Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Это Царство Небесное начинается здесь, в купели Крещения
Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать, то первыми Его словами были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Это Царство Небесное начинается здесь, в купели Крещения, оно подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, то есть которое Господь посеял на поле сердца человека в этом Таинстве, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31—32)*. Господь сравнивает также Царство Небесное, эту таинственную благодать, с закваской, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13, 33). Весь ваш организм, вся ваша природа, то есть дух и душа и тело (см.: 1 Фес. 5, 23), должны проникнуться этой закваской и вскваситься к жизни вечной. Процесс изменения всей природы человеческой незаметен, но начинается сразу после Крещения; это изменение совершается не без воли человека. Царствие Божие, — сказал Господь, — подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он (Мк. 4, 26—27). Господь был спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, и отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20—21). Оно хоть и неприметно начинается здесь, но будет общезримым в тот последний день этого старого мира, когда Господь придет со славой. Ибо дальше в Евангелии говорится: как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк. 17, 24). Вот что говорит святой Симеон Новый Богослов о Царствии Божием: «Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец * В этой притче говорится о канадском, так называемом горчичном зерне, которое вырастает в большое дерево. АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ 759 наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятый и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтоб опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам престать и очиститься от грехов. Но как мы не могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам, могущий обмыть нас и очистить, чтоб очистить нас и, очистив, Богу открыть вход в нас и Царствие Его вселить в нас. Сие совершается в Таинстве Святого Крещения, а кто согрешит после Крещения, в Таинстве Покаяния. И в том и в другом случае от тебя требуется покаяние» (Слово 29, § 2). Если еще здесь, в настоящей жизни, не войдет в душу Христос и не воцарится в ней, то не будет здорова она и нет ей надежды спасения, закрыт для нее вход в Царство Небесное. Надлежит человеку здесь, на земле, родиться свыше от Божественной Благодати, и тогда сможет он увидеть Царство Божие! (ср.: Ин. 3, 5. 7). Тайна Крещения велика. Мы молимся, чтобы крещаемый изменился, отложил образ ветхого человека, тлеемого в похотях прельщения, и облекся в нового, по образу Создавшего его (ср.: Кол. 3, 9—10; Еф. 4, 22—24). Мы молимся о том, чтобы вы, крещаемые, быв соединены подобием смерти со Христом, были бы также общниками и Его Воскресения. «Новое и необычайное дело, — восклицает святой Кирилл. — Умираем мы не в самой действительности, и погребены бываем не в самой действительности, и, распявшись не самым делом, воскресаем, но уподобление бывает только в образе, а спасение в самой вещи» (2 Тайнов. Слово, § 5). Далее в молитве говорится, что вы, крещаемые, сохранив дар Святого Духа и возрастив залог благодати, получили почесть горнего звания и были бы сопричислены к перворожденным, написанным на небе. Итак, пусть «никто да не думает, — говорит святой Кирилл, — что Крещение есть благодать оставления только грехов, а не вместе и сыноположения» (Там же, § 6). 760 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы