Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 7. Сорок заповедей Любви и Свободы⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Общечеловеческая культура создала максимы о любви, которые мы сгруппировали в данный далеко не полный перечень. В основу этих заповедей легли пятнадцать заветов апостола Павла. Наша задача осмыслить их применительно к семейному воспи-танию. Вот они, эти заповеди: 1. ЛЮБОВЬ ДОЛГОТЕРПИТ. Греческое слово "макрофумейн" означает терпение к людям, а не к об-стоятельствам. Толкователь Нового Завета А. П. Лопу-хин подчеркивает, что долготерпение обнаруживается в отношении к разным оскорблениям, какие причиня-ются человеку ближними. Уильям Бартли, замеча-тельный английский комментатор Библии, ссылаясь на Хризостома, говорит, что это слово применимо к несправедливо обиженному, который мог бы легко отомстить за обиду, но все же не делает этого. В таком человеке трудно вызвать гнев. Долготерпение -- это признание права другого человека на ошибку. Как часто мы говорим: "Сколько же можно терпеть тебя?!" Ответ: "Беспредельно". Суть педагогического труда, одна из главных его сторон в долготерпении, в сердечной мягкости.
2. ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДСТВУЕТ. Любовь ласкова и мила во всем. Многие благочестивые христиане встали бы на сторону правителей, а не на сторонуИисуса, если бы им пришлось решать дело уголов-ника, прелюбодеяния женщины, измены и т. д. Помню, я в течение шести месяцев спасал девочку, которая совершила дерзкое хулиганство (ударила коньком незнакомую девочку в лицо, едва не выбивглаз). Юную хулиганку звали Люда Мун. Я обращался к педагогам и писателям, к судьям и прокурорам: "Помогите спасти Люду. Она уже наказана тем, чтотри месяца сидит в изоляторе, где ее избили товарки и надзиратели". -- "Нет!" -- отвечали писатели и судьи, педагоги и прокуроры. Вызвался помочь мне за-мечательный журналист Евгений Михайлович Богат, который заведовал тогда отделом воспитания в "Ли-тературной газете". По его совету я сказал тюремщи-кам и руководителям района: "Я работаю над очерком, который будет называться либо "Спасение", либо "Отречение". Мне удалось вызволить девочку из тюрьмы и благо-даря педагогам 913-й школы города Москвы, и благо-даря руководителям района, где жила и училась Люда Мун. Могу признаться, что может быть это то лучшее, что сделал я в своей жизни. Через три года Люда спасала от тюрьмы других ребят.
3. ЛЮБОВЬ НЕ ЗАВИДУЕТ. Детская зависть бо-лее нравственна, чем зависть взрослых. Дети просто хотят иметь то, что имеют другие. Макаренко дажеоправдывал такую зависть, называя ее проявлением правовых эмоций, мотивов, дескать, на каком основа-нии те же буржуи имеют то, чего нет у нас?! Современная зависть наших родителей странна своей абсурдностью, зафиксированной, скажем, в та-кого рода анекдотах: "Я больше радовался не тогда,когда купил корову, а тогда, когда у соседа сдохла". Недовольство самим фактом того, что другие имеют то, что не принадлежит завистникам, рождает злобность и агрессивность. Некоторые толкователи заповедей о любви заверяют, что такая зависть -- самое низкое проявление человеческой души. Сознание детей чаще всего не в состоянии постичь эту низость, но их подсознание вбирает в себя роди-тельскую ненависть, и эта ненависть дает о себе знать в проявлении этих самых якобы правовых эмоциях. Сегодня злобность, как пожар в лесу, охватывает семьи, выжигая и любовь, и доброту, и человеческий разум. Я повсюду вижу, как в период расцвета рыночных отношений в народе, в семьях постоянно лелеется ненависть к тем, кто успел что-то приватизировать или построить дом, купить машину или приобрести какие-нибудь вещи. Зависть уничтожает то лучшее, что есть в человеке. 4. ЛЮБОВЬ САМОУКОРЯЕТ. Пожалуй, самоукорению невозможно научить. Это глубинное нравст-венное образование рождается всем стилем жизни, где все подают пример скромности и далее самоуни-чижения. Не случайно святые отцы отмечали, что истинной любви присуще самоуничижение. Я наблю-дал в крестьянских семьях просто героическое самоот-речение. Подростки отказывались принимать подарки от родителей, мотивируя тем, что не заслужили награду. Истинная любовь предпочитает согласиться с тем, что она недостойна чего-либо, нежели претендовать на свои заслуги и достоинства. Меня до сих пор подташ-нивает, что и я был причастен к тому, что поддер-живал "новаторский пыл" многих педагогов, с пеной у рта доказывавших, что они новаторы и таланты. Я не встречал ни одного педагога, который бы анализи-ровал свои недостатки, а без этого нет ни любви, ни правды, ни самоукорения. Самоукорение -- одно из действенных средств Любви. Самоукорение требует искать в себе вину и ошибки, а не в других. Преподобный Дорофей поучал еще в шестом веке: "Если человек совершит тьму добродетелей, но не бу-дет держаться самоукорения, как пути своего, он ни-когда не перестанет оскорбляться и оскорблять дру-гих. Он не обретет покоя". Никто так не откликался на мой призыв учиться самоукорению, как дети. Им понятен был великий смысл этой заповеди.
5. ЛЮБОВЬ ЗАЩИЩАЕТ СВОБОДУ БЕЗНА-СИЛЬСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ. Там, где нет свободы, нет любви, там рождаются духовные мутанты и среди рабов, и среди господ. Любовь освобождает человека от дурных страстей, от рабства, от незащи-щенности. Любовь и свобода, помноженные на соци-альную справедливость, создают подлинную демо-кратию жизни, подлинную гарантию человеческих прав. Любовь к самому себе, к Богу, к ближнему и есть подлинный путь преодоления авторитарности во всех сферах человеческой жизни, есть истинный Путь к Храму. Предшествующие два-три десятилетия были в на-шей стране десятилетиями борьбы с авторитаризмом. Сегодня акценты переносятся на защиту этики ненаси-лия, всепрощения и любви. Между тем жизнь рождает новые явления: дети, подростки, молодые люди рвутся к насилию, мечтают о подвигах с оружием в руках, жаждут убийств и даже массовых уничтожений. Культ нравственной слабости, мягкой доброты и нежнейших вибраций сердца заменяется в иных душах культом сильного тела, прагматизма, огрубленных чувств. Культ силы способен вытеснить и любовь, и свободу. Здесь таится угроза и демократии, и миру. 6. ЛЮБОВЬ НЕ ГОРДИТСЯ. Если говорить об идеальном родителе или воспитателе детей, то его об-лик ближе все же к тому типу человеческого харак-тера, какой воплощен, скажем, в таких личностях, как Пушкин или Достоевский, Моцарт или Корчак. О культуре человека можно судить по тому, как этот че-ловек относится к детям: умеет ли играть с ними, общается ли на равных, способен ли радоваться тому, что дети могут и должны стать умнее своих родителей. Гордыня -- это то, что абсолютно не приемлет детское сердце. Гордыня -- это высокомерие и чванство, пре-зрение к другим и обожание самого себя. Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства -- от этого и многие семейные беды. Важничая среди близ-ких, родитель становится деспотом своей семьи, деспотизм рождает одиночество и полную отчужден-ность. Гордыня бывает двух видов: трудолюбивая и паразитарная. Успехи иногда пьянят гордые головы, человек превозносит себя, забывая правило: все, что возносится, должно упасть. 7. ЛЮБОВЬ -- ЭТО ПОДВИГ. Она ставит перед че-ловеком сверхзадачи, учит преодолевать сильные препятствия, в поте лица достигать успеха. Я около сорока лет наблюдал за творческим опытом семьи Бориса Павловича Никитина и, насколько это возможно с моей стороны, помогал в популяризации их достижений. Постоянно поражался долготерпению и мужеству родителей этой семьи, совершившей подвиг в семейном воспитании. Раннее развитие и закаливание, свобода познания мира и снятие тради-ционных запретов: "Не лезь!", "Не трогай!", обору-дование в квартире спортивного детского комплекса и раннее закаливание (годовалые дети на снегу!), "за-пуск" всех рефлексов, заложенных матерью-Приро-дой, развивающие игры, раннее знакомство с ин-струментами, электричеством, участие детей в самообслуживании и в самообеспечении -- это далеко не полный перечень всего того, что сделала эта боль-шая многодетная семья, где все были счастливы, где царила подлинная Любовь и подлинная Свобода!
8. ЛЮБОВЬ ОТВЕТСТВЕННА. Она помнит о человеческих обязанностях. В конечном итоге в мире живут лишь две категории людей: одни, прежде всего,добиваются привилегий, а другие -- всегда помнят о своих обязанностях. Одних всегда беспокоит, что они должны получить от жизни, других всегда тревожит, чем они обязаны жизни. Одни говорят больше оправах, другие об обязанностях. Естественно, вторые ближе к христианской любви. Проблема прав и обязанностей -- это главная проблема школы и семьи. Многим педагогам, впрочем, как и родителям, кажется, что дети не должны иметь никаких прав -- только обязанности. Это неверно. Только наделенный большими правами способен почувствовать обязывающую силу всех тех необходимостей, которые человек выполняет по долгу, по велению сердца. Большие права -- это большая сво-бода, а большая свобода необыкновенно тяжела и требовательна.
9. ЛЮБОВЬ НЕ РАЗДРАЖАЕТСЯ. Раздраже-ние -- всегда признак поражения. Когда мы выходим из себя, когда мы теряем над собой контроль, мытеряем все. Человек, владеющий собой, может владеть всем. Раздражительность -- самый страшный враг семейного воспитания.
10. ЛЮБОВЬ НЕ МЫСЛИТ ЗЛА. Нередко важно научиться забывать то, что лучше забыть. Многие люди лелеют свою ненависть, непрерывно подогревая и освежая ее в памяти. Истинная любовь учит прощать и забывать. В этой способности забывать ненужное и малозначимое надо учиться у детей. Мать может сто раз наказывать ребенка, но ребенок все равно на вопрос, кого он больше всего любит, ответит: "Маму". Он про наказания не помнит. Забыл. А вот материнс-кое тепло, в котором он нуждается ежесекундно, он помнит без напоминаний.
11. ЛЮБОВЬ НЕ РАДУЕТСЯ НЕПРАВДЕ. Не радуется тому, что дурно. Отвергает злобное наслажде-ние жить по неправде, по лжи -- значит калечить себя и других.
12. ЛЮБОВЬ СОРАДУЕТСЯ ИСТИНЕ. Устами младенца глаголет истина, -- гласит народ-ная мудрость. И как часто отцы и матери не при-слушиваются к голосу детей. Больше того, нередки случаи, когда мы не хотим, чтобы восторжествовала истина, если она исходит от детей или от неугодных нам людей. Христианская любовь не заинтересована скрывать истину, ей нечего утаивать, поэтому она радуется, когда побеждает истина. 13. ЛЮБОВЬ ВСЕ ПОКРЫВАЕТ. Это означает, подчеркивает Бартли, что Любовь не стремится выста-вить напоказ недостатки, проступки и ошибки других людей. Как часто папы и мамы ругают бабушек и дедушек за то, что те будто бы покрывают проступки внуков и тем самым нарушают единство требований. В доброжелательных отношениях бабушек и дедушек к своим внукам и внучкам проявляется великий закон защищенности ребенка. Как должны поступить роди-тели в таких случаях? Поддержать игру, хотя это во-все не игра, а тончайшее кружево отношений, в кото-рых родители выступают, как умные и всесильные взрослые, допускающие к жизни этот великий закон защиты детства. Пусть между родителями и дедуш-ками и бабушками будет добрый сговор, позволяющий детям находить укрытие под теплыми крылышками тех, для кого они последнее и подлинное утешение в жизни. Добрые отношения между бабушками и де-душками и внуками нередко позволяют хорошо вли-ять на развитие детей, позволяют направить детскую энергию в то русло, о котором мечтают родители. -- ЛЮБОВЬ ВСЕМУ ВЕРИТ. Вера -- важнейшее из средств любви. Нас научили не доверять другим и даже самим себе. Если мы и говорим и о вере или о доверии, то непременно прибегаем к пресловутым оговоркам, дескать, доверяй, но... Детям надо верить без оговорок. И в этом смысл любви. Если дети почувствуют, что вы именно так верите, их сердце распахнется перед вами. -- ЛЮБОВЬ СМИРЕННОМУДРА. Она готова на каждое слово сказать: "прости", ибо только смирен-номудрие сокрушает любого противника. Если человек не покроется смирением, он мало-помалу придет в гневное, бесовское состояние. Никто так не приуготов-лен к смиренномудрию, как дети. Это должны по-чувствовать родители. Именно почувствовать, потому что понять это невозможно. -- ЛЮБОВЬ ВСЕ ПЕРЕНОСИТ. Нет ничего выше материнской любви. Дети учатся у матерей своих непосильному терпению, способности все преодоле-вать, побеждать. Эту стойкость называют торжест-вующей. Истинно нравственное торжество Христа выразил поэт: "И руки простер для объятья, и в каж-дой из ней по гвоздю". В мире нет ничего выше христовой нравственной силы, частица которой пере-далась нашим матерям. Может быть, поэтому Сухомлинский и вводил в свою школу культ Матери. -- ЛЮБОВЬ ЩЕДРА. Щедрость души, отмечают американские исследователи, -- одно из важнейших качеств личности воспитателя. Мы, так называемые советские воспитатели, боялись похвалы, как чумы! Мы боялись зарождения у детей зазнайства, а на са-мом деле не выносили совсем другого -- появления дарования, чего-то индивидуального, непохожего на то, что имеется по прейскуранту у типичного коллек-тивиста. Между тем наши дети, да и педагоги, су-щества с заниженным статусом, с попранным челове-ческим достоинством, больше всего нуждаются вморальной поддержке, в похвале, в стимуляции. Я проводил десятки опытов по изучению того, как прививается щедрость души взрослым и детям. Ре-зультат: индивиды с озлобленным подсознанием не приемлют щедрости. Не в состоянии, оказывается, наш педагог, ребенок или родитель говорить, скажем, в течение одного дня о достоинствах своих питомцев или сверстниках. Между тем именно установка ро-дителя "Мой ребенок талантлив, и его талант непре-менно проявится, и я ему должен или должна по-мочь!" дает возможность детям не просто выжить, но и добиться хороших успехов в своем продвижении.
-- ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СИЛЬНЫМ. Она дарит человеку власть над собой. Формирует силу духа и направляет волю в русло добрых дел и поступ-ков. Только согретая любовью деятельность личности творит добро. Все методики и технологии воздействия на ребенка без любви сущая профанация. Сила педаго-гического искусства измеряется силой любви. Силь-ным становится лишь тот, кто черпает силы в Любви и нигде больше! -- ЛЮБОВЬ ЭСТЕТИЧЕСКИ ВЫРАЖАЕТ СЕБЯ. Любовь является не иначе, как в образе Красоты. Истинное в культуре пронизано любовью. Чем выше любовь в произведении искусства, тем ярче его худо-жественность. Чем больше красоты в общении взрос-лых и детей, тем совершеннее воспитание. Когда До-стоевский говорил о том, что красота спасет мир, он имел в виду и Любовь. Он был прав, когда заявлял, что дети спасут мир. Дети, чьи сердца обращены к Кра-соте, Любви и Свободе. 20. ИСТИННАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСТИННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕСТЬ ЛЮБОВЬ. Любовь всегда против авторитарности. Любовь всегда защищает авторитет, построенный на вышеозначенных макси-мах. Авторитет есть любовь воспитателя к питомцу и ответная любовь питомца к воспитателю. Сила авто-ритета есть сила любви. Любовь безнасильственна, и в этом выражается суть ее авторитета. Сила любви есть сила характера, сила нравственных устоев, сила Духа. * * * Представленные мысли о свободе есть всего лишь крупицы, взятые из того духовного богатства, которое наработано человечеством. -- ЖИЗНЬ БЕЗ СВОБОДЫ -- ДУХОВНАЯ КА-ТОРГА. Свобода -- всегда гарантия защищенности. Только в свободе, через свободу и для свободы может развиваться истинная любовь и истинная личность! Свобода личности в развертывании дарований через труд, творчество, духовное обогащение. -- СВОБОДНЫЙ ВЫБОР -- это всегда нравствен-ный выбор, исключающий произвол и вседозволен-ность. -- СВОБОДА - САМОЕ ВЫСОКОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА. Свобода не есть осознан-ная неволя, но есть сознание своей воли, обретение ее всеми чувствами и всеми рациональными свойствами. Ребенок с детства должен открыть эту тайну и вместе с родителями полагать границы своей свободы, с ростом расширяя ее. Осознание границ своей свободы есть способ целеполагания и реализации своих возможнос-тей. В этом отношении свобода человека безгранична. Она не кончается там, где начинается свобода другого индивида. Истинно свободен лишь тот, кто заботится о свободе ближнего. Это вторая тайна, которую с ра-достью осваивает растущий наш воспитанник. Вели-чайшее наслаждение человека состоит в его способ-ности обогатить свободу достоинствами свобод своих ближних. В этом и состоит основа демократизации социума. Заботиться о его гуманном и безнасильствен-ном развитии -- это третья тайна свободного мира и свободного человека. -- СВОБОДА ВСЕГДА ВРАЖДЕБНА ДИКТАТУ, ТОТАЛИТАРНОСТИ, АВТОРИТАРИЗМУ. Она про-ходит самое сложное испытание -- испытание властью! Очевидно, еще немало столетий свобода будет оставаться таинственной золотой жилой в мощных авторитарных пластах. Не раз под знаком свобод и демократий будут меняться режимы насильственными и ненасильственными способами, но истинная свобода, как линия горизонта для приближающегося к нему путника, будет уходить все дальше и дальше. Ис-тинная свобода есть идеал человеческого самочувст-вия, есть идеал социального устройства. Диктат и авторитаризм питаются, точнее, паразитируют на свободе, ибо способы действия авторитаризма стары и однообразны, свобода всякий раз нова. В школах, в семьях, в книгах, в искусстве дети учатся по крупицам постигать вечно обновляющуюся свободу, через прошлые падения заглядывать в буду-щие демократические устройства семьи, общества, государства, а в жизни, в глубинах своего подсознания они будут до смерти своей блуждать по темнымавторитарным лабиринтам. Свобода -- это светильник для всех заключенных в авторитарные застенки. Воспитание должно дать каждому надежный светиль-ник, -- и в этом состоит четвертая тайна свободы. 5. СВОБОДА ЛИШЕНА СТРЕМЛЕНИЯ ДО-СТИЧЬ ВЛАСТИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Сегодня многие семьи захвачены жутким безнравственным ажио-тажем, который можно определить двумя словами: любой ценой! Добыть деньги, приватизировать что-то, выдвинуться на важный пост, отхватить куш -- любойценой... а потом, дескать, разберемся! Ажиотажный спрос на безнравственность! Схватить, повалить, отодвинуть -- и как угорелые -- по ближним, покупюрам, по трупам! Любой ценой! И государство будто стремится любой ценой обмануть родителей и учительство, любой ценой загнать детей в производ-ство, любой ценой продержаться! Любой ценой уроду-ются и гробятся ростки истинной демократии! Об этом надо говорить с детьми, вместе с ними видеть линии свободного горизонта, приближаться к великим нравственным Идеалам. 6. СВОБОДА ДЕЛИКАТНА, она не вторгается, не вламывается в мир другого человека, считая бестакт-ность одним из сквернейших проявлений души чело-веческой. Право на внутреннюю свободу и есть пятая тайна духовной вольности. Когда дети мне иной разговорят, что они хотели бы общаться своими сущност-ными мирами, они подчеркивают великий смысл деликатных и безнасильственных соприкосновений сущностных свобод, то есть своих глубинных и тайных миров. Это соприкосновение и есть дружба, ибо через подобного рода контакты рождаются и личность, и справедливые социальные устройства, и крепкая семья, и подлинная Любовь.
7. СВОБОДА ОПРЕДЕЛЯЕТ СМЫСЛ И ОБРАЗЖИЗНИ. На что я трачу свою свободу? Хочу я про-жить без цели (как трава) или же я хочу направитьсвою свободу в русло, необходимое мне? Если цель жизни человека не минует возможную самореализацию личности, развитие своих данных -- физических, интеллектуальных, эстетичес-ких, духовно-культурных, создание своей семьи, выбор профессии и хобби, то какой линии намерены мы придерживаться: "самотечной" (принцип травы) или осознанно-конструктивной? Если смысл жизни в приближении своей сущности к Божественным, а не к сатанинским началам, в со-стоянии ли мы получить радость от побед над самим собой, от преодоления в себе бесовских соблазнов (в еде, сне, удовольствиях, суетном времяпрепровож-дении, в разжигании нечистых страстей)? -- СВОБОДА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПУТИ И МЕТОДЫ САМОРАЗВИТИЯ. Определение своей доминантной линии, своей индивидуальной программы, своего возможного достатка, своей системы ценностей способ-но помочь организовать жизненную цель: каким я хочу видеть себя? какими будут мой спутник жизни и моя семья? как реализуюсь в своем профессиональном мастерстве? какими средствами буду достигать цели, начиная с сегодняшнего дня, часа, минуты? Школа и семья должны предоставить ребенку столько свободы, сколько нужно для развития всех сторон челове-ческого ума, тела, души. Свобода мысли и свобода делания, свобода выбора и свобода общения состав-ляют основу духовной жизни и семьи, и школы. Духовный смысл свободы личности определяется нравственным характером обязательств, которые берет на себя человек. Эти обязательства могут находиться в эстетической, физической, интеллектуальной и духов-ной сферах саморазвития личности. Истинное самораз-витие всегда духовно обогащает окружающих. -- СВОБОДА НРАВСТВЕННА И ЦЕЛОМУДРЕННА. Целомудренные влюбленные нравственные состо-яния прекрасны: они помогают быть великодушными и мужественными, терпеливыми и милосердными, открывают глаза на красоту, сдерживают и переплав-ляют плотские желания.
10. СВОБОДЕ ПРОТИВОСТОИТ ЛОЖЬ. Как выразился Солженицын, жить не по лжи -- основа справедливого и свободного устройства общества. 11. СВОБОДА ЗАЩИЩАЕТ СОЦИАЛЬНУЮСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Она залог истинного общежи-тия в государстве, в школьном классе, в семье. -- СВОБОДА БЕРЕЖЕТ ДОСТОИНСТВА КАЖ-ДОГО, бережно относится к личности, заботится о повышении чувства собственного достоинства. -- СВОБОДА ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ, социаль-ные общности, отдельных людей, руководителей и подчиненных, взрослых и детей. Она верит в высшие ценности мира, верит в человека!.. Свобода гаранти-рует развитие дарований каждого. -- СВОБОДА ТВОРИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ "Я", ибо творцом своей свободы является личность. Че-ловек по своей природе призван расширять нравст-венные пределы человеческого "я". Свобода реализует себя через труд, творчество, духовное единение с людьми. -- СВОБОДА ВОЛИ ЕСТЬ способ управления са-мим собой, есть способ одерживать победы над собой. Свобода личности обнаруживает себя в гражданской смелости неприятия зла, любви к ближнему, в автори-тете знаний, ума, сердца. -- СВОБОДА НЕМЫСЛИМА БЕЗ САМООТРЕ-ЧЕНИЯ, освобождающего каждого от тирании соблаз-нов, искушений, страстей, от деспотизма собственного "я". -- РАСКРЕПОЩЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СИЛ, полная разбуженность души -- все это достигается любовью к выявлению своих возможностей, безнасильственным отношением к себе, постоянным вниматель-ным упражнением, саморазвитием и самоактуализацией. -- САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ -- есть главный результат свободы. Самореализация личности предполагает общее и профессиональное развитие че-ловека. -- СВОБОДА И САМОСОЗНАНИЕ (ОТНОШЕ-НИЕ К СЕБЕ САМОМУ) НЕРАЗЛУЧНЫ. Самосоз-нание свободного человека направлено на то, чтобы постоянно сверять свою жизнь и свои поступки с идеалами свободы и любви. 20. СВОБОДА, ПОМНОЖЕННАЯ НА ЛЮБОВЬ, есть цель жизни для себя и для других (прежде всего не в ущерб другим), полное самоосуществление и реализация физических, духовных, интеллектуальных и эстетических данных, потребностей и способностей.
Приложение.
Семья -- активный участник формирования кадрового
потенциала страны
Мы создадим принципиально новое духовное знание о детях, если останемся последовательными в отрицании авторитаризма, если будем верить в природную талантливость наших детей.
Но нет пророка в своем отечестве ...
Для меня было крайне важно узнать, что больше всего привлекает зарубежных педагогов в разработанных мною технологиях. Ответы, полученные из Парижа, Лос-Анджелеса, Варшавы были разные, но сходились в следующем:
-- Создан уникальный жанр, основанный на синтезе наук, культур и искусств. -- Работающие технологии ускоренного развития талантов. -- Мгновенное освоение высших духовных ценностей.
Мощная энергетика как в педагогических технологиях, так и в живописи. Зарубежным педагогам это интересно. А нашим? Говоря о формировании кадрового резерва страны, Д. А. Медведев настаивал: "Нам нужно организовать масштабный системный поиск талантов и в России, и за рубежом, вести... настоящую охоту за головами, содействовать приходу молодых одаренных людей во все сферы жизнедеятельности страны. Сегодняшней России нужна и новая система формирования кадрового потенциала, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых мыслящих и профессиональных людей". Я убежден, что основа формирования кадрового потенциала России -- это
ускоренное выявление и развитие дарований, профессиональных талантов и высших способностей (гениальности) российской молодежи.
Идеи ускоренного развития дарований и профессиональных талантов развернуты в ряде учебных пособий, таких как "Дорогу талантам!", "Руководство по развитию талантов"; в романах-эссе "Пророки и пророчицы", "Триумф", "Энергия красоты", "Апофеоз Любви и Свободы".
Я убежден, что для развития талантов надо преодолевать заниженные самооценки, самоуничижительные установки и настроения. Нет сомнения: в нашей стране сегодня растут будущие таланты и гении, работают талантливые и даже гениальные педагоги. Но для реализации их интеллектуального и нравственного потенциала нужна новая социальная политика, способная преодолеть повсеместный авторитаризм, открыть шлюзы для выхода мощнейшей духовной энергии -- прежде всего молодых людей. Немалую роль в этом могут сыграть:
1. Открытие Федеральной экспериментальной площадки (сетевой проект) по теме: "Гражданско-патриотическое становление личности в процессе ускоренного развития профессиональных талантов, дарований и высших способностей -- основа формирования кадрового резерва страны". 2. Реализация программы "Основные направления движения "Молодые таланты России"". 3. Внедрение в школьную и вузовскую практику педагогических технологий ускоренного развития талантов, широкая организация соответствующих семинаров-тренингов.
Рекомендуемая литература
Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. М., 1996.
Азаров Ю. П. Дорогу талантам! М., 2006.
Азаров Ю. П. Искусство развития дарований (теория и практика). М., 2001.
Азаров Ю. П. Не подняться тебе, старик. М., 1989.
Азаров Ю. П., Азарова Л. Н. Основы трансцендентальной педагогики. М., 2000.
Азаров Ю. П. Печора. Новый Свет // Романы. М., 1987.
Азаров Ю. П. Пророки и пророчицы: В 2 т. М., 2007.
Азаров Ю. П. Руководство по развитию талантов. М., 2003.
Азаров Ю. П. Свет Любви и Свободы: живопись, образование, культура: Худож. альбом. М., 2009.
Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: Учебное пособие. М., 2004.
Азаров Ю. П. Триумф. М., 2009.
Азаров Ю. П. Энергия красоты. М., 2009.
Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1998.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
Ильин И. А. Родина и мы. М., 1995.
Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.
Коменский Я. А. Великая дидактика // Я. А. Коменский. Д. Локк. Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Песталоцци / Педагогическое наследие. М., 1989.
Лосев. А. Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991.
Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
Макаренко А. С. Книга для родителей.
Нилл А. Саммерхилл - воспитание свободой. М., 2000.
Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.
Рерих Н. К. О вечном. М., 1994.
Спок Бенджамин. Разговор с матерью. М., 1990.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Киев, 1985.
Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. М., 1989.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1954.
Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М., 1993.
Юнг К.-Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1998.
В книге автор ссылается на произведения следующих авторов. М М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: 1979, с. 100.
Нечаев Сергей Геннадьевич (1847-1882), организатор тайного революционного общества "Народная пасправа"; В 1869 г. по подозрению в предательстве убил студента И.И. Иванова. Скрывался от полиции за границей. В 1873 г. приговорен к 20 годам каторги; умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Ильин И.А. Наши задачи. /Собр. соч., - М., 1954, т. 2, с. 114. Ильин И.А. Собр. соч. - М., 1993, с. 94-95.
Ильин И.А. Собр. соч.-М., 1993, т. 1, с. 103.
Ильин И. А. Наши задачи. - М., 1954, т. 1, с. 190.
Ильин И.А. Одинокий художник. - М.: Искусство, 1993, с. 263.
Апостол Павел, Рим., 7:23. Там же, 7:15. Печерин Владимир Сергеевич (1807 - 1885), русский общественный деятель, философ, поэт. "Вехи". - М., 1990, с. 174--175.
Труд и издание Архимандрита Никифора. - М., 1891, с. 456. "Этика преображенного эроса". - М., 1994, с. 291. Н. А. Бердяев. Изд-во Уральского универси-тета, с. 243.
Источник: Азаров Юрий Петрович. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". -- СПБ.: Издательство "Питер", 2011. -- 400 с.: ил. Твердый переплет, 400 стр. ISBN 978-5-459-00519-6 Тираж: 2700 экз. Формат: 70x100/16 Сайт писателя Юрия Азарова www.azarov.su (с) Copyright Юрий Азаров
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы