Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ. 1170 ___ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ




И далее: «И умов, и душ, и тел зло состоит в безсилии обладать свойственным им благом и в отпадении от него».

Таким образом, понятие зла, по мысли святых отцов, сводится к нашему свободному произволению, которое избирает отрицание истинной жизни, отрицание добра.

Максим Исповедник говорит: «Зло не было и не будет самостоятельно существующим по собственной своей природе», то есть опять-таки никак не может допустить мысли о том, что зло сотворено Самим Господом и существует вне души человеческой, вне свободы человека.

«Зло, — говорит он далее, — есть неразумное движение естественных сил, по ошибочному суждению, к чему-либо иному, помимо цели; целью же называю причину Сущаго Бога, к которой естественно влечется все».

Зло определяется как противление волевое, противление свободного человека Божественному началу Создал Господь свободную душу человеческую, которая может или пойти, или не пойти ко Господу. И вот, когда она в своем свободном произволении не идет ко Господу, она утверждается в состоянии вне Бога, которое именуется злом, но никакого зла, вне этой свободы находящегося, не существует, потому что Господь его «не создавал».

Один современный богослов (проф. прот. С. Н. Булгаков) по этому поводу рассуждает так: «Тому таинственному ничто, из которого создан мир, Создателем указано положение темной основы, изнанки, а не лицевой стороны бытия. Но тварная свобода вольна вызвать эту изнанку, это ничто, на положение бытия, влить в него собственную жизнь. Эта пародия бытия получает силу вредить бытию истинному, становится злом, которое есть поэтому пародия добра. Оно становится столь же многоликим, как и добро. Во всех видах оно имеет одну сущность: отторженность от единства, самость и себялюбие». «Мир во зле лежит», а не есть зло, — это его состояние, в котором мир находится, а не его существо». Пусть несколько трудно для нашего понимания все то, что сейчас нами прочтено из творений святых отцов, нам важно усвоить здесь самое главное, что учение о зле не является противоречием




ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ



1169


нашей веры в Господа и что зло непостижимо постольку, поскольку непостижима свобода».

Нам было важно сказать эти несколько слов о понимании зла для того, чтобы по возможности уяснить православное учение об искуплении.

И здесь тайна, и здесь непостижимость!

Мы и не дерзаем усваивать разумом истины веры — мы радуемся, что разум вполне не может постигнуть их, ибо если бы истины веры сводились только к тому; что может усвоить человеческий рассудок, то они были бы столь же ограниченны, как он.

Да, мы радуемся и торжествуем, что истины веры не объем лютея нашим рассудком, но, поскольку и ум может себе найти удовлетворение в них, мы не отказываемся от Богомыслия.

Что же дает нам раскрытое учение о зле для понимания тайны искупления?

Если сущность зла заключается в свободном произволении человека, которое отторгает его душу от Господа, то ясно, что победа над грехом, то есть над этим отторжением, должна была быть для нас силой, которая помогла бы ему преодолевать злую волю, направленную к отторжению от Божественного начала. Эта воссоединяющая, эта преодолевающая разделение сила есть сила Божественной любви. Божественная любовь была явлена на Голгофе в той Жертве, которую принес Господь, отдав Сына Своего на распятие.

Божественная Кровь Спасителя нашего, эта жертвенная Голгофская любовь, и является той силой, которая искупила грех мира и дала возможность каждой человеческой душе через веру в Господа Иисуса Христа принятие Его Тела и Крови в Таинстве воссоединяться с Господом и сделаться достойной вечной жизни и спасения. Между пониманием зла, раскрытого у святых отцов, и догматом об искуплении есть нерасторжимая внутренняя связь. Мы даже и не пытаемся уразуметь всю полноту таинственного содержания, которое содержат в себе догматы об искуплении, но его чувствует верующее сердце.


1170 ___________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ

Здесь, в этой истине об искуплении мира жертвенной любовью Голгофской, лежит для нас возможность должным образом относиться к торжествующему в мире злу и верить в грядущую победу добра. Мы верим в новое небо и новую землю, в преображение вселенной, во всеобщее воскресение, в вечную жизнь — все это зиждется на вере в искупление мира.

Если бы не эта вера, человек просто не в состоянии был бы жить, не в состоянии был бы принять мир в этом его безобразии. Совесть не могла бы его принять.

Вера открывает нам будущий мир, невидимую землю, грядущие времена, когда алчущие насытятся, когда плачущие утешатся, когда будет торжество истины и добра; это и дает силы человеку жить и идти по пути совершенства...

Аминь.

20

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня я закончу первый цикл своих бесед о духовной жизни. Со следующего вторника я буду вести беседы о загробной жизни на основании Слова Божия, святых отцов и размышлений от разума. Это не значит, что я не вернусь вновь к беседам о духовной жизни. Мне бы хотелось сохранить беседы по вторникам для того, чтобы иметь возможность постоянно касаться вопросов жизни духовной в связи с событиями окружающей нас действительности.

Сегодняшнюю последнюю беседу свою я бы хотел посвятить слову, которое так часто слышали духовные дети от Оптинского старца Анатолия. Слову «не торопитесь».

Кто бывал у него, тот знает, как любил приснопамятный иеросхимонах Анатолий это слово и какое великое значение придавал он ему в деле духовной жизни.

Оно невольно переносит меня в прошлое, к далеким воспоминаниям. Я впервые увидал иеросхимонаха Анатолия, когда мне было шестнадцать лет, и тогда же я впервые услыхал от него это слово. Это было очень давно и в то же время, кажется, так недавно.

Я был гимназистом шестого класса, потерявшим веру,


ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ ____________________________________________ 1171

дошедшим до отчаяния. Мне казалось, что жизнь моя кончена.

Я увидал ласковые, любящие, немного смеющиеся глаза старца Анатолия и услышал: «А ты не торопись!»

Через тридцать лет я точно сейчас слышу эти слова. И мне часто хочется сказать на исповеди молодым людям, думающим, что жизнь их кончена, положение безысходно: «Не торопитесь».

Что же в устах старца значило это слово?

Зачем он постоянно повторял его? Будто бы мы так спешно идем по пути духовного устроения, что нас надо одергивать и предупреждать, чтобы мы не спешили? Нет, торопливость стоит и за самой медлительностью нашей, за самой нашей склонностью опускать руки при каждом внутреннем препятствии. Эта торопливость преследует идущего по пути духовной жизни во всем. Он постоянно сравнивает себя со своими соседями, которые, как ему кажется, ушли дальше его, и он начинает себя считать таким отсталым, что кажется безполезным трудиться над своим устроением. Эта же торопливость преследует человека и тогда, когда он сравнивает теперешнее свое состояние души с недавним прошлым. Ему начинает казаться, что он или совсем не сдвинулся, или идет назад.

Чувство торопливости имеет своей противоположностью положительное чувствование, которое и нужно стремиться приобрести человеку.

Его-то и хотел внушить своим духовным чадам Оптинский старец.

В чем же заключается это чувствование, противоположное чувству торопливости?

Когда-то каждый из нас был ребенком. Оглядывается человек на свою жизнь и вспоминает себя в разное время, иногда у него сохраняются снимки, где он изображен в разные годы своей жизни, и видно по ним, как он изменялся: то был безусым юношей, то стал седым. Но если бы он вздумал спросить себя, да когда же это случилось, он не мог бы найти момента, когда в нем произошла эта перемена.






1172


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь