Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Пред иконами шкафика доски, заменявшей аналогий
пред иконами шкафика доски, заменявшей аналогий. На ней обычно лежали крест и Евангелие. Начиная совершение частной исповеди, батюшка вопрошал кающегося, не имеет ли он еще в чем-либо, кроме высказанного при исповедании общих грехов, покаяться? За этим следовало со стороны кающегося исповедание грехов, а со стороны батюшки терпеливейшее выслушивание исповеди. По утверждению многих, исповедовавшихся у отца Николая и испытывавших на себе всю силу его пастырского — отеческого, старческого влияния на исповеди, батюшка относился к своим чадам духовным с такой мудрой духовной любовью и снисходительностью, какую едва ли может оказывать даже редкий отец или мать! Не стесняемый никакими обычными предвзятыми мнениями и понятиями — их не было у совершенно отрекшегося от мира и мирских похотей, которые именно и представляют в ложном свете все земное, — батюшка относился ко всем без исключения одинаково просто по духу веры и поэтому приобрел себе великий дар рассуждения, глубокого понимания человека среди всех его обстоятельств, состояний и положений житейских. Проникая в глубину души человека своей мудростью, батюшка и всегда, а особенно на исповеди, говорил всем кающимся чистую правду о них. Но делал это так просто, естественно и непринужденно, так умно и осторожно, с такой свободной прямотой и независимостью и в то же время с такой добротой и искренностью и изящной деликатностью, нередко в форме шутки или невинной остроты или народной пословицы, что тот, к кому это относилось, как ни тяжело было слышать горькую правду, принимал слова батюшки с радостью и с полным миром душевным, которого батюшка никогда не мог поколебать в чадах своих. Сам исполненный мира душевного, он скорее мог и умел передать его и чадам своим. Притом батюшка высказывал спасительные суждения свои по тому или иному вопросу только тогда, когда являлся к тому повод — вопрос или недоумение кающегося. Сам же обычно не прерывал речи кающегося и только тогда, когда последний останавливался, ИЕРОСХИМОНАХ НИКОЛАЙ (ЦАРИКОВСКИЙ) 1037 умолкал, по необходимости предлагал вопросы: «а еще что?», «больше ничего?» После изъявления кающимся всех своих грехов батюшка произносил разрешительную молитву. Произнесение и этой молитвы было какое-то особенное, всегда также проникнутое сознанием духовной Богодарованной власти вязать и решить, любовью к Богу и ближнему. Своим любвеобильным сердцем, своим чувством всепрощения, так выразительно звучавшим в тоне, батюшка как бы старался дать кающемуся почувствовать, что он, пастырь, духовник, лично прощает ему все исповеданные грехи и разрешает его от них и что, следовательно, согласно обетованию, и Сам Господь на небе прощает и разрешает. Это сознательно разумное чтение разрешительной молитвы с выражением личного святого чувства живой веры и любви (а не формально обрядовое, как часто бывает) производило в сердцах кающихся и живую же, сознательную уверенность в том, что все исповеданные грехи действительно прощены Богом, по дару и власти всесвятого Духа, совершающего чрез пастырей Таинства Церкви Христовой. Искренно покаявшийся на исповеди — а пред батюшкой едва ли было возможно кому-либо оставаться неискренним — действительно уходил духовно новорожденным младенцем, как любил выражаться сам батюшка об истинно покаявшихся, с примиренной, успокоенной совестью, с утешением духовным и умилением сердечным и с совершенной признательностью к самому батюшке, как человеку Божию, с таким усердием и любовью совершающему силой Божией Благодати дело спасения ближних. Нередко можно было видеть выходящих из кельи батюшки в «залу», после исповеди, богомольцев плачущими, хотя нельзя было не заметить, что слезы эти были не столько слезами безутешной скорби, а скорее началом плодов истинного покаяния, слезами тихой, мирной духовной отрады, воссиявшей в их сердцах на исповеди. Какое удивительное постоянство терпения, можно сказать, превышающего силы человеческие, обнаруживал батюшка в ведении бесед с посещавшими его и вообще в обращении с 1038 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы