалось бы, нет ничего близкого между двумя противоположными натурами, между слабостями Дориана, ставшими символом и способом его существования, и внутренним стержнем простой гувернантки, но так ли это?

Джен Эйр – независимая молодая девушка, по воле судьбы оставшаяся без родителей и отданная на попечение ненавистной, ограниченной женщине, та, что усилием воли стала достойным человеком. Дориан Грей – юноша, пошедший на поводу у своих страстей, поддавшийся соблазнам, предоставленным жизнью, тот, кто ступил на путь порока и разврата. Но все же попытаемся обнаружить параллельные линии развития этих личностей.

Обоих персонажей на период их юности нельзя считать искушенными в делах житейских. Дориан, исходя из описания, был достаточно прост и чист, вернее его воспоминания были чисты, как отзывается о себе мистер Рочестер в романе Шарлотты Бронте. Джен Эйр жила в Ловудской школе как послушница и не покидала пределы приюта до восемнадцати лет. Оба воспитывались опекунами и имели с таковыми достаточно сложные взаимоотношения. В соответствии с киноверсией дед Дориана Келси бил мальчика по причине своей жестокости и грубости характера, считал его причиной смерти своей дочери и утверждал, что тот сеет смерть. Данных действий в отношении формирующейся личности было достаточно, чтобы заложить тягу к дурным наклонностям и подорвать психику ребенка. Джен Эйр не считалась равной тем детям, с которыми воспитывалась до десяти лет, она не была родным ребенком миссис Рид, та не выносила беспокойный и сильный характер девочки. Эта женщина заперла девочку в месте под названием «красная комната», где ее пугала зловещая обстановка и мерещился призрак умершего дяди, что привело ее к нервному срыву. Но если одного подобное несправедливое отношение сделало сильным, то другой был научен бояться и в прямом смысле лишаться чувств, в тот момент, когда они переполняют, что можно рассматривать как своего рода защитную реакцию от новых эмоциональных потрясений. Один был подавлен, другой выстоял. Со временем Джен Эйр обрела чувство собственного достоинства, чувство справедливости, самообладание, уверенность, которая не переросла в самоуверенность, так как человек знал свое место в этом мире. Дориан, напротив, погубил свою душу. У него с детства был сформирован навык быть подавляемым более сильной личностью, со своими собственными убеждениями, представлениями и восприятием. Именно поэтому он поддался воздействию лорда Генри, который навязал ему свою философию.

Конечно, в данном случае уместны и некоторые возражения. Ведь Джен Эйр дали возможность получить хорошее образование, возможно, объяснили смысл нравственных категорий, да и внешность девушки была такова, что ей не приходилось гордиться, чего нельзя сказать о Дориане. Он же наивно воспринял на веру слова лорда Генри и возвел свой в действительности прекрасный внешний вид в ранг объекта поклонения. Да, у Дориана Грея был повод для того, чтобы гордиться, но у него был и выбор, он мог противостоять этому соблазну, также и мог сопротивляться всем последующим искушениям. Но, к сожалению, в нем не было того, что позволило Джен Эйр ответить такому уважаемому, более взрослому, влиятельному, характерному человеку, как мистер Рочестер, на вопрос красив ли он словом «нет».

У Джен Эйр была способность противостоять обстоятельствам, чужим взглядам и мнениям, это было ее врожденным качеством, которое окрепло с годами под воздействием должного воспитания и превратило эту девушку в прекрасную, гармонично развитую личность. Возможно, Дориану Грею не хватало того же воспитания, оно бы могло скорректировать некоторые возможности его выбора, но сама основа уже сформировавшейся личности все же оставалась бы шаткой, в его характере не было той силы, что заставляло бы его спотыкаться всю свою жизнь.

Да, жизненный путь не выбирается и не формируется посредством одной лишь силы характера, но эта самая сила лежит в основе жизни человека. Дориан Грей и Джен Эйр были схожи в некоторых вещах, но различны в определяющей сфере. Не воля случая, среда или окружение сделали жизненные пути этих героев столь различными, а именно эта основообразующая деталь.

2015г.

МОИ СТАТЬИ

Выставка книжной иллюстрации из собрания издательства «ВИТА-НОВА»

«Мастер и ученики». Заслуженный художник России Яхнин О. Ю. и его ученики.

Книжная иллюстрация - это произведение книжной графики, способствующее восприятию литературного произведения. Иллюстрация является важным средством передачи эмоциональной составляющей произведения, а также визуального воплощения сюжета и героев книги.

Для издательства «Вита Нова» свойственно высокое качество обработки текстов, высокий уровень искусства оформления, сотрудничество с крупнейшими художниками-иллюстраторами. В собрании издательства «Вита Нова» почетное место занимают и произведения заслуженного художника России Яхнина Олега Юрьевича и его учеников.

Олег Яхнин – признанный мастер живописи, станковой и книжной графики, Член Правления Санкт-Петербургской организации Союза художников России с 1973 года, член-корреспондент Академии гуманитарных наук, награжден государственными премиями и дипломами.

На выставке книжной иллюстрации «УРАЛ-ГРАФО» при участии О. Ю. Яхнина и его учеников представлены произведения, исполненные в различных техниках печатной и станковой графики.

Книжные иллюстрации Олега Яхнина созданы в смешанной технике на основе повести К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Художник запечатлевает процесс рождения в воображении читателя образа описанного литературного героя. В его картинах осуществляются все стадии этого явления человеческого мышления и восприятия, выражающиеся в достижении эффекта фантомного, внезапно возникающего и постепенно разворачивающегося в человеческом сознании видения, оставляющего протяженный во времени след, стремящийся незаметно ускользнуть из памяти. Этот отпечаток оставляет наряду со смутным, искаженным несовершенством человеческой памяти обликом, чувство, рожденное тонкой взаимосвязью внутреннего мира писателя, читателя и художника, породившего плод сложных размышлений и эмоциональных переживаний. Образы, запечатленные в этих произведениях, выявляют стремление человека вернуть, вновь воспроизвести отчетливо промелькнувший в сознании образ. Созданные художником изображения сочетают в себе особенности человеческого сознания, когнитивных способностей и эмоциональной составляющей, что в совокупности воплощается в данных произведениях в качестве процесса сотворения в ходе сложного, многостепенного, бурного мыслительного потока постепенно материализующегося объекта.

В произведениях Олега Яхнина появляются лица людей, теряющихся в потоке времени, стремящихся выбраться из него посредством запечатления в человеческой памяти. Лица с неумолимым отпечатком времени, которое действует на человека непредсказуемым, но порой, вполне определенным образом. Это люди, чьи взгляды устремлены в будущее, которое становится оттого все белее туманным и ложным, ввергающим в подавленное отчаяние. Герои с неопределенным настоящим, растворяющимся в глубинах прошлого и меняющегося под влиянием сигналов из будущего. Все человеческое существо здесь разбивается о леденящую горечь одиночества и сломленной воли. Вся человеческая неповторимость становится не более чем краткой вспышкой в бесконечном потоке жизни и судеб, делающих людей одним целым при всей сложности взаимосвязей, лишенных внутренней целостности. Образы данных произведений представляют собой существа, отторгнутые временем, сжатые пространством, всей своей сущностью стремящиеся выйти за рамки, отягощающие столь сложную, но слабовольную натуру. В каждой из представленных работ прекрасно отражен смысл литературного произведения в визуальных и эмоциональных характеристиках его героев.

С большим мастерством выполнены книжные иллюстрации учеников О. Ю. Яхнина в технике станкового рисунка, шелкографии, торцовой ксилографии, литографии, акватинта и в смешанной технике.

Выразительностью образов отличаются иллюстрации Кристины Митрофановой в технике станкового рисунка на основе произведения А. Платонова «Котлован». Каждая из этих картин может рассматриваться в качестве достойного продолжения процесса постижения смысла человеческого существования, начатого Платоновым. Для персонажей иллюстраций характерна сухая сосредоточенность искаженных несправедливостью и беспощадным течением времени лиц, тяжесть, безжизненность рук, ставших таковыми под влиянием постоянного физического труда. Эффект болезненной надломленности образов достигается за счет введения в композицию плавного, размеренного, текучего и в тоже время прерывистого, схематичного ритма, что способствует выражению конфликта внешнего давления и внутренней тенденции к сопротивлению героев. Соотношение размеров персонажей с объемом воздушного пространства, его визуальная скованность и ограниченность является умелым приемом в целях воплощения идейной основы литературного произведения. Отсутствие стремительной смены событий повести, их схематичность находит отражение в замедленной динамике композиции, ее упрощенности и статичности. Пространство данных произведений сконцентрировано на одном, остановившемся временном отрезке, исключающем воспоминания о прошлом, несущее в себе обреченность на полное лишений настоящее в угоду утопическому и несбыточному будущему. Можно заключить, что в серии произведений Митрофановой Кристины мастерски выявлено истощение духовных сил народа под гнетом лишенной здравого смысла идеологии.

Органичным сочетанием буквенных символов с иллюстративным изображением в духе книжной миниатюры отличаются иллюстрации Аполлинарии Мишиной к евангелию от Марка. Работы выполнены в технике шелкографии с применением золочения. Данные произведения являют собой попытку создания гармоничной взаимосвязи евангельского текста с соответствующим изображением религиозного характера. Полупрозрачное покрытие страницы одним из основных цветов иконописи, возможно, является символической завесой, разделяющей мир земного бытия и таинственного, ирреального, скрытого от нас пространства. Введение же священного текста в мистическое пространство можно рассматривать в качестве визуального свидетельства происхождения этих слов.

Иллюстрации Инги Ростовой в технике торцовой ксилографии к произведению В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» отражают тонкое проникновение в духовную проблематику произведения. Удивительно точно найден образ Квазимодо. При помощи средств печатной графики художник достигает повествовательной близости к тексту. Посредством умелых композиционных приемов достигается эффект невероятно сильной связи этого литературного героя с архитектурой собора. Квазимодо выражает собой ни что иное, как олицетворение, порождение величественного собора Парижской Богоматери. Каждая сторона физической сущности героя и отчасти ментальных характеристик подчинена неразрывному единению с сакральным духом этого сооружения, что проявляется в зрительном сращивании силуэта Квазимодо с архитектурными элементами, делая его подобным основанию статуи горгульи, персонажу монументальной живописи, необходимым звеном для произведения колокольного звона. В каждом из этих изображений раскрываются различные аспекты его естества, существа, частично перенявшего от своего родного убежища функцию непоколебимого защитника, отличающегося духовной чистотой, физической силой и привязанностью к каждому углу своего несменного дома.

Впечатление недоступности, суровой отдаленности внешнего мира рождают иллюстрации Жанны Саитгалиевой в смешанной технике к произведению Дж. Кервуда «Песнь дикой собаки». Холодная цветовая гамма, особенности композиционного расположения объектов, небольшой масштаб персонажей на фоне необъятного зимнего неба сообщает об одиночестве каждого появившегося на свет создания, о его неспособности противостоять тому, что удерживает его под своей властью.

Иллюстрации Анастасии Зыкиной в технике шелкографии к произведению Д. Северихина «Митины сны» являют собой один из способов понимания природы сна человека и его взаимодействия с осознаваемой жизнью. Осязаемые и в то же время призрачные силуэты людей, глубоко проникающие и растворяющиеся в пространстве листа, напоминают след человека во времени, его вовлеченность в постоянство содержащейся в основах мироздания информации. Эти картины вновь обращают нас к вопросу, поставленному П. Кальдероном и некоторыми философами. Возможно, жизнь, которую мы считаем действительностью, всего лишь затянувшийся сон?

В иллюстрациях Леонида Строганова в технике литографии и акватинта с применением ручной раскраски отображается одухотворение неживой материи и увядание некогда цветущей. В этих произведениях находят отражение различные стороны существования материи, а также обнаруживается проникновение в сущность некоторых литературных персонажей. Работы «Куртизанка» и «Венецианский купец» обращают внимание зрителя к воспоминаниям и потаенным сторонам человеческой личности, «Античные фантазии» содежат раскрытие ткани мироздания через приобщение и художественное выражение образов античного мира. В основе каждой из этих работ лежит принцип иллюзорности, делающий тайное явным, очевидное же представляется невозможным. 

Принципы романтического двоемирия талантливо воплощены Мариной Вахлялиной в иллюстрациях в технике литографии к произведению Э. Гофмана «Золотой горшок». Особое внимание привлекают изображения главного героя произведения Ансельма, захваченного круговоротом удивительных, чудесных событий, связанных с проникновением в будничный, земной мир иной, фантастической реальности. С композиционным центром произведений неразрывно связана концентрация всех противодействующих сил, выраженных в подавлении стремления главного героя к свободе посредством порыва мистической стороны мироздания. Художник запечатлевает момент борьбы, в котором стрелка весов склоняется в неопределенную сторону, что сообщает о неясности исхода. Данную идейную основу прекрасно воплощает созданная Вахлялиной М. напряженная, захватывающая атмосфера, динамика которой усиливается под влиянием композиции, основанной на разнонаправленных диагоналях. Образы главных персонажей произведения предстают перед нами с неотразимой ясностью, исполненные безоглядной решимости и внутренней энергии.

Большим своеобразием отличаются работы Марины Колышкиной к произведению Л. Кэролла «Алиса в стране чудес». Новоявленная, завлекающая энергия персонажей и отличающаяся завораживающей новизной фантастическая атмосфера пронизывает каждый элемент этой серии произведений. Художник подобно Л. Кэроллу неординарным, сложным и весьма причудливым образом меняет и преобразует жизненные логические связи. С графической наглядностью выражается стремительно развивающееся зрелище, представляющее собой сочетание диковинных предметов, оригинальных, юмористически окрашенных персонажей, вовлекающее в бурный поток фантазии и творческой мысли. Очевидным также становится наличие тайного смысла в иллюзорной видимости хитросплетенной бессмыслицы, что говорит о возможном стремлении художника частично проникнуть в особенности прямодушного и правдивого детского восприятия, раскрывающего под слоем того разумного безрассудства, осложняющего человеческую жизнь, истинную суть вещей.

Для иллюстраций Олега Яхнина и его учеников характерно достаточно глубокое единство с текстом, идейно-художественное выражение скрытой сущности человека и внутренней сложности затронутых тем, эмоционально-художественная сложность сплетений и сочетаний пространственно-временных фрагментов. Также большое внимание привлекают различные вариации пластического преобразования формы через тонкое раскрытие художественных возможностей графической линии, от острых контрастных переходов до создания легкой дымчатой фактуры изображения. Примечательно и то, что Яхнин О. Ю. дает творческую свободу своим ученикам, позволяя им искать свой собственный стиль, открывать пути к художественному самовыражению и раскрывать различные грани своего таланта.

2014г.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь