Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. В вещественном мире движущихся электронов все конечно




невидимом мире нет ни времени, ни пространства. В этом мире существуют понятия, которые мы все употребляем, но которые мы никогда не сможем себе представить, — понятия вечности, безконечности и свободы.

В вещественном мире движущихся электронов все конечно, все ограничено и причинно обусловлено, то есть несвободно. Если бы мы вздумали вести прямую линию в пространство, мы никогда своим разумом не сможем представить ее себе не имеющей конца. Мы всегда будем ее ограничивать, всегда будем ей класть предел, каковой лежит во всем строе вещественного бытия. Но тем не менее мы утверждаем, что где-то существует безконечность, хотя и невообразимая нами, но в действительности существующая.

Так и время. Сколько бы мы ни полагали в прошлом или в будущем миллионов, триллионов лет, всегда наш разум будет мыслить время в ограниченных пределах и в то же время утверждать безконечное бытие времени.

То, что мы сказали о пространстве и времени, относится и к понятию свободы. Мы в вещественном мире все представ­ляем себе, все мыслим себе как нечто обусловленное какой-то причиной, а между тем наш разум, который не в состоянии представить себе безпричинности, не может отказаться и от понятия свободы.

Все это говорится мной для того, чтобы перед вами поставить основной вопрос, который для многих является столь смущающим: вопрос о зле.

Как часто говорят: каким образом Господь мог допустить существование зла? Людям хочется представить себе все, как в вещественном мире, — по законам причинности, им хочется, чтобы и самое добро было обусловлено Божественной волей, которая, как бы насильно, взяла человеческую душу и сделала ее достойной вечной жизни. Им кажется несообразной с идеей Божества, с верой нашей в Господа Иисуса Христа, существование какой-то злой человеческой воли, которая может влечь человека к гибели. Но вся трудность понимания и весь ответ заключаются в слове «свобода».

Нам дан образ и подобие Божие, и одной из основных




ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ



1167


черт этого подобия является дарованное нам таинственное начало свободы. Это понятие, из потустороннего мира, это понятие духовного порядка, это понятие совершенно непостижимое для нашего рассудка, который мыслит по законам ограниченного вещественного бытия. Но в нем именно заключается ответ: как может Господь допустить существование зла.

Даровав нам свободу, тем самым Господь сделал возможным и наше спасение, и нашу гибель, ибо, если бы не было свободы, не было бы гибели, но не было бы и спасения, ибо не было бы ни добра, ни зла, не было бы того бытия человеческого, которое благоволил Господь дать нам. О том, как мыслить о зле, у нас есть многочисленные указания святых отцов. Так, святой Афанасий Великий говорит: «Сущее я называю добро, «поколику» оно имеет для себя образы в сущем Бога, а не сущее называю злом».

То есть он говорит, что истинное добро есть бытие в Боге, сущее жизнь, а зло есть отрицание истинного бытия, это то, что не существует, то есть отрицает истинное бытие и жизнь.

Святой Василий Великий, желая уразуметь, что такое зло, так размышляет: «Зло не живая и не воодушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в безпечных чрез отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла во вне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа».

И здесь опять святой Василий Великий хочет установить, что зло не есть какое-то созданное Богом начало, а что это есть, в свободе нашей заключающееся, отрицание добра, противостановление ему, его не существует вовне, как нечто созданное: оно коренится в таинственной области нашей свободы, которая не хочет принять добра и этим утверждает зло. Святой Григорий Нисский говорит: «Зло не есть бытие, а отрицание бытия».

У святого Дионисия мы читаем: «Зло как зло не образует никакой сущности или бытия, оно лишь ухудшает и разрушает вид существующего, насколько от него зависит. То, что существует, существует лишь по силе добра».




1168


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь