Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 22. Гармоники диурнального круга



Обратимся к гармоникам диурнального круга – круга мунданных домов. Я оставил этот вопрос напоследок, поскольку он не связан прямо с изучением карт гармоник. Но диурнальный круг – это область гармоник, где проведено больше всего исследований, получены наиболее существенные результаты. Этот круг обещает революционизировать наше понимание астрологии. Основные исследования проведены Мишелем Гокленом и Джоном Эдди. В этой главе представлены итоги их работ, обсуждена возможность практического применения результатов.

Природа диурнального круга

Диурнальнй круг – это круг (или цикл), совершенно отличный от зодиакального (или эклиптического), о котором шла речь в данной книге. Существенно, что диурнальный круг – это круг времени, а не пространства. Его природу лучше всего можно понять, представив путь Солнца по небу. Каждый день в определенное время Солнце поднимается над горизонтом и затем опускается. На полпути оно достигает своей верхней кульминации (наивысшей точки в небе). Эта точка (МС) и противоположная ей (IС) считаются расположенными в квадратуре с горизонтом (с осью Асцендент – Десцендент) в диурнальном круге, даже если они не в квадратуре с горизонтом в круге эклиптики.

В системе домов Плацидуса диурнальный круг делится на секторы путем деления времени, которое требуется, чтобы каждый градус эклиптики переместился из точки нижней кульминации к горизонту и от горизонта к точке верхней кульминации. Гоклен и Эдди использовали несколько иную систему. Поскольку они имели дело только с положением планет, они делили время, необходимое самим планетам для прохождения между кардинальными точками. Эта система (которую можно назвать системой деления домов Гоклена, хотя он не использовал представление о двенадцати дискретных домах) дает результаты, подобные получаемым при работе по Плацидусу, но не идентичные им.

Различия систем Плацидуса и Гоклена возникают вследствие того, что больщую часть времени планеты (кроме Солнца) находятся не точно на эклиптике, а на некотором расстоянии по обе ее стороны (проблема небесной долготы, которая будет рассмотрена в главе 23). К сожалению, нельзя с помощью обычных эфемерид рассчитать положения планет для системы деления Гоклена (хотя теперь можно узнать эти положения, послав карту в Аstrо Соmputing Serviсе [1]). Но различия между системами Плацидуса и Гоклена не очень велики, и можно из карты по Плацидусу получить в основном верную картину положений планет в секторах Гоклена.

Исследование Гоклена

Работа Гоклена и его жены Франсуазы Гоклен хорошо известна астрологам и полно изложена в их публикациях [2] и в работах других авторов [3], поэтому я дам очень краткое резюме.

Гоклен изучал диурнальные положения планет в картах большого числа выдающихся в своей профессии людей. Имена людей он брал из биографических работ, время рождения – из свидетельств о рождении. Он обнаружил, что у людей, выдающихся в своих профессиях, имеется тенденция к более частому, чем при беспорядочном распределении, пребыванию определенных планет в девятом и двенадцатом домах, а также (в меньшей мере) в третьем и шестом домах. Иными словами, он нашел распределение по четвертой гармонике с четырьмя пиками и четырьмя впадинами вдоль диурнального круга. Причем у писателей в этих домах Луна, Венера и Юпитер: у политиков – Луна; у спортсменов – Марс; у актеров – Юпитер; у военных – Марс и Юпитер; у докторов и ученых – Сатурн.

С другой стороны, Гоклен обнаружил у выдающихся в своей профессии людей тенденцию не иметь определенных планет в третьем, шестом, девятом и двенадцатом домах. Так, Луна в этих домах присутствовала нечасто или менее часто, чем при беспорядочном распределении, у спортсменов и военных; Марс редок в этих домах в картах артистов и писателей; Юпитер – у докторов и ученых; Сатурн – у актеров и писателей.

Более поздняя работа Гоклена была посвящена изучению характерных черт индивидуума [4]. Из биографических работ он выбрал слова, характеризующие личность данного человека, затем составил списки людей с конкретными характерными чертами и сопоставил эти списки с диурнальным распределением планет в картах их рождения. Он вновь обнаружил тенденцию – люди с определенными характерными чертами имеют определенные планеты в третьем, шестом, девятом и двенадцатом домах. Гоклен в книге «Сферы судьбы» дает список характерных черт, соответствующих конкретным планетам в этих домах. Эти списки очень велики, и мы приведем здесь только фрагменты.

Луна – доступный, уживчивый, приветливый, привязчивый, живой, внимательный; Венера – приветливый, дружелюбный, привлекательный; Марс - активный, отважный, агрессивный, возбужденный, живой, сердитый, горячий, смелый; Юпитер – искатель приключений, занимательный, гневный, спорщик, уверенный, неторопливый, смелый, авторитетный; Сатурн – тревожный, прилежный, внимательный, аскетичный.

Гоклен утверждает, что связи между планетами и профессиями, обнаруженные им в ранних работах, являются продуктом связей между планетами и личностью. Положение Сатурна в девятом или двенадцатом домах в картах ученых обусловлено тем, что они имеют личность сатурнианского типа (им свойственны тревожность, прилежность и т.д.). Но если встречается ученый с личностью более юпитерианского типа (искатель приключений, занимательный и т.д.), то более вероятно, что он будет иметь в девятом или двенадцатом доме Юпитер, а не Сатурн.

Для практикующих астрологов основное значение открытий Гоклена в том, что они доказывают истинность астрологии. До исследований Гоклена не было ни одного научно подтвержденного положения астрологии, и всегда можно было сказать, что астрологи (и их клиенты) – просто жертвы собственной доверчивости [5]. Но Гоклен получил результаты, статистическая значимость которых очень велика. Они воспроизведены в столь многих исследованиях, что невозможно их случайное получение. Полные решимости команды ученых сделали все возможное для опровержения выводов Гоклена, но безуспешно, и теперь нет сомнения, что существует некоторая связь между личностью человека и планетами в карте его рождения.

Однако результаты Гоклена мало полезны астрологу, стремящемуся дать детальную интерпретацию карты рождения. Напротив, их основная роль отрицательна: они показывают, что кое-что неверно, но не указывают, чем это можно заменить. Так, Гоклен доказывает, что люди с Марсом в двенадцатом доме активны, ищут приключений, агрессивны, гневливы, смелы, становятся военными и спортсменами, а люди с Марсом в первом доме в основном не имеют этих качеств и не выбирают этих профессий. Это противоречит традиционной астрологии. Читаем, например, у Сакоян и Эккера [6]: «Марс в первом доме указывает на агрессивных людей с необузданной энергией. Физическое тело их мускулисто, создает впечатление крепости и непреклонности. Они не согласны быть сторонними наблюдателями в жизни и должны непосредственно вовлекаться в действие... Такое положение Марса дает любовь к спорту и другим формам физического действия». И далее: «Марс в двенадцатом доме указывает на желания и действия, на которые сильно влияет подсознание. Работа и другие виды деятельности будут осуществляться скрытно или в уединении. Должна быть склонность действовать секретно, чтобы избежать открытой оппозиции со стороны других... Часто они работают в больших организациях, где могут маскироваться или терять индивидуальность».

Ясно, что необходимо отказаться от интерпретации Сакоян и Эккера, которую нельзя примирить с подтвержденной для данного случая формулировкой Гоклена. Но какую альтернативную интерпретацию можно придумать для Марса в первом и двенадцатом домах? Гоклен об этом не говорит. Он лишь делит дома на «области высокой и низкой интенсивности». Так, двенадцатый дом идентичен третьему, шестому и девятому домам как «областям высокой интенсивности» (кроме того, что интенсивность в девятом и двенадцатом домах даже выше, чем в третьем и в шестом), а первый дом идентичен второму, четвертому, пятому, седьмому, восьмому, десятому и одиннадцатому как «областям низкой интенсивности».

И в некоторых других случаях Гоклен получил отрицательные результаты, которые астрологи могут попытаться игнорировать. Например, он убедительно показал, что отсутствует прямая связь между личностью (определенной методом черт характера) и положением в домах Солнца, Меркурия, Урана, Нептуна и Плутона. Позже при изучении убийц и людей, страдающих умственным расстройством (шизофреников, маниакально-депрессивных больных, алкоголиков и др.) [7] он показал, что нет четкой связи между этими особенностями и положением в домах всех планет.

Кроме того, границы «секторов» Гоклена не соответствуют четко традиционным куспидам домов. Так, эквивалент Гоклена «двенадцатого дома» (хотя он его так не называет) начинается чуть ниже куспида двенадцатого дома и оканчивается несколько ниже Асцендента. Таким образом, работа Гоклена дает основание сомневаться в традиционном представлении о двенадцати домах, начинающихся от Асцендента, где Асцендент – куспид первого дома. (Но результаты Гоклена в большой мере свидетельствуют в пользу квадрантных домов, и особенно Плацидуса, чем в пользу системы равных домов, которую невозможно согласовать с его результатами).

Итак, Гоклен одновременно доказал, что астрология (в определенной мере) верна, и подверг сомнению некоторые из ее основных положений. Что касается диурнального круга, у нас нет иного выхода, как попытаться построить новую систему интерпретации, основанную на эмпирических данных и согласующуюся с результатами Гоклена. Именно это пытался сделать Джон Эдди накануне своей преждевременной смерти.

Исследование Эдди

Дж. Эдди, как и Гоклен, использовал метод черт характера, но в отличие от Гоклена он составлял списки черт характера, выделяющихся в каждой фазе каждого гармонического цикла в диурнальном круге. Слово «фаза» относится к области, окружающей конкретную точку на периферии круга. В первой гармонике мы можем рассматривать Асцендент как 0°, IС как 90°, Десцендент как 180°, МС как 270°. Во второй гармонике полукруг рассматривается как полный круг, поэтому и Асцендент, Десцендент – 0°, МС и IС – 180°, а точки на полпути между кардинальными точками – 90° или 270°. Таким образом, если говорится, что конкретная черта характера выделяется в фазе 180° второй гармоники, это означает, что она выделяется в области округ МС и IС. Также подразумевается, что она не выделяется в областях вокруг Асцендента и Десцендента.

Эдди опубликовал четыре статьи в Астрологическом журнале, обобщающие полученные результаты. В двух первых статьях [8] описаны в основном циклы четвертой гармоники Сатурна, Юпитера и Марса, показано, что каждая из этих планет имеет различные значения в каждой фазе цикла Н4. Он подтвердил данные Гоклена: традиционные качества каждой из этих планет наиболее сильны, когда планеты находятся в третьем, шестом, девятом и двенадцатом домах; однако к этому он добавил описания качеств, связанных с каждой из других фаз в цикле Н4. Но сам Эдди писал: «До сих пор мы лишь выделили четвертую гармонику и показали, что она собой представляет как таковая. Но полной картины нельзя увидеть, пока не учтено влияние других гармоник... Поэтому астрологу-практику не следует применять эти черты характера непосредственно при интерпретации карты, или, по крайней мере, применять их широко и обобщенно. Мы смотрим лишь на один эффект из многих» [9].

Однако в последних двух статьях [10] Эдди представил детальные исследования первых четырех гармоник Марса, и притом настолько полные и ясные, что их можно непосредственно использовать при интерпретации. Они дают новую схему интерпретации Марса в диурнальном круге. Поэтому в остальной части этой главы мы сосредоточимся на Марсе.

Перед тем как перейти к изложению результатов, полученных Эдди, необходимо пояснить различие между его и моей формами представления результатов. Эдди, как и Гоклен, движется по диурнальному кругу от Асцендента по часовой стрелке, начиная с двенадцатого дома, в направлении истинного движения планет по небу. Я же вернулся к старому астрологическому обычаю движения против часовой стрелки, начиная с первого дома, частично потому, что это понятнее астрологам, но также и потому, что транзитные планеты в карте рождения движутся в направлении против часовой стрелки, так что это направление движения является более важным в астрологии.

Эдди получил значимые результаты для четырех первых гармоник Марса: в каждой из этих гармоник он идентифицировал черты характера, выделяющиеся в конкретных фазах и отличные от выделяющихся в оппозиционных фазах. При работе с картами Н2, НЗ и Н4 он обнаружил четыре значимых фазы – две пары оппозиционных фаз под прямым углом друг к другу. Рис. 90 показывает, как эти фазы располагаются по диурнальному кругу.

В центральном круге 1А и 1В относятся к двум оппозиционным фазам первой гармоники (Н1). В следующем круге 2А, 2В, 2С и 2D относятся к четырем различным фазам Н2 и т.д. Также показаны куспиды астрологических домов (использована система Гоклена, которая, как уже сказано, ближе к системе Плацидуса, чем к другим широко используемым системам домов). Отметим, что границы между фазами (или секторами) редко соответствуют куспидам домов: они не совпадают нигде, кроме Асцендента, Десцендента, МС и IС.

 

 

Рис.90. Фазы Марса в диурнальном круге

 

Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях характеристики фаз сильнее вблизи центра фазы. Это особенно важно для Н1, где показаны только две фазы. Эдди обнаружил, что характерные черты, присущие фазе 1А, наиболее сильны в пределах 45° по обе стороны IС. При описании значений каждой из этих фаз я приведу только наиболее характерные слова, исключив слова, которые появляются в более высоких позициях для фаз других гармоник. Только в одном случае (фаза ЗС) я счел необходимым добавить другие слова из списка для пояснения значения фазы. Чтобы ознакомиться с более полным списком характерных черт и понять глубинное значение каждой гармоники и каждой фазы, читателю следует обратиться к статьям Эдди [10].

Рассмотрим Марс в диурнальном круге – фазы Эдди.

Первая гармоника. Фаза 1А (90°) – Марс выше горизонта. Очаровательный, доступный, разумный, комичный, грациозный, естественный. Фаза 1В (270°) – Марс ниже горизонта. Мощный, вспыльчивый, упорный, энергичный, грубый, настроенный критически.

Вторая гармоника. Фаза 2А (0°). Здравомыслящий, трудолюбивый, имеет дар свободной речи, работоспособный, прямой, правдивый. Фаза 2В (90°). Веселый, искренний, живой, романтичный, добродушный, милый. Фаза 2С (180°). Простой, любит семейную жизнь, понятный, поддерживает дружбу, спокойный, искренний. Фаза 2D (270°). Замкнутый, ясный, твердый, независимый, холодный, гордый.

Третья гармоника. Фаза ЗА (0°). Скромный, восторженный, благородный, жизнестойкий, честный, гуманный. Фаза ЗВ (90°). Доброжелательный, великодушный, умный, добрый, склонный к уединению, пылкий. Фаза ЗС (180°). Творческий, одухотворенный, культурный. Обладает воображением, фантазией, внимателен к деталям (перечень также включает: доступный, милосердный, юмористичный, добродушный). Фаза 3D (270°). Авторитетный, склонный к политике, влиятельный, достойный доверия, открытый, строгий.

Четвертая гармоника. Фаза 4А (45°). Педантичный, спокойный, склонный к размышлениям, необщительный, любит сельскую жизнь, молчаливый. Фаза 4В (135°). Чувствительный, застенчивый, привлекательный, умеренный, серьезный, щепетильный. Фаза 4С (225°). Умный, удачливый, динамичный, оптимистичный, забавный, живой. Фаза 4D (315°). Энергичный, смелый, искренний, жесткий, активный, мужественный. (Эта фаза соответствует «области высокой интенсивности» Гоклена.)

Третья гармоника явно отличается от других. Эдди утверждает, что «каждую фазу третьей гармоники ... можно рассматривать как представляющую жизненные (модели архетипов, которые должны накладываться на врожденные свойства как идеальная модель» [11]. Он дает следующие наименования архетипов, представленных фазами НЗ Марса: фаза ЗА – герой или пилигрим, ЗВ – странствующий рыцарь, 3С – провозвестник истины или трубадур, 3D – руководитель или правитель.

Подчеркну, что фазы НЗ связаны с одобрением, которое человек стремится получить от других людей, ведя себя по типу Марса. Так, Марс в фазе ЗА говорит: «Я хочу вашего восхищения»; Марс в фазе ЗВ – «Я хочу вашей любви»; ЗС – «Я хочу вашего одобрения»; в фазе 3D – «Я хочу вашего уважения и доверия». В некотором отношении фаза ЗА более похожа на ЗС, чем на ЗВ или на 3D – это проявление действия паттерна шестой гармоники.

Снова посмотрев на рис. 90, увидим, что 24 сектора (обозначенные от S1 до S24) отличаются друг от друга комбинациями фаз в четырех гармониках. Дадим ориентировочную интерпретацию Марса в каждом из секторов на основе исследований Эдди.

Сектор 1 (половина первого дома). 1А (слабая), 2А, ЗА, 4А. Трудолюбивый, необщительный, стремится к скрытым, не показным достижениям.

Сектор 2 (третья часть первого дома). 1А (слабая), 2А, ЗВ, 4А. Подобен сектору 1, но с большей теплотой.

Сектор 3 (последняя четверть первого дома, первая половина второго дома). 1А (слабая), 2В, ЗВ, 4В. Добрый, доброжелательный, чувствительный, серьезный. Очень «заботливая» позиция Марса.

Сектор 4 (вторая половина второго дома, первая четверть третьего дома). 1 А, 2В, ЗС, 4С. Романтичный, доступный, забавный, оптимистичный, динамичный, любит делать приятное. По словам Эдди, здесь Марс олицетворяет «большую любовь».

Сектор 5 (вторая четверть третьего дома). 1А, 2С, ЗС, 4D. Подобен сектору 6, но меньше связан с властью и более доступен.

Сектор 6 (вторая половина третьего дома). 1А, 2С, 3В, 4D. Энергично посвящает себя малым делам, над которыми стремится установить власть и управление. Искренний и честный, стремится быть «большой рыбой в маленьком пруду».

Сектор 7 (первая половина четвертого дома). 1А, 2С, 3D, 4А. Подобен сектору 6, но с меньшей энергией и более склонный к рефлективному спокойствию. Спокойно управляет своими делами, желая обеспечить безопасность семьи.

Сектор 8 (третья четверть четвертого дома). 1А, 2С, ЗА, 4А. Подобен сектору 7, но связан с меньшей мощью и в большей мере с личной этикой.

Сектор 9 (последняя четверть четвертого дома, первая половина пятого дома). 1А, 2D, ЗА, 4В. С гордостью, чувствительностью, очарованием; представляет себя человеком высоких моральных стандартов.

Сектор 10 (вторая половина пятого дома, первая четверть шестого дома). 1А (слабая), 2D, ЗВ, 4С. Добр к другим с позиций оптимистической и самоуверенной независимости, проявляет щедрость свысока.

Сектор 11 (вторая четверть шестого дома). 1А (слабая), 2А, ЗВ, 4D. Подобен сектору 12, но с большей теплотой и меньшим желанием добиться одобрения.

Сектор 12 (вторая половина шестого дома). 1А (слабая), 2А, ЗС, 4D. Энергично посвящает себя трудной и творческой работе для завоевания одобрения других.

Сектор 13 (первая половина седьмого дома). 1В (слабая), 2А, ЗС, 4А. Подобен сектору 12, но меньше энергии и больше рефлективного спокойствия, ищет одобрения других за свои стабильные достижения.

Сектор 14 (третья четверть седьмого дома). 1В (слабая), 2А, 3D, 4А. Подобен сектору 13, но с меньшим стремлением к одобрению и большим – к власти. Стремится завоевать уважение за трудную работу.

Сектор 15 (последняя четверть седьмого дома, первая половина восьмого дома). 1В (слабая), 2В, 3D, 4В. Робко и романтично стремится к власти. Склонен компенсировать свои недостатки влиянием на других.

Сектор 16 (вторая половина восьмого дома, первая четверть девятого дома). 1В, 2В, ЗА, 4С. Горячий, искренний, оптимистичный, воодушевленный, участник всех дел.

Сектор 17 (вторая четверть девятого дома). 1В, 2С, ЗА, 4D. Подобен сектору 18, но меньше желания любви и больше – восхищения.

Сектор 18 (вторая половина девятого дома). 1В, 2С, ЗВ, 4D. Энергично и горячо стремится к достижению простых ценностей и любви товарищей, быстро и мужественно действует в защиту своих принципов, имущества, друзей, образа жизни.

Сектор 19 (первая половина десятого дома). 1В, 2С, ЗВ, 4А. Подобен сектору 18, но меньше энергии и больше рефлектирующего спокойствия; упорно защищает дорогое для него.

Сектор 20 (третья четверть десятого дома). 1В, 2С, ЗС, 4А. Подобен сектору 19, но меньше желания любви и больше – одобрения.

Сектор 21 (последняя четверть десятого дома, первая половина одиннадцатое дома). 1В, 2D, ЗС, 4В. Упорно, но робко и скрыто желает одобрения своих творческих достижений.

Сектор 22 (вторая половина одиннадцатого дома, первая четверть двенадцатого дома). 1В (слабая), 2D, ЗD, 4С. Оптимистичен, упорно стремится достичь влияния на окружающих, скрытный и сдержанный, но остроумный и изобретательный.

Сектор 23 (вторая четверть двенадцатого дома). 1В (слабая), 2А, 3D, 4D. Подобен сектору 24, но меньше желания добиться восхищения и больше – власти.

Сектор 24 (вторая половина двенадцатого дома). 1В (слабая), 2А, ЗА, 4D. Энергично, не жалея сил стремится завоевать восхищение людей упорной работой, здравым смыслом; неустанность усилий.

Эти предварительные интерпретации (которые, несомненно, будут усовершенствованы по мере использования результатов Эдди) должны быть в первую очередь положены в основу интерпретации положения Марса в диурнальном круге. Однако Марс может располагаться не в одном из секторов, а где-то на границе между ними. В таких случаях при интерпретации используют характеристики двух соседних секторов. Работы Эдди и Гоклена показали, что секторы смешиваются и постепенно переходят друг в друга, между ними нет резких границ.

Во многих случаях (но не всегда) интерпретации согласуются с традиционными значениями домов. Таким образом, Сакоян, Эккер и другие традиционные астрологи не так уж неправы. Но новая система имеет неоспоримое преимущество перед старой. Она дает больше деталей (24 сектора вместо 12) и основана на надежном эмпирическом подтверждении.

Однако и она не исчерпывает всю сложность обнаруженного Эдди значения Марса в диурнальном круге. Он дал также значения фаз Марса в шестой и пятнадцатой гармониках [12], но эти значения проработаны не настолько детально, чтобы можно было включить их в схему (см. рис. 90).

Труд Джона Эдди оказался не завершенным, он не успел представить результаты для других планет. Будем надеяться, что другие продолжат его работу, которая обещает стать одним из наиболее важных оснований Новой Астрологии.

Глава 23. Поиск истины

В заключительной главе хотелось бы поднять вопрос о роли этой книги в поиске астрологической истины, которым заняты (или должны быть заняты) все серьезные астрологи.

Двадцатое столетие отличается мощным потоком новых астрологических теорий и методов, которые в основном дополняют старые теории и методы, но не заменяют их. Поэтому перед современным астрологом широкий выбор теорий и методов. Но на каком методе остановиться? В работе «Необходимость сомнения и необходимость удивления» я писал: «Традиционная астрология (вместе с новыми методами) состоит из обширной массы не связанных между собой утверждений, состоящих почти полностью из истин, полуистин, смутных догадок и суеверий. И так как эти утверждения не основываются на каких-либо фундаментальных и доказанных законах, астролог не может определить истину, не имея надежных критериев. Непрерывно обращаясь к положениям астрологии и проникая вглубь фундаментальных принципов, лежащих в их основе, можно надеяться построить на руинах старой новую астрологию, фундаментальные законы которой (или часть их) известны, хотя всегда стоит вопрос об их действии в конкретных случаях. Новая астрология, вероятно, во многих отношениях будет похожа на старую, но прекраснее старой, так как будет ближе к истине, даст возможность яснее слышать «музыку сфер» [1].

Больше всего я не согласен с теми астрологами, для которых поиск истины не кажется необходимым. С радостью принимая новые методы (в расчете, что они будут полезны), они не задаются вопросом о фундаментальных принципах, лежащих в их основе, и не спрашивают себя, согласуются ли новые представления с их взглядами на работу Вселенной. Трудно оправдать такой неселективный подход – ведь не может все новое быть верным.

Рассмотрим примеры. Если верна система домов Плацидуса, то как может быть одновременно верна система равных домов? Как можно одновременно использовать вторичные прогрессии (день за год), прогрессии солнечной дуги и одноградусные прогрессии? Если справедливы композитные карты, как в то же время может быть справедлив гороскоп взаимоотношений Дэвисона? Тот же вопрос о картах гармоник и планетарных картах гармоник. Конечно, мы вольны экспериментировать со всеми этими системами, но в конце концов поиск истины диктует необходимость твердого выбора. Мы должны сказать: «Я верю, что это правильно, а это неправильно, это соответствует моей модели работы Вселенной, а это нет». Если мы хотим сохранить обе системы, то по крайней мере должны иметь представление о том, как они согласуются между собой и как обе могут быть встроены в общую модель истины.

Строгая школа научных астрологов (Библия которых – Recent Advances [2]) в противоположность обычным астрологам считает, что ни один метод не должен использоваться, пока справедливость его не будет доказана эмпирически и статистически со всеми необходимыми контрольными группами, воспроизводимыми результатами и т.д. В своем жестком чистом мире мышления они, несомненно, правы. И все же, если следовать их совету, все практикующие астрологи вынуждены будут сидеть без дела, ожидая открытий ученых (как и почти все практикующие психотерапевты и психологи, поскольку теории Фрейда, Юнга, Перлса, Ассаджиоли, Маслоу и других так же бездоказательны и основаны на частностях, как и астрология). Мы ищем истину, но в то же время вынуждены действовать в несовершенном мире, вооруженные несовершенным знанием. И всей нашей жизни не хватит дождаться, пока нам предоставят совершенную истину.

Тогда как же отличить истину от вымысла, если у нас нет возможности ждать, пока будут проведены научные эксперименты? Как сделать выбор между различными теориями и методами, если не основываться на чистой прихоти и фантазии (выбирая, возможно, более приятные нам и более понятные методы и отказываясь от менее приятных или более трудных)?

Ответ, как я уже говорил, в том, что мы должны руководствоваться поисками согласующегося и когерентного видения природы реальности. И здесь я должен сослаться на одну из величайших книг двадцатого столетия – «Личное знание» Мишеля Поляни. Поляни пишет: «Личное знание в науке не создается, а открывается, и как таковое претендует на контакт с реальностью независимо от хода мыслей, на котором основано. Оно обязывает нас к страстному, неосознанному видению реальности... Это истинное чувство объективности в науке... Я назвал это открытием рационального в природе, и это означает, что порядок в природе, о котором объявляет первооткрыватель, значительно выше его понимания, и триумф его заключается именно в предзнании множества пока скрытых вещей, которые в будущем его открытие сделает явным для других» [3].

В другом месте он пишет: «Научное открытие обнаруживает новое знание, но новое видение, которое его сопровождает, – это не знание. Это меньше, чем знание, поскольку это догадка, но это и больше, чем знание, поскольку это предзнание вещей, еще не известных и, возможно, непостижимых. Наше видение общей природы вещей – это наш гид при интерпретации всего будущего опыта. Такое руководство необходимо. Теории научного метода, пытающиеся объяснить установление научной истины на основе какой-то чисто объективной формальной процедуры, обречены на поражение. Любой процесс исследования, не направляемый интеллектуальной страстью, неизбежно иссякнет в пустыне тривиальностей. Наше видение реальности, на которое откликается наше чувство научной красоты, должно ставить перед нами некие вопросы, выяснить которые представляется разумным и интересным. Это видение, с одной стороны, предлагает концепции и эмпирические соотношения, внутренне правдоподобные и поэтому требующие поддержки, даже когда некоторые факты, кажется, им противоречат. С другой стороны, оно подсказывает нам, какие эмпирические зависимости следует отвергнуть как кажущиеся правдоподобными (даже если есть свидетельство в их пользу). Действительно, не основываясь на видении реальности, нельзя обнаружить ничего ценного с точки зрения науки, и только наше восприятие красоты науки может пробудить это видение» [4].

Поляни показывает, что все великие достижения и открытия в науке были подсказаны инновационным честным видением реальности, чувством интеллектуальной красоты и поиском всеобщей рациональности. В прежние времена (от Пифагора до Коперника и Кеплера) открыто признавалось, что именно таким поиском заняты ученые. Но позже возникло мнение, что ученые должны не заниматься поиском рационального, но собирать факты, от которых нельзя ожидать ни рациональности, ни красоты. При этом, по словам Поляни, даже указатель телефонов превращался в научную теорию. Но Поляни показывает, что поиск всеобщей рациональности не исчез и до сих пор служит для постижения мира. Например, теория относительности Эйнштеина была сформулирована для объяснения некоторых фактов, не согласующихся с физикой Ньютона. Эйнштейн был уверен в недостаточной рациональности ньютоновской модели мира. Эта уверенность впервые пришла к нему, когда ему было 16 лет, – до того, как он узнал о каких-либо научных экспериментах, противоречащих ньютоновской модели. Вследствие этой уверенности он стремился к переосмыслению представления о Вселенной.

Этот поиск красоты и рациональности есть также поиск значения. Факты сами по себе можно запомнить, но их можно понять, только дав им значение (или интерпретацию), которое свяжет их с нашим общим видением реальности. Конечно, иногда приходится пересматривать свои взгляды в свете новых фактов (как, например, сделал Гоклен, убедившись в определенной степени истинности астрологии), но наше видение должно быть как бы выше известных фактов, и мы будем стремиться осмыслить их на основе целого. В наши дни многие ученые не формулируют свою модель мироздания (или видение реальности), но необходимо, чтобы она была, иначе их исследования лишены смысла.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь