Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О ЗАПАДНЫХ ИСТОЧНИКАХ СИМВОЛИКИ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Одной из важных современных проблем изучения иконостаса является исследование принципиальных изменений, возникших в период позднего средневековья и перехода к новому времени. Оставив в стороне исследование образного строя икон в русском иконостасе конца XVII — начала XVIII в., возможности нового осмысления его рядов и неизбежно связанную с этим перестановку акцентов в составляющих его темах, а также и новые особенности соотношения и соотражения иконостаса с пространством храма, мы предлагаем обратиться собственно к конструкции такого иконостаса, безусловно заслуживающей отдельного внимания. Большинство русских иконостасов этого периода получают яркий скульптурный растительный декор, в котором присутствуют и сильно стилизованные, и без особого труда угадываемые цветы и плоды. Часто они трактованы почти натюрмортно. Кроме того, нетрудно заметить, что одни и те же мотивы повторяются в разных изделиях мастеров-резчиков, создававших такие иконостасы во многих городах России. Автору этой статьи представляется необходимой некоторая предварительная систематизация материала, впервые предлагаемого вниманию исследователей русской культуры, поэтому здесь подробно анализируется один из наиболее ярких памятников второй половины XVII столетия — иконостас Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле, который ныне можно увидеть в Патриаршьем дворце, в церкви Двенадцати апостолов' (ил. 5-11). Здесь в общий мотив золотого чудесного сада, окружающего иконописные образы, вплетены традиционные виноградные грозди, листья аканта, немногочисленные цветы, а также яблоки, гранаты, инжир. Образцы подобных произведений мастеров-резчиков, работавших в России во второй половине XVII — начале XVIII в., традиционно называют «флемской резьбой», пришедшей на Русь из западных земель—в первую очередь, Украины и Белоруссии, в XVII столетии являвшихся проводниками западноевропейских художественных традиций. В нашей работе мы не будем касаться ни сообенностей развития украинской и белорусской деревян- 652 Ю. Н. Звездта ной скульптуры, ни исторических подробностей сложного пересечения и синтеза множества традиций, характерных для центрально- и восточноевропейской культуры XVII в. Наша главная задача — обратить внимание исследователей русской, а также и восточноевропейской культуры XVII в. на особенности трактовки декоративных элементов, до сих пор совершенно не изученных с точки зрения смыслового строя внесюжетных образов, окружающих иконы и образующих подобие драгоценной преграды между центральным пространством храма и алтарем. Рассматривая пышный растительный убор иконостаса второй половины XVII в., нельзя не вспомнить о таком общепринятом определении, как «узорочье», характеризующем особенности русского декоративного искусства в этот период. Наиболее традиционная, преобладавшая в предыдущие десятилетия точка зрения на эту особенность декора — «обмирщение» и стремление мастера ярко отразить реальные образы природы, сообщив им эффект праздничности. Автор этой статьи, долгое время разрабатывавший проблемы эмблематики, натюрморта и натюрмортных мотивов в западноевропейском искусстве XVI — XVII вв., считает необходимым не столько определить новые или менее традиционные способы рассмотрения тех же декоративных мотивов в связи с конкретными явлениями в общеевропейской культуре указанного периода, сколько найти и выявить некоторые параллели, вернее сказать, общие связки смысловых тяг, свойственных мировосприятию этого времени в наиболее общем целом. Все это, разумеется, не следует относить исключительно к такому явлению, как художественное оформление конструкции иконостаса. 1. Функция рамы Прежде всего следует обратить внимание на функцию такой яркой декоративной конструкции по отношению к образу, который оно окружает. Это функция рамы. В нашу задачу не входит подробный анализ особенностей рамы европейского барокко. Отметим лишь, что в период господства этого стиля рама, не обладавшая самостоятельностью, вступает в особые соотношения с образом, который она призвана окружать, — во-первых, рама могла явно преобладать над заключенным в центре образом, на первый взгляд, как бы заслоняя его яркой пышностью или особой динамичностью своего декора; во-вторых, рама в ряде случаев могла обладать собственной смысловой насыщенностью, предлагая зрителю декоративные элементы, несомненно наделенные символикой, притом не всегда и не во всем совпадающие с обрамленным такой рамой образом; в-третьих, в соотношении «картина-рама» первый элемент всегда оставался первым и центральным — если не по яркости начального впечатления, то по необходимому смыслу. 2. Гирляндное обрамление в графике и миниатюре Вслед за тем следует обратиться к некоторым особенностям трактовки обрамления в графике и миниатюре XVI — XVII вв. Мы говороим о западноевропейских вещах, хотя, конечно, ряд общих особенностей этого художественного явления ярко отразился и в русской книжной миниатюре того же пе- Растительный декор поздних иконостасов 653 риода, и в первых образцах печатной графики. Необходимо отметить особенно часто встречающееся сочетание, казалось бы, вполне самостоятельной декоративно-натуралистически трактованной рамки и центрального, обрамляемого содержания — текста, образа или «информации для созерцания», объединяющей образы и тексты в необходимом смысловом содержании. Очень часто мы обнаружим рамки — натюрмортные гирлянды из подвешенных на лентах и кольцах связок всевозможных плодов, начиная роскошными гроздьями винограда, связками яблок и груш в листве и кончая эффектно изогнутыми кабачками, корнеплодами, а также ягодами на ветвях. Такое «плодово-ягодное» обрамление может окружать портрет правителя, план города и т. д., как бы контрастируя с ними по смыслу и перебивая политическое содержание образа декоративной, натуралистически-натюрмортной побочной деталью. Тем не менее в символическом плане такое обрамление весьма органично и, для того времени, традиционно сочетается с центральным образом, представляя схему наиболее общего политического благопожелания — собранные в гирлянды многочисленные зрелые плоды символизируют здесь плодородие, благополучие и изобилие2. Эти графические декоративные рамки порою неожиданным образом начинают напоминать резную конструкцию русского иконостаса второй половины XVII в.. украшенную растительной резьбой. Иногда они воспринимаются как графические разработки для дальнейшего воплощения в других видах искусства. Это отчасти действительно так — аналогичные гирлянды, с такими же особенностями трактовки цветов и плодов, часто встречаются в произведениях декоративно-прикладного искусства (например, декор часов или серебряной посуды), в скульптурном убранстве зданий. 3. Гирлянды в живописи XVII в. — интерпретация жанра Особым предметом для разговора здесь должны явиться гирлянды в живописи — жанр, с успехом разрабатывавшийся фламандскими мастерами XVII в., но получивший популярность и распространившийся по всей Европе3. Известны многочисленные разновидности живописных гирлянд, но в связи с нашей темой следует обратиться к двум их типам — это гирлянды вокруг религиозного изображения и гирлянды цветов и плодов без каких-либо фигурных сцен посредине. Гирлянды вокруг религиозных сцен. Рассмотрим «Гирлянду цветов и фруктов вокруг изображения Мадонны с Младенцем и ангелами», приписываемую голландскому живописцу О. Мар-сеусу ван Схрику4 (ил. 2). Это живописное сплетение виноградных гроздьев, колосьев и разнообразных цветов в виде венка вокруг медальона с изображением религиозной сцены. Пристальное изучение цветов и плодов с точки зрения их традиционной символики убеждает в том, что они теснейшим образом связаны с центральным изображением Мадонны и младенца Христа, выполняя при этом несколько функций. Одна из них — декоративная — становится очевидной сразу, при первом же взгляде на картину. Определение остальных требует обращения к традиционным особенностям мировоззрения эпохи, объ- 654 Ю. К Звездина единившей элементы средневекового мышления с новыми гуманистическими традициями восприятия и истолкования вещи как частицы мира, синтезированными с особенностями риторических смысловых построений маньеризма и барокко. Изучая эту гирлянду с точки зрения смыслового строя, мы обнаружим в ней, в первую очередь, символическое определение главного христианского таинства — это троекратное повторение евхаристической эмблемы, выраженной языком натюрморта, — сочетанием крупных виноградных гроздьев с пшеничными колосьями. Собранные в гирлянду цветы указывают на непорочность Богоматери и Младенца (лилии, ландыш), прославляют Мадонну и предвещают грядущие страдания Христа (розы на унизанных шипами стеблях). Эти символы в натюрмортной гирлянде определяют вторую ее функцию — гирлянда является уникальным, неповторимым звеном в восприятии и осмыслении центрального образа, ярко отражая в явлениях природы непосредственно связанные с образом христианские добродетели. Гирлянды вокруг образа Мадонны следует сравнить со средневековыми католическими традициями ее воспевания в соотражении Божественной природы небесных добродетелей с прекрасными дарами земли, каждый из которых в неповторимости своих природных свойств открывает драгоценную частицу определения Божественной сущности образа. Многочисленные литературные фрагменты, представляющие проецирование метафорических определений образа Мадонны на дары растительного мира, приведены в трудах Л. Белинг, исследовавшей символику растений в скульптурном убранстве средневековых растений и в средневековой станковой живописи5. Последовательное осмысление особенностей символики растений в искусстве нового времени до сих пор отсутствует6, тем не менее именно такие произведения, очевидно, оказали влияние на особенности трактовки растительных мотивов в искусстве Восточной Европы и, по нашему мнению, отразились в русских резных иконостасах второй половины XVII в.7 Образные и композиционные параллели наиболее общего решения обрамления религиозного образа можно обнаружить в ряде гирлянд фламандского живописца Д. Сегерса и мастеров его круга, работавших в середине XVII в. (ил. 3). В большинстве случаев это гризайль, представляющий скульптурный рельеф в среднике (нише), включенный в четко и конструктивно оформленный картуш с декоративными элементами в стиле сдержанного барокко (это волюты, стилизованные раковины и т. д.). На фоне гризайля, вокруг углубленного средника, изображались как бы подвешенные на лентах гирлдянды цветов, иногда с отдельными плодами, особо значимыми в христианской символике (например, плоды шиповника, отразившие в себе образ Страстей — капли крови в терниях). Как показали исследования автора этой статьи8, подбор растений в гирляндах как правило соответствует смысловому содержанию центральной фигурной сцены. Так, например, в «Гирлянде вокруг изображения Оплакивания» Д. Сегерса9 преобладают символизирующие Христа и его страдания розы, а непосредственно рядом с ним помещен крупный стебель чертополоха с цветами — наиболее распространенный символ мучений на Кресте. Растительный декор поздних иконостасов 655 Евхаристические гирлянды. Вслед за этим следует отметить гирлянды вокруг евхаристической чаши. Такая чаша обычно помещалась в скульптурно оформленную нишу, с пышными связками цветов и плодов вокруг. Помимо прославительной функции, такая гирлянда могла содержать знаки небесного покровительства и символы Света и Всевидящего ока, кроме того, в нее непременно включали символы Евхаристии, а иногда и иносказательный образ, указывающий на свершение таинства Причащения. Все эти элементы присутствуют в работах одного из ведущих мастеров барочного натюрморта — Я. Д. де Хема. В «Гирлянде цветов и фруктов вокруг чаши со св. Дарами» (Вена, Художественно-исторический музей) в нише над чашей изображено Божественное сияние, а по сторонам чаши демонстративно помещены связки колосьев, увенчанные виноградными гроздьями (ил. 4). В картине того же мастера «Бокал вина окруженный гирляндой цветов и фруктов» (1651 г. Берлин, Гос. музей), при более реалистической, непосредственно натюрмортной трактовке темы использованы более разнообразные и многоплановые детали: над стеклянным бокалом по центру помещен цветок подсолнуха — здесь это, очевидно, знак солнца, символ Божественного присутствия и Всевидящего ока10, внизу, под роскошным сплетением фруктов, виден склевывающий ягоду воробей. Художник, использовавший в своих картинах элементы барочной риторики и сложные, прочитывающиеся на разных уровнях смысла иносказания", включил в композицию эту деталь как трактованный в классических традициях эмблематики символ христианина, приобщенного к таинству Причащения. Множество спелых и сочных плодов, многочисленные виноградные грозди, переплетенные пшеничными колосьями, присутствующие в таких гирляндах, неизбежно приводят к мысли о необходимости сравнения их с деталями пышной растительной резьбы в русских иконостасах, в том числе и в памятнике, которому посвящена эта статья. Разумеется, сравнение должно быть достаточно осторожным — в данном случае не может быть и речи о непосредственном сопоставлении какого-либо натюрморта с теми или иными деталями резьбы. Тем не менее здесь следует отметить конкретную деталь, прямо связанную с евхаристической темой в иконостасе — помещенное над царскими вратами живописное изображение Тайной вечери в окружении золоченой резьбы, где пышные листья аканта сочетаются с многочисленными виноградными гроздьями. По нашему мнению, здесь присутствует несомненная евхаристическая символика. Вслед за тем неизбежно возникает вопрос — всегда и все ли изображения виноградной лозы и гроздьев в иконостасе следует рассматривать как несомненное соответствие евхаристической теме. Кроме того, в какой степени заказчик или мастер, создающий иконостас, владел знанием традиционной общеевропейской (впрочем, можно сказать, христианской) символики. Простого и однозначного ответа на эти вопросы не существует, но тем не менее попытаемся приблизиться к определению сути этой проблемы. 656 Ю. Н. Звездина 4. Иконостас как «райский сад» Наиболее распространенная трактовка образа русского резного иконостаса второй половины XVII — начала XVIII в. определяет его как отражение «райского сада». Исходя из этого общего определения, можно попытаться интерпретировать отдельные растительные детали. При этом символическое значение отдельных плодов здесь, очевидно, будет вторить их иносказательному смыслу в весьма распространенной в западноевропейской живописи, особенно в XV — XVII вв., иконографии райского сада, или «Hortus conclusus». Фрагменты иконостаса Вознесенского собора содержат плоды, символику которых можно вывести именно из этого мотива. Яблоки, смоквы, плоды граната, виноград, лилии — все это традиционные дары «райского сада», с преобладающим смыслом поклонения Мадонне с младенцем. Вспомним также ряд картин XV — XVI вв., где младенец на руках у Богоматери сжимает в ладони яблоко, виноградную гроздь или лопнувший гранат, символизирующий младенца в лоне Марии и грядущие мучения Христа. Гранат. В западной традиции гранат имел несколько смысловых значений, определяемых неповторимыми особенностями этого плода. Он мог символизировать Церковь — сияние красных, словно драгоценных, многочисленных зерен обозначало страдания Господа и мучеников. В античности этот плод был связан с мифом о Прозерпине; христианизация античного символа сделала его традиционным знаком плодородия, изобилия и воскресения12. При взгляде на особенности трактовки плода граната в иконостасе Вознесенского собора вспоминаются, в первую очередь, не сюжетные композиции с общеизвестными христианскими символами, заимствованными из растительного мира а гирлянды первой половины — середины XVII в., представляющие особо значимый в христианской символике плод в центре, в окружении множества других плодов и цветов. Особенно яркие образцы таких гирлянд были созданы Я. Д. де Хемом и А. Миньоном. В нашем иконостасе о таких гирляндах напоминают, в частности, резные гирлянды на столбиках цокольного ряда, многочисленные плоды в откосах царских врат и крупные, но невысокого рельефа гирлянды на волютах под цоколем колонок деисусного ряда. Гирлянды на волютах выполнены по одному образцу. В центре каждой гирлянды помещена виноградная гроздь в окружении плодов и цветов — особенно выделяются небольшие плоды лопнувшего граната и цветок тюльпана внизу: в некоторых гирляндах можно разглядеть инжир и небольшие круглые плоды наподобие мелких яблок или слив. Яркий ряд плодов в откосах царских врат выстроен по вертикали. Эта большая гирлянда состоит из пяти маленьких, словно подвешенных на лентах или полосках ткани. В каждой из маленьких гирлянд особо выделен центральный плод, окруженный виноградными гроздьями и яблоками (?), затем — стилизованный круглый плод в окружении плодов инжира в листве: ниже — гроздь винограда в окружении инжира или яблок и груша или большой плод инжира в листьях с плодами инжира и винограда вокруг. Ниже, в цоколе, по- Растительный декор поздних иконостасов 657 мешена подвешенная на кольце гирлянда с яблоком и двумя мелкими плодами в окружении листвы, со стилизованным вытянутым плодом, напоминающим лимон, внизу. Вертикальные гирлянды, украшающие с трех сторон столбики цокольного ряда, повторяются. Почти во всех случаях (за исключением трех — в откосах северных и южных дверей иконостаса) — это две маленькие, подвешенные на кольце гирлянды. В верхней — плод инжира13 в окружении листьев, с двумя виноградными гроздьями и небольшими круглыми плодами; в нижней — в листьях лопнувший плод граната, тоже с небольшими круглыми плодами по сторонам. В одном случае в цоколе откоса северных врат, справа, в гирлянду включены крупные плоды, трактованные как шишки14. Лилия. Наконец, обратим внимание на сквозные резные колонки из роскошных виноградных лоз с крупными сочными гроздьями в листьях, а также со стилизованными большими цветами лилии внизу (на каждой колонке помещен один цветок). Такие колонки украшают местный ряд иконостаса и обрамляют центр деисусного ряда. Позволим себе обратить внимание на совсем небольшую деталь — особенности трактовки сердцевины цветка. Она может быть трехчаст-ной, как бы составленной из трех коротких лепестков, или же четырехчастной, в виде равноконечного креста с расширенными и скругленными концами. Если вкратце перечислить распространенные в западной традиции символические значения этого растения, обычно связываемого с темой непорочности девы Марии, то необходимо отметить, что лилия часто означала Христа и его победу над смертью; свет, являющийся из мрака и побеждающий тьму; прощение и искупление грехов и, наконец, воскресение15. Автор статьи не ставит своей задачей подробное перечисление всех возможных значений, связываемых с теми или другими растениями, изображенными в декоре иконостаса. Приведение ряда символических уподоблений и смыслов необходимо здесь, в первую очередь, для того, чтобы подчеркнуть многогранность символа, который, как правило, ни в коем случае нельзя сводить к одному жестко определенному значению. Виноград, инжир. Краткое описание резных гирлянд показывает, что чаще всего резчики изображали плоды винограда и инжира. Тема виноградной лозы и грозди несомненно преобладает — это вообще характерно для русского резного иконостаса второй половины XVII-XVIII в. Здесь, несомненно, в первую очередь прочитывается евхаристическая символика, обусловленная одной из главных функций иконостаса, отделяющего центральное пространство храма от алтаря, где свершается таинство пресуществления вина в кровь Христову16. В ряду евхаристических символов могли присутствовать и другие плоды, в чем нетрудно убедиться и при сравнении с западноевропейской иконографической традицией. В предыдущих строках мы упоминали гирлянду цветов и фруктов вокруг бокала с вином, созданную в 1651 г. Я. Д. де Хемом — в ряд символов, прославляющих Евхаристию, здесь включены и крупные плоды инжира. 658 Ю. Н. Звездина Впрочем, по нашему мнению, нельзя все возможные символические значения элементов убранства иконостаса сводить лишь к теме Евхаристии. Так, образ винограда и смокв в параллели с Новым Заветом является воплощением слов о лозе: «Аз есмь лоза виноградная», — и плодоносящей и бесплодной смоковнице17. Кроме того, гроздь винограда традиционно символизирует живую плоть Христа, еще не преданного мукам распятия. В западноевропейской традиции Страсти Христовы нередко изображались символически — в виде давильни, где из винограда давят сок на вино. Изображение целой виноградной грозди, наоборот, могло символизировать присутствие Бога Живого. Эту традицию можно проследить и в живописи гирлянд — например, в «Гирлянде цветов и фруктов на голубых лентах» А. Миньона, созданной в середине XVII в. и хранящейся в Дрездене (ил. 12). В центре этой композиции демонстративно помещена большая сияющая гроздь винограда, увенчанная цветами и плодами, вверху над гроздью укреплен маленький цветок трехцветной фиалки — очевидно, здесь это символ Всевидящего ока, а среди плодов виден щегол — птица, традиционно символизирующая Христа18. В целом же эта сложная, многосмысловая гирлянда означает прославление Бога, явленного в его творениях. Тот же общий смысл может содержаться и в деталях убранства иконостаса Вознесенского собора — например, в резных гирляндах с изображением виноградной грозди в окружении цветов и фруктов, помещенных на волютах под цоколями витых колонок деисусного ряда. 5. Восприятие современников При попытках исследовать смысловое значение деталей резного убранства иконостаса неизбежно возникает мысль о том, насколько осознанно мастера, создававшие иконостас, или же заказчик, в ряде случаев влиявший на особенности исполнения памятника, могли определять символическое содержание тех или иных декоративных элементов резьбы. Эта тема требует специальной разработки, посвященной именно проблеме символического содержания образа. Мы лишь вкратце коснемся главных пунктов проблемы. Заказчик. Прежде всего необходимо привести сведения, показывающие, что однажды решение некоего важного заказчика повлияло на изменение всего образного строя русского иконостаса XVII в. — это приезд белорусских резчиков для создания иконостасов во вновь строящихся по указу патриарха Никона монастырях19. Сам термин «флемская резьба» принято связывать с отголосками фламандских традиций, опосредованно позаимствованных через Польшу. Итак, мы видим, что в данном случае заказчик выбрал для воплощения в храме определенный стиль и общий, декоративный и образный одновременно, вид конструкции иконостаса. Мастер. Белорусские мастера, как и украинские, очевидно, во многом ориентировались на западные традиции архитектурно-скульптурного убранства. Говоря об этих заимствованиях, необходимо принять во внимание наиболее характерные для европейской культуры XVI-XVII вв. черты и особенно яркий рас- Растительный декор поздних иконостасов 659 цвет эмблематического мышления, проявившийся буквально во всех видах искусства и литературы. Коротко говоря, это общее стремление к использованию иносказания, аллегоризация образа и особая манера истолкования символа, который часто мог прочитываться неоднозначно, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед толкователем. Мы вовсе не беремся утверждать, что мастер, непосредственно создававший иконостас, знал или интересовался тонкостями эмблематического истолкования растений, помещая их в декоре, хотя наиболее общие символы — например, традиционное значение винограда, — скорее всего, были известны. В целом речь должна идти об опосредованном заимствовании образца, наделенного конкретным смысловым содержанием. По нашему мнению, растительный мир русского резного иконостаса конца XVII в. явился отражением таких символических первообразов, более ранние традиции которых, очевидно, следует искать в каменном резном убранстве средневековых соборов20. Пути осмысления. Вслед за тем возникает неизбежный вопрос о возможности прочтения символики декора иконостаса современниками. Думается, возможности такие были, притом немалые. Прежде всего, следует вспомнить об усилении морально-назидательного и аллегоризирующего слоя в русской, а также и украинской духовной литературе: принимая во внимание особенности общеевропейской культуры этого времени в целом, мы придем к выводу, что эти явления так или иначе соотражаются с наиболее характерными чертами западного эмблематического мышления21. Изучение эмблематического мышления, предполагающее уже не анализ сборников эмблем, а углубленное и специальное исследование одной из наиболее сложных и творческих граней общеевропейского мировоззрения XVI-XVII столетий, является важной проблемой современной гуманитарной науки. Основываясь на исследовании конкретных памятников западной и русской культуры, автор этой статьи пришел к выводу о существовании сложной и живой системы соотражений, воплотившейся во вполне определенных явлениях в литературе и искусстве той эпохи. Притом в одном случае речь должна идти о самом непосредственном заимствовании из западного памятника, который может и должен быть с точностью определен; в другом случае первоисточники, также определяемые, могут быть у русского мастера «перекроены» и синтезированы в новом переосмыслении материала, в соответствии с задачами исполнителя; в третьем же случае наличествуют более сложные творческие связи, которые пока что условно и неполно можно определить как значительно более свободное использование исходного материала, представляющего отправные и опорные пункты для самостоятельных творческих построений. Притом этот третий случай представляет и безусловно больший простор для органичного синтеза нового с давно укоренившейся традицией. По нашему мнению, первые заимствования из области западной эмблематики в допетровской России во многом шли по третьему пути. Это, безусловно, является большой и сложной темой для специального исследования22. Подчеркнем, что осо- 660 Ю. Н. Звездина бую актуальность здесь представляет именно изучение общеевропейских культурных явлений XVI-XVII вв., часть которых была затребована новым официальным светским искусством и культурой петровской эпохи, другая же часть заполнила другое русло, более полно проявившись в религиозном, правильнее сказать — «духовно-риторическом» искусстве. Автор-интерпретатор. В данном случае мы считаем необходимым обратить внимание на текст, ярко демонстрирующий возможности осмысления предмета — в том числе и такого, который мог явиться деталью иконостаса, — на уровне свободной символизации этого предмета по поводу конкретного события. Мы коснемся здесь произведения конца XVII в., созданного св. Димитрием Ростовским — это «Пирамида, или столп, во блаженной памяти преставлшагося высоце к Богу превелебнаго его милости господина отца Иннокентия Гизеля архимандрита святой великой чудотворной Лавры Киевской, к вечной памяти в год по погребении его при соборной панихиде проповедаю слова Божияго поставленный, году, АХПЕ (1685) мца Февруария в КД (24)»23. Столпу, воздвигнутому в память о. Иннокентия Гизеля, было найдено необходимое смысловое, но вместе с тем подробно и конкретно описанное в Ветхом Завете соответствие: «Нахожу в церкви Соломоновой образец столпов потребный, которых столпов была материя медь и злато: украшение их из злата, сети, лилеи, и яблока, в томже златом украшение на подобие венцов по окружности на капителях возложены»24. Материалы, из которых сделан столп, тут же символизируются, но отнюдь не теряя свою материальность, а обретая новую возможность служить еще и выражением неизобразимых понятий: «...из меди сделан, а золотом позолочен, и медь и золото суть символы терпения в скорбях, и постоянства в добрых делах»25. Далее, в системе соот-ражений и взаимоуподоблений, эти добродетельные качества отмечают определенного человека — Иннокентия Гизеля, который непосредственно соотносится с образом- столпа, и этот столп можно рассматривать как символ субъекта: «Из таковых духовных материй, из терпения и твердости... высоко преве-лебный архимандрит созидался, а созидался в столп...»26. Есть здесь и символическое осмысление растений: взяв за образец канонический текст, автор разрабатывает его по правилам риторических сравнений и уподоблений, обусловленных необходимостью момента. Скульптурные и живописные украшения внутри Соломоновой церкви, где «были на стенах, столпах, и дверях... подо бия фиников, кедров, масличин...»27, уподолбляются добродетельной киево-пе-черской братии: «...одни, яко финик, добрым возрастением цветут... другие умножают плоды своя, яко кедры Божия... иные приносят духовные плоды яко маслина плодовитая...»2". Наконец, самому о. Иннокентию Гизелю подносятся духовные цветы, плоды и «венцы» — венки, или гирлянды, по красоте неизмеримо превосходящие дары земной природы. Упоминается венец из лилий: «Кринами словес памяти достойными похвалами увенчайте»29, — как символ добродетелей осмысляется декоративный фрагмент соломонова столпа, обретшего значение Растительный декор поздних иконостасов 661 столпа духовного: «...на том духовном нашем столпе можем видети яблоки позлащенные, а теми суть все его добрые дела»30. Особенно интересна символизация цветочных венков и гирлянд. Автор вспоминает описанный св. Иеро-нимом обычай: «...гробы людей умерших рожами, фиалками, и иными различного рода пурпуровыми цветами осыпали», — и сравнивает это с тем обрядом, что свершается перед его глазами: «...и здесь при гробе... вижу изплетающие-ся венцы, и разсыпающиеся цветы...»31. И далее, используя риторический прием смыслового повтора, св. Димитрий Ростовский возлагает многочисленные духовные венки и гирлянды: по тексту словно протянуты звенья перечислений духовных свершений и подвигов, посвященных памяти усопшего и многократно уподобляемых «венцам и цветам»32. Развивая далее риторические построения автора «Пирамиды, или столпа...», мы придем к образу современного св. Димитрию Ростовскому иконостаса: позлащенные колонны, украшенные резными цветами и плодами, оюрамляющие святые образы33. В заключение остается сказать, что иконостас Вознесенского собора создан благодаря синтезу и сложному, часто опосредованному, соотражению нескольких культурных традиций. Попытка прочтения его смыслового строя, позволяющая приблизиться к миру растительных символов, во многом отразивших сияющий образ райского сада, также может быть сделана только с помощью последовательного анализа и осмысления произведений изобразительного искусства и литературы, созданных разными народами Западной и Восточной Европы. Примечания 1 Иконостас Вознесенского собора Вознесенского монастыря, разобранного в В. А. Меняйло датирует иконостас временем не позднее 1679 г., основываясь на документальных сведениях об изготовлении окладов на иконы. Автор статьи приносит глубокую благодарность В. А. Меняйло за сообщенные сведения. 2 Подробнее об особенностях использования политической программы в декоратив 3 Подробнее о смысловых особенностях этого жанра см.: Зеездина Ю. Н. Эмблема 4 См.: Gammelbo P. Dutch Still-life Painters from 16th to the 18th Centures in Danish 5 См.: Behling L. Die Pflanze in der mittelalterlichen Tafelmalerei. Weimar, 1957; Idem. 6 О растительной символике см. внашей книге (примеч. 3); схематическое опреде 662 Ю. Н. Звездина I Здесь следует отметить деревянные резные рамы вокруг июон, и, в частности, об 8 См. примеч. 3: 9 Гирлянда в прошлом хранилась в собрании Чернин в Вене. Ряд гирлянд Сегерса 10 О символике подсолнуха, означающего обычно следование солнцу, Богу или зем II Подробнее о произведениях Я. Д. де Хема см.: Jan Davidsz de Heem und sein Kreis: 12 См.: Forstner D. Die Welt der Symb^ie. Insbruck; Wien; Munchen, 1961. S. 220; 13 О том, что это, скорее всего, инжир, свидетельствуют особенности трактовки ок 14 Мы не беремся определить название этого плода, хотя если бы похожее изобра 15 См.: BehlingL. Die Pflanzenwelt der mitteialterlichen Kathedralen. S. 83; Forstner D. 16 Примером непосредственного отражения евхаристической символики в скульп 17 Ветхозаветные параллели мы оставляем в стороне — это требовало бы специаль 18 Более подробную интерпретацию этого натюрморта см. в работе, указанной в " См.: Бусева-Цавыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции (в наст. сб.). Растительный декор поздних иконостасов 663 20 Особый интерес здесь может представить сравнение резной конструкции иконо 21 К сожалению, общей монографии, определяющей эти характерные черты, пока не 22 Изучение соотражения русской культуры XVII в. с европейским эмблематичес 23 Се. Димитрий Ростовский. Собрание поучительных слов и других сочинений. 24 Там же. Л. РКД. 25 Там же. Л. РКД об. 26 Там же. Л. PKS об. 27 Там же. Л. РКГ об. 28 Там же. Л. РКД об. 29 Там же. Л. РКН об. 30 Там же. Л. PK0 об. 31 Там же. Л. РМ об. 32 Там же. Л. РМА. 33 Следует отметить, что в «Пирамиде, или столпе...» использованы также образы, Вход «Святая святых» и византийская алтарная преграда 57 ветствующего ей классического римского архитектурного памятника, уже в IV в. унаследованного христианской императорской традицией, чему наиболее ярким примером служит Арка Константина 315 г. в Риме. Она содержит все отмеченные элементы: и четырехколончатый портик с архитравом, делящий стену на три части, и тройной вход, центральный проем которого, как самый главный и торжественный, выделялся размерами. Воспроизведение этого архитектурного образа в форме византийской алтарной преграды лишний раз свидетельствует о понимании ее как торжественной триумфальной арки Христа — Царя и Победителя. Это отчетливо видно в следующих иконографических примерах. На знаменитом серебряном блюде-миссории 388 г. (Мадрид, Академия истории)3*, изготовленном по торжественному случаю — 10-летию царствования императора Феодосия I, церемония разворачивается на фоне четырехколончатой римской арки с фронтоном или фасада храма. Аналогично имперской иконографической схеме римских монет с образами императоров-триумфаторов39, торжественная тронная фигура Феодосия, представленного с нимбом, вручающим чиновнику свиток codicillus, вписана в центральный проем арки, полуциркульный свод которой высоко поднят над уровнем архитрава. Такая же четырехколончатая форма портика с высоким арочным проемом в центре, но уже без венчающего фронтона изображена на серебряном блюде со сценой помазания Давида, 628-630 гг. (Кливленд, Музей искусств; ил. 14)4": торжественность изображаемого действа соответствует триумфальному характеру архитектурной формы, воспроизводящей здесь уже не римский триумфальный памятник, а христианскую алтарную преграду. Об этом свидетельствует воспроизведение такой конструкции на серебряном дискосе 565-578 гг. из Риха (коллекция Дамбартон Оакс, Сирия; ил. 15) с композицией «Причащение апостолов», представленной в алтаре храма на фоне преграды41. К иконографии этого изображения мы еще вернемся. Однако речь идет не о происхождении четырехколончатой классической формы портика вообще и не об унаследовании ее христианской традицией, а об устойчивости восприятия такой формы на протяжении всего средневековья как образа идеальной алтарной преграды, отделяющей Святая Святых христианского храма от наоса. Об этом свидетельствуют даже совсем поздние, поствизантийские изображения храма и древнерусские рукописи, фронтисписы которых зачастую украшались символическим образом Соборной Церкви или Города-Храма Небесного Иерусалима, представленным в виде разреза трехчастного храма и четырех столпов, отделяющих три алтарные пространства42. Кажется очевидным, что сохранившиеся до настоящего времени древние алтарные преграды и их реконструкции, воссоздаваемые по археологическим остаткам, большой иконографический материал — воспроизводит ли он реальный памятник или изображает образ идеальной алтарной преграды, зачастую понимаемой как образ-икона идеального храма, — убеждают в устойчивости архитектурной формы преграды и существовании в восприятии средневековья \ ее определенного архитектурного клише. В основе этого образа должна была также лежать некая конструкция, представляющая собой какую-то идеальную модель. 58 II. А. Шанина На наш взгляд, конструкция алтарной преграды, состоящая из колонок и архитрава, восходит к архитектурному облику входа в Святая Святых ветхозаветной Скинии. Она точно повторяет вид сквозной преграды, отделяющей Святая Святых — самую сокровенную часть Скинии, место хранения Ковчега завета, от помещения «Святого» — передней части Скинии. Библейское описание ее создания (Исх. 25-27; 36-38) и выполненные на его основании реконструкции43 свидетельствуют, что вход в Святая Святых был оформлен в виде четырех деревянных колонн, обложенных золотом, и образуемого ими тройного прохода, пролеты которого были тщательно завешены ткаными завесами, украшенными изображениями херувимов: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы. И повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных. И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Свяпюго-святых» (Исх. 26:31-33). И далее: «А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов <)ля нее четыре и подножий к ним четыре» (Исх. 27:16). Сходное устройство стены — т. е. тканых завес, плотно натянутых между столпами, — отделяющей Святая Святых от Святого, сохранялось в Иерусалимском храме, построенном Соломоном и перестроенном Иродом. По-видимому, оно повторялось и на фасаде всего сооружения44. Примечательно, что конструкция сквозного четырехколончатого портика с тремя входами, в центральном проеме которого виден Ковчег Завета, в I-II1 вв. стала устойчивой иконографической схемой не только фасада Святая Святых, но и образом Иерусалимского храма вообще. Именно таким представлялся он в иудейском искусстве, изобразительные формы которого складываются, как известно, только в позднюю эллинистическую эпоху. В первую очередь, следует вспомнить такие концептуально важные для создания образа памятники, как древнейшее воспроизведение Храма на монете Бар Кохбы (132-135 гг.; ил. 16)4'. На ней представлен храмовый фасад Скинии, или Святая Святых Иерусалимского храма, в виде сквозного портика с четырьмя колонками, поддерживающими архитрав, и тремя входами, в центральном большем проеме которых виден Ковчег завета; звезда, расположенная над портиком, выражает символический образ Звезды-Мессии (Числ. 24:178) и напоминает об имени того, с кем ассоциировалось изображение, — имя Бар Кохба на арамейском языке означает «Сын Звезды». Известно, что это и все последующие символические изображения Храма являлись не археологически точным воспроизведением Храма, построенного Иродом и уже к тому времени давно разрушенного, но выражали мессианские представления об идеальном «Третьем Храме» и новом восстановленном Иерусалиме. Здесь следует вспомнить не только пророчество Захарии (Зах. 14:9, 16) о всех народах, которые в мессианскую эру соберутся во вновь отстроенном Храме, чтобы отпраздновать торжество Скинии, но и те реальные эсхатологические настроения, которые, судя по апокрифической литературе I—11 вв., были основой духовной жизни эпохи. Апокалиптические ожидания и представления о приходе |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы