Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Немецкая школа – если коротко, то СрПр – это всего лишь методСтр 1 из 7Следующая ⇒
Немецкая школа – если коротко, то СрПр – это всего лишь метод Сравнительное правоведение зародилось первоначально как сравнительно-историческое; оно развивалось в ряде стран, в том числе в Германии и России, прежде всего в исторических исследованиях. Многие под термином «сравнительное правоведение» понимали всеобщую сравнительную историю права. Взгляды Савиньи, основоположника исторической школы права, имели большое значение для развития юридической науки. Он не только заложил основу исторического метода в юридической науке, но и попытался создать научную историю права. С позиции исторической школы права право настолько связано с развитием данной нации и народа, что оно не может быть использовано другим народом. Любое правовое заимствование не может не вступить в противоречие с собственным «народным духом». Такой тезис уводил историческую школу права от сравнительного права. В связи с этим в начале XX в. французский компаративист Р. Салейль отмечал, что исторический метод изучения общественных наук обладает многими преимуществами, однако историческая школа остановилась на полпути. Антропологический подход: Антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Юридическая антропология - научная и учебная дисциплина, изучающая процессы юридизации человеческого бытия, обусловленные конкретными историческими типами цивилизаций. Использование антропологического подхода в рамках методологии сравнительно-правовых исследований позволяет определить реальное место человека в правовой жизни общества, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования различных правовых систем.
Вопрос 21: Понятие методологических принципов сравнительно-правовых исследований и их разновидности. Методологические принципы - основополагающие познавательные установки, в рамках которых проводятся сравнительно - правовые исследования. Формируются под влиянием исходных суждений, аксиоматических идей, определяющих общие стратегии исследования (концептуальные подходы). Основные методологические принципы сравнительно-правовых исследований принцип объективности; принцип функционализма; принцип сравнимости; принцип всестороннего учета исторических, национальных, экономических, социально- политических условий. Принцип функциональности (функционализма) Основополагающий методологический принцип сравнительного правоведения. Сравнимо в праве лишь то, что выполняет одну и ту же функцию! Принцип сравнимости, говорит о том, что явления должны быть сравнимыми (яблоко и груша – сравнимы, камень и обезьяна - нет)
Вопрос 22: Методы сравнительно-правовых исследований.
Методы сравнительно-правовых исследований Конкретные методы, используемые в рамках методологии сравнительно-правовых исследований, являются результатом интерпретации и конкретизации вышеуказанных концептуальных подходов и методологических принципов. Основная функция метода внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия; система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретных задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Сравнительно-правовой метод Является основным методом в системе методологии сравнительно-правовых исследований, выступающий как совокупность способов и приемов выявления, на основе сравнительного изучения общих и специфических закономерностей, возникновения, развития, функционирования различных правовых систем. Сравнительно-правовой метод это сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия. В зависимости от объектов, этот метод применяется избирательно при обязательном условии их сопоставимости Виды сравнения (способы применения сравнительно- правового метода) внутреннее (внутритиповое) и внешнее (межтиповое) сравнение; синхронное и диахронное сравнение; сопоставление и противопоставление (контрастное); сравнение на микроуровне и макроуровне; функциональное сравнение; нормативное сравнение; проблемное сравнение; текстуальное сравнение; концептуальное сравнение; бинарное сравнение. Другие методы сравнительно- правовых исследований системно-функциональный; конкретно-исторический; конкретно-социологический; формально-логический; метод правового моделирования.
Вопрос 23: Международные центры сравнительно-правовых исследований. В настоящее время исследования в области сравнительного правоведения ведутся в следующих зарубежных научных центрах: · Австралийский институт сравнительных правовых систем (The Australian Institute of Comparative Legal Systems); · Институт Макса Планка (Max Planck Institute for Comparative Public Law and International Law) в составе Общества Макса Планка; · Международная ассоциация конституционного права (International Association of Constitutional Law); · Центр сравнительного права им. Исонн-Вейнманн при Тулейнском университете; · Центр европейского и сравнительного права Оксфордского университета; · Международная академия сравнительного права; · Гарвардская школа права и многих других.
НКО Центр международных и сравнительно-правовых исследований – некоммерческая организация, основными целями которой являются проведение исследований по актуальным вопросам международного права, имеющим значительное прикладное значение, а также поощрение изучения международного права в Российской Федерации.
Вопрос 24: Множественность и различие правовых систем. Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. Основные элементы правовой системы: право , законодательство, юридическая практика, правосознание . В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями. Уже само количество действующих правовых систем затрудняет возможность сколько-нибудь достаточного синтеза в ограниченных рамках одной книги. И хотя в современном мире существует множество правовых систем, они могут быть сведены в ограниченное число семей. Тем самым мы достигаем поставленной цели, не входя в детали каждой правовой системы, но акцентируя внимание на общих характерных чертах основных правовых семей. ГРУППИРОВКА ПС: Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразными, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи, подобно тому как это делают и другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия и выделяя семьи, как, например, в лингвистике — романские, славянские, семитские языки, в религии — христианство, ислам и т.д. Можно выделить (если отвлечься от полемики) романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права + религиозную правовую семью.
Вопрос 25: Правовая система: понятие и компоненты. Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т. д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом. Основные элементы правовой системы: · право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности; · законодательство и иные источники права; · юридическая практика, ядро которой - судебная практика, причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики; · правосознание, включающее в себя правовую идеологию (систему знаний о праве) и правовую психологию (систему чувств и эмоций, вызываемых правовым феноменом). Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. Проблема критериев типологии правовых систем очень сложна, этот вопрос невозможно охватить рамками учебного курса Скажем лишь, что в настоящее время, как правило, используются критерии классификации-правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, техника юридические и религиозно-этические признаки права.
Вопрос 26: Основные критерии классификации основных правовых систем. Сама идея группировки правовых систем в правовые семьи возникла в сравнительном правоведении в 1900 году и получила большого распространения уже в начале XX века. Так, например, участники И Международного конгресса сравнительного права в 1900 году различали французский, англо-американскую, немецкую, славянскую и мусульманскую правовые семьи. Как известно, классификация - это система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделами на основе определенных общих признаков (критериев). В нашем случае такими однородными предметами выступают правовые системы. Результатом классификации правовых систем является систематическая единица - правовая семья. Предлагается два равноправные критерии, с помощью которых происходит классификация правовых систем: - юридическая техника, которой пользуются юристы той или иной страны, изучая и практикуя право; - одинаковые философские, политические и экономические принципы. Здесь (романо-германской, англосаксонской, социалистической и позже - религиозная Еще один критерий - «Стиль права» «Стиль права» как критерий для классификации правовых систем определяется, по мнению К. Цвайгерта, пятью факторами: 1) историческим происхождением и развитием правовой системы; 2) господствующей доктриной юридического мышления и ее спецификой; 3) своеобразными правовыми институтами; 4) правовыми источниками и методами их толкования; 5) идеологическими факторами. На этой основе К. Цвайгерт различал восемь правовых семей: романскую, германскую, скандинавску, общую, социалистическую, дальневосточную, исламскую, индусскую.
Вопрос 27: Моноядерные и полиядерные правовые системы современности. Ядро правовой системы – это позитивное право отдельного государства. Орбита ПС – юридическая практика, правосознание, правовая культура В зависимости от особенностей строения нормативного элемента все правовые системы возможно разделить на так называемые Большинство правовых систем современности можно отнести к моноядерным. Следуя алгоритмам развития одного- единственного стиля правового мышления, эти правовые системы имеют как Правовые системы с полиядерной строение. следствие и одноядерное напротив, берут за основу два и более стиля организацией, Наиболее ярким примером последней из названных структурной правового мышления. системой. Сущность государства с так называемой кочующей групп стран следует считать означенных выше систем построения правовой определенного развитие на социальной заключается в том, что, несмотря на приоритетное стиля правового взятого государства арене отдельно территории, где господствуют существуют мышления, на его пространстве менталитета. Так, в совершенно иного стиля правового доминанты территориальными провинции Квебек по сравнению со всеми иными базисной используется не единицами этого государства в качестве правовая традиция англосаксонская, а романо-германская правовая традиция.
Вопрос 28: Характер правопонимания в разных национальных правовых системах. В сравнительно-прав литературе распространено выделение отдифференцированных и неотдифференцированных правовых систем (Алексеев), которое имеет прямой выход на разные типы правопонимания, обусловленные разными правовыми традициями. В неотдифференцированных правовых системах функционирование права реализуется не просто в тесной связи с религией, моралью, политикой, обычаями, но и под их прямым воздействием. А в рамках отдифференцированных правовых систем право функционирует относительно независимо от политики, религии, морали, традиций. В рамках отдифференцированных правовых систем выделяются романо-германское и общее право. В юр литературе выработаны понятия «западной традиции права» и «незападной традиции права», что является основанием выделения разных типов правопонимания, т.е. под влиянием правовых традиций формируются те или иные типы правопонимания, выступающих как правовой критерий классификации правовых систем. В понятие правопонимания входит система правовых идей, представлений, теоретических концепций, отражающих закономерности возникновения, эволюции и функционирования права. Кроме того, именно правопонимание отражает познание, восприятие и оценку права и его реальной роли в жизни общества Романо-герм семья – писаное право – основной регулятор общ отношений. Гос-во и право равноценны. Семья общ права – высокая роль прецедентного (живого) права. Прецеденты могут отменять законодат акты. Семья традиц права - общинная (коллектив) форма мышления является определяющей в формировании традиционного правопонимания. Следовательно, главным субъектом права выступает община или группа. Основное предназначение права в традиц обществе заключается в обеспечении гармонии и сплоченности внутри общины, а также в сообществе и природе в целом.Дальневосточ право - Конфуцианская концепция как основа правопонимания, характерная для всего дальневосточного права, обуславливает поведение каждого индивида в конкретной ситуации в интересах социальной иерархии. Вследствие таких взглядов народы Дальнего Востока с настороженностью относятся к идее права. В основу их правовой культуры и правопонимания положена не концепция субъективных прав, а идея коллективизма. Исламское право - сочетание в нем религиозного и юридического начал, отразившемся на специфике его источников и структуре, механизме действия и правопонимания. Данная особенность проявляется и в том, что для реализации правовой нормы необходимо ее соответствие не только основополагающим правовым, но и религиозным принципам.
Вопрос 29: Сближение правовых систем в свете сравнительного правоведения. Процессы глобализации и интеграции ведут не только к взаимодействию, но и взаимовлиянию правовых систем государств. Правовые эталоны или образцы государств с развитой правовой системой являются основным элементом правового взаимодействия. Безусловно, не только система права, ее элементы имеют влияние на правовые системы, и уровень юридической техники, юридические способы защиты прав и законных интересов граждан и др. Влияние на другие системы права может осуществляться разными способами, как правило, выделяют два: 1) идеологический и 2) конструктивный. Идеологический состоит в восприятии идей, начал правовой системы, а также юридических конструкций, терминологии, правил толкования права и т.д. Конструктивное влияние - это инкорпорация, включение или одобрение юридических феноменов, например включение в систему права административного кодекса другого государства, институтов кодексов или других законов государства - образца. Следует подчеркнуть, что "государство-заимодавец" принимает законодательные акты, в том числе кодифицированные, с учетом своеобразия своих социально-экономических, политических и др. обстоятельств. Взаимовлияние, заимствование и копирование правовых институтов и традиций ведет к унификации права, к сближению национальных правовых систем, правовых семей. Также загнать, про то, что заимствование не всегда приживается.
Вопрос 30: Значение доктрины в различных правовых семьях. Этимологический анализ слова "доктрина" позволяет выделить два смысловых значения: а) доктрины как учения, текста; б) доктрины как совокупности идей, разделяемых учеными - доками, толковыми людьми. Применительно к правоведению правовая доктрина может пониматься как учение о праве (текст, созданный ученым-юристом) и как идеи, поддерживаемые и защищаемые корпорацией юристов. Российское законодательство содержит легальные определения доктрины. К примеру, под доктриной информационной безопасности Российской Федерации понимается совокупность официальных взглядов на цели, задачи и принципы, основные направления обеспечения информации в Российской Федерации В отечественной и зарубежной правовой науке до сих пор не сформировалось единого, признаваемого всеми учеными мнения о природе, значении и месте правовой доктрины в правовой системе общества. Права И. Ю. Богдановская, которая заметила, что "во многих правовых системах вопрос о том, является ли доктрина источником права, еще более спорен, чем вопрос о признании его источником судебной практики". Как правило, характеристика правовой доктрины в юридической литературе ограничивается определением и указанием на то, что произведения юристов признаются источником права в Англии и на мусульманском востоке. Так, французский компаративист Рене Давид справедливо замечает: "В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье; именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII - XIX веков основные принципы права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона... можно установить подлинное значение доктрины вопреки часто встречающимся упрощенческим формулам, согласно которым она не является источником права".
Вопрос 31: Правовая аккультурация и ее значение для сближения правовых систем. Современный мир не может существовать в условиях замкнутости правовых культур. Идут процессы правовой аккультурации, т.е. разрушения, преодоления этой замкнутости, когда одна правовая система может быть «привита» к другой. ПРАВОВАЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ — привитие элементов правовой цивилизации традиционным обществам или обществам, уступающим в правовом развитии. Правовая аккультурация, в понимании антропологов права, — это «глобальная трансформация, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой правовой системой, этот процесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения» Национальные правовые системы не существуют изолированно. Они взаимодействуют друг с другом, ведут нескончаемый культурный диалог. Правовая система отдельного государства подвергается постоянному давлению со стороны фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций. «Бомбардировка» культуры текстами из чужой культуры приводит к новой интерпретации и этих «занесенных» текстов, и самого контекста «аборигеновской» культуры. Из такой новой интерпретации неизбежно вырастают новые смыслы, реализуемые в человеческой деятельности. Более того, история существовавших великих правовых систем, как правило, начинается с заимствования (афинское, римское, западное право и т.д.). Оно может происходить через отдельные правовые институты, элементы юридической техники и практику правоприменительной деятельности. Имеет место также заимствование правовых принципов, правовых идей. Иными словами, заимствование может быть фрагментарным, называемым правовой аккультурацией, либо глобальным, называемым правовой рецепцией. Если при правовой аккультурации происходит заимствование правовых положений, то при правовой рецепции меняются основы правовой системы вообще.
Механизм правовой аккультурации: Первая стадия - выявление потребности. На данном этапе в обществе-реципиенте появляются новые или претерпевают изменения социально-экономические отношения, а существующий механизм правового регулирования не дает нужного результата. Вторая стадия - заимствование. Это перенос правовых норм и институтов из одной правовой системы в другую. Третья стадия - адаптация. Данный этап правовой аккультурации необходим для успешного применения правовых норм и институтов с учетом сложившихся национальных правовых обычаев и традиций. Четвертая стадия - восприятие (усвоение). На этом этапе происходит процесс принятия и введения в действие инородных правовых принципов, норм и институтов в правовой системе реципиента. Пятая стадия - результат. В процессе правовой аккультурации важны результативность и устойчивость функционирования правовых норм и институтов в новой среде.
Вопрос 32: Закономерности и формы сближения правовых систем. Процесс сближения правовых систем носит закономерный характер, обусловленный объективными потребностями развития человечества на современном, этапе. Данный процесс происходит как стихийно, так и планомерно. Например, в результате взаимодействий в социально-экономической сфере (в частности, торговля в приграничных районах). Подчас такое сближение осуществляется стихийно и законодателю остается их зафиксировать в соответствующих нормативно-правовых актах. Тем самым осуществляется унификация некоторых правовых норм разных государств. Согласованное правовое развитие государств можно рассматривать применительно к четырем основным формам их проведения: Таким образом, сближение и взаимодействие правовых систем современности — явление глобальное, характерное для развития права в XXI в., носящее закономерный характер. Это особенно заметно на региональном уровне, когда экономические, геополитические и культурные процессы объединяют государства. Утверждение приоритета международного права также ведет к тому, что в национальных правовых системах увеличивается число единообразных стандартов. Основными способами сближения правовых систем является гармонизации законодательств и унификация правовых норм. Немаловажная роль в этом процессе отводится имплементации норм международного права в национальное законодательство и оказанию международной правовой помощи. Вопрос 33: Формирование и эволюция Африканского обычного права. Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии. Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А. Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни письменных документов о передаче имущества.Не было скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, ученых дебатов. В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения. Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада. В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа: Второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей. Третий этап – этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран.
Вопрос 34: Африканское обычное право в колониальный период. В XIX в. Африка подпадает под влияние английских колонизаторов, в результате чего на ее территорию начинает распространяться колониальное право. Постепенно вся Африка, за небольшим исключением, была колонизирована европейскими державами. Колониальные власти — английские, французские, португальские и бельгийские стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Колониальное право послужило катализатором распада натурального хозяйства и одновременно ускорило развитие товарно-денежных отношений, что явилось причиной ограничения сферы действия обычного права. Вместе с тем, в условиях сохранения феодальных (даже дофеодальных) отношений колонизаторы не смогли полностью вытеснить традиционное обычное право и поэтому стремились использовать нормы обычного права для укрепления своей власти. Главное требование к применению норм обычного права заключалось в том, чтобы они не противоречили колониальному праву. Таким образом, нормы обычного права продолжали применяться, хотя, как уже отмечалось, сфера их применения была строго ограничена. Колонизаторы пытались использовать местные традиционные нормы и институты в целях создания нового модернизированного права для обеспечения своего колониального господства. Например, это отразилось в признании английскими колонизаторами юрисдикции местных (туземных) судов и санкционировании местного обычного права. Английским судам, согласно английскому колониальному законодательству, было предоставлено право руководствоваться положениями обычного права при рассмотрении гражданских и уголовных дел по отношению к африканцам. Эти суды руководствовались и английским общим правом в той мере, в которой они соответствовали местным условиям. Нормы обычного права уточнялись английскими судами с помощью асессоров, т.е. знатоков обычного права, которые были помощниками при этих судах. В колониальный период обычное право подверглось большим изменениям. В частности, появляется частная собственность на землю, что не было знакомо традиционному африканскому обычному праву. Также необходимо отметить переход от матрилиней- ных к патрилинейным порядкам наследования. Таким образом, с установлением колониальной власти на территории Африки возникает дуализм права. С одной стороны, действовали нормы колониального права, а с другой стороны, действовало африканское обычное право, официально признанное колониальными властями, приспособленное ими к целям и задачам колониальной политики. Вопрос 35: Пределы заимствования правовых положений у других правовых систем. Благодаря сравнительно-правовым исследованием становится реальным установления возможности и границ сближения правовых систем, поскольку методика сравнительно-правовых исследований обнаруживает пределы такого заимствования правовых положений одной правовой системы в другую. Эффективность правовой интеграции зависит от четко выявленных ее пределов, одним из которых являются сложившиеся морально-нравственные мировоззренческие традиции общества. Многоаспектность правовой интеграции позволяет выявлять ее пределы на основе концепций правопонимания. При использовании философского правопонимании анализируется соответствие базовых ценностей правовых систем. Нормативное правопонимание касается конкретных норм, юридической техники, форм права. Социологический подход позволяет формулировать новые единые правила поведения на основе анализа складывающихся социальных отношений.
Вопрос 36: Понятие и особенности африканского обычного права. СМ. Вопрос 33, 34
Вопрос 37: Формирование современных правовых систем африканских государств. Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. Устойчивость уклада жизни сказалась и в данной сфере. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств. К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному. В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, ос- Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел. Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.
Вопрос 38: Структура африканского обычного права. Структура права — это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей. Говоря о строении права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай будет наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он реализует исключительно второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов. Многочисленные народности Африки имеют ϲʙᴏи обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских. Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, кᴏᴛᴏᴩое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. Сегодня лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при ϶ᴛᴏм нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп. Нужно помнить, такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с позиции европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель будет частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской. Доколониальный этап Первым по исторической хронологии источником латиноамериканского права являлось аборигенное или индейское право, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Это было право многочисленных индейских племен, которые населяли земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали ряд цивилизаций: майя, тольтеков, ацтеков, инков и др. Колониальный этап Колониальная история характеризуется заселением и освоением новых территорий европейскими колонизаторами с привнесением своего правового порядка, ставшего колониальным правом и регулировавшим не только внутренние вопросы колонизированных территорий и их статуса, но и взаимоотношения новых территорий с метрополиями (прежде всего с Испанией и Португалией). Началась эта эпоха с открытием Колумбом Нового Света в 1492 году. Ранний период Начиная с XIII в. в Швеции происходит письменное оформление норм законодательства. В середине XIV в. издаются два закона, один из которых регулировал отношения в сельской местности, а другой — в городах. Эти акты действовали в Швеции на протяжении 400 лет. За это время они неоднократно изменялись и дополнялись. Следует отметить однако, что рецепция римского права затронула Скандинавские страны незначительно, и её главным последствием стало установление более тесных связей с юридической наукой континентальной Европы, чем с английской. Период XVII—XVIII вв В течение XVII—XVIII вв. стартовой чертой формирования правовых систем Скандинавии стали два законодательных акта: первый — Кодекс короля Христиана V и второй — Свод законов Шведского государства 1734 г. Свод насчитывает 1300 параграфов. Также как и Датский кодекс, он был написан простым народным языком, и в интересах более полного конкретного регулирования в нём отказались от теоретических обобщений и поучающих понятий в том виде, в каком они внедрялись на Европейском континенте в XVIII в. Влияние римского права на Шведский кодекс 1734 г. было незначительно. Авторы Кодекса обратились к традициям старого шведского земельного и городского права. Это можно понять по его структуре, стилю, языку и по отсутствию обобщающих норм. XIX в. по настоящее время Историческая и культурная общность Скандинавских стран, развитие торговых и транспортных связей, родство скандинавских языков привели к близкому сотрудничеству этих стран в законодательной сфере. Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны сотрудничают в области законотворчества, и этот процесс, начавшийся в конце XIX в., привел к появлению большого числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. Юридическое сотрудничество северных стран началось в 1872 г., когда скандинавские юристы собрались на съезд, с целью унификации скандинавского права. С тех пор сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права, права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере, в уголовном праве и процессе, в налоговом праве, в праве собственности на недвижимость, то есть в областях, с достаточно сильными местными традициями, такая кооперация выражена гораздо слабее.
Вопрос 64: Источники скандинавского права. В Скандинавских странах самым главным источником является закон, а также в отдельных случаях специальные законы. Наряду с законом ведущую роль играют судебные решения, так как в большинстве случаев, законодательство Скандинавских стран не кодифицировано и нормы не имеют общего характера. Для более эффективной работы правовой системы, в законы стали включаться неопределенные нормы (общие оговорки) упрощающие работу судьям. В случаях, когда общественные отношения не могут регулировать как законы, так и судебные решения, то применяются обычаи и обыкновения, которые действуют в определенном городе, порту или на какой-либо местности. Однако в Швеции: В шведском праве наиболее полно проявляются черты, свойственные скандинавскому праву в целом. Во-первых, именно Швеция была инициатором работы по созданию унифицированных законодательных актов. Во-вторых, Швеция всегда была первой из стран, вводивших у себя эти единообразные законодательные акты. В-третьих, само содержание таких актов основывается на шведском законодательстве. Основным источником права Швеции является закон. Несмотря на то что шведское законодательство на сегодняшний день представляет собой совокупность детально разработанных норм, большинство из которых несистематизировано, многие юристы из Швеции настаивают на верховенстве закона в праве этой страны. Шведский законодатель никогда не стремился выработать определенные правовые принципы, применимые к каждой из отраслей права. Это привело к тому, что число норм общего характера крайне незначительно. В настоящее время обозначилась противоположная направленность в шведском законотворчестве: от специальных правовых норм, направленных на урегулирование конкретной жизненной ситуации, к так называемым каучуковым нормам. Смысл их сводится к наделению судебных или иных государственных органов широкой свободой усмотрения при решении правовых проблем, охватываемых этими предписаниями. Обычай в шведском праве представляет собой «неписаную норму права», сохраняющую свое действие в общественной практике. Область применения обычая в Швеции весьма ограничена: из-за несовершенства законов обычай обречен на весьма второстепенную роль. Это связано с тем, что большая часть общественных отношений регулируется законодательным путем. Однако в таких областях, как торговля, мореплавание, обычаи все чаще играют большую роль, а в некоторых случаях (впрочем, число их крайне мало) обычай даже имеет приоритет перед законом. Например, в законе о продаже и мене движимых вещей указано, что нормы этого закона подлежат применению, если иное не предусмотрено сторонами договора или не вытекает из торгового обычая или обыкновения.
Вопрос 65: Социалистический модус правовых систем: историческое прошлое и современное состояние. История: После Второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя социалистическое право несёт на себе многие черты континентальной системы права, включая сходные процессуальные начала и правовую методологию, оно отличается от других правовых систем господствомгосударственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической партии, отрицанием разницы между публичным правом и частным правом, а также концепцией как силы, способствующей построению коммунистического общества. Социалистическое право возникает в результате социалистической революции. Оно — обязательный и неизбежный элемент системы социалистических общественных отношений. Его существование следует рассматривать в качестве объективной закономерности социалистического общества. Необходимость права как классового регулятора на первой фазе коммунизма обусловлена прежде всего классово-политическими причинами, т. е. теми же самыми причинами, которые вызывают к жизни всю систему средств политического регулирования, социалистическое государство, иные инструменты политической организации общества. Необходимость ликвидации свергнутых эксплуататорских классов, обеспечение функционирования социалистической политической системы как власти трудящихся, укрепление ее антиэксплуататорского содержания, направленности на строительство коммунизма — все это предопределяет существование социалистического права как классового регулятора общественных отношений. Если же рассматривать социальные черты правовой формы общественного регулирования в единстве с ее свойствами, то могут быть установлены и «свои» социальные — прежде всего экономические — причины, обусловливающие объективную необходимость права в социалистическом обществе. Современное состояние: В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран) практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, когда право является "инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое государство заранее обрекает себя на развал и гибель.
Вопрос 66: Классификация постсоветских правовых систем. – Евразийское объединение правовых систем ориентирующиеся на романо-германское право – яркой исторической основой самостоятельного формирования которого является "Русская правда", судебники и проч., которые характеризуют тяготение права в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др. Данное объединение правовых систем обладая общими и специфическими особенностями правового развития активно заимствуют достижения основных правовых семей, в частности романо-германского и общего права. – Объединение правовых систем постсоветских государств с преобладающим мусульманским населением ориентирующееся к евразийскому объединению правовых систем, при внешнем заимствовании некоторых положений у романо-германского права. Например, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и общеисламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние шариата. – Объединение правовых систем стран Балтии с тяготением к северной, скандинавской правовой семье. Например, правовая система Латвии, как и другие страны Балтии, двигается в направлении присоединения к скандинавской правовой семьи, занимая в ней своеобразное место. Современная правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Средневековое право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы старо-германского права, являющиеся исторической основой скандинавского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского.
Вопрос 67: Российская правовая система на юридической карте мира.
Юридическая карта современного мира весьма подвижна, что показывает ситуация с правовой системой России. Исторически на территории нашей страны господствовала Византийская государственно-правовая традиция. Отдельные вкрапления европейских юридических доктрин начались в XVIII-XIX вв., но они, как полагают специалисты, не проникли в толщу народного сознания. Одновременно Россия долгое время была притягательной силой для народов Восточной и Южной Европы, что способствовало складыванию восточно-европейской и социалистической правовой семьи. В настоящее время некоторые авторы отождествляют Российскую правовую систему с романо-германской семьей Россия Формировалась под влиянием Византийской правовой традиции, что дает основания относить ее на рубеже 19-20 вв. к вост-европейской правовой семье. Ошибочность механического «включения» российского правового мира в романо-германскую правовую семью состоит в том, что в этом случае игнорируется достаточно уже установленный наукой факт различия российской и романо-германской цивилизаций, которые, хотя и близки своими чертами, происхождением, некоторыми аспектами исторического пути, но, тем не менее, принадлежат к различным культурным типам с самостоятельными традициями.[22] Рецепция Россией различных правовых доктрин является примером исключительных способностей русского правового сознания к системной адаптации инокультурных правовых ценностей. Специфика российской правовой системы во многом определяется тем, что Россия - страна оригинального синтеза культур. В ее правовой системе имеются много заимствованных, «внедренных» юридических форм, которые, однако, получили самобытную, часто весьма необычную правовую транскрипцию и новый по отношению к оригиналам духовный смысл.[23] Этим объясняется то обстоятельство, что в российской правовой системе более чем в других правовых системах имеется множество пограничных, нетипичных, межвидовых, нетрадиционных юридических форм, которые в совокупности создают специфический правовой контекст, нешаблонный и не укладывающийся в рамки никакой известной правовой семьи. Русский правовой тип является самостоятельной альтернативой романо-германской и англо-саксонской правовым культурам
Вопрос 68: Значение процессов глобализации для современной юридической географии. Право в ХХI веке не может оставаться в стороне от всеобщих динамических процессов развития, охвативших различные сферы общественной жизни. Одним из наиболее характерных процессов современного мирового развития в гуманитарной сфере является глобализация, пронизывающая практически все стороны жизни современного общества и несущая как положительный, так и очевидно негативный социальный заряд. Глобализация поставила вопросы относительно даже таких казавшихся еще совсем недавно незыблемыми фундаментальных основ государственного строительства как государственный суверенитет. Существенно модифицируется собственно управленческая функция государства, что сопровождается очевидным снижением его управленческого потенциала. Хотелось бы остановиться на структурных изменениях явления права. В этом плане, на наш взгляд, наиболее характерным для последних десятилетий является феномен конвергенции правовых систем. Речь идет о процессе сближения двух основных правовых семей – континентальной и англо-саксонской, проявляющемся во взаимопроникновении наиболее важных характеристик обеих. С одной стороны, в континентальной правовой семье отмечается существенное повышение значения прецедентной практики, главным образом, в связи с усилением роли конституционной юстиции. С другой стороны, обозревая характерные тенденции в развитии англо-саксонской правовой семьи, нельзя не замечать расширение собственно законодательного воздействия в зоне общего права. Разумеется, речь не идет об унификации двух наиболее распространенных в современном мире правовых семей. На данном этапе можно с определенностью утверждать лишь о явно выраженной тенденции к сближению типологии их структурного построения в плане, главным образом, формирования перечня источников права, характерных для обеих семей. При этом сейчас не вызывает сомнения обоснованность констатации и, по всей видимости, необходимость сохранения известной самобытности национальных правовых систем, объединенных определенными признаками в соответствующие правовые семьи. Однако, общий вектор развития мирового правового феномена в условиях глобализации очевиден. Важно при этом, чтобы адаптируемые характеристики правовых семей имели позитивный потенциал, чтобы правовые системы воспринимали исторически обусловленные положительные особенности друг друга. Для континентальной правовой семьи было бы существенно важным инкорпорирование таких динамических свойств англосаксонской семьи как весьма оперативная государственная реакция (в данном случае со стороны судебной ветви власти) на изменяющиеся общественные отношения, имеющие правовую природу и в силу этой причины требующие специально-правового воздействия, т.е. юридического регулирования. К тому же указанная реакция, как правило, не может не характеризоваться повышенным качеством решения возникшей социальной проблемы, требующей правового (точнее, нормативного) разрешения, особым уровнем профессионализма, столь необходимого в процессе снятия социального противоречия посредством юридико-технических средств.
Немецкая школа – если коротко, то СрПр – это всего лишь метод Сравнительное правоведение зародилось первоначально как сравнительно-историческое; оно развивалось в ряде стран, в том числе в Германии и России, прежде всего в исторических исследованиях. Многие под термином «сравнительное правоведение» понимали всеобщую сравнительную историю права. Взгляды Савиньи, основоположника исторической школы права, имели большое значение для развития юридической науки. Он не только заложил основу исторического метода в юридической науке, но и попытался создать научную историю права. С позиции исторической школы права право настолько связано с развитием данной нации и народа, что оно не может быть использовано другим народом. Любое правовое заимствование не может не вступить в противоречие с собственным «народным духом». Такой тезис уводил историческую школу права от сравнительного права. В связи с этим в начале XX в. французский компаративист Р. Салейль отмечал, что исторический метод изучения общественных наук обладает многими преимуществами, однако историческая школа остановилась на полпути. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы