Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Слова Господни о даровании апостолам и пастырям церкви




слова Господни о даровании апостолам и пастырям церкви, как их преемникам, власти словом вязать и решить грехи, батюшка особенно подчеркивал слово «свяжете» («елика аще свяжете на земли») и давал этим кающимся почувствовать силу и благотворность власти пастырской.

После чтения молитв к исповеди батюшка, полуоборотившись назад к кающимся, произносил следующее по чину приготовления к Таинству исповеди последнее, так сказать, предуведомление и наставление: «Се, чада, Христос невидимо стоит».

Какая удивительная, святая простота чувства живой веры и сознание важности совершающегося, глубочайшее смирение и мирное сознание своего достоинства пастырского слышались в произношении отцом Николаем этого «предуведомления»! Как естественно и вместе трогательно произносил он его и какое неотразимое впечатление производил на кающихся! Как глубоко поразительно было иногда произнесение отцом Николаем, с ударением на слове «невидимо», предостережения: «Се, чадо, Христос невидимо стоит!» Слово «стоит» батюшка всегда здесь произносил с малороссийским акцентом — «стоить», пользуясь и этим незначительным, по-видимому, средством для упрощения своей речи и сообщения ей большей выразительности и силы.

Страх и трепет и совершенное, детское смирение охватывали души кающихся, уже вполне готовых пред лицом невидимо Стоящего принести совершенное покаяние в своих грехах. Продолжая читать далее это «предуведомление» и приглашая кающихся к чистосердечному пред Богом исповеданию своих грехов, батюшка указывал им все новые и новые основания — побуждения для этого и нарочито подчеркивал выражения, в которых заключались эти побуждения. Замедляя чтение слова «свидетель» («аз же точию свидетель есмь»), батюшка удивительно как-то ясно определял пред кающимися свое значение, как пастыря в деле их исповеди, облеченного властью быть свидетелем — посредником во вновь заключаемом ими, чрез покаяние и исповедь грехов, союзе — завете с Богом. «Ответственность за искренность покаяния и




ИЕРОСХИМОНАХ НИКОЛАЙ (ЦЛРИКОВСКИЙ)



1035


чистосердечие исповедания грехов всецело, как бы, так говорил батюшка, лежит на совести вашей, кающиеся, а я буду свидетельствовать на Страшном суде только о тех грехах, которые вы мне исповедали, а за исповеданные иерею и отпущенные им грехи уже душа не подлежит казни».

С такой старческой мудростью приготовив пришедших на исповедь, одних возбудив от душевного усыпления обыденной жизни, а других ободрив и утешив упованием милости Божией, всех же утвердив в истинном страхе Божием и благоговении, батюшка отец Николай приступал уже к самой исповеди, сначала общей, а затем частной. Он вручал кому-либо из присутствующих, большей частью кому-либо из монашествующей братии, книжицу и указывал ему читать вслух медленно и громко, так, чтоб все слышали, повседневное исповедание грехов. Все остальные кающиеся должны были произносить за читающим, слово за словом, громко и отчетливо, это общее исповедание грехов. При этом отец Николай строго следил за тем, все ли громко и отчетливо повторяли слова за читавшим. Заметив, что кто-либо не повторял, батюшка делал ему строгое замечание: «кажить вси», объявлял всем, чтобы все они произносили все слова исповедания, говоря, что во время исповедания устного пред духовником человек невидимо освобождается от невидимых врагов и очищается от содеянных и исповеданных грехов.

После молитв к исповеди и исповедания общих, повседневных грехов (которое батюшка практиковал ради ускорения дела исповеди, чтобы каждый отдельно не повторял уже раз исповеданного и не задерживал этим других, ожидавших исповеди), все имеющие исповедоваться, за исключением одного из них, выходили в «залу». Батюшка всегда исповедовал по одному человеку. (А об исповеди по нескольку человек сразу он выражался, что это вовсе не исповедь, а поругание ее, один только грех, как для духовника, так и для пасомых, принуждаемых такой исповедью, из ложного стыда, скрывать свои грехи и не имеющих возможности чрез это искренно на духу покаяться.) Когда кающийся сообщал свои грехи, батюшка сидел на скамеечке у выдвигавшейся из стоявшего




1036


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь