Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретический анализ процесса воображения



Контрольная работа

 

по специальности "Педагог психолог"

 

по дисциплине «Общая экспериметальная психология»

 

 на тему:

 

"Воображение"

 

Выполнила: Марчинская Э.А.

 

Руководитель: Швацкий А.Ю.

 

Орск, 2018

Содержание

Введение   3
1. Теоретический анализ процесса воображения 1.1. Понятие “воображение” 1.2. Виды и функции воображения 1.3. Проблема творческого воображения в психологии 5   5 6 9
 2. Экспериментальное изучение особенностей 2.1. Организация и результат эксперимента 15 15
2.2. Технологический анализ результатов экспериментов 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложение 21
 

Введение

В наши дни в условиях современного образования большой упор делается на усвоение детьми определенных знаний, некоторых установленных шаблонов, развитие определенных знаний, умений, навыков. Эти знания, умения, навыки должны помочь детям обеспечить дальнейшее приспособление к определенной деятельности в обществе, развить умение самостоятельно находить и усваивать необходимые знания, воспитать определенные ценностные и нравственные ориентиры, необходимые как обществу, так и самим учащимся. Безусловно, все это необходимо для активной жизнедеятельности современного человека. Но также существуют и такие важные показатели умений человека, как творческое мышление и одно из его составляющих творческое воображение.

Для дальнейшего развития общества и личности необходимы навыки не только усвоение известных знаний, но и умение критически переосмысливать информацию, находить решения к определенным проблемным задачам и ситуациям, создавать новые полезные продукты деятельности. Именно для этого необходимо творческое воображение.

В данной работе я сосредоточилась на исследовании развития творческого воображения у дошкольного возраста на основе рисуночных методов. За основу выбран диапазон детей старшей группы МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» по той причине, что стремилась исследовать творческие способности у детей в то время, когда творческое воображение активно развивается.

Целью работы является теоретическое и эмпирическое исследование особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и выявление социальных и психологических факторов, стимулирующих развитие творческого воображения.

Целью эмпирического исследования в рамках контрольной работы является выявление соотношения показателей творческого воображения (невербальной креативности) и творческих личностных характеристик.

Согласно выдвинутой гипотезе существует положительная связь между показателями творческих характеристик личности и показателями невербальной креативности, характеризующими творческое воображение.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой, объектом работы является творческое воображение и в частности творческое воображение, проявляющееся в создании рисунков.

Предметом работы являются показатели творческих способностей и творческих характеристик личности, полученные на основе проведенных методик.

Задачами контрольной работы являются:

1. Изучить психологическую литературы, посвященной воображению и творческому воображению

2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей творческого воображения на основе рисуночных методов у детей дошкольного возраста

Виды и функции воображения

Разделяют множество видов воображения, которые делятся по различным классификациям.

Очень важно понимать, насколько сложно определить качественные параметры воображения человека в различных сферах деятельности. Сложно, например, определить у кого выше уровень воображения: у Достоевского или у Жюля Верна, у Эйнштейна или Сальвадора Дали. Сложно также сделать вывод о более высоком развитии воображения у Леонардо да Винчи или же у более поздних изобретателей, поскольку возможность применять и развивать навыки своего воображения зависит от пространственных, временных, социальных, психологических условий, в которых развивается сам индивид.

В разных сферах деятельности человек оперирует разными образами и соответственно в разных ситуациях у человека по-разному работают механизмы воображения. При этом практически в любой деятельности от кулинарного искусства до проектирования космических спутников результатом практического осуществления воображения может стать детально продуманный продукт. По этой причине важно понимать, как именно проявляются те или иные особенности человеческого воображения.

С.Л. Рубинштейн разделял виды воображения по признаку того, насколько сознательным или неосознанным воображение проявляется. На низших уровнях воображение протекает неосознанно(непроизвольно), оперирует спонтанными образами, которые нельзя контролировать. На высших процесс воображения осуществляется осознанно(произвольно), часто индивиду приходиться полагаться на волевые усилия, чтобы осуществить тот или иной акт воображения. При произвольном воображении индивид способен создать больше образов, моделей, схем, символов, способен продумать как можно больше деталей того или иного образа или представления.

Также Рубинштейн предлагал разделять воображение на конкретное и абстрактное в зависимости от характера образов и на воспроизводящее и творческое.

Конкретное воображение применяется на конкретных примерах и задачах. Например, испытуемому можно предложить дорисовать незаконченный рисунок, и, опираясь на незаконченные символы, ему необходимо изобразить определенную смысловую картину. Другим хорошим примером можно назвать игру в шахматы или покер. Опираясь на определенное расположение фигур на доске, или, имея при себе определенный набор карт, игроку необходимо сориентироваться и продумать свои дальнейшие действия так, чтобы оказаться в выигрышной ситуации.

Абстрактное воображение, скорее всего, будет опираться на такие вопросы, как “А что было бы, если…?” Кем бы я стал, если…? А что будет, если…?” и т.д., например, “Что было бы, если бы я очутился на необитаемой планете?” “Кем бы я стал, если бы вырос в детском доме?” А что будет, если начнется третья мировая война?” То есть, абстрактное воображение чаще всего предполагает попытку создать те образы, с которыми раньше не приходилось сталкиваться в реальной действительности. Также абстрактное воображение можно понимать, как более обобщенный тип воображения, которое оперирует схемами, графиками, чертежами, символами, моделями, проекциями.

Воспроизводящее воображение во многом связано с памятью. По Рубинштейну воспроизводящее воображение отличается от образной памяти тем, что образная память предназначена для того, чтобы запечатлеть и сохранить какой-либо образ таким, каким является в действительности или, по крайней мере, таким, каким он показался конкретному индивиду. В то время, как воспроизводящее воображение, оперируя однажды запомнившимся образом, придает этому образу те атрибуты, которые для образа были нехарактерно.

Посредством образной памяти очень просто запечатлеть такие простые предметы, как карандаш или ластик. В то время, как более сложные по структуре образы такие, как лес, сложное архитектурное сооружение, в некоторых случаях человеческая физиономия более трудны для детального запоминания. И поэтому, запечатлев наиболее “яркие” детали в памяти, человек воссоздает дополнительные образы уже при помощи воображения.

Под творческим воображением подразумевается создание новых образов и представлений на основе уже имеющихся, поиск нестандартного решения той или иной задачи, попытка представить, как из двух и более имеющихся элементов создать нечто новое. Все перечисленное также можно отнести и к отличительным чертам творческого воображения, однако разница между творческим воображением и творческим мышлением заключается в том, что если творческое воображение оперирует в первую очередь образными представлениями, то творческое воображение опирается исключительно на определенные понятия, позволяющие опосредованно и обобщенно познавать окружающий мир. И соответственно при решении той или иной проблемной задачи творческое воображение будет ориентироваться на выбор нового образа, а процесс творческого мышления будет заключаться в попытке создать новую комбинацию используемых понятий.

Л.С. Выготский отдельно выделяет такой тип воображения, как “мечтательность”. Под мечтательностью подразумевается неспособность воссоздать воображаемый образ в той или иной деятельности. Соответственно, Выготский отличал мечтательность от творческого воображения по критериям результативности и продуктивности воображения. Если воображение приводит к созданию новых предметов, идей, сюжетов, теорий и гипотез, то такое воображение можно назвать продуктивным, если образы так и остаются результатом процесса воображения без осуществления образа в практической деятельности, то такое воображение можно назвать мечтательностью. Очевидно, для того, чтобы воображаемый образ воплотился в действительность, необходимо, максимально используя процессы воображения и мышления, детально проработать создание данного образа.

Согласно С.С. Степанову воображение может быть 4 основных видов:

1. Активное

2. Пассивное

3. Продуктивное

4. Репродуктивное

Пользуясь активным воображением, человек сознательно посредством волевых усилий вызывает у себя те или иные образы.

Активное воображение бывает творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

При творческом воображении образы осуществляются в виде полезных продуктов и идей научного, технического, художественного и других видов творчества.

При воссоздающем воображении образы возникает на основе уже имеющегося их описания. Например, при чтении книг, построении чертежей готовых инженерных и архитектурных сооружений, изучении исторических событий и географических карт.

Образы пассивного воображения создаются вне воли и желания человека, бессознательно и спонтанно. Часто возникают во сне, при ослаблении деятельности сознания, при патологических расстройствах сознания и грезах.

Согласно С.С. Степанову, воображение человека выражается:

1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4. в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).

Романенко Ю.М. указывает, что образом воображение может стать что угодно, а воображать можно, как угодно. А также указывает, что воображение не содержит в себе каких-либо ограничений, называет воображение бесконечным пространством для реализации человеческой свободы.

Методика «Как спасти зайку»

Цель: Оценка способности и превращения задачи на выбор и преобразования в условии переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Характеристика: Девочка 6 лет, 139, МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок».

Результаты метода: 139 отвечает быстро, легко, мало задумываясь: «Положить шарик на тарелку, у зайки вдруг сознание потерялось, чтобы ему мягко было, палочкой грести вместо весел»

Обработка данных: третий уровень. Для спасения зайчика используется шарик слегка надутый и стелется на тарелку, зайчик без сознания, забота и оказание помощи, палкой гребет вместо весел.

Методика "Где чье место?"

Результат метода: 139 отвечает: «цветочек на небе потому, что птички унесли цветочек, малыш в конуре играет с собакой, птица в полете везде может залететь и сесть, рыба на окне - бабушка пожарила и поставила остудить, мячик на заборе – подкинул ребенок и ушел, собака в озере плавает по-собачьи, груша на дороге – ветром сдуло, кошка на берегу реки – отдыхает»

Результат метода и обработка данных: 139 третий уровень, без труда расставила кружочки и объясняет свои умозаключение.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что воображение - одна из важнейших сторон нашей жизни. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения.

Воображение - основа творческого процесса. Творческие способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Творческая способность - это качество личности, существующее только относительно определенной деятельности.

Проследив связь воображения с действительностью, можно перечислить условия необходимые для начала творческого процесса:

- Наличие достаточной предварительной информации. Необходимо понять сущность стоящей задачи, свободно владеть основными понятиями, знать основные характеристики интересующего вас объекта или явления.

- Наличие эмоциональной заинтересованности в решении задачи.

- Наличие сильного и управляемого воображения. Считается, что именно благодаря игре воображения, фантазии человек оказывается в состоянии расчленить и по-новому соединить приобретённые и известные ранее данные.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития воображения.

Диагностика воображения дошкольника - незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы. Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка.


 


Список использованной литературы

Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464 с.. 1999

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. — СПб: Питер, 2000. – 720 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 234 с.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу 18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

5. Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил.

6. Игнатьев Е.И. (отв. ред.) Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа М. АПН. РСФСР. Институт психологии. 1954. — 224 с. Прил. 56 стр. с илл. Тираж 2 500.

7. Немов Р. С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

8. Степанов С.Н. - Популярная психологическая энциклопедия - ознакомительный отрывок. Жанр: Психология, издательство Литагент «Эксмо», год 2005.

9. Фарман И.П. Диссертация «Воображение в структуре познания»М:РАН, 1994

10. Т.Рибо, Т. Творческое воображение [Электронный ресурс] <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/4/Рибо Т_Творческое воображение.pdf>.

 

 

Контрольная работа

 

по специальности "Педагог психолог"

 

по дисциплине «Общая экспериметальная психология»

 

 на тему:

 

"Воображение"

 

Выполнила: Марчинская Э.А.

 

Руководитель: Швацкий А.Ю.

 

Орск, 2018

Содержание

Введение   3
1. Теоретический анализ процесса воображения 1.1. Понятие “воображение” 1.2. Виды и функции воображения 1.3. Проблема творческого воображения в психологии 5   5 6 9
 2. Экспериментальное изучение особенностей 2.1. Организация и результат эксперимента 15 15
2.2. Технологический анализ результатов экспериментов 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложение 21
 

Введение

В наши дни в условиях современного образования большой упор делается на усвоение детьми определенных знаний, некоторых установленных шаблонов, развитие определенных знаний, умений, навыков. Эти знания, умения, навыки должны помочь детям обеспечить дальнейшее приспособление к определенной деятельности в обществе, развить умение самостоятельно находить и усваивать необходимые знания, воспитать определенные ценностные и нравственные ориентиры, необходимые как обществу, так и самим учащимся. Безусловно, все это необходимо для активной жизнедеятельности современного человека. Но также существуют и такие важные показатели умений человека, как творческое мышление и одно из его составляющих творческое воображение.

Для дальнейшего развития общества и личности необходимы навыки не только усвоение известных знаний, но и умение критически переосмысливать информацию, находить решения к определенным проблемным задачам и ситуациям, создавать новые полезные продукты деятельности. Именно для этого необходимо творческое воображение.

В данной работе я сосредоточилась на исследовании развития творческого воображения у дошкольного возраста на основе рисуночных методов. За основу выбран диапазон детей старшей группы МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» по той причине, что стремилась исследовать творческие способности у детей в то время, когда творческое воображение активно развивается.

Целью работы является теоретическое и эмпирическое исследование особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и выявление социальных и психологических факторов, стимулирующих развитие творческого воображения.

Целью эмпирического исследования в рамках контрольной работы является выявление соотношения показателей творческого воображения (невербальной креативности) и творческих личностных характеристик.

Согласно выдвинутой гипотезе существует положительная связь между показателями творческих характеристик личности и показателями невербальной креативности, характеризующими творческое воображение.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой, объектом работы является творческое воображение и в частности творческое воображение, проявляющееся в создании рисунков.

Предметом работы являются показатели творческих способностей и творческих характеристик личности, полученные на основе проведенных методик.

Задачами контрольной работы являются:

1. Изучить психологическую литературы, посвященной воображению и творческому воображению

2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей творческого воображения на основе рисуночных методов у детей дошкольного возраста

Глава 1. Теоретический анализ процесса воображения

1.1. Понятие “воображение”

В психологии существует множество различных определений понятия “воображение”.

Согласно И.В.Дубровиной1 воображение представляет собой познавательный процесс, в результате которого должны появиться новые образы, позволяющие в дальнейшем появляться новым действиям и предметам. То есть воображение обязательно должно привести к определенным нововведениям в деятельности, которой человек занимается.

По мнению С.Л. Рубинштейна2 воображение есть нечто присущее именно человеку, что позволяет на основании полученных знаний и опыта, создавать новые образы, объекты, картины, которые человек в действительности не видел, но сумел создать при помощи мыслительных процессов. Как и отмечал М. Горький “именно вымысел и замысел поднимают человека над животным" - вымысел прежде всего, как замысел”. Поэтому С.Л. Рубинштейн определил воображение как “отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее”.

Л.С. Выготский3 описывает воображение как процесс, при котором в результате накопления множества определенных впечатлений появляются новые впечатления и новые ранее не существовавшие образы.

Воображение тесно связано с мышлением, именно в результате мыслительных операций проявляются новые образы, впечатления и представления, которые могут являться не только объективном, но и субъективным отражением особенностей окружающего мира.

М.В. Гамезо4 и И.А. Домашенко4 под воображением подразумевали психические процессы, которые создают новые образы, перерабатывая материал восприятий, ощущений, представлений и впечатлений, полученных в процессе предшествующего опыта.

По А.Г.Маклакову5 воображение есть не что иное, как процесс преобразования представлений, которые отображают реальную действительность окружающего мира и в дальнейшем приводят к появлению новых представлений.

Э.В. Ильенков соотносит воображение со зрительными способностями человека, но, так же, как и С.Л.Рубинштейн отмечал наличие воображение как исключительно человеческую особенность. Э.В. Ильенков интерпретировал воображение не только как способность выдумывать то, чего нет в окружающем мире, а в первую очередь как умение видеть и понимать, что скрывается за теми или иными предметами и явлениями.

Игнатьев Е.И.6 характеризует процесс воображения как переработка и преобразование данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего возникают новые впечатления.

Во всех перечисленных случаях (за исключением Ильенкова) психологи понимали воображение как создание некоторых представлений, с которыми человеку не приходилось сталкиваться или приходилось сталкиваться в уже произошедших событиях, способность представить то, что нельзя увидеть, услышать, ощутить или почувствовать в настоящий момент времени или нельзя вообще. То есть под воображением обычно понимается способность домыслить увиденное, услышанное, ощутимое и создать на основании этого новые образы и представления. Причем эти образы могут как осуществиться в человеческой деятельности (стать предметами изобретений, достижениями искусства, научными открытиями), так и остаться лишь образами и представлениями в человеческом воображении.

Иными словами, воображение дает возможность человеку воспроизводить определенные образы, то, что человеку уже доводилось воспринимать, и то, чего он раньше никогда не воспринимал. Согласно Рубинштейну: “любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно, каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением -- хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным -- и преобразованием действительного”.

Также воображение помогает человеку изменить и усовершенствовать материальные или интеллектуальные продукты его практический действий.

Одной из главных проблем психологии можно назвать проблему развития высших психических функций, одной из которых является воображение.

Соответственно психологами изучаются механизмы воображения, его функции, связь с другими высшими психическими функциями, а также способы развития и улучшения процесса воображения.

Основными задачами курсовой работы можно назвать сбор теоретической информации о воображении и творческом воображении в частности, а также проведение исследования на проверку творческого воображения учеников четвертого класса.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь