Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ. 1174 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ




Жил каждый день, каждый день шла жизнь, и из маленького мальчика стал почти старик. Вот эта постепенность является основой нашей телесной жизни, нашего органического роста.

В области жизни духовной есть своя постепенность, есть свой рост. Но этот рост отличается от роста телесного. В то время как там жизнь идет к увяданию, к распаду, к смерти, здесь, в жизни духовной, человек возрастает, укрепляется, идет к расцвету, к жизни безконечной.

Надо жить так, чтобы всегда чувствовать земную жизнь началом жизни безконечной.

Если представить себе наше бытие как некое движение поезда, то жизнь земную можно уподобить туннелю: выйдет поезд на светлый простор, и начнется другое. Так и в нашей жизни: пройдет наш жизненный поезд эту земную оболочку и выйдет на простор светлого, безконечного бытия.

Будем всегда чувствовать земную жизнь началом пути безконечной жизни и будем эту маленькую частицу жизни нашей проводить терпеливо, спокойно ожидая светлого простора безконечной жизни.

В чем же выражается постепенность внутреннего роста, из чего она в нашей внутренней жизни слагается?

Она слагается из мелочей духовной повседневности, так же как слагается телесный наш рост из постепенного, незаметного увеличения и изменения нашего телесного состава. Не какие-либо особые события в нашей внутренней жизни, а вот эти мелочи повседневные так незаметно слагают наше внутреннее устроение. Если у вас будет постоянное чувствование, что наша земная жизнь есть начало безконечного жизненного пути, то все жизненные мелочи приобретут для вас совершенно иной смысл.

Когда в прежние времена язычник становился христианином, когда жизнь языческая менялась на жизнь христианскую и при этом язычник оставался в своем прежнем звании, его внешняя жизнь как будто бы не менялась, но тем не менее каждое движение жизни его становилось другим, потому что после принятия им христианства, после вступления на путь




ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ



1173


духовной жизни все приобретало совершенно иной, новый смысл. Для него каждое событие жизни приобретало положительный или отрицательный смысл в зависимости от того, устраивало или разоряло оно его душу.

Ведь какое-нибудь пустяшное событие, выведшее вас из душевного равновесия, может занять целый день вашего внутреннего внимания, если вы будете стремиться, чтобы оно не разоряло вашего душевного устроения. Но если это будет просто событием, никакой внутренней задачи перед вами не ставящим, то оно промелькнет, не оставив никакого следа в вашей душе.

И так вся жизнь наполняется внутренним содержанием для того, кто переживает ее как начало пути вечной жизни, кто переживает каждое событие жизни, связывая его с вопросом своего спасения, с внутренним своим устроением...

Вы хотите счастья на земле; люди все говорят и все думают о том, как бы им сделаться счастливыми. Но счастье есть не что иное, как загробное блаженство, обещанное нам Господом, но переживаемое нами в условиях земной жизни. Вот что такое счастье.

Значит, надо искать того внутреннего устроения, которое приводит человеческую душу к обетованному, вожделенному состоянию блаженства. Вот это состояние, дающее надежду на блаженное существование за гробом, оно одно, пока человек живет здесь, на земле, достойно называться счастьем. Все остальное есть призрак, блуждающий огонь, за которым можно бежать, но который никогда нельзя догнать и в погоне за которым гибнут люди. Ибо в этом своем стремлении к недостижимому призраку счастья люди почти всегда падают в пропасть. Для того чтобы достигнуть этого вожделенного состояния духа, для того чтобы постоянно видеть перед собой вечную цель жизни, для того чтобы все в земной жизни связывать с внутренним духовным своим устроением, для того чтобы так понимать свою земную задачу жизни, для всего этого надо спокойно, терпеливо, доверчиво, уповательно, смиренно трудиться над своим внутренним устроением, чтобы оно, орошаемое Благодатью Божией, так же росло, как


1174 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ


идет органический рост человеческого тела. Только тогда душа человеческая будет развиваться и крепнуть, «восходя от силы в силу».

Вот почему так боялся духовный отец Анатолий всякой торопливости. И когда он видел перед собой мальчика, который в своем торопливом отношении к жизни думал, что подошел к какому-то неразрешимому внутреннему тупику, ему хотелось не доказывать, не объяснять, а вот этой любовью своей покрыв, защитить и, как отец сыну, ласкою с любовью сказать только: «Не торопись».

Немощно мое слово, но в память приснопамятного отца моего духовного иеросхимонаха Анатолия через тридцать лет и я повторяю его вам, моим духовным детям: «Не торопитесь».

Аминь.






АРХИМАНДРИТ КИРИК

Архимандрит Кирик сподвижник, сомолитвенник и сосвидетель подвигов преподобного Силуана и многих других неизвестных миру под вижников. Он один из тех великих старцев, которые подвизались на Святой Горе во все времена.

Еще молодым принял решение посвятить себя Господу и ушел в Пан телейимонов монастырь на Афоне. По прошествии времени его напра вили на Афонское подворье в Москву, где отец Кирик участвовал в из дании книг святителя Феофана Затворника.

Затем отец Кирик был настоятелем Афонского подворья в Одессе. Под его духовным руководством находились люди разных сословий — от градоначальника до торговок. Вернувшись на Афон, он боролся с ересью Булат-Булатовича, который утверждал, что Божество присуще само му имени Иисуса Христа. По этому делу отца Кирика направили с док ладом в Святейший синод в Петербург.

После революции отец Кирик оставался в своем монастыре, где был духовником братии. В 30-х годах по совету митрополита Антония (Храповицкого) его вызвал в Югославию сербский Патриарх Варнава.

Отец Кирик, опытный делатель сердечной молитвы, был прост в обхождении, доступен для своих духовных чад, независимо от их сословной принадлежности. Он назидал их прежде всего собственным примером.

Беседа о покаянии и молитве

О ПОКАЯНИИ

Бог наш, во Святой Троице славимый, сотворил человека единственно по благости Своей. И не для того, чтобы человек, живя на земле, только спасался, но главным образом для того, чтобы человек хвалил, прославлял, славословил и благодарил Создателя своего и в то же время заботился о своем



1176


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь