Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды и функции воображения



Разделяют множество видов воображения, которые делятся по различным классификациям.

Очень важно понимать, насколько сложно определить качественные параметры воображения человека в различных сферах деятельности. Сложно, например, определить у кого выше уровень воображения: у Достоевского или у Жюля Верна, у Эйнштейна или Сальвадора Дали. Сложно также сделать вывод о более высоком развитии воображения у Леонардо да Винчи или же у более поздних изобретателей, поскольку возможность применять и развивать навыки своего воображения зависит от пространственных, временных, социальных, психологических условий, в которых развивается сам индивид.

В разных сферах деятельности человек оперирует разными образами и соответственно в разных ситуациях у человека по-разному работают механизмы воображения. При этом практически в любой деятельности от кулинарного искусства до проектирования космических спутников результатом практического осуществления воображения может стать детально продуманный продукт. По этой причине важно понимать, как именно проявляются те или иные особенности человеческого воображения.

С.Л. Рубинштейн разделял виды воображения по признаку того, насколько сознательным или неосознанным воображение проявляется. На низших уровнях воображение протекает неосознанно(непроизвольно), оперирует спонтанными образами, которые нельзя контролировать. На высших процесс воображения осуществляется осознанно(произвольно), часто индивиду приходиться полагаться на волевые усилия, чтобы осуществить тот или иной акт воображения. При произвольном воображении индивид способен создать больше образов, моделей, схем, символов, способен продумать как можно больше деталей того или иного образа или представления.

Также Рубинштейн предлагал разделять воображение на конкретное и абстрактное в зависимости от характера образов и на воспроизводящее и творческое.

Конкретное воображение применяется на конкретных примерах и задачах. Например, испытуемому можно предложить дорисовать незаконченный рисунок, и, опираясь на незаконченные символы, ему необходимо изобразить определенную смысловую картину. Другим хорошим примером можно назвать игру в шахматы или покер. Опираясь на определенное расположение фигур на доске, или, имея при себе определенный набор карт, игроку необходимо сориентироваться и продумать свои дальнейшие действия так, чтобы оказаться в выигрышной ситуации.

Абстрактное воображение, скорее всего, будет опираться на такие вопросы, как “А что было бы, если…?” Кем бы я стал, если…? А что будет, если…?” и т.д., например, “Что было бы, если бы я очутился на необитаемой планете?” “Кем бы я стал, если бы вырос в детском доме?” А что будет, если начнется третья мировая война?” То есть, абстрактное воображение чаще всего предполагает попытку создать те образы, с которыми раньше не приходилось сталкиваться в реальной действительности. Также абстрактное воображение можно понимать, как более обобщенный тип воображения, которое оперирует схемами, графиками, чертежами, символами, моделями, проекциями.

Воспроизводящее воображение во многом связано с памятью. По Рубинштейну воспроизводящее воображение отличается от образной памяти тем, что образная память предназначена для того, чтобы запечатлеть и сохранить какой-либо образ таким, каким является в действительности или, по крайней мере, таким, каким он показался конкретному индивиду. В то время, как воспроизводящее воображение, оперируя однажды запомнившимся образом, придает этому образу те атрибуты, которые для образа были нехарактерно.

Посредством образной памяти очень просто запечатлеть такие простые предметы, как карандаш или ластик. В то время, как более сложные по структуре образы такие, как лес, сложное архитектурное сооружение, в некоторых случаях человеческая физиономия более трудны для детального запоминания. И поэтому, запечатлев наиболее “яркие” детали в памяти, человек воссоздает дополнительные образы уже при помощи воображения.

Под творческим воображением подразумевается создание новых образов и представлений на основе уже имеющихся, поиск нестандартного решения той или иной задачи, попытка представить, как из двух и более имеющихся элементов создать нечто новое. Все перечисленное также можно отнести и к отличительным чертам творческого воображения, однако разница между творческим воображением и творческим мышлением заключается в том, что если творческое воображение оперирует в первую очередь образными представлениями, то творческое воображение опирается исключительно на определенные понятия, позволяющие опосредованно и обобщенно познавать окружающий мир. И соответственно при решении той или иной проблемной задачи творческое воображение будет ориентироваться на выбор нового образа, а процесс творческого мышления будет заключаться в попытке создать новую комбинацию используемых понятий.

Л.С. Выготский отдельно выделяет такой тип воображения, как “мечтательность”. Под мечтательностью подразумевается неспособность воссоздать воображаемый образ в той или иной деятельности. Соответственно, Выготский отличал мечтательность от творческого воображения по критериям результативности и продуктивности воображения. Если воображение приводит к созданию новых предметов, идей, сюжетов, теорий и гипотез, то такое воображение можно назвать продуктивным, если образы так и остаются результатом процесса воображения без осуществления образа в практической деятельности, то такое воображение можно назвать мечтательностью. Очевидно, для того, чтобы воображаемый образ воплотился в действительность, необходимо, максимально используя процессы воображения и мышления, детально проработать создание данного образа.

Согласно С.С. Степанову воображение может быть 4 основных видов:

1. Активное

2. Пассивное

3. Продуктивное

4. Репродуктивное

Пользуясь активным воображением, человек сознательно посредством волевых усилий вызывает у себя те или иные образы.

Активное воображение бывает творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

При творческом воображении образы осуществляются в виде полезных продуктов и идей научного, технического, художественного и других видов творчества.

При воссоздающем воображении образы возникает на основе уже имеющегося их описания. Например, при чтении книг, построении чертежей готовых инженерных и архитектурных сооружений, изучении исторических событий и географических карт.

Образы пассивного воображения создаются вне воли и желания человека, бессознательно и спонтанно. Часто возникают во сне, при ослаблении деятельности сознания, при патологических расстройствах сознания и грезах.

Согласно С.С. Степанову, воображение человека выражается:

1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;

2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4. в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).

Романенко Ю.М. указывает, что образом воображение может стать что угодно, а воображать можно, как угодно. А также указывает, что воображение не содержит в себе каких-либо ограничений, называет воображение бесконечным пространством для реализации человеческой свободы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь