Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Там каждый склон горы цветов окраску взял



И в складках красных был иль желтых покрывал…

       Знаменитая поэма «Хосров и Ширин», повествующая о страстной любви сасанидского правителя Ирана Хосрова II Парвиза и христианки Ширин, – один из распространенных мотивов средневековой литературы, востребованный творчеством многих персидских поэтов. Сюжет этот композиционно восходит к богатому фольклорному материалу, причем учеными и не оспаривается, что

в сочинении армянского хрониста VIIв. Себеоса «История императора Иракла»

и фигурирует одно из наиболее ранних обращений к этой истории, оказавшей в последующем сильное влияние на «литературное обрамление» регионального фольклора.

       Несомненный авторитет в иранистике Владимир Луконин на примере поэмы «Шах-намэ» Фирдоуси рассматривал разные аспекты иранской жизни начала VIIв. и весьма охотно цитировал Себеоса: «Много больше об отношении Хосрова к христианству содержат сирийские, армянские и греческие источники. <...> В некоторых из них упоминаются сообщения, не вызывающие сомнений в

их достоверности <...> Покровительство монофизитскому толку в Иране при Хосрове II (и только при нем) очень важно подчеркнуть. Монофизиткой была также и еще одна жена Хосрова, царица цариц, “христианка из земли Хузистан по имени Ширин” (Себеос, XI, с. 43)»[31].

       Агафангел Крымский подчеркивал в начале прошлого века: «Любовь сасанидского царя Парвиза к армянской княжне Ширин должна аллегорически изображать стремление души человеческой к Богу; но эта поэма <...> так живо рисует человеческие характеры и страсти, что не предупрежденный читатель не может даже подозревать здесь аллегории»[32].

       Отсюда и некоторые главы знаменитой поэмы Низами Гянджеви «Приезд Хосрова в Армению к Михин-Бану» или «Поездка Шапура в Армению за Ширин». Некоторые исследователи действительно склонны полагать, что Ширин у Низами Гянджеви была армянкой, кстати, точно так же как у Алишера Навои[33]. Впрочем, вопрос «национальной принадлежности» царицы едва ли можно считать очень принципиальным: в аспекте изучения проблем внутренних противоречий в период Сасанидской агонии образ «монофизитки», или, точнее «прихожанки нехалкидонской церкви», показателен сам по себе. Существеннее другое: процесс трансформации персидского поэта в поэта азербайджанского – составляющая единого процесса трансформации всего этнотерриториального и историко-культурного наследия Восточного и Южного Закавказья.

       Гандзак – Гянджа располагается в живописнейшей местности у северо-

восточных отрогов Малого Кавказа. В советское время мне часто приходилось бывать в этом кипарисовом городе, носившем тогда имя видного большевика Сергея Кирова, одного из первых руководителей советского Азербайджана; до событий 1988-1990гг. в Кировабаде проживало много армян…

       Много армян проживало в Гандзаке и в период Низами. Как отмечалось выше, оттуда был родом знаменитый правовед Мхитар Гош. Примечательно, что родился он всего несколькими годами раньше будущего классика персидской поэзии; здесь же, кстати, воспитал и своих учеников, из которых наибольшую известность приобрели Вардан Аревелци и Ванакан Вардапет. Так почему бы их не представить азербайджанцами? Да и в советское время немало уроженцев этого города достигли больших успехов в разных областях: гимнаст Альберт Азарян становился олимпийским чемпионом в Мельбурне и Риме, зодчий Каро Алабян был секретарем Союза архитекторов СССР, президентом Всесоюзной Академии архитектуры, проектировщиком известных сооружений, в том числе – разработчиком плана по восстановлению Сталинграда. Академик Абрам Алиханов также родился в этом городе; один из основоположников советской ядерной физики, он принимал участие в создании первых в стране ядерных реакторов, а в 1949г. именно под его руководством впервые в Советском Союзе был построен исследовательский реактор на тяжелой воде. Почему бы и их не представить азербайджанцами?

       Декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета член-корреспондент Российской Академии наук Иван Стеблин-Каменский совсем не случайно отмечает: «Мы готовили таких специалистов “в новообразованных государствах”, но, как показывает наше с ними общение, там очень много националистических тенденций, научных фальсификаций <...> В их трудах нет объективного взгляда на историю, на ход исторического развития. Подчас – откровенная фальсификация. Например, Низами, памятник которому воздвигнут на Каменноостровском проспекте, объявляется великим азербайджанским поэтом <> а обосновывают это тем, что он жил на территории нынешнего Азербайджана»[34].

 

       Территория современной Азербайджанской Республики – это синтез историко-географических, этнолингвистических, общественно-культурных, социально-демографических, идеологических и политических факторов, это геополитический проект, лоббируемый младотурками, британцами, деятелями международного социалистического движения, Иосифом Сталиным... Акценты и преследуемые цели «кураторов» совпадали не всегда, однако на некоторых исторических этапах имело место и «слияние интересов» отдельных игроков. Именно последнее и обусловило становление Азербайджанской Республики, становление ее азербайджанской социалистической нации, как и последующее наделение этой нации уже «своими героями и поэтами», «своими памятниками культуры», «своими землями».

 

 

О ПОЛИТИЧЕСКОМ КАЛЕНДАРЕ, ПЕРЕКОСАХ ИСТОРИИ И ФАТАЛЬНЫХ ДАТАХ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

       Несколько слов о политическом календаре.

       С недавних пор в публицистический обиход вошел своеобразный принцип представления той или иной версии, когда известные исторические даты подгоняются под разрабатываемый автором тезис. Внешне все это может выглядеть эффектно, в отдельных случаях – убедительно, да и само занятие до некоторых пор весьма увлекательное, однако проблема в том, что «конечный продукт» далеко не всегда отражает реальное положение дел.

       1 декабря 1989г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО приняли постановление о «воссоединении двух насильственно разделенных частей армянского народа». Следует отметить, что 1-2 декабря 1989г. политическая оболочка планеты вообще была пропитана перспективными и почти равновеликими событиями.

       Приоритетами дня были обозначены:

 

- первая мальтийская встреча советского и американского лидеров;

- поиск путей разрешения филиппинского кризиса;

- устройство Афганистана после вывода советских войск;

- ситуация в Карибском регионе (особенно на Кубе и в Никарагуа);

- отмена парламентом ГДР конституционной статьи о руководящей роли СЕПГ;

- первое в истории принятие Папой Римским советского лидера в Ватикане;

- самое главное: официальное провозглашение конца Холодной войны.

 

       Следует ли из этого, что «армяне малость поспешили с совместным постановлением», что оно изначально обрекалось на поглощение со стороны «более важных событий дня»?

       Несмотря на абсурдность подобной постановки вопроса, представители «международного товарищества политологов-эзотериков» (они промышляют почти везде) могут спокойно интерпретировать любые календарные наложения и обнаружить смысл там, где его нет. Впрочем, подобные толкования – вещь не самая безобидная.

       Политический календарь – весьма удобный механизм подавления инициативности народов и внедрения в общественное сознание фатального восприятия истории. Практически любой календарный день можно вписать в желаемый контекст и представить его в качестве отдельного звена длинной цепочки причинно-следственных событий. Ввиду разнообразия мотивов и форм подобных упражнений надо уметь отделять зерна идейно-политического подгона от плевел менее политизированных «оккультных забав».

       Известен пример ирреального обрамления событий 11 сентября 2001г.

Практически сразу после серии самоубийственных атак в американском небе «толкователи дат» приступили к своим «непосредственным обязанностям»: вдалбливанию в расшатанное сознание непросвещенного человечества своей версии о неизбежности ударов именно в «День крупнейших потрясений». Астрологическое сообщество тут же выявило антагонизм между «полярными днями американской истории»: оказалось, что ежегодно 11 сентября Солнце проходит под двадцатым градусом знака Девы и что в американском гороскопе (4 июля Года независимости) как раз там располагается Черная Луна - отметина Мирового зла.

       Подобное противопоставление двух дней американского календаря едва ли вмещает в себя нечто большее, нежели просто «любопытное наблюдение» (впрочем, серьезно воспринимаемое со стороны общества, больше склонного к иррациональным объяснениям). Версия подкреплялась занятным экскурсом в прошлое, причем в этом случае антагонизм двух дней выглядел даже убедительнее: первое 11 сентября периода американской независимости стало вызовом той же независимости: 11 сентября 1777г. армия Джорджа Вашингтона потерпела поражение от королевских войск при Брендивайне, после чего последним удалось овладеть Филадельфией, где находится Индепенденс-холл и откуда 4 июля 1776г. «Колокол Свободы» возвестил принятие Декларации о независимости.

       Тему эту можно, конечно, развивать до бесконечности и практически каждое «новое открытие» анонсировать в качестве «очередного доказательства». В частности, в контекст дня были вписаны и определенные события, призванные «поднять дух нации». Посему именно 11 сентября 1944г. американские войска первыми из армий стран антигитлеровской коалиции вступили на территорию нацистской Германии; 11 сентября 1973г. американцами был осуществлен переворот в Чили; 11 сентября 1990г. президент Джордж Буш-старший впервые после окончания Холодной войны использовал термин «Новый мировой порядок»[35].

 

       И тем не менее хронологические накладки – вещь не столь безобидная. Дело в том, что умелое и грамотное манипулирование календарем способно расшатать, казалось бы, «незыблемые устои», представить новую реальность, внедрить в общественное сознание «новое летосчисление». Синтез случайных и моделируемых совпадений порождает известный хаос, промывает мозги целым поколениям и формирует контролируемое «массовое сознание». Если оккультная форма календарных манипуляций в большей степени характерна для космополитических обществ, то идейно-политический вектор ориентирован уже по курсу обществ более традиционных.

       Так например, механизм совмещения дат был использован при выдаче 28 июня 2001г. Гаагскому трибуналу бывшего югославского лидера Слободана Милошевича. Его последними словами на белградской земле стали: «А знаете ли вы, что сегодня Видовдан?». Действительно, важнейшим днем сербской консолидации вот уже на протяжении многих столетий является Видовдан («Видовдень»). Он отмечается 28 июня по Григорианскому календарю, причем сам праздник достаточно древний, его истоки на водоразделе язычества и христианства (возможно, славянский языческий культ Святовит «преобразился» в христианского мученика Святого Витта).

       Известно, что многие важнейшие события сербской (югославской) истории приурочивались именно к этому дню: в Видовдан 1389г. на Косовом поле разыгралось сражение между сербским войском князя Лазаря и турецкой армией султана Мурата. Несмотря на поражение сербов, битва ознаменовала кульминацию национального единения и в течение последующих столетий служила главным символом консолидации. Именно в этом сражении «свято ратник» Милош Обилич убил султана Мурата. 28 июня по сербской традиции «кукушки не поют, и люди не веселятся»…

       В Видовдан было совершено еще одно громкое убийство: 28 июня 1914г. в Сараево погибли австро-венгерский эрцгерцог Франц-Фердинанд и

его жена София, прибывшие в город специально для участия в военном параде

и наблюдения за маневрами. Отметим, что наместник Боснии и Герцеговины фельдцейхмейстер Оскар Потиорек совсем не случайно выбрал именно данную

дату для проведения учений: в такой торжественно-церемониальной форме старый генерал решил отрапортовать престолонаследнику о высокой степени

управляемости вверенных ему балканских территорий. Организация «Молодая

Босния» расстреляла чету, и, как впоследствии утверждал непосредственный убийца Гаврило Принцип, вторая пуля предназначалась не супруге эрцгерцога, а именно Потиореку, который ехал вместе с ними в одной машине. Убийство четы и послужило casusbelli - благовидным предлогом для начала Мировой войны.

       В числе прочих исторических «событий в Видовдан» вспомним:

 

       1921г. – принятие Конституции Королевством сербов, хорватов и словенцев;

       1948г. – отказ И.Броз Тито следовать сталинской программе. Расторжение договора с СССР;

       1989г. – выступление Милошевича на Косовом поле: «Больше вас никто не посмеет унижать»;

       1991г. – вторжение Югославской народной армии в независимую Словению.

       2001г. – выдача Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу.

           

       Можно ли выдачу Милошевича в Видовдан считать случайностью или

это своеобразная форма подавления национального самосознания, способ трансформации дня национальной консолидации в юбилей национального разобщения?

       Другим примером манипулирования календарем считается время казни

иракского лидера Саддама Хусейна 30 декабря 2006г. Есть в передвижном мусульманском календаре праздник жертвоприношения Курбан Байрам. Это своеобразная кульминация хаджа в Мекку: накануне паломники восходят на

гору Арафат, а непосредственно в день праздника совершают обход вокруг Каабы. Праздник отмечается через семьдесят дней после Рамазана, в десятый

день двенадцатого месяца лунного календаря в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В полном соответствии с лунными циклами «колеблется» и церемониальный день, который отмечался, например:

 

       в 2005г. – 10 января;

       в 2007г. – 20 декабря;

       в 2008г. – 8 декабря;

       в 2009г. – 27 ноября;

       в 2010г. – 7 ноября.

 

       В 2006г. праздник пришелся именно на 30 декабря – день казни Хусейна. Едва ли это можно считать простым совпадением, тем более что Высший уголовный трибунал Ирака выносил свое решение («казнь через повешение») еще 5 ноября и спокойно мог определить любое другое время казни. Скорее всего, такой выбор диктовался необходимостью «вставления» мусульманского календаря в режим нового политического переустройства Ближневосточного региона – иными словами, призван был констатировать подчиненное положение «арабского летосчисления» в контексте уже провозглашенного «крестового похода».

       В разных регионах мира принцип манипулирования календарем применяется по-разному. Вполне возможно, что грузинский президент Михаил Саакашвили вписал календарь собственного восхождения к власти в контекст календаря национальной истории. Известно, что Грузинская Православная церковь дважды в году (23 ноября и 6 мая) отмечает важнейший религиозный и национальный праздник – Гиоргоба; вообще в Грузии культ Георгия Победоносца особенно почитаем.

       Так вот Саакашвили осуществил смену федеральной власти в 2003г. именно в день «колесования великомученика Георгия» – 23 ноября (уход в отставку Эдуарда Шеварднадзе), а уже 5-6 мая следующего года был отстранен от власти и выслан из страны «главный конкурент» федерального руководства – лидер Аджарской автономии Аслан Абашидзе.

       Можно привести еще немало примеров «хронологических наложений», которые могут быть как простым совпадением, так и результатом искусного моделирования. Совмещение случайностей и закономерностей рассчитано на работу с общественным сознанием, на формирование особой психологии в среде отдельно взятого или дажн нескольких поколений, на трансформацию символов культурного наследия в символы наследия политического. Это так называемые «революции символов», воздействие которых на общество достаточно велико. В данном аспекте особенно примечателен политический календарь Азербайджанской Республики.

 

 

I

 

       Азербайджанский календарь поразителен

– это классика промывания


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь