Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 22 октября / 4 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых



Игум. Григорий (Воробьёв). Волжский ИТЛ. Фотография 1937 г.

В миру Воробьёв Григорий Иванович, родился 20 января / 2 февраля 1883 года в деревне в деревне Почанки Кашинского уезда Тверской губернии, в крестьянской семье. Окончил три класса церковноприходской школы и годичные фельдшерские курсы.

В 1909 г. поступил в Александро-Свирский монастырь[377], где был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.

С 1915 г. служил на фронте полковым священником, а также фармацевтом в Красном Кресте. В 1918 г. вернулся домой.

В 1919 г. призван в Красную Армию, служил ротным фельдшером до августа 1921 г. Демобилизовавшись, вернулся к родным, работал в сельском хозяйстве.

С 1923 г. служил в церкви с. Коприна Мологского уезда Ярославской губернии. Точная дата возведения в сан игумена неизвестна: в 1934 г. он еще был иеромонахом, а в 1936 г.- уже игуменом.

14 октября 1936 г. арестован по обвинению в том, что «высказывал контрреволюционные террористические настроения в адрес вождей ВКП(б), производил контрреволюционные выпады против советской власти, вел антиколхозную агитацию». На следствии виновным себя не признал. 28 февраля 1937 г. Специальной коллегией Ярославского обл. суда приговорен к лишению свободы сроком на семь лет и к поражению в избирательных правах сроком на пять лет. 3 марта 1937 г., находясь в тюрьме г. Рыбинска, послал в Москву кассационную жалобу и 17 марта - дополнение к ней, в которой отрицал свою вину. 1 апреля определением Специальной коллегии Верховного суда приговор был оставлен без изменений.

Отбывал наказание в Угличском районе Ярославской обл. 13 мая 1937 г. переведен на 12-й Вольский участок Волголага; работал санитаром.

14 сентября 1937 г. был арестован в лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации среди заключенных»:

«Клеветал на советскую власть, что якобы его и других репрессировали по 58-й статье невинно, называл осужденных за контрреволюционную работу лиц защитниками трудящихся... доказывал, что якобы в газетах пишут ложь и что политика советской власти построена на вранье»[378].

На следствии виновным в «контрреволюционной агитации» себя не признал, продолжал настаивать, что осужден неправильно. 28 октября 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Ярославской обл. приговорен к расстрелу.

Расстрелян 4 ноября 1937 года в Ярославская области. Похоронен в безвестной братской могиле.

Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.[379]

Литература

  • ГА Ярославской обл. Ф. Р-3698. Д. С-1708, С-12075.
  • Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 3. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. С. 83-84.

Использованные материалы

  • Архим. Вениамин (Лихоманов). Григорий (Воробьев) // Православная энциклопедия, т. 12, с. 554
    • http: //www.pravenc.ru/text/166589.html

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОДИМ (КОНОНОВ), ЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ

Память 28 декабря / 10 января, 22 октября / 4 ноября (обретение мощей в 2012), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах новомучеников и исповедников Белгородских и Соловецких, в Соборах Санкт-Петербургских и Московских святых

Сщмч. Никодим (Кононов), епископ Белгородский

В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня / 1 июля 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников - северных миссионеров.

В 1886 году окончил Архангельское духовное училище по II разряду, в 1892 году - Архангельскую духовную семинарию первым студентом[380] и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

10 / 23 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля / 9 марта - рукоположен в сан иеродиакона, 21 апреля / 4 мая - в сан иеромонаха.

В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища с 18.04. (1.05)1898 г. по 18.03. (1.04)1900 г.

30 августа / 12 сентября 1904 был возведен в сан архимандрита " за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища по представлению Его Преосвященства от 20 августа (2 сентября) 1901г. определением Св.Синода от 28 августа (10 сентября) 1901г" .

В 1904 году был назначен ректором Калужской духовной семинарии.

С 21 сентября / 4 октября 1908 г. по 14 / 27 января 1909 г. состоял в особом совещании начальников средних мужских и женских учебных заведений г. Калуги под председательством Калужского губернатора, по выработке правил внешкольного надзора.

Получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время

по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, - если не навсегда, то на продолжительное время, - не подчиняться законным распоряжениям начальства».

В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии.

С 1 / 14 июня 1909 г. состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства.

Священномученик Никодим Кононов, епископ Белгородский, Икона работы Александра Сорокивского, Санкт - Петербург, 2013

Указом Св.Синода от 13 / 26 октября 1909 г., вследствие представления Его Преосвященства, назначен редактором неофициального отдела " Олонецких Епархиальных Ведомостей"

Ему была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».

9 / 22 января 1911 г. хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии[381]. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие.

С 15 / 28 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии.

 Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.

Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-19 столетий». В 1910 была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.

Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд

 «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа»[382]. Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре[383] воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

В 1917 удостоен степени магистра богословия.

8 января 1919 года был арестован комиссаром Саенко[384] прямо в алтаре Троицкого собора за проповеди против

грабежа и насилия.

Священномученик епископ Никодим (Кононов). Икона.

По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.

Тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом[385].

После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия не смертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре и близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. епископ Белгородский Никодим (Кононов) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

2 ноября 2012 года на месте захоронения святителя Никодима были обретены его нетленные останки. После проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима». Рака с мощами священномученика Никодима находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.

Тропарь, глас 4:

Православия и благочестия ревнителю, / священномучениче Никодиме, / святителя Иоасафа велегласный прославителю, / душу свою за овцы стада Христова положивый, / моли о нас всемилостиваго Бога, / да верою, надеждою и любовию утвердит отечество наше в Православии/ и душам нашим дарует велию милость.

Кондак, глас 8:

Избранный светильниче земли Белоградския, / страдания и кончину Христа ради восприявый, / темже обретый благодать несокрушимую, / помогай нам твоим предстательством во утверждении Православия, / да с верою зовем ти: / Радуйся, священномучениче Никодиме, / архипастырю и молитвенниче усердный!

Труды

  • " Преп. Иов, Ущельский чудотворец и судьба основанной им обители". СПБ, 1900.
  • " Преп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский". СПБ, 1900.
  • " Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и Добродетельных подвигах

просиявших и исторические сведения о церковном их почитании". Агиологические очерки. СПБ, 1900.

  • " Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.". СПБ, 1900.
  • " Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании". СПБ, 1901.
  • " Русские святые и подвижники благочестия подвизавшиеся и чтимые в пределах СПБ епархии XIV-XVII вв.". СПБ, 1901.
  • " Преп. Трифон Печенегский чудотворец и его ученики". СПБ, 1901.
  • " Указатель к циркулярам по Духовн. Учебн. Ведом.". СПБ, 1902.
  • " Преп. Александр Свидерский и его ученики подвижники". Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск, 1904.
  • " Отношение к семье и детям преподобного Серафима и старца Амвросия". " Русск. Паломн." 1905, № 51, с. 808-811, " Русск. Паломн." 1905, № 52, с. 832-834.
  • " Старец о. Наум Соловецкий - подвижник карел". Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.
  • " Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков". " Изв. Каз. Еп." 1911, № 4, с. 125.
  • Речь при наречении его во епископа Рыльского. " Приб. к " ЦВ" 1911, № 3, с. 97.
  • " Иоасаф Свят. и чудотворец епископ Белгородский". Его жизнь, прославление и чудеса (с рисунками). Курск, 1914.
  • " Преп. Антоний, Сийский чудотворец".
  • " Архангельский Патерик". СПБ, 1901.
  • Zitie, proslavienie i cudesa Svjatitelja Iosafa.

Награды

  • набедренник (1898, за предоставление слушателям и слушательницам курсов 1897 и 1898 года всевозможных удобств)
  • наперсный крест (1899)
  • Библия от Святейшего Синода (1901, в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною)
  • орден св.Владимира 4 степени (1901)
  • наперсный крест (1904, за встречу Государя-наследника на осенних маневрах 1903г. в с.Феофилова-Пустынь)
  • орден св.Анны 2-й степени (1904, за отлично-усердную службу)
  • орден св.Владимира (1906)
  • орден св.Владимира 1 степени (1910)
  • орден св.Анны 1 степени (1914)

Литература

  • " Церк. Вед." 1910, № 51-52, с. 470, 1913, № 48, с. 527.
  • " Приб. к " ЦВ" 1911, № 3, с. 126.
  • " Прав. Собес." 1897, июнь, с. 244.
  • " Прав. Паломн." 1911, № 40, с. 636.
  • " Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 122-123.
  • Булгаков, с. 1404.
  • БЭС т. II, стб. 1649.
  • НЭС т. XXVIII, с. 533.
  • M. Pol'skij, Novye muceniki I, 72, 179; II, 299-305.
  • Regel'son 524, 526.

Использованные материалы

  • http: //www.grad-petrov.ru/calendar.phtml? page=descr& id=497
  • http: //www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi? 2_794
  • http: //sr.isa.ru/~bin/calen.exe/? 10+01+kuz1.pstbi.ccas.ru+80

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Бдение совершал о.Антоний Новицкий при пении обоих хоров собора. Совершалось бдение без литии, зато с чтением паремий праздника.

Паремии праздника. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная.

Русский текст: 1И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; 2встань, пойди в Месопотамию[386], в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; 3Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою,

чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.

10 Иаков же вышел из Вирсавии [387] и пошел в Харран, 11и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся].

Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль[388], а прежнее имя того города было: Луз.

20И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - 22то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

И вот, снова читается это глава. Показанная Иакову лестница считается прообразом Божией Матери, как той, через которую Бог вошел в мир, приняв человеческое естество.

Паремия 2. Книга пророка Иезекииля (Главы 43 и 44): Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

И русский текст: 6И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня, 7и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.

8Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем.

9А теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я буду жить среди них во веки.

10Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.

11И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.

12Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма!

13И вот размеры жертвенника локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть[389], ширина в локоть же, и пояс по всем краям его в одну пядень[390]; и вот задняя сторона жертвенника.

14От основания, что в земле, до нижнего выступа два локтя, а шириною он в один локоть; от малого выступа до большого выступа четыре локтя[391], а ширина его - в один локоть.

15Самый жертвенник вышиною в четыре локтя; и из жертвенника поднимаются вверх четыре рога.

16Жертвенник имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины[392]; он четырехугольный на все свои четыре стороны.

17А в площадке четырнадцать локтей [393] длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны ее, и вокруг нее пояс в пол-локтя, а основание ее в локоть вокруг, ступени же к нему - с востока.

18И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем всесожжений и для кропления на него кровью.

19Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, говорит Господь Бог, дай тельца из стада волов, в жертву за грех.

20И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом, и так очисти его и освяти его.

21И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища.

22А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть очистят жертвенник так же, как очищали тельцом.

23Когда же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; 24и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу.

25Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока.

26Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руки свои.

27 По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.

Глава 44.

1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.

2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, войдет ими, и они будут затворены.

3 Как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем

Выйдет.

4 Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

5И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое ко всему, и смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища.

6И скажи мятежному дому Израилеву: так говорит Господь Бог: довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, 7вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими.

8Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище.

Паремия 3. Книга Притчей Соломоновых (Глава 9): Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

И русский текст: 1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 " кто неразумен, обратись сюда! " И скудоумному она сказала:

5 " идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

8 Не обличай злого, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[394] пело духовенство в алтаре.

Чин полиелея возглавил правящий архиерей в сослужении о.Антония Новицкого и о.Александра Корниенко. Разумеется, было пропето величание Божией Матери в честь ЕЕ иконы.

Евангелие на бдении (от Матфея): 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Начавшееся помазание завершилось вместо с завершением чтения канона. Каноны читались Воскресный (один тропарь) и Божией Матери (два тропаря). Стихиры были сокращены до всего двух – трех.

Начиная с Великого славословия службу снова возглавлял правящий архиерей, он же произносил возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет! » (напомню, что связан этот взглас с тем, что уставное время начала утрени – 4 часа утра, так что заканчивается она как раз на рассвете, в то время, как всенощное бдение, при его совершении без сокращений, длится не 2 часа, как у нас, а 7 – 8 часов, тоже завершаясь утром).

По произнесении отпуста Владыка поздравил всех с праздником. После этого он говорил на тему праздника Казанской иконы Божией Матери. Ныне, помимо воскресения Христова, мы совершаем празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в память об избавлении Отечества от нашествия польских интервентов, когда созданное ополчение взяло Москву, а затем освободило Кремль от захватчиков. Сделали они это не по указу царя, которого не было, и не по постановлению Боярской думы или иного органа. Далее он рассказывал историю начала и хода тогдашней смуты, с некоторыми неточностями, так что выше эти события описаны точнее (здесь он заметил, что смуте предшествовал катастрофический неурожай и стихийные бедствия, а еще – ошибки

На великом славословии.

захватившего власть боярина Бориса Годунова, который пообещал народу открыть запасы хлеба, которые в реальности были невелики и быстро иссякли, так что ситуацию это только усугубило)… Так или иначе, но согласие на узурпацию власти поляками дали бояре, лишь патриарх не согласился на это, приняв страдания, но не сдался. В то же время поляки три года осаждали Свято-Троице-Сергиеву Лавру, которую никак не могли взять. И патриарх и архимандрит Дионисий – настоятель Лавры – писали воззвания с призывом к сопротивлению. Ведь они понимали, что это не просто смена власти, а угроза потери русским народом самостоятельности, а также утраты веры отцов, ведь захватчики ставили целью насадить на Руси католичество. Ночью иноки обители преподобного Сергия видели неких всадников, которые куда-то уезжали. Неизвестно – были ли это Ангелы или люди. Так или иначе, а получив эти воззвания, русские люди начали собирать ополчения, чем занимались гражданин Мини и князь Пожарский, на которого легла военная организация и командование ополчением. Многие брали деньги в долг, даже закладывая своих детей, обещая потом отдать, только бы поучаствовать в организации ополчения. И в конце концов ополчение это изгнало врагов. Среди войск присутствовала Казанский икона Божией Матери, а потому праздник этот посвящен именно этому образу. Так в истории России было множество раз. Страна существует вопреки всему, ведь много раз казалось, что Русь погибнет, но она выживала. Многие помнят начало 90 годов – время хаоса и развала, когда казалось, что Россия погибнет, но милостью Божией и предстательством Божией Матери страна живет. Нам подобает молиться, дабы Господь вразумил власть имущих, дабы они заботились о стране и любили народ, управление которым им вверено, а не думали только о собственных интересах. И да не теряем веры и упования на помощь Божию и Предстательство Божией Матери.

Благословив народ, он под пение многолетия ушел в алтарь.

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником и напомнил расписание служб.

Литургия.

В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе – на поздней литургии, которую совершал о.Кирилл Вовк из Свято-Александро-Невского храма в Борисовке, без диаконов, в сослужении о.Александра Корниенко (который, впрочем, половину службы принимал исповедь). Пел верхний хор собора.

Чтении литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - 6и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9не от дел, чтобы никто не хвалился.

10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

11Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 12что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Апостол напоминает пастве суть миссии Христа на земле. Он совершил спасение человека. Все – язычники и иудеи вследствие греха были отчуждены от Бога и осуждены на пребывание в аду. Даже неукоснительное соблюдение обрядов Закона Моисеева не спасало тех же иудеев от этой скорбной участи, ибо соблюдая внешние правила, в другом они обязательно согрешали. Что же говорить о язычниках, вовсе не знающих Бога и поклоняющихся духам тьмы? Но Бог сжалился над своим творением и САМ дал нам путь спасения через Христа, ставшего человеком и пострадавшего ради него. Это апостол призывает паству помнить, что спасение дается не по заслугам, но по милости Божией. Вместе с тем, это не значит, что можно считать, как протестанты, дескать, ты уверовал, значит, ты уже спасен. Для вхождения в обетованное Царство нужно создать это Царство в себе, по слову Христа: «Царство Божие внутри вас…». А для этого необходимо отвержение греха и насаждение добрых навыков – тех самых добрых дел, начав творить которые, человек бы возгревал в себе любовь к своему ближнему, любовь ровную к родным и чужим, друзьям и врагам (лучше сказать, что для христианина должен быть только один враг – диавол, если же для нас это не так, то это лишь говорит о том – какие мы христиане). Это и значит принять спасение, притом, помня, что выйти победителем в этой борьбе можно только с помощью Божией. Но с помощью Божией победа возможна…

Евангелие (от Луки): 13Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

16Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Известная притча о богаче и Лазаре. Прежде этого Господь сказал: «Никто не может служить двум господам, ибо одного будет любить, а второго – ненавидеть или об одном заботиться а о втором – нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». Это вызвало насмешки фарисеев, которые очень любили деньги, да и в книгах Притч и Премудростей Соломоновых богатство воспевается, как благословение Божие и признак праведности. Нюансов они не пытались разуметь, понимая все буквально, а потому эти слова для них были безумием. После этого Господь и говорит эту притчу, в которой и описывается богач. Этот человек жил в роскоши, каждый свой день проводя в безудержном веселии и пирах, на которых, естественно, не обходилось без спиртного (спиртование, напомню, вплоть до изобретения холодильника, было единственным способом обеспечить длительное хранение напитков). И при этом он не замечал Лазаря, нищего, вдобавок, тяжело больного, хоть он лежал у его ворот. И нищий мечтал насытиться хотя бы крохами со стола богача. Учитывая такие маленькие мечты, становится ясно, что никто не давал ему даже этого. Сам же богач на себя тратил много денег, не отказывая в себе ни в чем. О духовной жизни обоих умалчивается, но говорится, что один попал в место селения праведных, а другой – в ад. При жизни своей он не вспомнил о Лазаре, но теперь он упоминает его несколько раз, сперва сокрушаясь тем, каким страданиям подвержен, а потом – желая отвратить от этих же мук своих братьев. И в конце следуют слова с намеком на иудеев: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Иудейские старейшины остались глухи к самым великим чудесам совершенным Христом и даже само известие о Воскресении Его не убедило их…. А не верили они, тому, во что не хотели верить, ведь Господь отвергал их притворство, прикрытое внешними делами, но призывал к внутреннему труду. Здесь же нам представлен образ богача, который ни в чем себе не отказывает, доходя до излишеств, но при этом не замечая тех, кто находится у их ворот. Образов, подобных этому много было всегда, просто потому что человек остается одним и тем же. Древние говорили: «Хочешь узнать, каков человек – дай ему власть и богатство….». Большинство, получив все это, перестанет даже замечать своих вчерашних друзей.… Впрочем, не об одних богатых речь (как пишут и говорят иные, левацки настроенные проповедники), но о том, что и мы в той или иной мере получаем доходы, имеем от Бога те или иные блага. Насколько же мы щедры и насколько готовы делиться этим с ближними? Сей человек тратил свое достояние исключительно на себя и… получил то, что получил….. А какая участь ждет нас? Задуматься об этом и призывает этот текст…. Но каждому Господь дает по его состоянию – иному больше, а иному – меньше. Однако не всякий богач подлежит осуждению, как не всякий бедный – похвале. Много в истории было людей богатых, которых Бог помиловал и ввел в Царство Небесное, а многие из них даже нами чтимы в лике святых, однако же, было много и бедных, живущих в грехе и по смерти угодивших в ад. Все зависит от того, как он этим распоряжается и как проходит лежащий пред ним путь…. Речь, опять же, не о том, чтобы отвергнуть материальные блага, а о том, как относиться к нему, а наличие избытка разуметь, как призыв помочь ближнему. Жестокосердие, увы, является проблемой не только богатых. Итак, бороться надлежит не с богатством, но с пристрастием к нему, да еще сластолюбием, которое вынуждает человека тратить это богатство на самого себя… Боже, помози ми!

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Апостол в очередной раз призывает паству к любви и единомыслия, как пример любви, приводя Христа, пострадавшего ради спасения людей. К таким же чувствованиям апостол призывает и паству, подразумевая, что если сам Господь истощил Себя ради людей, то и люди должны быть готовы ради ближних отдавать себя полностью. Мы далеки от такой великой любви, но именно поэтому данное писание нам и читается, дабы мы, вдохновившись этим примером, преображали души свои…

Евангелие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его

нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Марфа и Мария. Это те самые две сестры, чей брат – Лазарь, был позже воскрешен. Одна из них с большим усердием готовит трапезу, суетясь и хлопоча, пока Господь проповедует. Возможно, она так увлечена хлопотами, что вовсе не слышит того, что Господь говорит. Зато она хорошо видит, что ее сестра, со вниманием слушающая Христа, не помогает ей. Но Господь укоряет ее за эту суету. во многом лишнюю. Так часто бывает, что человек всецело погружается в свои дела, носясь от суеты к суете, от хлопоты к хлопотам, пока не падает с ног глубокой ночью, при этом не давая себе времени ни на молитву, ни на всякое духовное размышление, ни на чтение, потом оправдываясь нехваткой времени. Но разбери внимательно все эти дела, в которые человек погружается с головой, и 90% из них окажутся пустыми, не имеющими такой срочной необходимости. Ленивого человека дух злобы побеждает его леностью, а трудолюбивого он носит, как ветром от суеты к суете, не давая ему опомниться и вспомнить о Боге. А Мария, которая, как кажется, бездельничает, на самом деле со вниманием слушает Христа, стараясь не пропустить Его слов, дабы, возможно, воплощать это в своей жизни. То, что она слушает, не отнимется от нее, потому что она не просто слушает, но в этот момент душа ее подобна доброй земле, падая в которую, Слово Божие прорастает и будучи с любовью возделываемо, растет и приносит плод. Многие ли из нас могут сказать, чт они слушают Слово Божие именно так, стремясь выполнять это в своей жизни. Почему это писание читается в Богородичные праздники? Потому что, как считается, Матерь Божия в своей жизни соблюдала равновесие между трудом, молитвой и всяким духовным чтением и размышлением. А этого равновесия не хватает всем нам… Боже, вразуми ны!

По окончании службы о.Кирилл поздравил всех с праздником, отметив, что в календаре нашем имеется огромное количество праздников в честь Божией Матери, которой мы все усыновлены. Велико число ЕЕ икон. Ее почитание велико потому что ОНА всегда предстательствует о нас пред Богом. Даже и первое чудо, когда Господь во время свадьбы в Кане Галилейской претворил воду в вино, было совершено по ЕЕ просьбе. Она просила Христа помочь, ибо у хозяев заканчивалось вино. Господь говорил, что еще не пришел Его час, но однако совершил это чудо, так как уважал МАТЬ по плоти. А мы все усыновлены ЕЙ, потому она предстательствует о всех нас, и никто, прибегающий к ЕЕ молитвам не бывает не услышан. Да даст нам Бог иметь твердую веру… Также стоит вспомнить читаемое сегодня Евангелие, в котором нам рассказывается очень простая притча – притча о богаче и Лазаре, в которой описывается богач, каждодневно пирующий, а также нищий Лазарь, лежащий у ворот его дома, мечтая насытиться хотя бы крохами со стола богача. И по смерти Лазарь попал на лоно Авраамово, а богач – в адское пекло. Принципиально важно, что богач угодил в ад не потому что он был богат, а потому что, имея возможность помогать ближним, он не делал этого, живя для одного себя. При жизни он не вспомнил о Божественном Законе. Лазарь же был помилован не потому что был нищим. Много и ныне нищих, которые получают осуждение. Он же имел веру Богу, и жил в соответствии с этой верой. Итак, притча эта о том, что подобает жить не для одних себя, но для Бога, не оставляя веры….

В конце он напомнил всем расписание слузжб, особенно обратив всех внимание на день 9 ноября – день рождения правящего архиерея, когда в соборе будет торжественная служба с участием духовенства епархии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь