Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. А необходимость в этом покрове смирения и опасность без него была крайняя
людьми! Как снисходительно-участливо относился он ко всякому желающему беседовать с ним, просить у него совета, наставления! И сколько же посетителей было у него с этой целью! По истине нужно было изумляться, как, живя посреди столь великой суеты и испытаний всех возможных родов, непрестанно находясь в общении с людьми, отец Николай мог сохранять и сохранял то свое духовное устроение трезвения и непрестанной молитвы, благодаря которому в нем непрестанно сияла и озаряла других его облагодатствованная мудрость духовная. Так, он мудро покрывал себя среди общения с людьми своим глубочайшим смирением, как непроницаемым щитом от стрел вражьих. А необходимость в этом покрове смирения и опасность без него была крайняя. Ведь почти все те из богомольцев, которые посещали отца Николая, приходили к нему, наслышавшись о его мудрых советах, о его прозорливосте: что он скажет, так тому и быть. Поэтому обращались к нему как к святому прозорливцу, прося разрешить их недоумения и наставить, что делать в том или другом случае. Как же держал себя отец Николай посреди этой сени смертной, непрестанной опасности со стороны тщеславия, славолюбия, духовной гордости? С достойным подражания умением и всегдашним успехом, иногда кротко, но нередко и со строгостью и твердой настойчивостью старался уничтожить мнение богомольцев о нем как о прозорливце. Выслушав какую-либо неразумную просьбу какой-либо богомолки предречь будущее, отец Николай строго начинал говорить ей: «Иды до Бога, до Божией Матери и святых угодников и молись усердно: что тебе Господь положит на сердце, куда оно склонится, так ты и поступи». Или же советовал сначала свое дело хорошенько обдумать и взвесить все то, что можно было бы сказать за или против него, а затем, помолившись усердно, ожидать, смотреть, куда склонится сердце, и сообразно с расположением сердечным действовать. Но когда не удовлетворялись некоторые неугомонные богомолки и этими, так просто высказанными отцом Николаем наставлениями святоотеческими, заимствованными из книги вопросов и ответов ИЕРОСХИМОНАХ НИКОЛАЙ (ЦАРИКОВСКИЙ) 1039 преподобного Варсонофия Великого и Иоанна пророка, и в своем наивном любопытстве и упорстве просили от него предсказания, случится ли с ними и их близкими то или иное событие, будет ли то или иное лицо счастливо в замужестве за таким или иным лицом, тогда отец Николай со святым негодованием делал им строгий выговор. «Один Бог только и знает будущее, — говорил он им, — мы же, как неключимые рабы, должны трудиться и молиться, чтобы Он благословил всякое доброе намерение и дело наше и направил его к добру. А вы (попрывыкалы) привыкли ходить к ворожеям и у них искать предсказаний будущего, то и сюда пришли за тем же? Так поступать богомерзко, и это есть погибель для души». Когда же вопросы были более или менее разумны, батюшка, терпеливо выслушав их, давал необходимые ответы. При этом можно было заметить, что для него не было необходимости входить в подробности того или иного дела, он сразу, из нескольких слов уяснял себе суть, смысл его, и также сразу, не затрудняясь, при помощи общих истин и правил житейской мудрости, так просто и вразумительно разрешал недоумения богомольцев, что они всегда уходили от него с глубокой благодарностью, получив как бы больше, чем ожидали. Да и неудивительно это последнее: в самых простых, обыкновенных выражениях и словах, высказываемых отцом Николаем, дышала какая-то особенная, духовно утешающая, как бы оздоровляющая душу сила. И как поразительно действенны были очень часто его простые, даже как бы нечаянно высказанные, слова! Достаточно было отцу Николаю сказать несколько слов самых обычных своим особенным тоном строгой, как бы нарочно принятой на себя серьезности, в котором чувствовалась бездна доброты, святого невинного юмора, которым бы, кажется, он и духовно мертвого развеселил, в котором было столько непоколебимого ничем благодушия, благодатного мира и радости о Дусе Святе, чтобы у пришедшего к нему за утешением мгновенно и незаметно, как бы от прикосновения чудодейственного какого-либо жезла, рассеивалось самое тяжелое настроение, 1040 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы