Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 22 октября / 4 ноября, в Соборах Кемеровских и Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



В миру Полянский Борис Иванович, родился в 1901 году в г. Тирасполе (ныне – столица Приднестровья) в семье священникa-миссионерa.

В 1920-1924 годах служил в Красной армии.

По БД ПСТГУ, в 1922 году обучался в Московской духовной академии (в том же году академия была закрыта властями).

В начале 1920-х годов был увлечен идеями обновленца Красницкого, но под влиянием архиепископа Варфоломея (Ремова), с которым Борис сближается в 1924 г., он приносит покаяние и становится прихожанином Высоко-Петровского монастыря и учится в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции Московской духовной академии.

17 марта 1926 года принял монашеский постриг с именем Герман в память схиигум. Германа (Гомзина), духовного наставника еп. Варфоломея. Постриг совершил епископ Варфоломей (Ремов) в Высоко-Петровском монастыре. 17 апреля 1926 года был рукоположен во иеромонаха.

В монастыре нес послушание по организации учебного процесса в нелегальной " академии". После закрытия монастыря в 1929 году весь клир вместе с владыкой Варфоломеем был переведен в московские церкви.

С 1929 года о. Герман служил в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Одновременно часто служил в церкви св.Николая у Соломенной Сторожки, церкви св. Митрофания Воронежского в Петровском парке, храме Рождества Богородицы на Путинках. Вскоре о. Герман стал одним из известных в Москве духовников.

В 1932 году возведен в сан архимандрита.

Отец Герман был ближайшим и преданнейшим духовным сыном и помощником владыки Варфоломея. По воспоминаниям монахини Игнатии, " он часто во время службы подходил по делам к владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал владыке в делах Академии, – нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании владыки" . В 1932 году отец Герман защитил магистерскую диссертацию, отзыв на которую составлен митрополитом Анатолием (Грисюком), в прошлом ректором Казанской духовной акаде­мии. Отзыв рукописный, очень подробный (занимает больше трех страниц формата А3). Заканчивается он так: " Ученая сторона диссертации довольно высока для нашего времени. Литература привлечена достаточно обширная. Автор изучил греческий язык и почти везде безошибочно переводит подлинный текст взятого церковного писателя. Он делает ряд экскурсов в литургику, в биографические тонкости. По всем этим данным и принимая во внимание условия для богословско-научных работ в нынешнее время, считаю автора... заслуживающим поощрения" .

28 января 1933 года он был арестован как " член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, антисоветская агитация", проходил по «Делу членов кружка христианской молодежи», которым руководил с 1930 года, после смерти отца Василия Надеждина и ареста игумена Митрофана (Тихонова). " Ведя работу среди молодежи, – говорил он в своих показаниях, – я преследовал перед собой задачу подготовки кадров церковного актива ревнителей Церкви" .

В феврале 1933 г. было арестовано 25 человек – клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря, преподавателей существовавшей при нем нелегальной академии. Из свидетельских показаний о жизни Высоко-Петровской общины того времени, в том числе и о роли в ней архимандрита Германа, " переведенные" на язык ОГПУ:

" Руководящую роль монастырем кроме епископа Варфоломея проводит Полянский и его помощники", " К себе на квартиру я несколько раз приглашала духовенство для совершения церковных служб… Службы эти совершал мой духовный отец Герман Полянский". " Руководящую роль нелегального кружка союза христианской молодежи последнее время занимал Полянский Борис Иванович, иеромонах Герман и Фортунатов Игорь Константинович. Их руководство нелегальным кружком христианской молодежи заключалось в об'единении кружковцев и внедрении христианских идей, а также сплочения антисоветского актива молодежи для борьбы с безбожной соввластью. На одном из нелегальных собраний кружка на кв. Надеждиной Е.С. осенью 1932 г., месяца точно не помню, Полянский говорил: " В современных событиях варварского гонения на религию, духовенство и верующих в Советском Союзе, необходимо об'единение молодежи для борьбы с безбожной соввластью. В Советском Союзе молодежь развращена всякими " культурными" мероприятиями, как-то: т.н. общественными организациями, вроде " Безбожник" и физкультура, и нам, сознательным христианам необходимо спасать молодежь от большевистского дурмана". Присутствовали на этом нелегальном собрании Столыпин, Мерцаловы М.Н. и Н.Н., Цельевы К.В. и Т.В., и Надеждина Е.С., говорили, что они готовы вести борьбу с безбожной властью и не бояться большевистских репрессии и гонения, хотя бы им грозила ссылка или тюрьма".

" Руководящую роль монастыря проводят Герман Полянский и вернувшийся из ссылки иеромонах Ширинский-Шихматов, а также остальные монахи до пятнадцати человек все эти монахи руководят молодежью привлекая их в послушники человек двенадцать их я не знаю по фамилии по имени знаю Бориса и Владимира. Герман Полянский устраивал у меня на квартире тайное богослужение присутствующих монашек я не помню. Также имеется при церкви штат послушниц и много монашек. Также проводятся тайные постриги в монашество но их я не знаю потому что это сугубо проводится секретно. Я на существующий строй смотрю как на наказание за грехи, посланное Богом, Советскую власть которая разрушает храмы и гонит религию".

" …Молодежь привлекалась в чтецы и иподиаконство. Также существует штат послушниц, которые привлекаются в хор по фамилии их не знаю, знаю по именам Ольгу, Зинаиду, Елену, Надежду, всего человек до 20. Руководствуются они старцем Агафоном Лебедевым, Ширинским Николой, Полянским. Послушницы пишут рапортички о своей жизни и деятельности, но о чем конкретно я не знаю. При монастыре существует нелегальный сбор средств для сосланного духовенства, которым руководит Варвара Александровна (пред. ц. совета). За невыполнение определенных приказаний руководством монастыря вводились меры взыскания вроде отбить столько-то поклонов за непослушание. Руководство и воспитание молодежью принадлежало Полянскому".

" При церкви Сергия на Дмитровке существовал нелегальный монастырь, куда собирались монахи и монахини их разных закрытых монастырей. Вокруг вышеупомянутой церкви группировались люди настроенные против Сов. власти – благодаря чему среди прихожан проводились систематическая контр-революционная агитация. Особо злостно агитировал архимандрит Герман Полянский. Он же увлекал и постригал тайно в монашество молодежь. Мне известны несколько случаев тайных постригов в монахи и монахини. Постригались люди из числа ревнителей церкви – постоянных проверенных прихожан. Из этих людей мы имели ввиду подготовить кадры для борьбы с безбожием....Руководителями этого нелегального монастыря считались Герман Полянский, Исидор Скачков, Шихматов Никола, недавно вернувшийся из концлагеря, Лисицин, Богоявленский, Сергеев и др. Деятельность нелегального монастыря была направлена на создание ячеек среди, главным образом, интеллигенции посещающих эту церковь. Вовлечение в активную работу, как ревнителей церкви, проводилось разными способами, а именно: посредством исповеди, посредством вовлечения в так называемые чтецы (читали в церкви), посредством вовлечения в хор певчим и т.п. После того как какому-нибудь руководителю становилось ясным, что тот или ной объект " укрепился", ему начинали предлагать уйти от мирской жизни и перейти в монашество. Лиц, дававших на это согласие – тайно постригали или привлекали к церковной службе иподиаконом. Таким образом, практическая к.р. деятельность нелегального монастыря сводилась к подготовке контр-революционных кадров из числа лиц ревнителей церкви антисоветски настроенных....В указанном мною монастыре лицам провинившимся давалось наказание в виде " поклонов", в числе других этому наказанию подвергнут был и я – т.е. архимандрит Агафон за неявку на службу предложил мне выполнять, вплоть до его отмены, по 50 поклонов в день" .

Архимандрит Герман был осужден на три (ПЭ) или пять (БД ПСТГУ) лет лагерей. Содержался он в Мариинском лагере в Западной Сибири, откуда присылал письма, которые в Москве разрезались на кусочки, адресованные разным чадам. К нему в лагерь по поручению владыки Варфоломея ездила его духовная дочь – Черкова Зинаида, которая (по некоторым данным) передавала ему Святые Дары. Узнав в заключении о смерти своего духовного отца, архиепископа Варфоломея, отец Герман написал два заупокойных канона, посвященных его памяти.

В 1936 году за " антисоветскую агитацию" был приговорен Спецколлегией Западно-Сибирского краевого суда дополнительно к пяти годам лагерей и переведен в Сусловское отделение Сиблага.

В лагере отец Герман не оставлял своего пастырского служения - тайно крестил и заступался за заключенных, хоть и знал, чем ему это грозит. Поздравляя с Пасхой 1937 года своего духовного сына, школьника Бориса Клушанцева (племянника Зинаиды Черковой), он писал ему из заключения: " Для тебя сейчас самое главное - разумно и серьезно почувствовать всю силу нашей веры, веры мучеников и исповедников. Но самое главное - исповедать веру в жизни - чтобы сердцевина твоя была бы такая сильная и благостная, чтобы не то что слышался, а чтобы чувствовался - проявлялся христианин". Борис сохранял веру всю свою недолгую жизнь – в 1941 году в 19-летнем возрасте он пропал без вести на Западном фронте Великой Отечественной войны.

14 сентября 1937 года о. Герман был арестован в лагере по обвинению в систематической контрреволюционной

агитации, проходил по групповому делу " дело архиепископа Серафима (Самойловича). 1937 г.". Во время следствия о.Герман содержался в арестном помещении Сусловского отделения Сиблага. Виновным себя не признал. 28 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. приговорен к расстрелу.

Расстрелян 4 ноября 1937 года в Сиблаге.

6 февраля 1961 года реабилитирован президиумом Кемеровского областного суда по 1937 году репрессий. 22 июля 1991 года был реабилитирован по 1933 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Поскольку по всем официальным документам он проходил под своим мирским именем, изначально он был прославлен как священномученик Борис Полянский. Позже было установлено, что священник Борис, о котором шла речь во время канонизации, и архимандрит Герман - одно и то же лицо.

Литература

  • Польский. Ч. 2. С. 225;
  • Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30-е гг. // АиО. 1996. № 1 (8). С. 114-135;
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311;
  • Сагань А. Судьба архим. Германа // Церк. вестн. 2002. № 12/13 (241/242);
  • Всегда ли надо доверять следственным делам?: История одной канонизации // Нескучный сад. М., 2004. № 4 (11). С. 97-98.

Использованные материалы

  • А. Л. Беглов. " Герман (Полянский)" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 228-229
    • http: //www.pravenc.ru/text/164729.html
  • Пострадавшие за Христа 04 ноября (22 октября ст.ст.) // Страница сайта ПСТГУ с недействующей ссылкой на материал сайта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
    • http: //pstgu.ru/news/martir/2015/11/04/61804/
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/? HY...mY*

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МИНА (ШЕЛАЕВ)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь