Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Имело место еще в «юбилейный 1998 год».
В 1925г. мировые агентства распространили сообщение: в армянской столице - советском Ереване запущена первая действующая модель цветного (в тот период «трехцветного») телевизора. Предыстория события такова. Ованнес, сын бакинского нефтепромышленника Абгара Адамянца, был известнейшим инженером. Он жил и работал в России и Европе (соответственно, армянским инженером не был), однако связь с исторической Родиной ощущал невероятную. Потому и решил одну из многочисленных новаторских разработок смастерить и продемонстрировать именно в Эривани[48]. Значит ли это, что армянскому цветному телевидению 85 лет? Означает ли это, что еще в далеком 1925г., когда бывший губернатор штата Массачусетс Клавин Кулидж только-только вступал в должность президента, причем его инаугурация стала первой американской, транслировавшейся по радио, Ереван стал родиной «цветного телевидения»? Конечно нет! В силу политических, экономических, материальных, психологических своих характеристик Эривань первой четверти прошлого века никак не могла претендовать на статус одного из центров прикладной инженерной мысли. Факт конструирования и представления трехцветного телевизора в Эривани – очень важный эпизод в жизни города, в конце концов – дань армянина своему народу, индикатор готовности рассеянного армянства построить «город мечты», однако это отнюдь не характерный признак ереванской цивилизации первой четверти прошлого столетия. Если бы мы вдруг начали доказывать противоположное, то наш читатель сложил бы эту книгу и рассмеялся бы ей в форзац. Естественно, автор далек от такой мысли и, кстати, не столько по причине естественного желания видеть свое сочинение прочитанным. Почему вспомнилась эта история? В 1998г. азербайджанские газеты обнародовали сенсационную новость: азербайджанскому национальному кинематографу сто лет. 6 мая 1998г. газета «Бакинский рабочий» опубликовала выступление президента Гейдара Алиева на торжественном вечере, посвященном «вековому юбилею» азербайджанского кинематографа: «Уважаемые гости фестиваля, друзья! Рустам говорит о том, что я должен что-то сказать. Однако вы сегодня так много сказали, что вряд ли к этому можно что-то добавить. Мы сегодня сделали открытие, – это и для Рустама Ибрагимбекова, и для его коллег, – показали, что азербайджанское кино берет начало еще с 1898г., и в этом году исполняется его столетие. Плохо, что вы не знали этого (Р.Ибрагимбеков с места: “Если выйдет Ваш указ, все узнают”). Вы же уже огласили. Если нужно это оформить каким-то документом, можно, естественно, и указ издать <...> Это говорит о том, что Азербайджан – цивилизованная страна, что как только в мире появилось кино, оно появилось также в Азербайджане. Ведь мало можно найти стран, где действительно кино начало существовать с того же времени, как в Европе основоположники кино сделали это»[49]. В данном случае действует принцип, о котором уже писалось выше: отсутствие исторических механизмов национальной консолидации, очевидный культурно-идеологический дефицит предоставляют руководству республики уникальную возможность маневрировать «событиями и датами», выступать в роли «первооткрывателя», лично учреждать «календарь». Был такой известный фотограф Александр Мишон. Родился в середине позапрошлого века в Харькове, в двадцатипятилетнем возрасте открыл у себя в родном городе фотоателье, но позже перебрался в Баку. Переезд этот диктовался профессиональным стремлением запечатлеть «романтику капитализма», более всего проявлявшуюся тогда именно на Апшеронском полуострове. В последней четверти столетия нефтяные вышки потрясали воображение художников в куда большей степени, нежели Кавказские горы, посему Баку как магнит притягивал к себе последователей Ньепса и Даггера. Кстати, еще до переезда Мишона в городе уже «прописались» фотоателье Левитаса, Филипповича, а также «армянские» – Мамиконова и Шамхарова. На рубеже веков в городе функционировало уже не менее двух десятков ателье; в частности, «Английская фотография» Т.Коковихина размещалась в армянском доме Унанова, «Придворная фотография» Д.Ростамяна – на углу Мариинской и Торговой, «Фотография В.Ростамяна» – на Парапете, «Рембрандт» Р.Бабаяна и «Художественная фотография И.Меликяна» – на Торговой, «Фотография Н.Литвинцева» – прямо напротив Парапета и Армянской церкви, «Фотография А.Луарсабова» – возле Благородного собрания. В числе прочих мастерских выделялось и ателье первой бакинской фотохудожницы Ашхен Аристаковой. Мишон инициировал создание первого Бакинского кружка любителей фотографии, чтобы «изучить фотоискусство и приложить к иллюстрированию нашего богатого естественного, научного, археологического и этнографического материала». В состав Распорядительного этого комитета вошли также Геворг Шамхаров (студия которого «Жорж» размещалась на Полицейской улице) и Януарий Вышинский (отец будущего советского прокурора А.Вышинского). Следует отметить, что харьковский фотограф вообще имел много разных интересов: занимался редактированием журналов, некоторое время издавал даже иллюстрированные «Ежегодники Баку». Пик его кипучей деятельности пришелся на середину девяностых – период, когда французы Демени и братья Люмьер уже изобрели соответственно хронофотограф и синематограф, немцы представили биоскоп Складановского и кинопроектор Местера, англичане – аниматограф Пола, американцы – ранний кинескоп Эдисона и витаскоп Армата, русские – хронофотограф Самарского и стробограф Акимова. Примерно тогда же картинки начали приходить в движение в Японии и Италии.
Революционные изменения в сфере фотографии не могли, естественно, пройти мимо внимания столь увлеченной натуры, особенно тогда, в период «триумфального шествия новой оптики» по миру. Деятельный экспериментатор, Александр Мишон в 1898г. снял и в первых числах августа продемонстрировал короткие (тридцатисекундные) фильмы (иллюзион-ролики) «Нефтяной фонтан на промысле Балаханы», «Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате» и ряд других. Сами съемки осуществлялись усилиями Бакинского кружка любителей фотографии. В конце 1890-х годов 173 десятины нефтеносных территорий в Балаханах, Биби-Эйбате, Сабунчах, Романах, Забратах и в ряде других мест в Апшеронской бухте уже принадлежали акционерному нефтепромышленному и торговому обществу «А.Манташев и Ко», учредителями которого являлись тифлисский I гильдии купец Александр Манташянц и бакинский I гильдии купец Микаэл Арамянц. Во многом благодаря стараниям «армянских членов» Бакинского кружка и было дано разрешение на «эксперимент с пожарами». Впрочем, не суть важно. После Русской революции 1905-1907гг. Мишон вернулся на Украину, где некоторое время еще продолжал активно заниматься фотографией. Однако будучи человеком, весьма подверженным самого разного рода революционным веяниям, очень скоро превратился из талантливого фотохудожника в бездарного карателя, был даже председателем революционного трибунала в Воронеже. Он скончался в 1921г., в Гражданскую. Едва ли бывший харьковский фотограф мог предполагать, что на заре уже следующего столетия по специальному указу президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева станет «отцом - основоположником национального азербайджанского кинематографа». Так или иначе, но сам праздник отмечается громко и помпезно. В 2008г. торжественно был отпразднован 110-летний юбилей «азербайджанского кино». Информационные агентства тогда сообщали: «2 августа, в День национального кинематографа, в Баку состоялся праздник. Прямо на улице у входа в кинотеатр “Азербайджан” прошла выставка фотографий, отображающая прошлое и настоящее искусства кино, отмечающего 110-летие со дня своего появления в наших краях, спустя всего два года после изобретения братьев Люмьер <...> В тот субботний вечер как на собственный профессиональный праздник к кинотеатру “Азербайджан” пришли люди самых разных профессий. Те, чьими талантами и самоотверженным трудом создается то самое чудо, которое весь мир называет этим коротким, но емким словом – “кино”. То самое кино, которое наполняет жизнь всех нас возможностью ощущать себя частичкой мироздания – учиться, мыслить, любить, ненавидеть, делать выбор и становиться хозяином Вселенной – человеком с большой буквы. В тот вечер рядом с ветеранами кино и молодыми, начинающими кинематографистами, пробующими силы в написании сценариев и режиссуре, в операторском и актерском искусстве, были и бессменный руководитель такой творческой структуры, как отмечающий свое 50-летие Союз кинематографистов Азербайджана, Рустам Ибрагимбеков, и министр культуры и туризма Абульфаз Гараев, и другие мастера, прославляющие наше искусство. Именно к ним были обращены слова поздравлений с праздником и благодарность за искреннее служение делу процветания национальной культуры»[50]. На официальном сайте Министерства культуры и туризма республики сообщается: «Азербайджан одна из немногих стран, где история национальной кинематографии берет начало в 19 веке. В 1898г. бакинский фотограф А.Мишон впервые снял несколько документальных сюжетов на местные темы и одну игровую юмористическую кинозарисовку и показал их зрителям на специально организованном киносеансе 2 августа того же года. Этот день считается днем рождения национальной кинематографии и согласно президентскому указу ежегодно отмечается как праздник азербайджанского кино». Указанные примеры редактирования прошлого указывают на основные принципы официального представления истории и механизмы разработки календаря: 1 августа отмечается в Азербайджане как День национального языка и алфавита, 2 августа – День национального кинематографа. И так далее…
***
Смысл, который вкладывается азербайджанскими властями |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы