Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. ИЕРОСХИМОНАХ НИКОЛАЙ (ЦАРИ КОВС КИЙ)




приема на исповедь, далеко не соответствовало количеству желавших у него исповедоваться, несмотря, говорим, на все это, приснопамятный батюшка отец Николай, по свидетельству всех чад своих духовных и живших у него келейников, никогда и никому не отказывал в исповеди, и ничто не могло заставить его совершать чин Святого Таинства Покаяния с небрежением. Приняв пришедших на исповедь, будет ли их много или только два и один, батюшка всегда, даже для одного кающегося, читал молитвы к исповеди. И вот что удивительно: читая в день одни и те же молитвы, может быть, в десятый раз, он все-таки всегда произносил их, казалось, как бы в первый раз: внятно, раздельно, с одинаковым, всегда ему присущим, простым, непоказным благоговением, с живым вниманием и интересом и даже углублением в смысл молитв, с глубоким, передававшимся и слушавшим чтение, миром и спокойствием душевным, с любовью к Богу и к кающимся, с пастырским достоинством, но и с сокрушением сердечным, растворенным непоколебимым упованием. В его чтении этих молитв звучало какое-то поразительное дерзновение молитвы доброго пастыря — отца о чадах, и потому-то чтение это было особенно сильным приготовлением приступающих к исповеди. Читаемый часто и потому давно наизусть изученные молитвы эти отец Николай всегда одинаково произносил по книге. Во время чтения молитв к исповеди батюшка становился как-то особенно строгим и как бы недоступным, как бы отделялся от пришедших к нему и отходил духовно от них для молитвенной беседы с Богом. Чтение это было как-то особенно сознательным, разумным, строго выразительным, и в нем обнаруживалась украшавшая отца Николая «старческая» мудрость и знание сердца человеческого. На слушавших оно производило чрезвычайно сильное, неизгладимое впечатление: ибо в нем была сила благодатная, оно было совершаемо со властью, с Богопросвещенным, не колеблющимся помыслами, сознанием Богодарованной власти пастырской — вязать и решить грехи. Произнесение отцом Николаем этих молитв вводило слушателей в чувство чистейшего сыновнего страха Божия.




ИЕРОСХИМОНАХ НИКОЛАЙ (ЦАРИ КОВС КИЙ)



1033


Выразительность чтения батюшкой этих молитв к исповеди приобретала еще какой-то особенный вразумительный характер и силу влияния на души пришедших оттого, что он умел и имел обыкновение произносить особенно многозначащие слова и выражения молитв с логическим ударением на них: он несколько возвышал свой голос в известном месте и замедлял произнесение того или другого слова или выражения. Этим способом он представлял совести каждого и благо великое, силу и важность Таинства и способ, коим оно совершается, то есть посредством слова, и возбуждал чувства искреннего, без утайки грехов, покаяния. Он как бы передавал пришедшим на исповедь свое чувство и сознание вездеприсутствия Божия, надежды на Его милость безмерную и спасение иметь за утаенные грехи сугуб грех и выйти из духовной врачебницы не исцеленным.

В первой молитве «Боже, Спасителю наш» батюшка особенно подчеркивал слово «кающегося» («Сам и раба твоего кающегося, имярек, приими...») и, произнося всегда это слово очень медленно, тоном голоса как бы вопрошал пришедшего на исповедь, действительно ли он искренно кается и заслуживает ли того, чтобы Господь снова примирился с ним — кающимся, под условием его покаяния, намерения и обещания по мере всех сил своих исправить свою греховную жизнь на добродетельную. Затем батюшка делал ударение на слове «безмерна» («милость Твоя безмерна»), чтобы кающиеся возымели твердое упование на эту безмерную милость Бо-жию, во имя которой они получают прощение грехов. Во второй молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, Пастырю и Агнче» батюшка делал особенно сильное ударение на словах: «яко человек плоть носяй и в мире живяй, от диавола прельстися», снова как бы ободряя кающихся в уповании Божия благоснисхождения к ним. Далее, делая ударение на выражении «словом разрешитися» («словом разрешитися благоволи»), давал понять кающимся самый внешний способ, образ разрешения пастырем кающихся от грехов: «словом» пастырским, и чрез это как бы требовал особенного внимания к этому слову. Наконец, произнося приводимые в молитве




1034


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь