Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Затем, по подобию этого, переходить от видимых предметов на невидимое при всех случаях




Итак, непрестанно молиться — это не значит стать перед святыми иконами и целый день молиться, хотя и надо в определенное время молиться; но это не означает непрестанную молитву, которая свойственна посвятившим себя Богу, и наипаче иноческому чину. Прочим же всем людям Божиим — можно и должно за всяким делом, как говорит святой Иоанн Златоуст, молиться и, сидя за прялкой, ум возводить к Богу, и за всяким делом. Итак, имея в руках дело житейского обихода, без коего нельзя обойтись всякому человеку, можно и должно молиться: то есть переходить от видимого предмета (в данный момент в руках наших находящегося) на невидимое имя Божественное. Например: посмотришь на огонь — либо в плите, или примусе, или лампе, или где-либо — скажи себе мысленно однажды: «Господи, избави меня от вечного огня!» И тем самым смиришь свой помысл и незаметно вздохнешь и привлечешь к себе Благодать Святого Духа, Который в этот момент в душе нашей незаметно для нас самих спасение наше созидает. «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается», — поет Святая Церковь.

Затем, по подобию этого, переходить от видимых предметов на невидимое при всех случаях и занятиях, как то: моешь или чистишь какой предмет, скажи себе мысленно: «Господи, очисти скверну души моей!» Также начинаешь есть пищу или пить воду, или чай, или что другое по необходимости, — подумай о том, что Господь Бог желчь и уксус вкусил нашего ради спасения, а нам все блага предлагает. Ложась на одр свой или кроватку, скажи себе: «Господь Бог наш не имел где и главы преклонить, а мне всякое удобство даровал». Пробудившись во время сна, перекрестись, а когда встанешь с постели своей, скажи себе мысленно же: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Начинаешь обуваться, говори: «Господи, благослови!» При надевании на себя одежды, свойственной и приличной тебе, скажи умом своим Богу: «Господи, просвети одеяние души моей!» А когда будешь причесывать волосы на голове своей — вспомни, как терзали Спасителя нашего Бога римские воины за Пречистые Его власы, когда влекли Его на распятие, — и скажи тогда: «Слава Страстям Твоим, Господи!»




АРХИМАНДРИТ КИРИК



1195


Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись в отгнание вражеского наваждения через водное естество. Выходя из комнаты и когда приходишь в нее, прочти мысленно «Достойно есть, яко воистину». Берешься же за ручку двери, скажи себе мысленно: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородица...» Отходя же ко сну, вспомни о вечности и скажи себе мысленно: что будет, если эта ночь для меня будет последней ночью? А потом настанет вечность, которая, по словам Иоанна Златоуста, страшнее самого ада! А святитель Димитрий, митрополит Ростовский, говорит: «Кто о муке не памятует, того мука не минует».

Святые же отцы преподобные утверждают, что память о смерти равносильна самой молитве или рождает молитву. Так, святой Антоний Великий первый из преподобных отцов, умирая, призвал к себе всех учеников своих и сказал им свое последнее слово, как бы завещание: «Дети, не забывайте об исходе из жизни временной в жизнь вечную». Говоря так, он находил, что нет добродетели могущественней этой в деле спасения души и благоугождения Богу. Недаром и Священное Писание говорит: помни последняя твоя и вовеки не согрешишь.

Итак, всегда и во всех своих делах и начинаниях приучи себя, при помощи Божией, переходить от видимых предметов на невидимое — Божественное, соединяющее нас с Божественным и спасительным именем Христовым, низводящим на нас благодатную помощь в деле спасения души во всех делах и начинаниях наших!

Так действуя, будешь творить все во славу Божию, по слову святого апостола Павла. И святой Василий Великий говорит, что такое именно движение души к Богу, то есть либо благодарное, либо прославляющее Его величие, либо самоуничижение и сокрушение сердца и тому подобное, есть уже молитва, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, нами видимый и составляющий как бы причину к возбуждению на такого рода молитву. Но когда нападает на нас уныние и ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое состояние, надо сказать в




1196


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь