Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование художественных собраний в России.



Первая коллекция картин Эрмитажа. В 1714–1715 в Европу отправляются специальные агенты, главной задачей которых было наблюдать за русскими художниками, посланными на обучение, и покупать художественные произведения. В 1717, посланный в Голландию Ф.Кологривов сообщает о покупке более ста картин, в 1719 он покупает статую Венеры Таврической; Савва Рагузинский вывозит из Рима ряд статуй, в том числе античных. Этими покупками (не особо законными, т.к. папа запретил вывоз античных памятников из Римской области) положили начало первому в России собранию античной скульптуры.

Задача сбережения и собирания памятников искусства и старины была признана делом государственной важности.

В середине 18 в. закладываются основы больших художественных коллекций, многие из которых впоследствии перерастут в музейные собрания. Так, в 1758, после учреждения Академии художеств, ее основатель и первый президент граф Шувалов передал в учебный музей Академии свое собрание произведений западноевропейских художников. В 1762 – туда поступают 48 картин из Зимнего дворца (в том числе 16 картин русских художников). В 1765 – 44 картины поступают из Ораниенбаумского дворца.

Музей размещался в здании Академии художеств – памятнике русского классицизма 2 половины 18 в. (1765–1789, арх. Ж.-Б.Валлен-Деламот и В.Кокоринов).

В 1764 в Зимний дворец доставлена коллекция из 225 картин, купленная при посредничестве посла в Германии В.С.Долгорукого у купца Гоцковского, собиравшего ее для прусского короля Фридриха II, который от ее приобретения воздержался из-за сложной политической обстановки. Фридрих II в Сан-Суси в Потсдаме в 1740-х создал собрание картин современной ему французской живописи (Ватто, Ланкре, Буше, Шарден). В 50-е он решил дополнить коллекцию работами старых мастеров – итальянцев и фламандцев. В 1755 Гоцковскому был дан заказ на приобретение картин, однако через год начинается Семилетняя война (1756–1763), в которой участвуют и Россия, и Пруссия. После окончания войны русская казна оказалась не менее потрепанной, чем прусская, но Гоцковский предложил Екатерине II отдать коллекцию России в обмен на хлебные магазины, которые русские оставили в Пруссии. В собрании Гоцковского были такие картины как Неверие Фомы Рембрандта,Мужской портрет Хальса, Семейный портрет Йорданса.

В 18 в. дворцовые собрания картин и редкостей еще не являются в полном смысле музейными: они остаются собственностью частных лиц и входят в систему парадных интерьеров дворцовых зал. Даже разрешения, выдаваемые владельцами на осмотр коллекций (в т.ч. эрмитажных), не меняли общего положения дел.

Музей: дворец или эстетическая церковь? Разработка концепции публичного музея, типа музейного здания и принципов экспонирования стали активно осуществляться в Европе в конце 18 – начале 19 вв. Это время отмечено пафосом просветительства, а наглядная и конкретная экспозиция музея казалась наиболее подходящей для этих целей. В обществе возрастает интерес к музеям, хранителям подлинных исторических документов и памятников прошлого, что объясняет привлечение к ним наиболее выдающихся деятелей культуры и интенсивное музейное строительство. Такие крупнейшие публичные музеи, как Британский музей, Лувр, Люксембургский музей (1818) в Париже, Прадо, Старая Пинакотека и Глиптотека в Мюнхене были созданы на гребне просветительских идей.

В 18 в. во многих дворцах под коллекции специально отделывались помещения (картинная галерея и зал античной скульптуры в Павловском дворце, картинная галерея, построенная А.Воронихиным в Строгановском дворце, собрание в доме Лавалей и др.) Помещения чаще всего были плохо освещены и мало приспособлены для показа памятников. Граф Александр Сергеевич Строганов, владелец полотен Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, использовал картинную галереи вместо спальни, велев раскладывать ему там походную кровать.

Включение живописи в оформление музейных залов, попытка создать исторически конкретную, и в то же время эстетизированную среду для бытования памятников, связано с новыми идеями и настроениями, возникшими в обществе. В самом начале 19 в. в Германии появляется идея гезамткунстверка (нем. Gesamtkunstwerk – «единение искусств») – творческая концепция, в основу которой была положена идея преображения реальности методом взаимодействия всех родов, видов и жанров искусства. Появившаяся в эпоху романтизма, идея впервые прозвучала в лекциях Ф.В.Шеллинга в 1802–1803 в Йене, затем стала ключевой позицией эстетики композитора Р.Вагнера. В 40-е идея гезамткунстверка разрабатывается Р.Вагнером совместно с немецким архитектором, историком и теоретиком искусства Г.Земпером, который также стремился «повлиять на художественные вкусы», и, в конечном итоге, реформировать общество.

Наибольший вклад в разработку типа музейного здания, его программы, экспозиции и других научных и художественных проблем нового социального института внесли немецкие философы, ученые, архитекторы.

Концепция музея во многом складывалась под влиянием немецких романтиков, мечтавших о создании «эстетической вселенной». Прекрасное рассматривалось как символ морального, поэтому воспитание вкуса было приравнено к нравственному воспитанию личности. Во имя улучшения, исправления человечества делается попытка объявить искусство религией, а художника – пророком этой новой эстетической религии. Большинство художников и архитекторов, принявших участие в создании первых музеев Германии, находились под влиянием эстетики В.Вакенродера, Л.Тика, Ф.Шлегеля. На одну из важнейших функций музея – интерпретации памятника, особенно повлиял Ф.Шлегель, назвав историка «пророком, обращенным назад».

В Россию идея художественного музея и принципы его архитектурной организации приходят из Германии. После пожара Зимнего дворца в 1837 заново отделывались его интерьеры, и давно назревшая необходимость перенести царские коллекции в специально отстроенное здание оформилась в идею «Музеума». Проект «Музеума» император Николай I собирался поручить опытному в этом деле архитектору, выбирая между Л. фон Кленце, строителем Глиптотеки и Пинакотеки в Мюнхене, и К.-Ф.Шинкелем, построившим Старый Музей в Берлине. К основной идее конструкции художественного музея Кленце и Шинкель приходят одновременно – это сочетание больших залов с верхним светом и малых кабинетов с боковым освещением. Первые находятся в центре здания, вторые – вдоль фасадов.

Заказ на проект Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге получил Л. фон Кленце с приглашением его в Россию в мае 1839.

При строительстве Нового Эрмитажа Кленце берет от Шинкеля идею внутренних дворов для освещения залов и центральное расположение лестницы. Размещение скульптур в нижнем, более темном этаже, а картин – в верхнем, также было продумано Шинкелем. Однако в декоре интерьеров Нового Эрмитажа Кленце придерживается собственной программы, продемонстрированной им при строительстве Глиптотеки и Пинакотеки.

Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге, стал образцом для строителей музеев в России.

В 1861 Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву в Пашков дом (1784–1786, арх. В.И.Баженов). В Москве в музее было организовано отделение изящных искусств, начало которому положил дар Александра II – картина А.Иванова Явление Христа народу (для этой картины в 1913 арх. Шевяков при перестройке дома возводит второй этаж с верхним светом «Ивановский зал»). Великая княгиня Елена Павловна подарила музею 121 гипсовый слепок с древневосточной и древнегреческой скульптуры. В 1862 из Эрмитажа в Румянцевский музей поступила 201 картина, затем влились другие собрания. К 1867, когда коллекции музея пополняются коллекцией Прянишникова, отделение изящных искусств становится достаточно обширным: оно состоит из картинной галереи, кабинета гравюр, кабинета древностей и отделения скульптуры.

С 1870 по 1890-е в стране было открыто около 80 музеев. Для большинства из них либо строились специально спроектированные здания (в 1885 торжественно освящено здание Художественного музея в Саратове), либо перестраивались старые помещения (в 1898 был образован Императорский Русский музей в Санкт-Петербурге, для которого перестраивалось здание Михайловского дворца). В 1898 было заложено здание Музея изящных искусств в Москве. В 1890 создается Музей изящных искусств в Одессе, в 1897 – Художественный музей в Пензе, в 1904 заканчивается строительство здания Киевского художественно-промышленного музея.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь