Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Итальянские зодчие в Санкт-Петербурге.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Итальянские зодчие в Санкт-Петербурге. Памятник итальянским зодчим. Бюсты на Манежной площади (к 300-летию Петербурга от Милана, Скульптор В.Э. Горевой, архитектор В.В. Попов. Открыт 28 мая 2003 г. Бюсты четырех итальянских архитекторов Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги и Бартоломео Растрелли).
Бартоломео Франческо Растрелли (1700 - 1771). Елизаветинское барокко. Большой Петергофский дворец (1747 - 1756 гг.) Смольный собор (1748 - 1764 гг.) Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 - 1756 гг.) Зимний дворец (1754 - 1762 гг.)
Карло ди Джиованни (Карл Иванович) Росси (1775 - 1849). Классицизм и ампир. Михайловский дворец (1819 - 1825 гг.) Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 - 1829 гг.) Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 - 1834 гг.) Александринский театр (1827 - 1832 гг.) Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 - 1832 гг.)
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744 - 1817 гг.). Палладианство. Смольный институт (1790-е - 1806 гг.) Эрмитажный театр (1783 - 1802 гг.) Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади (1804 - 1807 гг.) Юсуповский дворец на Фонтанке (1790-е - 1802 гг.)
Антонио Ринальди (1709 - 1794) Наследие неаполитанской архитектуры. Мраморный дворец. Ораниенбаум: дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Костёл Святой Екатерины на Невском проспекте. Князь Владимирский собор (ул. Блохина). Тучков буян (1763-1772). Дворец в Гатчине. Царское Село: Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну. Разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые стобы, некоторые из которых сохранились до наших дней. Винченцо Бренна (1747 - 1820) Михайловский (Инженерный) замок, постройки в Павловске и Гатчине. Интерьеры петербургских дворцов и церквей (Петровпавловский собор). Мосты (через Крюков канал) и др. Джузеппе (Осип) Бове http: //fb.ru/article/245902/arhitektor-bove-osip-ivanovich-biografiya-spisok-soorujeniy Луиджи Руска https: //design.wikireading.ru/13675 Луиджи (Алоизий Иванович) Руска (1758-1822). Ещё мальчиком, в 1767 году, он приехал в Россию с отцом – каменных дел мастером Джованни Руска, приглашённым И.И. Бецким для строительства Исаакиевского собора и памятника Петру Великому. Официально поступил на службу в 1783 году. К основным работам Луиджи Руска в Санкт-Петербурге относятся: дворец Бобринских на Галерной улице, казармы Кавалергардского, Измайловского, Гренадерского, Астраханского полков, дом ордена иезуитов на Екатерининском канале, дом с четырьмя фронтонами на углу Садовой и Итальянской улиц. В Царском Селе в пейзажной части Екатерининского парка по его проекту (1809) была построена Гранитная терраса, а также Большая гранитная пристань на берегу Большого пруда. Руска был избран академиком архитектуры Петербургской академии художеств. По его проектам на Украине построен Нежинский лицей в стиле классицизма (1807-1817), Гостиные дворы в Киеве (вместе с арх. Меленским, 1809), Белой Церкви (1809-1814) и Феодосии, церковь в Симферополе (1809). В 1818 году он уволился со службы и вернулся в Италию. Джузеппе (Осип) Бове. Среди крупнейших российских архитекторов XIX века также немало итальянцев. Вспомним имя выдающегося представителя русского ампира Джузеппе (Осипа) Бове (1784-1834). Он родился в Петербурге в семье неаполитанского живописца, приехавшего в 1782 году в город на Неве и работавшего в Эрмитаже. Был его старшим сыном, два же младших брата – Микеле и Алессандро (Михаил и Александр) – позднее тоже стали архитекторами и его сотрудниками. Вскоре семья переселилась в Москву. Осип Бове учился в архитектурной школе при «Экспедиции кремлёвского строения» (1802-1807) у итальянца Ф. Кампорези, затем работал помощником таких крупных архитекторов, как М.Ф. Казаков и К. Росси. В Отечественную войну 1812 года был в народном ополчении. Вернувшись на городскую службу (1813), Осип Бове вошёл в состав Комиссии для строения Москвы, созданной с целью восстановления города после катастрофического пожара. На следующий год Бове назначили главным архитектором «фасадической части», призванным следить не только за составлением проектов, но и за их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Благодаря этому он смог обновить планировку и весь облик древней столицы, в особенности облик её центра, причём обновить с невиданным ещё в московском строительстве размахом и согласно единому стилистическому замыслу. Под его началом в центре Москвы были перестроены Торговые ряды напротив Кремля (1814-1815), разбит Александровский сад с гротом (1820-1822), декоративно оформлена инженерная структура Манежа (1824-1825), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим театром (18211824). Из ансамблей, осуществленных Бове вне центра, наиболее значительна Первая городская больница за Калужской заставой (1828-1833). Величественные же Триумфальные ворота, возведённые по его проекту у Тверской заставы (1827-1834), были разобраны в 1938 году, а в 1968-м воссозданы близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.
Скульпторы. Растрелли, Бартоломео Карло Отец знаменитого архитектора Санкт-Петербурга — Франческо Бартоломео Растрелли. Эту фамилию можно без преувеличения назвать самой знаменитой «архитектурно-скульптурной» династией нашего города. Самым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики. Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини. Когда проявились его наклонности к искусству, мальчик был отдан на обучение в скульптурную мастерскую Д.Б. Фоджини. Пройдя там выучку, характерную для флорентийской скульптурной школы, Растрелли неплохо рисовал, умел работать в различных материалах, обучился художественному литью, ювелирному делу, принципам театральной декорации, архитектурному планированию и строительству. Такая основательная подготовка в дальнейшем дала мастеру неограниченные возможности проявить себя в самых различных видах творчества. В 1698 году молодой скульптор отправился в Рим и в течение года изучал там памятники античности и в первую очередь конную статую Марка Аврелия - классический образец для подобных монументов и произведения яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини. Не найдя в Италии применения своему мастерству, Растрелли вместе со своей женой - испанской дворянкой переехал в Париж, где у них в 1700 году родился сын Франческо Бартоломео - впоследствии знаменитый российский архитектор. Там на его творчество оказало сильное влияние официально-парадное искусство известного французского скульптора А. Каузевокса. В начале творческого пути Растрелли сопутствовала удача. В 1703 году он создает в стиле пышного итальянского барокко проект мавзолея над прахом дипломата Симона Арно маркиза де Помпоне в парижской церкви Святой Марии (воплощен в материале в 1707, разрушен в 1792). В 1704 году при содействии папского нунция Ф.А. Гуатерио он получает от Ватиканского двора графский титул и звание папского кавалера ордена Святого Иоанна Латеранского. После громкого успеха Растрелли становится модным скульптором и выполняет многочисленные заказы на надгробные памятники. В результате появляется целый ряд проектов надгробий – кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и другим, о которых можно судить по сохранившимся рисункам автора. Для этих надгробий характерна тяжеловесная, помпезная форма с многочисленными аллегорическими фигурами, что не находило одобрения в местных художественных кругах, где придерживались классических основ в скульптуре и сдержанного использования в ней барочных приемов. Не получая морального удовлетворения от исполнения заказных мемориальных работ и не достигнув за пятнадцать лет проживания во Франции прочного положения в своей художественной деятельности, Растрелли решает уехать в Россию. В 1715 году он заключает в Париже договор с И. Лефортом - сподвижником Петра I, по которому в его обязанности входило в течение трех лет «работать в службе Царского Величества в кумироделии всяких фигур в мраморе... для фонтанов и бросовых вод, в делании портретов из воску и в гипсе, которые подобно живым людям, в литие, архитектуре, в делании декораций или прикрас и машин к театрам оперским и комедианским». Ему также вменялось в обязательном порядке обучать русских людей различным художествам. Именно в России он станет крупнейшим скульптором, создав произведения, обессмертившие его имя. Переехав в мае 1716 года из Парижа в Петербург, Растрелли был вначале назначен здесь на должность архитектора, а с осени этого же года начал заниматься скульптурой, получив заказ на исполнение проекта конной статуи Петра I в память российских побед над шведами в Северной войне. В 1721 году, после заключения мира со Швецией, по указанию государя он начинает работать, вместе с К. Оснером, Н. Пино и Н. Микетти, над проектом Триумфального столпа (модель была сделана в 1723), прославляющего доблесть русской армии. В 1722 году Растрелли также исполнил модель колоссальной статуи Петра (не воплощена), которая должна была украсить Васильевский остров. Конная статуя Петра I мыслилась автором и заказчиком торжественной и представительной, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме. Вместе с тем на Растрелли оказали влияние монументы современных ему мастеров, среди которых были памятник Людовику XIV Ф. Жирардона в Париже и памятник великому курфюрсту А. Шлютера в Берлине. Проекты разного времени, выполненные в рисунках, свинцовых и бронзовых моделях, свидетельствуют о длительной творческой работе мастера. В них он постепенно уходил от сложных вычурных композиций, перенасыщенных фигурами аллегорий и мифологических персонажей (Славы, Мира, Марса, Меркурия, пленников и так далее), к простому, но единственно верному решению, найденному им в 1724 году. С модели конной статуи Петра I были сняты гипсовые формы, но после смерти Петра началась драматическая история, связанная с нежеланием его преемников выделять деньги на отливку памятника в бронзе. Лишь при Елизавете Петровне, возрождающей традиции петровского царствования, в 1744 году была сделана колоссальная восковая модель, подготовленная к отливке, но 18 ноября 1744 года Растрелли умер, не дождавшись осуществления своего замысла. Работа в материале была осуществлена позднее А. Мартелли при непосредственном участии сына скульптора Франческо Бартоломео Растрелли. При Екатерине II барочный монумент был отвергнут, как устаревший, и для создания нового конного памятника Петру I, но уже в модном тогда стиле классицизма, был приглашен из Франции скульптор Э.М. Фальконе. Лишь в 1800 году при Павле I растреллиевскую конную статую установили на новом пьедестале (архитектор В.Ф. Бренна, скульпторы М.И. Козловский, В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев) перед Михайловским (Инженерным) замком. Пьетро Каноника. Паоло Трубецкой. Павел (Паоло) Трубецкой (итал. Paolo Troubetzkoy), (15 февраля 1866, Интра, Италия — 12 февраля 1938, Италия) — скульптор и художник, работал в Италии, США, Англии, России и Франции. Внебрачный сын русского эмигранта, князя Петра Петровича Трубецкого (1822–1892). Павел (Паоло) Трубецкой родился 15 февраля 1866 года в Италии в местечке Интра близ озера Маджоре. Отец его, князь П. И. Трубецкой, состоял при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции, не зная ещё, что останется здесь до конца жизни. Женой князя стала гражданка США, пианистка Ада Винанс (Ada Winans, 1835–1917), приехавшая во Флоренцию учиться пению. Она живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера. Родные братья: Пьер (Петр) (1864–1936) — художник график и живописец; и Луиджи (1867–1959) — инженер-электрик. С восьми лет он увлекается скульптурой и под влиянием брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток Виллу «Ада» (дом Трубецких) часто посещал известный итальянский художник Даниеле Ранцони, оказавший известное влияние на Паоло, хотя прямым его учителем не был. (подробно - https: //forum.artinvestment.ru/blog.php? b=259531) Трискорни (Triscornia) Семейство итальянских скульпторов, которые работали в Петербурге с конца XVIII века до 1870-х гг. Надгробия производства «Трискорни и К» украшают многие кладбища города. В их мастерской начинали свою карьеру известные впоследствии мастера Борис Орловский и Иван Витали. У истоков предприятия стояли братья Паоло (1757—1823) и Агостино (1761—1824) из Каррары. Первый из них с 1805 г. преподавал в Бергамской академии, по рекомендации принцессы Элизы выполнил серию бюстов родственников Наполеона, украшающих ныне Мальмезон и дворцы Версаля[2]. Как художник находился под влиянием великого классициста Кановы. В 1818 г. перебрался в Петербург, где работал над украшением Таврического сада и Михайловского дворца. Агостино обосновался в Петербурге раньше старшего брата. С екатерининских времён работал над скульптурным убранством Михайловского и Гатчинского замков, а также здания Императорской публичной библиотеки и Зимнего дворца. По желанию русских заказчиков его брат Паоло изготавливал в Италии копии с прославленных итальянских скульптур; так в Петербурге появились «Диоскуры» перед Конногвардейским манежем и знаменитые львы перед домом Лобанова-Ростовского. О «Диоскурах» Трискорни - https: //www.proza.ru/2014/05/04/182 «Мир» А. Кановы Знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова (1757–1822) родился в семье потомственных каменщиков. С раннего детства он познал их нелегкий труд. В дальнейшем это сыграло положительную роль: большое количество скульптур, вышедших из-под резца Кановы, отмечено виртуозным мастерством обработки мрамора. Для его произведений, выполненных под воздействием античных образцов, свойственны строгость пропорций, гармоничность линий, ясность форм. Не случайно мастера называли скульптором грации и юности. Творчество Кановы, наиболее яркого представителя классицизма, оказало существенное влияние на развитие европейской пластики первой половины XIX столетия. В римской мастерской скульптора обучалось много учеников из разных стран, в том числе и русский ваятель В. И. Демут-Малиновский. Среди его почитателей были Пушкин, Герцен, Стендаль, Флобер. Группу «Амур и Психея» декабрист А. А. Бестужев-Марлинский подробно описал в повести «Фрегат „Надежда“». Наиболее прославленные работы Канова исполнял в нескольких вариантах. Тем больший интерес представляет мраморная статуя «Мир» (1811–1814), существующая в одном экземпляре. Богиня мира Эйрена (Паке) особо почиталась в античном мире. После победы афинян над Спартой в 371 году до н. э. возник ее культ. Греческий скульптор Кефисодот Старший изваял группу «Эйрена с Плутосом», символизировавшую мир. В Древнем Риме богиня Паке часто изображалась на монетах императоров с различными атрибутами: рогом изобилия, оливковой ветвью, кадуцеем – эмблемой вестников и парламентеров. И в искусстве последующих эпох также были широко распространены изображения, олицетворяющие мир. Несколько мраморных скульптур итальянских мастеров XVIII века находится в парках Ленинграда и его пригородах: в Летнем саду, Павловске, Гатчине и Пушкине.
Антонио Канова исполнил статую «Мир» по просьбе дипломата и мецената Н. П. Румянцева, дворянский род которого известен выдающимися полководцами и видными государственными деятелями. Знаменательно, что девиз, начертанный на их родовом гербе, гласил: «Не только оружием». Румянцевы принимали участие в заключении трех перемирий России со Швецией и Турцией. Эти деяния и пожелал увековечить в мраморе русский заказчик Кановы.
Сохранившиеся модели из глины и гипса свидетельствуют о том, что над скульптурой ваятель упорно работал в течение нескольких лет. Подражая античным канонам, Канова изобразил Мир в образе молодой крылатой женщины, попирающей змею. Левой рукой она опирается на жезл, а правой облокачивается на колонну, где высечены названия и даты мирных договоров. Благородство и спокойствие выражены в уверенной позе богини, безмятежных чертах лица, плавно струящихся складках драпировки. Выразителен силуэт крыльев с детально проработанным оперением. Мастер умело использует различные приемы обработки камня: на колонне и жезле поверхность мрамора отполированная, блестящая, на теле матовая, на чешуе змеи – шероховатая. Русский поэт и переводчик Н. И. Гнедич восторженно писал: «Прелестное создание! Существо, блистающее юностью, жизнью и красотою! Неужели рука, вооруженная молотом и железом, произвела тебя? Ты светло, как мысль, легко, как видение... Камень тает под резцом Кановы». Далее он сообщал, что «статуя Мира, по признанию самого художника, вместе с его Венерою, деланною для Флоренции, есть лучшее его произведение». Интересна дальнейшая история статуи. Она хранилась в петербургском собрании Н. П. Румянцева, ас 1831 года вместе с другими художественными ценностями вошла в состав «Публичного музеума», открытого в его особняке. Через тридцать лет была перевезена в Москву, где с 1862 года экспонировалась в «Московском Публичном и Румянцевском музеуме». Находясь в коллекции одного из наиболее популярных культурно-просветительных учреждений, скульптура неоднократно упоминалась в различных русских и зарубежных изданиях. После закрытия музея в 1927 году она была в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина, откуда в 1953 году передана в Киевский государственный музей западного и восточного искусства. Подробнее о Румянцеве и его меценатской деятельности (музей): http: //sculptprivet.ru/russia/rumyantsev-kanova-statuya-mir
К городскому конкурсу: «ИТАЛЬЯНСКИЕ СКУЛЬПТОРЫ В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА» (http: //www.rah.ru/news/detail.php? ID=15685) Начало ХХ века в России, как и в других странах Старого и Нового света, было отмечено обширным присутствием итальянской скульптурной школы. Президенты Академии художеств великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна покровительствовали крупнейшим ее представителям, которым присуждались премии на международных конкурсах, а их произведения приобретались для украшения императорских резиденций. Истоки этого взаимного притяжения коренились в традиционно тесных художественных взаимоотношениях с Италией и приглашении итальянских мастеров в северную столицу. Одними из показательных примеров русско-итальянских дипломатических отношений служит мраморный бюст великого князя Александра Михайловича (ГМЗ «Царское Село»). Недавно он атрибутирован автором как произведение Маурицио Мароккетти (ум. 1911) – чрезвычайного и полномочного посла королевства Италии в Российской империи (1887-1895). Возможно и достаточно точно датировать бюст 1894 - 1895 гг. (присвоение великому князю очередного воинского звания и отъезд посла из России) В области ваяния скульптор унаследовал талант отца – знаменитого Карло Мароккетти (1805-1867). На царствование Александра III приходится и восьмилетнее пребывание при русском императорском дворе скульптора Энрико Брага (1841-1919), выпускника Академии Брера в Милане, выполнявшего скульптурные портреты членов императорской семьи. В Государственном Историческом музее хранится великолепный бюст Александра III его работы. Наиболее полно было представлено в России творчество выдающегося итальянского мастера Пьетро Каноники (1869-1962). Именно его произведений больше всего в российских, преимущественно петербургских музеях. Созвучно эпохе, видевшей в истории и археологии источник идей для художественного творчества, его произведение «Археолог» (ГМЗ «Царское Село»). Великолепны бюсты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, скульптуры «Девочка» (1900) и «Пастушка» (1910) (ГМЗ «Павловск»); «Беатриче» (ГМЗ «Петергоф»); бюст графа А.Д. Шереметева (Эрмитаж); «Портрет неизвестной» (1910, ГРМ); «Монашенка» (Музей истории религии). В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств находится мраморный бюст покровителя скульптора великой княгини Марии Павловны (1910). Русский период творчества мастера хорошо представлен и в музее П. Каноники в Риме, где хранятся портреты царской семьи, модель конной статуи и скульптурных групп памятника великому князю Николаю Николаевичу в Санкт-Петербурге (1911-1914). Судить же об этом выдающемся произведении, разрушенном одним из первых после революции, можно по сохранившимся фотографиям начала ХХ века. На юге России устанавливались монументы признанным лидером итальянской скульптурной школы Этторе Ксименесом (1855-1926). После освящения монумента императору Александру II на Крещатике в Киеве (1910) площадь перед ним получила название Царской. В Кишиневе им был возведен элегантный памятник императору Александру I (1914) в честь 100-летия присоединения к России Бессарабии. В Киеве же появился монумент П.А. Столыпину (1912-1913, строитель И.В. Николаев). В собрании Русского музея хранится произведение Антонио Ксименеса (1829-1896), - отца Э. Ксименеса, – бронзовый бюст профессора исторической живописи и члена Совета Академии художеств М.П. Боткина. На самом значительном международном конкурсе, состоявшемся в Санкт-Петербурге в 1911 г., почти треть из 117 (по другим данным. 142) проектов составили итальянские, а наиболее интересные модели монумента императору Александру II (в двух – трех вариантах) показали Этторе Ксименес, Пьетро Каноника, Раффаэлло Романелли и многие другие. Первой премии была удостоена модель флорентийца Раффаэлло Романелли (1856-1928). Однако в дальнейшем мастер значительно переработал проект, дополнив его скульптурными группами, окружавшими пьедестал. Более выразительной стала конная статуя. Контракт со скульптором был подписан в 1914 г., однако возведению монумента помешала мировая война. По проекту Р. Романелли был поставлен памятник Демидову в Киеве. Его творчество представлено в нашей стране произведениями «Девушка с амуром» (Смоленский художественный музей им. М.К. Тенишевой) и «Портретом актрисы» (частное собрание). Вторую премию присудили модели маркиза Клементе Ориго (1855-1921) и архитектора Джузеппе Бони (профессора Академии Брера и Высшего технического института в Милане). После триумфа на петербургском конкурсе, скульптор еще раз посетил северную столицу в 1913 году. Участником конкурса был Итало Орландо Гризелли (1880-1958), также выпускник Флорентийской академии художеств. В 1911 году он впервые посетил Санкт-Петербург, и с тех лет установились контакты с Академией художеств, а в собрании Русского музея хранится его скульптура «Кузнецы» (СПб, 1916). Симпатии европейских ценителей скульптуры были на стороне наиболее известного в России итальянца – Паоло Трубецкого (1866-1938). Достоинства конной статуи Александра II (1909, ГРМ) широко обсуждались в Италии. Его творческий путь в России известен гораздо лучше творчества других итальянских мастеров, которые оставили значительный вклад в развитии нашего искусства и культуры начала ХХ века. Декораторы. Итальянские декораторы петербургских интерьеров: Анатонио Перезинотти – один из первых преподавателей Петербургской академии художеств, П. и К. Скотти, Б. Медичи, А. Виги, Ф. Торичелли, Дж. Феррари и некоторые другие. Декораторы почти всегда работали в коллективных подрядах, которые прослеживаются на примерах росписи таких памятников как: Михайловском (Д. Б. Скотти, Б. Медичи, П. Скотти), Елагином (Д.Б. Скотти, Б. Медичи, А. Виги), Екатерининском в Царском селе (Д-Б. Скотти, Б. Медичи, А. Виги), Константиновском в Павловске (Б. Медичи, Дж. Бернаскони), Юсуповском (А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти) дворцах и особняках, а также в общественных зданиях, как-то: в Адмиралтействе (Д.Б. Скотти, Ф. Торричелли), в Академии художеств (Б. Медичи, Ф. Торичелли). Иван Витали (сын Пьетро Витали) – создатель скульптур Исаакиевского собора, памятника Павлу Первому в Гатчине. ГОНЗАГА, Гонзаго (Gonzaga, Gonzago) Петр Федорович (Пьетро ди Готтардо) (1751-1831, СПб.), театр. художник, живописец-декоратор, архитектор, теоретик, поч. вольный общник АХ (1794). Учился в Венеции и Милане. В 1792 прибыл в СПб. и принят в Дирекцию Имп. театров (с 1827 ее архитектор). Оформлял спектакли в дворцовых театрах, Большом театре, театрах графа Н. П. Шереметева и князя Н. Б. Юсупова, применяя приемы иллюзионизма и эволюционируя от барокко к романтизму. Создавал декорации для коронаций имп. Павла I, Александра I и Николая I, придворных праздников, сочинял фейерверки. Написал наружную декорацию во дворце князя Н. Б. Юсупова (1792, наб. р. Фонтанки, 115, не сохр.). В Павловске занимался в 1798-99 планированием и украшением парка; сотрудничая с арх. В. Ф. Бренна, участвовал в росписи дворца (галерея Гонзага) и павильонов (Пиль-башня, Новое шале, Турецкая палатка). Создал нереализованные проекты оперного театра при Михайловском замке (1799-1800), Казанского собора (1799) и театра на Дворцовой пл. (1827). С 1828 в отставке. Похоронен на Волковском лютеранском кладб. (могила не сохр.). РОТАРИ (ROTARI), де Пьетро Антонио, граф (30.09.1707, Верона – 03.09.1762, С.-Петербург). Итальянский живописец, представитель рококо, один из первых преподавателей С.-Петербургской АХ. Учился в Италии у Р.Ауденарде, А. Балестры и Ф. Солимены. В 1750–54 работал в Вене при дворе имп. Марии-Терезии, с 1754 – в Дрездене при дворе Августа III, где проявил себя в основном как мастер исторического и религиозного жанров. Летом 1756 приехал в СПб. Изменив амплуа исторического живописца, писал в основном портреты и вскоре стал любимым портретистом имп. Елизаветы Петровны. Написал ряд ее портретов, а также портреты вел. кнг. Екатерины Алексеевны, кнг. А.А. Голицыной (ГТГ), архитектора Ф. Растрелли (ГРМ) и др. Прославился как автор особого жанра «головок», составивших так наз. «Кабинет мод и граций». «Портреты Ротари мало жизненны, напоминают фарфоровых кукол, но не лишены грации и красиво и очень живо отражают эпоху веселого, беззаботного и чувственного рококо» (А.П. Мюллер). В 1763 Екатерина II приобрела 340 картин Р. Собрания его работ имеются в Большом дворце в Петергофе и Китайском дворце в Ораниенбауме. С 1757 жил и преподавал первым ученикам АХ в доме ее основателя гр. И. И. Шувалова (соврем. адрес: Итальянская ул., 25). ТОРЕЛЛИ (TORELLI) Стефано (1712–1780, СПб.). Итальянский живописец. Родом из Болоньи. Учился у своего отца Ф. Торелли, затем у неаполитанского художника и архитектора Франческо Солимены. Работал в Риме и Венеции, с 1740 – по приглашению короля Польши и курфюрста Саксонского Августа III – в Дрездене, затем – в Байрейте, Фрауенберге, Ростоке и Любеке. Расписывал плафоны, писал портреты и алтарные картины. Был членом Болонской Академии художеств. В 1762 по приглашению гр. И. И. Шувалова приехал в СПб и был назначен профессором АХ, некоторое время исполнял обязанности ректора. В 1760-е – нач. 1770-х написал плафоны и настенные панно на аллегорические сюжеты для Китайского дворца в Ораниенбауме и для Зимнего дворца. В 1768 стал придворным живописцем Екатерины II. Исполнил ряд портретов императрицы, в том числе портрет в виде Минервы, «расточающей награды за ученые и художественные заслуги» (1770, ГРМ), «Аллегорию на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772, ГТГ) и «Коронационный портрет» (1777, ГТГ); портретировал многих представителей придворной аристократии. Мастер «большого декоративного стиля», приверженец рококо, он любил прихотливую закругленность линий, изысканно-нежную цветовую гамму, оживленную позолотой, и подчеркнутую асимметрию композиционного решения. Его творчество оказало сильное влияние на первое поколение русских академистов. Жил в доме гр. П. Б. Шереметева на Миллионной ул., 8, где у него часто останавливались приезжавшие в СПб итальянские художники. Подробнее - http: //www.dissercat.com/content/dekorativnye-rospisi-italyanskikh-khudozhnikov-v-intererakh-peterburga-kontsa-xviii-pervoi-t Доменико Феличе Ламони. (http: //www.nasledie-rus.ru/podshivka/6620.php) В петербургской архитектуре XVIII–XIX веков едва ли не самый значительный след оставило творчество итальянских зодчих. Заказчиками были царствующие особы и богатая знать, и зодчие могли дать волю фантазии, создавая дворцы, поражающие роскошью искушенных европейцев. Естественно, что для воплощения своих замыслов итальянские архитекторы, работавшие в России, приглашали на контрактную работу своих соотечественников, в профессиональном уровне которых они были уверены, и многие из приехавших каменных дел мастеров, лепщиков, живописцев и скульпторов оставались в России на годы. Одним из основных элементов декора архитектуры классицизма, подчеркивающих индивидуальный облик сооружений, является лепка. Фризы, маски, филигранного рисунка карнизы, медальоны с рельефами, колонны из искусственного мрамора выполнялись профессионалами лепщиками и требовали высочайшего мастерства, традициями которого славилась Итальянская Швейцария. Одним из таких первоклассных скульпторов-лепщиков был итальянец Доменико Феличе Ламони (1745–1830). Этот выдающийся мастер развивал в России традиции итальянской школы в обработке искусственного мрамора — стукко (stoucco), использование которого стало характерной особенностью декора в архитектуре русского классицизма. Ламони прожил в Петербурге 20 лет, с 1772 по 1792 год, работая при Малом Дворе наследника престола Павла Петровича под руководством архитектора Антонио Ринальди. Он вернулся на родину в Итальянскую Швейцарию в городок Мудзано в 1792 году, построил дом по своему проекту, украсив его тончайшими лепными рельефами и фресками на петербургские темы. Скончался Д.Ф.Ламони в своем доме, в 1830 году1. Об участии Ламони в декорировке дворцов в Гатчине и Павловске, а оно было значительным, в литературе упоминается вскользь. Впервые о деятельности Д.Ф.Ламони в России написал А.Н.Бенуа. Летом 1908 года Александр Николаевич вместе с семьей отправился в Итальянскую Швейцарию: «Мне хотелось отдохнуть от художественной суеты, пожить безмятежной созерцательной жизнью и в ласковой природе на три месяца забыть о театрах, музеях, выставках»2. Неожиданно для себя Бенуа оказался в местах, которые были подлинными «рассадниками искусства» (так назовет он позднее свою статью об этой поездке), где на протяжении нескольких столетий формировались династии выдающихся архитекторов, скульпторов, живописцев, каменных дел мастеров, работавших в Италии, Франции, Германии, Англии, Польше и России. На искусствоведческие изыскания, как писал Бенуа, его натолкнул И.Э.Грабарь, попросивший кое-что уточнить для своего многотомного издания. Бенуа собирал сведения о мастерах родом из Итальянской Швейцарии, которые работали в России в ХVIII и ХIХ веках. Он посещал дома, принадлежавшие известным архитекторам, скульпторам, где хранились графические коллекции, и, просматривая архитектурные проекты, обнаружил материалы по застройке Петербурга, Москвы, других городов России. Так, в окруженном живописным садом, старом доме Адамини, владельцы которого сохраняли интерьер с портретами предков-архитекторов, Бенуа обнаружил замечательную коллекцию чертежей мастеров, плодотворно работавших в России3. Творчество мало известных в то время архитекторов, Д.Трезини, Л.Руска, Т.Адамини, Д.Жилярди, неожиданно ярко предстало перед исследователем. В семейных архивах, частных художественных коллекциях Бенуа знакомился с документами, составлял списки просмотренных материалов, делал к ним научные комментарии, аннотировал чертежи, расшифровывал подписи (на обороте многих листов сохранились его пометы). Тогда-то среди имен скульпторов-декораторов Бенуа услышал и особенно отметил имя Доменико Феличе Ламони, а посещение дома Ламони в Мудзано (Muzzano) произвело на него сильнейшее впечатление: потомки скульптора показали Бенуа дом, рисунки и фрески прадеда — виды Петербурга и его окрестностей. Бенуа обнаружил в архиве Ламони чертежи, рисунки, живопись тех итальянцев, с которыми скульптор работал в России. Наиболее ценные петербургские материалы: чертеж лестницы Мраморного дворца, выполненный Антонио Ринальди, чертеж печи для зала Войны в Павловске Винченцо Бренны, а также 15 рисунков Ламони были приобретены Бенуа для коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова, который в 1912 году преподнес их в дар Музею Старого Петербурга4. Два авторских рисунка Ламони, подаренных Александру Николаевичу наследниками, он передал в Эрмитаж: «Вид на Неву и Стрелку Васильевского острова» и «Вид на Неву и Петропавловскую крепость». Произведения Стефано Торелли, — также из коллекции Ламони — неоконченное полотно «Екатерина II в образе Минервы» и «Портрет двух дочерей Ламони» — находятся в Государственном Русском музее. Таким образом, благодаря путешествию Бенуа, музеи Петербурга и в первую очередь Музей Старого Петербурга, одним из оосновоположников которого он был5, обогатился уникальными материалами: архитектурными проектами, эскизами, портретами.
Античные боги. https: //otherreferats.allbest.ru/culture/00093901_0.html https: //www.fiesta.city/spb/routes/antichnyy-peterburg/ http: //www.gorod-plus.tv/navi/741.html Римско-католические церкви. Храм Святого Станислава
Адрес: ул. Союза Печатников, 22
Храм Лурдской Божией Матери
Адрес: Ковенский пер., 7 На этом Католический Петербург не заканчивается - есть ещё Мальтийская Капелла, расположеная на территории Суворовского училища и Храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы на Минеральной улице - но о них мы поговорим в другой раз. Главное - помнить, что наш город является городом многих культур и многих религий, и он взял лучшее от каждой. Разные народы и разные конфессии подарили Санкт-Петербургу множество прекрасных памятников и достопримечательностей, которыми теперь может гордится любой житель Северной Столицы. Интересуйтесь - и пред вами будет открываться всё больше красот и особенностей нашего города. Мальтийская капелла Католическая церковь ордена мальтийских рыцарей, построенная Джакомо Кваренги в конце XVIII века. Капелла входит в архитектурный комплекс Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге (пристроена к главному корпусу дворца со стороны сада). Воронцовский дворец был возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749—1757 годах для канцлера графа М. И. Воронцова. Строительство и отделка дворца потребовали столь больших капиталовложений, что в 1763 году граф Воронцов за долги был вынужден уступить его российской казне. До 1770 года здание пустовало, а позже стало использоваться как гостевой дом. В разное время дворец занимали принц Генрих Прусский, принц Нассау-Зиген и граф И. А. Остерман. После восшествия на престол Павла I и принятия им титула протектора, а затем и Великого Магистра Мальтийского ордена Воронцовский дворец был предоставлен мальтийским рыцарям, которые были вынуждены искать убежища после захвата Наполеоном Бонапартом острова Мальта в 1798 году. В 1798—1800 годах придворный архитектор Джакомо Кваренги пристроил к главному корпусу Воронцовского дворца Мальтийскую капеллу (часовню). 17 июня 1800 года архиепископ Могилёвский Станислав Сестренцевич освятил церковь. После смерти Павла I его преемник Александр I отказался от звания Великого Магистра ордена, сохранив титул его протектора. В 1803 году Александр I сложил с себя звание протектора, а в 1817 году было объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».[1] C 1810 по 1918 год в Воронцовском дворце размещался Пажеский корпус. Мальтийская капелла была сохранена как католический храм и открыта для посещений сотрудниками посольств и миссий, а также членов императорской фамилии. В 1853 году здесь был погребен попечитель церкви герцог Лейхтенбергский, зять императора Николая I и самый высокопоставленный католик России. В заалтарной части капеллы был пристроен придел, под которым был устроен склеп. По воле супруги герцога, великой княгини Марии Николаевны, в приделе был воссоздан интерьер домовой молельной герцога, находившейся в Мариинском дворце. После Октябрьской революции в Воронцовском дворце разместилась Первая Петроградская пехотная школа командного состава РККА, на базе которой в 1937 году образовалось Ленинградское пехотное училище имени С. М. Кирова. В 1955 году здесь же разместилось образованное уже на базе училища имени Кирова Суворовское военное училище. C 1928 года здание Мальтийской капеллы использовалось перечисленными учебными заведениями как клуб. Большая часть предметов интерьера капеллы и церковной утвари была передана музеям города. В Мальтийской капелле неоднократно проводились ремонтные и реставрационные работы. Последняя реставрация церкви произведена под руководством архитектора С. В. Самусенко в 1986—1998 годах. В конце 2002 года в капелле, отреставрированной по инициативе начальника Суворовского училища генерала В. Н. Скоблова открылся Музей истории кадетских корпусов России. Также Мальтийская капелла используется как концертный зал, в котором регулярно звучит органная музыка. Орган немецкой фирмы «Walcker» был установлен в капелле в 1909 году, а в 1927 году передан Малому театру оперы и балета. После восстановления здания Мальтийской капеллы в 1998 году КГИОП принял решение отреставрировать орган и перенести его на прежнее место. Перенос органа состоялся в ноябре 2004 года, а в декабре того же года инструмент был отправлен на реставрацию в Эстонию. Официальное торжественное открытие органа в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и экс-президента Республики Мальта Гвидо де Марко состоялось 20 января 2006 года.
Некрополи. Выборгское католическое кладбище. Александро-Невская лавра. Волковское лютеранское кладбище (пока не было католического, хоронили и католиков, многих потом перенесли оттуда в Александро-Невскую лавру). Не сохранившееся кладбище у Сасмпсониевского собора (могила Трезини, не сохранилась).
Итальянские зодчие в Санкт-Петербурге. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы