Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психотерапевтические аспекты духовной практики
Здесь стоит также рассмотреть справедливость весьма грубых оценок последователей движения Рерихов как «рерихнувшихся». Проблема, на самом деле, стоит конечно намного шире: в какой степени психически нормальными являются все те, кто занимается теми или иными видами духовной практики? Часто встречающиеся мирские мнения, будто все религиозные люди — «чокнутые», в известной мере психически или умственно ущербные — глубоко ошибочные! На самом деле все наоборот, и здесь существуют не какие-то личные, субъективные оценки, но беспристрастные, глубоко обоснованные теоретически, критерии. Просто изумительная книга американского психиатра-профессионала — д-ра Самьюэля Сандвайса [459] — позволяет обосновать и выделить подлинные факторы и критерии психического и умственного здоровья. Д-р С. Сандвайс получил всестороннее атеистическое воспитание, и долгое время основным направлением его усилий было совершенствование профессионального своего мастерства. Он прекрасно видел и понимал, что существующие в психиатрии концепции и практика «излечения» не только не эффективны, но часто просто противоречат всяким принципам гуманизма. Фрейдизм, новейший психоанализ, гештальт-терапия и другие научные методы — все они, в лучшем случае, дают некоторое облегчение больным. Д-р Сандвайс как профессионал пришел к выводу о том, что современная психиатрическая наука, на деле, есть просто блуждание в потемках; объяснить что-то и дать на практике полное исцеление они не могут. Случилось так, что слухи о чудесах Бхагавана Шри Сатья-Саи и восторженное отношение к ним жены д-ра Сандвайса побудили его поехать в Индию, чтобы лично убедиться в непостижимых феноменах, объяснить которые не мог никакой ученый. Постепенно д-р Сандвайс стал приверженцем Бабы и, одновременно, ему стали проясняться…концептуальные основы общей теории психотерапии! Вывод, к которому пришел этот квалифицированный психиатр, оказался следующим: духовная (религиозная) практика является лучшим средством исцеления и профилактики всех видов психических и умственных расстройств! Вот краткое обоснование, лежащее в основе такого заключения. " …Психоанализ ставит своей задачей утверждение отдельности индивидуума, как сильной и жизнеспособной личности… помочь человеку понять свою самость… Постольку психоаналитик принципиально воздерживается от каких-либо суждений морального или этического порядка, в процессе психоанализа создается ситуация, при которой пациенту позволено фактически все, что помогает ему осознать и выразить ранее заблокированные эмоции, желания и устремления… Ориентация на духовные ценности приводит, в конечном итоге… к освобождению от рабского пресмыкания перед чувствами и к осознанию того факта, что наше подлинное естество стоит выше эмоций и неподвластно им… Что касается современного общества, то ему, без сомнения, пошли бы на пользу такие духовные упражнения, как контроль за потоком сознания, замедление и остановка мыслительного процесса в процессе медитации, отстранение от эмоциональных переживаний, регулирование и сознательное распределение заложенной в нас энергии. В плане социальном такая направленность безусловно привела бы к упрочению моральных принципов, к росту взаимного уважения и к повышению чувства ответственности… Что касается медитации, то здесь осознание своей роли стороннего наблюдателя и есть искомая цель… Медитация должна вывести человека за пределы его мыслительной и эмоциональной сфер, что даст ему возможность наблюдать свои мысли и чувства со стороны, не испытывая потребности быть сопричастным этим мыслям и чувствам т. е. отождествить себя с ними — Ю.К.… В психиатрии принято считать, что стремление вырваться из плена чувств — то есть разрушить ту сферу, которая, как полагают, является ведущей в жизни человека, — это попытка оградиться от реальности, что ведет, по существу, к подавлению или стиранию индивидуальных характеристик. Психиатры, в большинстве своем, не верят, что существует Абсолютный (Высший) субъект, или высший уровень сознания, лежащий за пределами дуализма. Они утверждают, что Бога выдумал человек и что вера во Всевышнего есть ничто иное, как защитный барьер, заслон от всякого рода эмоций и переживаний. Диаметрально противоположной позиции придерживаются те, кто стоит на пути духовного поиска. Они уверены, что привязанность к чувствам, эмоциям — это заслон, препятствующий осознанию своего подлинного естества… Религия предлагает жизненную философию, определенное отношение к вещам и ряд технических приемов, что — вместе взятое — помогает освободиться от власти чувств и эмоций." [459, с.24–32]. Д-р Сандвайс не знал, что еще примерно на 30 лет раньше Дион Форчун — английская оккультистка — выделила ту же самую мысль [578, с.26]: " Укротить диких зверей Эфеса т. е. умственно-психическую сферу — Ю.К.можно только жестким контролем разума и воображения. Эту уловку он (профессор Малькольм) открыл для себя много лет назад, и его всегда удивляло, что ни один коллега из психиатрического отделения до нее не додумался." Д-р Сандвайс приводит столь известный факт: большинство психиатрических отклонений связано именно с гипертрофированной животной реакцией или эмоцией . Например, секс-маньяк не может разотождествиться с идеей секса, мания преследования — гипертрофированный инстинкт самосохранения, синдромы воровства — преувеличенная жажда накопительства (запасов), и т. д. Любая религия позволяет практически осознать лишь внешнюю значимость для человека животных импульсов, но не абсолютную их ценность! Любая религия на деле позволяет человеку подняться выше своих минутных побуждений или искаженных эмоций! Поэтому любая религиозная практика — лучшее средство психотерапии, а Аватара — это Высший…психиатр!!! Д-р Фальгендра Синха [518] — индус, который никогда не был знаком с С. Сандвайсом, и, одновременно, не проявлял повышенного интереса ни к учению Сатья-Саи, ни к иным религиозным доктринам. Более того, он обнаружил значительные психотерапевтические эффекты лишь от самых простейших задержек дыхания (Пранаямы) и определенных упражнений в концентрации и медитации-с-воображением (Дхараны и Дхьяны), даже в течение 5-15 минут ежедневного выполнения! И, надо сказать, что д-р Синха брался за лечение с помощью простых методов Хатха-йоги и Раджа-йоги даже психиатрически обреченных людей, на 3-4-й стадии развития заболеваний, которых другие врачи считали безнадежными; он описывает множество случаев исцеления таких больных. Особое психотерапевтическое значение имеет развитие и культивация в себе чувства любви к Господу и людям. " …Любовь — это инструмент, помогающий и психотерапевту и пациенту подняться до осознания своей глубинной тождественности с Атманом (Высшим Единосущным) и своей, по сути, безграничности во времени и пространстве. Человек безусловно наделен способностью испытывать ту любовь, которая пронизывает и питает наш материальный мир. Психиатрия должна ставить своей целью осознание пациентами того факта, что любовь является высшей духовной реальностью, которая движет мирозданием; что богопочитание — это средство, помогающее раскрыть в себе тайники любви. Иными словами, психотерапия должна облегчать физические, эмоциональные и ментальные (умственные) страдания человека; она должна раскрепощать те сферы его существа, которые окостенели от многолетних страданий. Тогда — словно лотос, раскрывающий свои лепестки навстречу солнцу, чтобы скрепить свою связь с этим источником его жизни и красоты — человек откроется навстречу любви, станет впитывать в себя ее живительную энергию. По моему мнению, конечная цель психотерапии, совпадающая с конечной целью любого духовного вероучения, — это познание Бога (Атмана) при помощи любви." [459, с.110] К аналогичным выводам, кстати, независимо пришел и Джефри Лейтам [318], размышляя о психологии. Психотерапевтические эффекты, возникающие от регулярного выполнения даже самых примитивных упражнений Раджа-йоги подробно описал индийский д-р Фальгендра Синха [518], и эти целительные последствия элементарных классических медитаций имеют свое четкое обоснование [188; 639; 255–256]. Лично я ощутил немалые психотерапевтические эффекты книг Живой Этики в трудные для себя 1980-82 годы. Но изложенные отрывки из работы д-ра Сандвайса показывают, что Агни-Йога действует скорее как психоанализ, нежели как религиозная практика. Призывы — выше, дальше, больше! развивайтесь! — могут дать лишь временное облегчение; они вселяют надежду , в известной мере обращают человека внутрь себя, но побочным эффектом здесь часто является " зацикленность" на своей психической энергии, на своих эмоциях и мысленных состояниях. Религиозная практика ведет человека к устранению самих причин психических расстройств, выпалыванию тех семян-сорняков, которые могут затем принести столь опасные для «урожая» Кармы всходы! Это следует также из трудов Сами Бхактиведанты и самой практики движения «Харе-Кришна» [470–471; 475; 663; 461–463]. В православных традициях, дополнительно, издавна известна практика игнания бесов, применявшаяся как Самим Христом и св. Апостолами, так и подвижниками 19-20-х веков [47а; 456–458; 40; 44; и др.]. Однако, анализ Агни-Йоги можно провести по некоторым моментам даже с позиций современной психиатрической науки. Прежде всего, можно найти столь настораживающие логические несвязности , которые весьма часто встречаются на страницах учения Живой Этики. Например, просто удивительны логические переходы между соседними параграфами одного из текстов — Знаки Агни Йоги [437, с.365]: " 357…Умножим нашу мысль и припомним основы Йоги, как хлеб и молоко. Не нужно насилие, ибо Учение может увлекать укрощением всего мешающего. 358. Правильно понимать кислород, как орла старых писаний. Фосфор, сернистый цинк и платина часто встречаются в старых соединениях. 359. Особенно трудно скоро летящую птицу заставить лететь медленно, нет тяжелее жертвы, когда уже расширенное сознание приносит себя явленной действительности. 360. Когда люди осознают психическую энергию, утвердится Новая Эра." Порой взаимоисключающие, насквозь противоречивые-в-себе утверждения есть в одном и том же параграфе: " Также нужно возвращаться к змеиному яду сомнения. Два вида сомнения — одно свивающее логово во тьме, неподвижное и колючее, другое — всегда ползающее, скользкое и вертящееся. Обычно первое принадлежит молодости, второе — старости. Основа не столько боязнь, сколько лживость натуры. Вспоминая свою бывшую лживость, люди приписывают происходящему свои свойства. Хотя человек не любит наблюдать себя, но судит всегда от себя. Пробуйте пытаться условить кончик сомнения. Не связывайте свой шаг этими пятнистыми путами. Истинно, легче носить змею на груди, нежели обвиться удавом сомнения." (Знаки Агни Йоги, 53). Долго я пытался определить характер моих сомнений, чего в них больше — скользкости и колючести, или позучести, пока не догадался… Может быть вы тоже уже догадались? Если нет — следующий же отрывок позволит поставить четкий диагноз — ШИЗОФРЕНИЯ: " …Нужно обратить внимание на один показательный признак. Люди часто сопровождают труд песней или говором, как бы ободряя себя. Кроме таких явных проявлений, существует еще так называемые шептания. Они представляют собой нечто среднее между мыслью и словом. Человеку кажется, что он ничего не произносит, но у него все же складываются неразличимые внешние шептания. Такие ритмические шептания подлежат изучению. Они не только являют природу человека, но и показывают, насколько психическая энергия участвует в каждом труде. Иногда шепот не имеет прямого отношения к самому труду. Нередко человек точно бы расказывает себе какие-то истории. Может быть, напряженная энергия пробуждает из чаши давние воспоминания? Такие опыты нужно исследовать, ибо в них могут проявляться черты давних жизней. Нередко во время труда человек шепчет числа или алфавит, или имя, которое не знакомо ему. Каждое такое проявление имеет крупное значение, и самый труд принимает облик величественный. Мы можем подтвердить это на собственном примере." (Надземное, 297).
Чудеса Живой Этики
Может показаться удивительным другое — почему нередко это учение Агни-йоги действительно приносит благие результаты? И я сам готов засвидетельствовать о некоторых моих знакомых, на которых изучение Живой Этики действительно произвело преображающее воздействие! Многие согласятся с тем, что любое духовное учение следует оценивать не по заявлениям или декларируемым тезисам, и даже не по степени четкости теологических постулатов, но по тем конкретным результатам, которые оно может вызвать и обычно вызывает. Ибо знание существует не для самого знания (как это часто ошибочно утверждают), но для совершения определенных полезных эффектов. " Какой толк знать то, что бесполезно!? " — утверждает дон Хуан, учитель К. Кастанеды [261]. Если в теории прагматизм — совсем не критерий истинности, то без прагматизма практических следствий вообще нет смысла говорить о какой-либо ценности знаний! Духовные знания существуют лишь для того, чтобы вести человека к совершенству духовному и торжеству его высшего-" Я". Все библиотеки духовно-эзотерической литературы призваны утверждать Царство Духа, но не торжество полиграфической промышленности! Как это не покажется странным, но, несмотря на наличие множества искажений и подмен, учение Агни-Йоги часто вызывает воистину преобразующее воздействие на людей! Поэтому мы безусловно должны отметить и ряд моментов, явно положительных. Хотя бы для того, чтобы понять — насколько они парадоксальны, ибо беспричинных явлений на видимых и ощущаемых нами низших уровнях Реальности не бывает. Здесь тоже есть над чем задуматься, что, при внимательном анализе, показывает наличие нескольких важнейших безусловно положительных факторов. Они сводятся к следующему: (1) Агни-йога действительно оказывает на оченнь многих материалистических людей пробуждающий эффект, особенно — на тех, которые не видят никакого просвета в «радостях» материального существования, кто уже устал от серого повседневного быта. Десятилетия коммунистического диктата в России создали во-многом труднопреодолимую пропасть между крайним атеизмом " диалектического материализма" и теоцентрическим пониманием Вселенной, и непосредственный переход к поискам живого религиозного опыта крайне труден. Здесь учение Живой Этики чаще всего играет роль «трамплина», или «мостика» на пути к более глубокому постижению Бога. Агни-Йога дает людям намерение измениться, усовершенствовать всю свою жизнь. То есть эффект здесь идентичен с тем, что дает любая религия: самотрансформация занимающимся своего Каузального тела. Ибо, как учит «магия» дона Хуана [261–265], низшее-" я" надо убедить, уговорить измениться. В древней Индии это тоже было известно, и, например, в Чхандогья-упанишаде (3: 14: 1) прямо утверждается: " … Воистину человек состоит из намерения. Какое намерение имеет человек в этом мире, таким он становится, уйдя из жизни. Пусть же он исполняет свое намерение." [560, с.78]. Воистину важное жизненное правило! Основная причина пробуждающих эффектов Агни-йоги у многих новичков связана с активизирующим влиянием на Каузальное тело , через выработку у человека намерения самосовершенствоваться. Это намерение со временем приводит к полному изменению общего типа миросозерцания: если раньше человек смотрел на окружающий мир как на арену удовлетворения чувственных и других желаний — " все более полное удовлетворение все возрастающих материальных потребностей граждан" —, теперь он видит мир как поле для самосовершенствования, трансформации низшего-" я". Такой эффект, впрочем, оказывает любая мировая религия, если человек постарается глубоко осознать ее учение; и мы здесь еще раз убеждаемся в значительной универсальности оккультных механизмов и эффектов пробуждения у человека высших способностей, у, казалось, совершенно разных духовных учений и конфессий. Тем более, что несмотря на все уверения некоторых рериховцев об «устарелости» религий и единственной правильности Агни-йоги для условий 20-го века, книги Живой Этики не могут " отменить " заповеди Христа, данные, например, в Нагорной проповеди (Мф 5: 1–7.29). Интересные параллели, многое объясняющие, содержатся в учении мексиканских «магов», т. е. у Карлоса Кастанеды [261–265; 4; 216]: — намерение создает все индивидуальное миропонимание; — любому сознательному действию предшествует намерение (например, намерение летать производит результат полета); — намерение не имеет своих собственных желаний; это важное оккультное правило здесь имеет следствие, столь четко справедливое для всей Агни-Йоги и многих иных учений — работа человека над сознательным анализом своих намерений еще не создает каких-либо негативных кармических последствий. Последние могут возникнуть лишь при совершении действий, не согласующихся и(или) противоречащих законам Божьим! (2) Чрезвычайно ценно и отрицание Агни-Йогой рутины обывательского существования, признания феноменального мира за единственно реальный. Здесь также есть полная параллель с любой религией или любым иным духовным течением современности — от антропософии Р. Штайнера до парапсихологии и экстрасенсорики… (3) Даже абстрактные призывы — мужайтесь, развивайтесь, возвышайтесь и т. п. — помогают перевести в сферу сознательной оценки человеком все большего и большего числа элементов повседневной жизни. На исключительную важность этого расширения сознательности указывали неоднократно многие — Рамакришна и Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо и Рамана Махарши, Свами Йогананда и многие его Учителя; ныне — Бхагаван Шри Сатья-Саи-Баба [450–451; 485-486; 535; 629; 144; 136–139; 621-622; 616–618; 562-563; 470–475; 465; 459]. Человеческое сознание как бы собирается из тысяч мельчайших фрагментов в одну целостную картину, или единое миропонимание. Благодаря углубленному медитативному осознаванию в течение нескольких первых лет становления на Путь своего прошлого опыта, знание этого основного психологического принципа позволяет одухотворить и преобразить всю свою жизнь… (4) Наконец, мы можем четко выделить и наличие множества безусловно верных истин, которые переданы в учении Живой Этики: — реальность Тонкого Мира, объективное существование невидимой Реальности; концепция многоуровневой (многослойной) Вселенной, хотя знания по данной теме крайне редуцированные; — существование Духовной Иерархии, которая действительно руководит процессами эволюции Жизни на нашей планете; — необходимость личного осознания духовных Истин, углубленной работы над самими возможностями духовного постижения каждым человеком (никакие Учителя не будут жить и развиваться за вас! ); — ключевая роль поисков Красоты и Гармонии в процессах духовного становления для многих людей; — поэтапность духовной практики; — неразрывная связь самых разных рас и народов; имманентная (внутренняя) родственность людей всех времен и народов; — наличие классов людей, неодинаковых по уровням их духовной зрелости, и связанных с этим степеней осознания Высшей Реальности; — относительность ограниченных земных представлений о Боге, о логике процессов эволюции, о жизненных ценностях; — сдерживающая роль некоторых религиозных догматов в их тотальном понимании и применении; — и т. д. Кстати, относительно того же злополучного " Письма о Боге" стоит заметить, что и дон Хуан — учитель Карлоса Кастанеды — также подвердил отсутствие того самого человекообразного Бога, какого нередко представляют себе ограниченные люди [262, с.128]. Эти совершенно верные воззрения мы также должны учитывать в каких-либо критических оценках Агни-йоги, так что говорить о ее стопроцентной неверности — также неправомерно. Насколько важна здесь проблема трактовки книг Живой Этики и других материалов, видно хотя бы из вопроса о медитации. Рассмотрим этот момент чуть подробнее, — как она освещается в Агни-йоге. Сама Е.И. Рерих пишет [цит. по: 272, с.66]: " Вы спрашиваете, продолжать ли вам медитации. Все, что способствует концентрации мышления, очень полезно и следует всячески поощрять к четкости и кристаллизации мысли. Именно сейчас столько хаотического мышления, и нужно всеми способами научиться собирать свои мысли, не допускать непроизвольных скачков их. Последовательность в мыслях и действиях так необходимы для расширения сознания." Как все это переврал А. Клизовский — показывает знакомый уже пассаж [271, с.30]: " Никаких концентраций, никаких медитаций, никаких приемов Хатха-йоги и никаких пранаям не нужно для чего? . Легкая пранаяма какая именно? , не более пяти минут, всегда полезна для поддержания здоровья, но пранаяма с целью нагнетения энергии на определенный центр есть уже один из приемов развития низшего психизма." В цитируемой нами работе С.Ключникова удачно подобраны извлечения из Агни-йоги, раскрывающие тот или иной вид (тип, метод) медитации. Как видно, сами Рерихи действительно учитывали неодинаковую целесообразность разных медитативных практик по отношению к различным людям и(или) этапам, уровням развития. Однако, выделить все эти безусловно истинные и в высшей степени полезные элементы в грудах абстрактных призывов Агни-йоги [437–439] и, главное, начать практиковать их — для новичка чрезвычайно трудно без помощи «поводыря», и это наглядно демонстрирует прекрасная статья С. Ключникова. Бывает иногда, хотя и очень редко, что последователь более правильно и систематизированно излагает знания, нежели сами основатели данного учения! Примером здесь может служить также С. Прокофьев [422], сумевший кратко изложить многое из 454 — томного (! ) собрания сочинений Р. Штайнера. Без сомнения, Рерихи знали о медитации (хотя и не были посвящены в сложные виды, например, буддийских практик). Но эти небольшие сверкающие зерна Истины буквально потонули в беспредельности туманных намеков и абстрактных лозунгов, где главное перемешано со второстепенным, принципиальные моменты — с частностями! Сергей Ключников справедливо отмечает, что " вокруг отношений Агни-йоги к медитации сформировался достаточно устойчивый миф, основанный на невнимательном изучении рериховского наследия. Его суть состоит в том, что Агни-йога отрицает медитацию, что медитация вредна и бесполезна." [272, с.66; 273]. Другой интересный момент — провозвестия не индивидуальной, но общечеловеческой значимости. Например, в таких провозвестиях Живой Этики можно увидеть и отдаленное отражение важного аспекта плана Логоса — одухотворение всей планеты не путем приобретения тоталитарной власти той или иной из существующих конфессий, но через превращение всего населения земного шара в Единую Церковь! Этот тезис впервые был сформулирован не у Ф. Достоевского, как считал Даниил Андреев [см.32], но еще в 1798–1800 гг. Ф. Шлейермахером [611]., а затем продолжается также у Николая Федорова, с его " философией общего дела" [511–512]; Сергея Булгакова [134] и Н.Бердяева [101]… Что будет, если дать мировую власть хотя бы одной из нынешних религиозных западных конфессий? — Жуткие картины все-кальвинистского мира рисует гуманист современности — Стефан Цвейг [594]; я же все это могу с полной ответственностью отнести и к все-православному миру, или все-кришнаитскому… Введение инквизиции и института цензуры на предмет соответствия взглядов — будет тогда лишь некоторыми из последствий! Поэтому есть основания усомниться в целом ряде рассуждений В. Соловьева, которые представляются слишком умозрительными [см.521–522]!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы