Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема творческого воображения в психологии



Под творческим воображением обычно понимается создание новых образов, заметно отличающихся от уже имеющихся. Обычно такие образы представляют собой некоторую ценность и могут воплощаться в различных видах деятельности в виде предметов или идей. Стоит отметить, что эти образы не возникают на пустом месте, а берут свою основу из тех образов, которые человеку уже удалось запечатлеть.

Согласно результатам исследований С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других советских психологов воображение подразумевает не только усвоение новых знаний, но также творческое переосмысление уже имеющихся знаний и стимул к саморазвитию личности.

С.Л. Рубинштейн называет следующие техники творческого воображения:

1. Типизация - это специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация основывается на образах памяти, сложившихся в процессе работы воссоздающего воображения. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

2. Комбинирование - это прием воображения, основанный на способе подбора и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование — это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является жизненный опыт и тип личности. Например, ваза в виде цветка. В качестве педагогического метода можно использовать аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известными понятиями или образами.

3. Акцентуирование - это подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

5. Агглютинация - это мыслительный процесс «склеивания» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, художники сюрреалисты. В основе педагогического метода можно использовать прием замещения - это замена одних элементов другими.

Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность. В образовательном процессе ее можно назвать социализацией творческого воображения - это творческий продукт.

Доктор философских наук Фарман И.П.9 рассматривает три главных аспекта творческого воображения, такие как:

1) воображение в структуре научного познания (философско-гносеологический аспект);

2) воображение как способ создания Нового (психологический аспект);

3) воображение и познание в искусстве (эстетический аспект).

Т. Рибо10 выделяет такие значимые этапы творческого воображения, как ассоциация и диссоциация.

Под ассоциацией он подразумевал создание целостных образов из элементов вычлененных единиц образов. То есть, ассоциацией можно назвать такой процесс воображения, когда на основе представленного образа посредством образов, содержащихся в памяти, создается определенное представление о предмете или явлении.

Диссоциация есть один из этапов творческого воображения, когда в процессе воображения выделяются только значимые черты, особенности, характеристики объекта, а все остальное воображающим субъектом устраняется. Так Т. Рибо отмечал, что “На одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим”. Таким образом, при диссоциации из целостной структуры образа вычленяются все элементы, которые субъекту не представляются значимыми. Принято считать, что процесс творческого воображения не возможен без этапа диссоциации, поскольку для создания нового целостного образа требуется устранение ненужных элементов.

Диссоциация в психологии может также выступать в качестве адаптивного процесса и в качестве защитного механизма.

В качестве адаптивного процесса диссоциация выступает в случаях, когда человек реагирует на какую-либо психологическую травму, которая сопровождается некоторыми неприятными переживаниями. Диссоциация в таких случаях бывает полезным процессом, позволяющим человеку получить контроль над своими действиями, чувствами и эмоциями. Переходя к восприятию событий своей жизни как бы со стороны, человек получает возможность трезво оценивать их и реагировать с холодным расчётом.

В качестве защитного механизма диссоциация может выступать не только в тех случаях, когда требуется перенести тяжелую психологическую травму, но и просто вынести события, обычно требующие интенсивной эмоциональной нагрузки. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация зачастую блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.

Т. Рибо выделяет также и другие интеллектуальные операции, например способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Например, аборигены Австралии называли книгу «раковиной» только потому, что она открывается и закрывается. Такое стремление одушевить все Рибо сводил к двум типам: олицетворение и преобразование (метаморфоза).

Под олицетворением подразумевается стремление придать признаки жизни всему, в том числе и тому, что таких признаков не имеет. В частности, олицетворение неоднократно являлось источником множества мифов, легенд, сказок, преданий и фольклора.

Л.С. Выготский в своей работе “Воображение и творчество в детском возрасте” дает следующее определение понятию творчества: “Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке”.

Также Выготский указывает на следующие особенности творческого воображения (некоторые из которых могут быть характерны не только для творческого воображения, но и для воображения как такового):

1. Творческое воображение складывается на основе опыта. Чем больше опыта получает ребенок, чем больше знаний он усваивает, чем больше получает представлений об окружающем мире, тем сильнее возрастает вероятность того, что у данного ребенка будет развитое творческое воображение.

2. Процесс творческого воображения часто возникает случайно, стихийно. Однако не стоит заблуждаться, предполагая, будто он возникает сам по себе без предшествующего ему длительного мыслительного процесса. Именно отсюда берут начало слухи о том, что Д.И. Менделееву во сне приснилась таблица химических элементов. После длительных раздумий и тщательного изучения материала может случайно возникнуть “гениальная” идея в виде конкретного образа. Бихевиористы называют это инсайдом.

3. Творческое воображение ребенка очень тесно связано с теми эмоциями и чувствами, которые он испытывает.

4. Воображение может быть включенным не только в сознательном рациональном состоянии человека. Некоторые образы могут являться во сне, мечтах, грезах и т.д. То есть в определенном “состоянии духа”, в котором воображение приобретает абсолютную свободу и действует практически без какой-либо логической структуры.

5. Одним из условий для развития творческого воображения является потребность в преувеличении.

6. Творческое воображение конкретного человека во многом зависит от времени и условий, в которых он живет.

7. Воображение ребенка тесно связано с миром его фантазий.

8. Ребенок способен представить значительно меньшее количество образов, нежели взрослый. Однако в отличие от взрослого ребенок относится к своему воображению с большим доверием, меньше контролирует и ограничивает свое воображение.

9. Развитие творческого воображения тесно связано с развитием умственных способностей. Наличие сильно развитого творческого воображения всегда подразумевает достаточно высокий уровень интеллекта. Однако наличие высокого уровня интеллекта, еще не гарантирует наличие высокого уровня творческого воображения.

10. Выготский отмечает довольно часто встречающиеся кризисы творческого воображения у ребенка, связанные с прекращением рисования. А также кризисы подростков - прекращение писательской деятельности (если они брались за него).

Что касается прекращения писательской деятельности, Л.С. Выготский даже предлагает способ возможной профилактики подобного кризиса, а именно учить подростков писать в первую очередь о том, что им хорошо понятно, известно и интересно.

11. Воображение может быть пластическим и эмоциональным (внешним и внутренним).

12. Воображение может, как приближать человека к окружающей действительности, так и отводить от нее

13. Один из важнейших вопросов в психологии: “Зависит ли воображение от таланта и одаренности?”

14. Развитие творческого воображения возникает на основе стремления человека воплотить образы воображения в действительность.

15. Согласно Т. Рибо неудачное воображение (мечтательность) связано с отсутствием волевых качеств.

16. Творческое воображение лучше всего проявляется по отношению к интересному материалу для человека, а для ребенка в первую очередь.

17. Некоторые авторы рассматривают 3 периода развития детского творчества:

1) Период устного или словесного творчества, который длится с трех до семи лет

2) Период письменности: начинается с семи лет и длится вплоть до юношеского возраста

3) Литературный период, который включает в себя окончание переходного возраста

Соответственно в каждом из указанных периодов названный вид творчества проявляется эффективнее, чем остальные

18. Буземаном было проведено целое исследование, направленное на изучение проявления детской активности в литературном творчестве. Было выявлено, что литературная творческая активность проявляется у мальчиков в 6-8 лет, у девочек 7-9 лет. Также Буземан сделал следующий вывод: “Устная речь тяготеет к активному, письменная же к качественному стилю.”

То есть, из данного высказывания Буземана можно сделать вывод, что посредством устной речи дети могут сочинять истории, рассказы и прочие образцы литературного творчества с большей скоростью, чем при письменной речи, а также с использованием более красочных слов и эпитетов. При письменной речи соответственно больше внимания уделяется правильному и детальному описанию событий, предметов и явлений.

Что касается художественно-изобразительного творчества (которому уделяется главное внимание в эмпирической части исследования данной работы), Выготский писал о том, что данный вид деятельности представляет для ребенка значительный интерес в раннем возрасте. Однако, ссылаясь на Люкенса, он также указывает, что в течение возрастного периода 10-15 лет этот интерес постепенно угасает и в основном только у одаренных в художественном творчестве возвращается в промежутке от 15 до 20 лет. А большинство остальных детей забрасывают свои попытки развить в себе навыки изобразительного мастерства.

Известный немецкий педагог Г. Кершенштейнер выделил четыре ступени развития детского рисунка:

1. Ступень схемы - переход от каракуль к первым осмысленным рисункам, схематичным описаниям предмета.

2. Ступень возникающего чувства и формы - попытки изобразить не только схемы, но и примитивно выразить образы похожие на действительность.

3. Ступень правдоподобного изображения - схема полностью исчезает, рисуется контур.

4. Ступень пластического изображения - выпуклость рисунка, распределение света и тени.

Забрасывание подростками попыток развития художественно-изобразительного творчества в некоторой степени объясняется рационализацией этого периода. То есть подростки начинают пытаться рационально взвесить свои способности и большинство из них приходит к выводу, что данный вид творчества для них не подходит. Даже достаточно талантливые идеи с художественными способностями иногда поддаются этой индивидуальной или коллективной (в зависимости от ситуации) установке. Также одной из причины прекращения художественной деятельности может являться отсутствие дальнейшего обучения художественному искусству. Поэтому задачей родителей, психологов, педагогов может являться попытка своевременной мотивации, способствующей продолжению развития художественной деятельности и художественного воображения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь