Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРХИМАНДРИТ КИРИК. АРХИМАНДРИТ КИРИК




с каким расположением к Нему человек исповедует грехи свои. Расположение-же это должно быть таково: сокрушаться духом и сердцем, жалеть прежде всего о том, что Господа Создателя своего прогневал и ближнему и себе повредил, причем иметь твердое намерение, при помощи Божией, не повторять прежних грехов и новых избегать, устраняя от себя причины ко греху. Когда их нет — не будет и греха, так как грехи суть последствия причин, на что и надо обратить все внимание всякому человеку, хотящему благоугодить Господу Создателю своему.

Есть и такие люди Божий, кои и плачут на исповеди, но не о том, что Бога прогневали, а от стыда и самолюбия: как это с ними случился такой грех, то есть какими они будут казаться в глазах других.

Также есть и такие человеки, кои, не желая отстать от той или иной страсти или привычки, взамен этого делают добрые дела при мысли, будто бы за это самое Бог им простит грехи их, от коих не намерены отстать. Но и они обманываются, бедные! Кто так поступает, тот умирает внезапно без покаяния и погибает навеки как нераскаянный грешник. Ибо говорит Господь: «Если не покаетесь, все так же погибнете». Бог хочет всем спастись и всех готов простить, но только кающихся.

Даже и бесов простить готов Бог, если бы они покаялись. Это подтверждается тем, что однажды к преподобному Антонию Великому явился бес в виде человека, который подошел к окну кельи преподобного и горько плакал, называл себя окаянным, великим грешником и просил святого Антония помолиться за него Богу о прощении грехов его. Преподобный сжалился над ним и сказал плачущему: «Хорошо, я помолюсь о тебе Богу, а через три дня приди ко мне, и я скажу тебе то, что мне Бог возвестит о тебе». Во время молитвы Господь сказал святому Антонию: «Антоний! А ты знаешь, за кого молишься? Ведь это не человек, а бес». Святой Антоний тогда с горечью сказал: «Господи! Почему же Ты не сказал мне прежде?» Господь же ответил: «Для того прежде не сказал этого, чтобы ведомо было, что Я готов и бесов простить, если они покаются», причем присовокупил: «Когда придет к тебе




АРХИМАНДРИТ КИРИК



1185


тот мнимый человек, как человеку скажи: «Бог готов простить тебя при условии, чтобы ты стал лицом на восток и стоял три года на одном месте, взывая: «Господи! Прости меня, злобу древнюю!» Услышав от святого Антония это условие, мнимый человек ответил преподобному: «Я это и без тебя знаю, но мы теперь не можем покаяться!» И громко захохотал и мгновенно исчез от лица святого Антония.

Нам надо всегда носить в себе чувство недостаточности пред Богом за немощь естества нашего, то есть сравнивая то, что Бог обетовал нам в будущей жизни блаженной, и то, как мы мало об этом думаем или совсем забываем, по немощи своей; а потому с сокрушенным духом и сердцем смиренным мы должны живо сознавать величие Божества и свое ничтожество. Это чувство и есть чувство смирения, а противное — чувство самодовольства, чувство гордости; а гордые Царство Небесное не наследуют, но получат его лишь кающиеся — смиренные. Чувство смирения заменяет подвиги, а гордые и при подвигах погибнут. Итак — без покаяния нет никому спасения!!!

Говорит Господь: «Если не покаетесь, все так же погибнете!..» Господи, сохрани нас от таковой погибели молитвами Пречистой Твоей Матери, но спаси нас, имиже веси судьбами, направляя на путь покаяния.

о молитве

Итак, кончая речь о покаянии, перейдем к предмету о молитве. Но так как с молитвой неразрывно связано крестное знамение, то о нем и нужно сказать следующее: креститься и кланяться — два раздельных акта. Класть надо на себя крестное знамение с верой и любовью к распятому за нас Господу, при живом сознании значения Креста, то есть Кто умер на Кресте и за кого. Креститься надо истово, прежде сделать на себе крестное знамение, потом уже кланяться, тогда, когда правая рука отпадает от левого плеча, а не одновременно с крестом кланяться и не спиной одной, но и главой, и даже




1186


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ


мыслью или духом своим, либо при поясных, либо земных поклонах. Бог не нуждается в нашем телесном поклонении, но главным образом в живой вере, в чувстве и в духе, или мыслях. «Бог есть Дух и кланяющиеся Ему должны кланяться духом и истиною», — сказал Господь. Истина есть то понимание, что мы кланяемся сущей Истине — Богу, а духом кланяться — то же, что мыслью и живым сознанием. Но поскольку смиряется тело, постольку смиряется и душа, сущая в теле, этого ради мы кланяемся и телом.

Теперь скажем и о самой молитве. Молитва нужна или необходима для того, главным образом, чтобы человек знал свою зависимость от Бога. Церковная молитва выше домашней. Однако первая не исключает второй (домашней). Дома положенные сто земных поклонов не могут сравниться с одним словом церковным: «Господи, помилуй!» А чтобы не рассеивался ум, стоя в храме молитвы, надо мысленно повторять в себе то, что поют или читают, а не одними ушами слушать и услаждаться тем, как поют, но уразумевать, что поют. А если не слышно чтение, про себя читай краткую молитву: «Господи, помилуй!» А поэтому, зная важность церковной молитвы, всякая душа христианская (православная), если она не может быть во святом храме во время совершения богослужения, и особенно святой литургии, должна в час совершения ее стать на краткую молитву при живом сознании того, что в данное время совершается во святом храме пред лицом там сущих верных чад Божиих, от коих еси и ты; и, воздохнув к Богу, благодарить Его за спасение всего рода человеческого, и в частности тебя, не достойного великой и богатой Его милости.

После же молитвы не эту же минуту обращаться к обычной работе или занятиям, но хотя на несколько минут попитаться тем чувством и сознанием, коими перед этим занята была душа, восхищенная умом и сердечным чувством к Создателю своему. Так как этот молитвенный прием и составляет плоды молитвы, а без этого враг нашего спасения выкрадывает из нашего сердца семя молитвы и мы тогда без плода бываем, то это будет подобно той сказанной Спасителем





АРХИМАНДРИТ КИРИК



1187


притче о сеятеле пшеницы, зерна коей падали при дороге, и так как они не были спрятаны в глубину сердца (нашего) с великим усердием, но будучи на поверхности безпечности и многозаботливости до забвения Бога, Сеятеля слова спасения нашего, то враг наш диавол орудием птиц, в нас сущих, похитил семена Святого Сеятеля, и мы останемся без плода спасения. Как просто и незаметно для нас самих нашим же оружием диавол побеждает нас! Сохрани, Господи, от такого безчувствия и невнимания к собственному спасению нас, грешных рабов Твоих!

Перед молитвой надо настроить себя на благоговение, то есть подумать — кто мы и Кто Тот, с Кем мы хотим беседовать? Мы — земля и пепел. А Он Творец неба и земли, пред Которым трепещут Херувимы и Серафимы... Такое сравнение вызовет чувство сокрушения духа; тогда воззови ко Господу: «Увы мне, грешному!» А потом скажи себе: «Господи, благослови меня принести Тебе молитвы, и моления Твоему благоутробию о моем ничтожестве». Затем произноси слова молитвы, каждое слово раздельно, как бы по складам, произнося слова так, как бы слушая самого себя, причем произноси слова молитвы жалобным тоном — по подобию того, как нищие просят милостыню... И не думай, что мы как бы одолжаем Бога молитвой своей, но сознавай, что это — наша обязанность как твари Творцу. Кто не молится с сокрушенным сердцем, тот бывает и уничижаем от Бога, но сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит, то есть не оставит без благодатной помощи. Однако по немощи существа нашего неизбежно бывают искушения от бесов, в мысли наши наносимые, а также рассеяние ума до забвения того, что говоришь, так как мысль уходит из головы туда, где был, что видел, что слышал и тому подобное. Но чтобы исправить такую немощь, надо вернуться назад, к тому месту молитвы, откуда замечена рассеянность ума, и снова читать то, что без внимания прочтено, причем необходимо покаяться, говоря: «Господи, прости и помоги!», так как без помощи благодатной со стороны Святого Духа мы ничего не можем доброго сделать и даже помыслить и исправить себя. «Если не Господь созиждет дом




1188


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь