Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Петербургская-Ленинградская школа графики как явление мировой культуры.
Графика (греч.—«письменный»)—вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.(Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях—два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже—фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики—особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В дореволюционный период формируется ленинградская школа графики. Одним из представителей является Добужинский, Мстислав Валерианович. В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века—А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. По стилю Добужинский был близок к символистам. По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Добужинский много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям. 20 е-30е гг. Родоначальником московской школы графиков можно считать теоретика и практика Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации. Он так же оказал большое влияние на ленинградскую школу графики. В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык гравaюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально. 30 е гг. Сопоставление общего и личного. В этом процессе личное не было "задавлено". Основные темы: лозунги, призывы. Некоторые мастера графики "уходят" в пейзаж. Например: Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955) Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры-как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920)-до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью. Графика в период Великой Отечественной Войны. С начала Великой Отечественной войны Пахомов создавал плакаты. В знаменитой серии больших литографий «Ленинград в дни блокады» художник с документальной точностью изобразил трагические будни осажденного города: драматические сцены уличной жизни Ленинграда 1941-1944 гг., трудовые подвиги его населения, работы команд МПВО и т.д. А.Ф.Пахомов, не выезжавший из родного города, запечатлел в литографиях свои наблюдения и передал то, в чем ярко сказалось величие духа и стойкость ленинградцев, их мужество и беззаветная преданность Родине. Ряд листов этой серии по праву стали причисляться к лучшим произведениям отечественной станковой графики. В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило им в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием. Послевоенная графика. Во второй половине 40—50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период—отражение успехов послевоенного социалистического строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов. В живопись, скульптуру, графику, архитектуру вливаются свежие молодые силы. В это время возникает устойчивое высшее художественное образование. Велика поддержка государства: происходит тиражирование и пропаганда с применением графики. Выпускаются газеты и журналы на продажу по умеренным ценам. Преобладает печатная графика. Сейчас в графике наблюдается большое разнообразие техник. Станковая графика (станковый рисунок, эстамп) Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.) Журнальная и газетная графика Компьютерная графика Прикладная графика (художественное оформление предметов быта, плакат) Промышленная графика И некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры. Cпецифическими видами графики являются в станковой печатной графике—лубок, а в газетно-журнальной—карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека, а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше). В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика—создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра)—создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков. В пример можно привести наших преподавателей, таких как В. В. Бабияк и К. О. Почтенная. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы