Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство книги и его компоненты. Достижения русских художников книги XIX – XXI.



Книга, искусство книги— вид изобразительного искусства. Книга — это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература — искусство «временное» и книжная графика — искусство «пространственное». Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Книга — памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства.

Сложный организм книги состоит из многих элементов. Ознакомимся с теми элементами, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.

Обложка (переплет) - художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги).

Титул или титульный лист - правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу - контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.

Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На шмуцтитуле помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.

Суперобложкой (от латинского "супер" - сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача суперобложки - привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.

Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

Заставка - небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.

Концовка - небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

Инициал (от латинского initialis - начальный) - начальная буква какого-либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала - буквица.

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой.

Таков краткий перечень элементов книги. Кроме обязательных для каждой книги обложки и титула, все остальные элементы вводятся в той степени, как того требуют цели, назначение книги, ее объем, тираж и замысел художника.

История книги начинается с папирусных свитков Древнего Египта в 3-м тысячелетии до н. э., позже в античном мире появляются пергаментные и бумажные кодексы, украшенные рисунками, миниатюрами. До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами рукописные книги Древней Руси XI в, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV — начале XV вв. печатной книги создало классический тип книги с органическим сочетанием шрифта и гравюр. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичными и печатались черной краской. В последующие века способы печатисовершенствовались, появились гравюры на дереве (торцовая и ксилография), резцовая гравюра на металле, офорт, литография. Каждая из этих графических техник по-своему передавала художественный строй произведения и была наиболее характерна для определенного времени.

Исполнение иллюстраций в резцовой гравюре на меди или офорте дало художникам возможность лучше передавать глубину пространства, эффекты светотени, фактуру. Такие иллюстрации печатались на отдельном листе и вклеивались в книгу. Эмоциональные, психологические нюансы полнее можно было передать в литографии. Характерной особенностью литографической манеры является зернистая фактура рисунка, мягкость и плавность линий, возможность передавать полутона, эффекты освещения.

Возросли художественные возможности книги с изобретением в XIX в. фотомеханического способа печати. Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные материалы, любую графическую или живописную технику.

В настоящее время все активнее осуществляется обновление, совершенствование издательской техники, внедряются новые технологические процессы. Это значительно обогащает художественно-выразительные возможности книги. Выбор художественного материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Современные художники книги ищут новые выразительные возможности в комбинировании уже известных материалов и техник, широко привлекают новые средства.

Например, они используют нетканые материалы, прозрачные пленки, гравюру на фольге, лазерную графику, создают стереоиллюстрации с объемным изображением с помощью специальных очков, объединяют изображение, звук и элементы движения в детской книге и др. Существуют книги в виде микрофильмов или на дискетах компьютера.

Благодаря труду и таланту многих поколений замечательных художников появилось искусство книги. Все элементы книжного оформления, расположенные внутри книги и внешние, создают целостное произведение искусства. В XX в. возникает такое понятие, как «дизайн книги» или «художественное конструирование книги». Если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму кодекса и мыслился неизменным, то дизайнер может предложить новую конструкцию книжного блока, экспериментировать с техникой набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты он использует как средства художественной выразительности. При этом бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления. Он определял размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карт, планов, схем и т. п.).

Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ И ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА В ЕВРОПЕ И В РОССИИ.

Бесспорно, революцией в развитии книжного дела стало изобретение печатного станка, приведшее к массовому производству книг. Быстрое распространение скопившейся в течение столетий человеческой мудрости, бесценных творений культуры, выходящих в виде рукописных книг, написанных ранее и вновь создаваемых, дало огромный толчок развитию грамотности, резко повысило интерес к чтению и содействовало культу знания, став одним из факторов великой эпохи Возрождения.

Непосредственно изобретение печатного станка не было чем-то спонтанным, возникшим в результате неожиданного прозрения изобретателя. Напротив, все части печатного станка — литеры, печатная форма и др. — возникали постепенно, приобретая в различные эпохи разные формы. Так, было время, когда, высекая буквы на каменной плите, люди замазывали этот участок краской и прикладывали бумагу, а до нее — другие материалы, ее заменяющие. Затем литеры уже вырезали из дерева, глины и даже бронзы. Потом появились наборные кассы, также из разных материалов в различных странах.
Есть различные свидетельства о первых опытах книгопечатания в Китае, Японии, Монголии, Корее уже в XXI веках. Однако реально отпечатанных книг, многократно описанных, не осталось. Поэтому изобретателем книгопечатания, несмотря на постоянные исследования этого вопроса, по-прежнему считают Иоганна Гутенберга (13991468), уроженца немецкого города Майнц. Заслуга этого человека заключается в том, что он соединил разные технологии, существовавшие в производстве, и создал совершенную для того времени технологию изготовления книг.

Прежде всего, Гутенберг изобрел новый способ изготовления шрифта. Это уже были не отдельные литеры, а отлитые из металла в зеркальном изображении штампы, которые вдавливались в медную пластину, после чего углубления заливали сплавом, содержащим олово, свинец и сурьму. Отливать буквы и слова стало возможным в большом количестве.
В 1450-м году Гутенберг приступил к созданию первого в Европе полного издания Библии. В 1452-1454 гг., по разным свидетельствам, И. Гутенберг отпечатал 42-строчную Библию, называемую так в многочисленных источниках вследствие того, что в каждой из ее 1282 страниц число строк, напечатанных в две колонки, составляло 42. Ученики Гутенберга — Свенгейм и Паннарцт стали быстро распространять его изобретение в европейских странах. Первые типографии появились в Италии (1465), затем в Швейцарии (1468), потом, уже после смерти Гутенберга, в Нидерландах (1469), Франции (1470), Венгрии (1473), Испании (1474), Англии, Чехии, Польше (14761478) и в других странах.

Типографское дело стало новой отраслью производства и одновременно культуры, поскольку понятие «издательство» в то время отсутствовало, новая профессия предполагала восприятие издательского дела целиком (если к тому добавить и продажу книг в книжных лавках при типографиях).

Так случилось, что 1500-й год стал в истории книгопечатания знаковым. Именно к этому году производство печатной книги, несмотря на весьма высокую в то время себестоимость, стало явлением массовым: число отпечатанных в Европе на разных языках книг достигло более 10 миллионов, число открытых типографий — свыше тысячи. Видимо, желание людей отметить середину тысячелетия как этап в истории книгопечатания привело к тому, что книги, напечатанные до конца 1500го года, назвали инкунабулы, то есть, от латинского — «в колыбели» (книгопечатания), после этого срока — палеотипы — просто «старинные книги».

В России типографское дело зародилось в 1550х годах во время правления Ивана Грозного, оказавшего содействие этому. Однако первые книги вышли без выходных сведений, поэтому данные о первой типографии и ее работниках отсутствуют. Первым печатником России считается Иван Федоров, о котором также мало известно, однако напечатанная им 1 марта 1564 году книга «Апостол» приобрела заслуженную славу как образец полиграфического искусства. Книга вышла по указанию и при содействии царя и митрополита Макария и содержала классическое толкование учения Христа его учениками. Она предназначалась для религиозных деятелей. Это было первое датированное издание в России, снабженное иллюстрациями и выходными данными.

Подготовка издания заняла несколько лет (отливка шрифтов и т.п.). Затем Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1565 году напечатали еще одну богослужебную, но более популярную книгу «Часовник», и начало деятельности первой государственной типографии было положено. Дело Ивана Федорова продолжили его ученики, выпустив в 1568 году «Псалтырь». Всего в XVI веке в Москве было издано 19 книг.

Типографское дело перешло в ведение Московского печатного двора — крупной типографии европейского типа, существовавшей много лет.

В последующие годы Печатный двор расширил штат и превратился в издательство, где трудились редакторы, корректоры и другие работники. Однако ассортимент книг рос очень медленно, и в течение следующего, XVII столетия, было издано 750 книг тиражом в среднем по 1000 экземпляров, среди которых четыре пятых составляли богослужебные издания, в том числе многочисленные переиздания «Псалтыри» и «Часовника» Ивана Федорова. Наряду с ними издавалась «Азбука», «Букварь», «Грамматика» М. Смотрицкого и другие учебники, первые военные, медицинские (лечебники, травники и пр.), исторические и художественные книги. Из последних большей популярностью пользовались повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «О Еруслане Лазаревиче».

Наряду с печатными продолжали выходить и рукописные книги.

Прежде чем начать иллюстрировать произведение, необходимо его проанализировать и понять что именно стоит отразить на бумаге, возьмем к примеру «Евгения Онегина». Сюжетные линии повести - история Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги; помимо самого действия в тексте большое место занимают описание Санкт-Петербурга, деревенской жизни и отступления Пушкина его мысли.

Подчиняясь определенному ритму оформления, движения по книге организуется наше восприятие прочитанного, все элементы оформления должны передавать временной характер литературы – начало и конец движения.

На рубеже XIX-XX вв. место книжного искусства в культуре России значительно возрастает.
Раньше книга была в основном продуктом работы ремесленников и второстепенных графиков. Теперь же над книгой начинают работать ведущие русские художники: Врубель делает иллюстрации к "Демону" Лермонтова, Леонид Пастернак (отец известного поэта) - к роману Льва Толстова "Воскресение", в книжной графике пробуют себя Серов, Репин, Суриков, Васнецов.и. Иллюстрации Врубеля отличаются необыкновенным психологизмом и экспрессией. Работал Врубель и над плакатом. На плакате для художественной выставки 1902 г. шрифт приобретает, прежде всего, декоративное значение.

Художник доводит до предельной остроты ритмические качества шрифта. Привычная конструкция знаков ломается, буквы сплетаются в строки, как в древнерусской вязи. Таким образом, текст превращался в своеобразный плоскостной, контрастный узор.

Л.О. Пастернак делает рисунки к роману Толстого «Воскресенье»(1899) очень конкретные и психологически насыщенные. Художнику удалось достичь почти кинематографически достоверного ощущения присутствия читателя в художественной атмосфере толстовского повествования.

Вершиной русской иллюстрации конца XIX в. стали, безусловно, работы Врубеля, проложившие дорогу к книжному искусству нового века. Образ лермонтовского Демона стал для великого живописца символом вечно мятущегося духа, что было близко духовным и творческим исканиям поэтов и художников того времени. Образ Демона именно в лермонтовской интерпретации стал для Врубеля высоким емким символом трагедии мятущегося духа, воплотился в целом цикле живописных произведений. Есть в этих иллюстрациях прямая связь с иллюстрацией феерией времен эклектики и салонного романтизм М. Зичи. Эту феерию Врубель преодолевает изнутри – не сменой декорация и типажа, но необычайным напором духовной экспрессии.Начавшееся на рубеже веком и в России возрождения изящной худ. Целостности книги было связано почти целиком деятельностью «Мира искусства», объединения возникшего в конце 1890-хх годов в Петербурге. Книга «М.И.» по преимуществу нарядная, книга столько же для любования сколько для чтения,. В стилевом отношении ориентирована в прошлое. «На свете не перевелись еще добрые феи. Одна из них стала художнице от жалости к слишком трезвому человечеству, и с тех пор ее волшебная палочка превращает мир в графические сказки»- С. Маковский.Черз голов ыпрезираемой эклектики, «М,И» обращены к культуре 18—19 века, используют наборные украшения, старые шрифты, рамки, воспроизводят композиционные приемы классицизма, Все элементы строго подчинены общей архитектуре.Но главный инструмент- отточенная и нарядная графика. Большие иллюстрационные серии с развернутым повествованием , хотя и были созданные А.Н. Бенуа «Медный всадник»1903-1923, ЕЕ.Лансере «Хаджи Мурат» Л.Толстого, 1912-1916, НО в сущности для этого направления НЕ характерны.

Лидером "Мира искусства" был Александр Бенуа. Шедевром его стал пушкинский "Медный всадник", над иллюстрациями к которому он работал в течение многих лет. На иллюстрации, изображающей, как Евгений убегает от Всадника, Петербург предстает чудовищным творением Петра. Сочетание черного и серого цветов придает работе особенно мрачную экспрессию.

Другим виднейшим мирискусником был Константин Сомов (1860-1939). Им была иллюстрирована, в частности, "Книга маркизы" (1918) - собрание утонченных эротических текстов. Часть особо фривольных иллюстраций содержалась лишь в дополнительном, ограниченном тираже.

Иван Билибин иллюстрировал многокрасочными литографиями сказки Пушкина и русские народные сказки. Впоследствии они были переизданы типографией Госзнака и пользовались большой популярностью у советских читателей.

Главное для художника не рассказ, но воплощение стиля. Создание эстетизированной атмосферы книги, ее целостной духовной среды. И потому в иллюстрациях главным для художника становилось начертательное, собственно графическое начало, подчинявшее себе пространственную среду и сюжетность.

Мастера книги « М.И »: А.Н. Бенуа, М.В. ДОбужинский,К.А.Сомов.Л.С. Бакст и др.- орнаменталисты, матсера декоративного шрифта и стилизаторы.

Изысканная неоклассика обеспечивающая строгость стиля, получает пряную остроту от явственных влияний модерна. Некотороая безличность используемых старинных образцов преображается в их интерпретациях несколько манерной грацией узнаваемых индивидуальных почерков.Именно обостренный индивидуализм худ. Культуры 20 века делает мирискусническую книгу стилевой противоположностью тем классическим образцам, которым она так увлеченно подражала. После революции издание таких книг резко сократилось. Шедевром того времени была повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи», изданная в 1922. Не потеряв гармоничность, художник в ней обрел почти суровую сдержанность. Путсынные пейзажи спящего мрачноватого и величавого города, оттсенив живых персонажей, стали главными лирическими героями книги.

Дягилев открыто отстаивал идею о полной свободе и независимости искусства от каких-либо политических или иных проблем. Так же как поэты-символисты придавали большое значение изящной ритмике стиха, так и члены "Мира искусства" стремились к декоративности в книге, были талантливыми орнаменталистами.

Растительный орнамент работы Сомова украшает обложку литературного альманаха "Северные цветы" (1901 г.) символистского издательства "Скорпион". Сомов иллюстрировал и сборник Вячеслава Иванова "Cor Ardens" ("Пылающее сердце"). На фронтисписе изображено сердце, горящее как свеча, в обрамлении своеобразного объемного орнамента из цветов.

Художнику Льву Баксту принадлежит оформление роскошной обложки книги стихов Бальмонта "Жар-птица. Свирель славянина", в которой были помещены современные обработки народной поэзии. На обложке изображена летящая девушка-птица.

Рукава ее узорного платья представляют собой одновременно и крылья, головной убор украшен лентами, развевающимися по воздуху.

Младший мирискусник Д. И. Митрохин создает тушью изящные контрастные иллюстрации к "Маленькому муку" Гауфа, похожие на черно-белую графику англичанина Обри Бердсли (Бердслея).

Шрифты стиля модерн были экспортированы в Россию из Германии фирмой Бертгольда. До наших дней дошел несколько манерный шрифт "Коринна", в котором прослеживается стилизация под рококо. Для своего журнала мирискусники нашли в типографии Академии Наук шрифт VIII в. - "Елизаветинский". Для оформления обложки "Стихов о Прекрасной Даме" Александра Блока был использован готический шрифт, чем-то напоминающий похожие стилизации под готику у прерафаэлитов.

К концу 1900-хх годов начинается кризис символизма. Разом закрываются символистские альманахи "Весы" и "Золотое руно". Возникает новое радикальное направление - футуризм, провозглашающее окончательный и бесповоротный разрыв со всеми традициями прошлого. Поэты начинают экспериментировать с ритмом, образовывать новые слова (например, слово "бездарь" было придумано Северяниным), создавать "заумный язык". Происходят изменения и в книжном искусстве. Нашумевший сборник футуристов "Садок судей" был выпущен на обойной бумаге - "на мещанской коже обывательских квартир", что доставило работникам типографии ужасную головную боль, так как печатные машины оказались забитыми мелом. В книгах использовались наклейки из цветной бумаги, небрежный рукописный шрифт. Сборники стихов Велимира Хлебникова иллюстрировали Наталья Гончарова и Павел Филонов. В Европе аналогичные работы, но без излишнего радикализма, присущего футуристам, делали немецкие экспрессионисты.

Произведения футуристов (как художественные, так и поэтические) подчас трудно однозначно оценить. Не могу не согласиться с Владиславом Ходасевичем, писавшим: "Футуристы... в значительной мере правы... Не правы они только в своем грубом экстремизме". После революции, организовав Левый фронт искусств, футуристы активно работали над фотографией и коллажом, оформляя ими свои журналы, что должно было символизировать функциональность социалистического искусства. В целом, книга начала века представляет собой причудливый и удивительный мир, в котором искания новых форм переплелись с заново открытым наследием предыдущих эпох.

 

Мы по праву гордимся художниками, произведения которых составляют золотой фонд советской книжной графики. Это - В. Фаворский, Д. Шмаринов, Е. Кибрик, Ку-крыниксы, Д. Дубинский, Н. Кузьмин, К.Рудаков, Л. Хижинский, С. Пожарский, Л. Бродаты, С. Герасимов, А. Гончаров, А. Лаптев, М. Пиков и многие другие мастера.

Для современной советской книжной графики характерны разнообразные поиски, смелые эксперименты многих мастеров, различных по творческому облику, но единых по духу и целям. Видное место занимает работа над произведениями советской прозы и поэзии. Об этом свидетельствуют работы В. Двораковско-го, Г. Епифанова, С. Телингатера, Е. Бургункера, М. Таранова, О. Верейского, В. Зенкович, Т. Цинберг, А. Кокорина, Ю. Коровина, И. Фоминой, Е. Когана, Л. Зусмана, А. Ливанова, П. Бунина. Д. Бисти, А. Васина и многих других.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь