Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Есть еще иной образ внимания и молитвы, который дивен и неудобообъясним для тех
ночью в темноте и не может ясно видеть их, потому что сам пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он не видит врагов этих, так как не внимает сердцу. Такой человек в гордости своей презирает других и осуждает их, а себя хвалит, мечтая при этом, что достоин быть руководителем других. Есть еще иной образ внимания и молитвы, который дивен и неудобообъясним для тех, кои не знают его опытно. Сей высшей молитвы достигают только те, кто имеет руководителя опытного, кому и должен подчиниться желающий высшей молитвы, как железо кузнецу, ибо за такую преданность и смирение все козни диавольские исчезнут как дым. Такого ученика осеняет Святой Дух, Коим всякая душа (смиренного) живится и чистотой возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне. Вообще, кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист сердцем, чтобы сподобиться узреть Бога, и не может быть нищим духом. Думаешь быть услышан Богом, а сам себя не чувствуешь и не слышишь: познай себя — познаешь тогда и Бога. Итак, чтобы подняться от земли и взойти на небо, надо прежде молиться Богу о самой молитве, то есть чтобы Он научил, как Ему молиться. И блажен тот, кто молится Богу в чувстве сердца, это и есть высший знак молитвы. Но чтобы достигнуть такой молитвы, прежде надо молиться об умалении страстей, то есть суетных мыслей и чувств, обуревающих нас, потом упражняться в молитве устной, или гласной, потом шепотом, а затем умом или мыслями; но умом молиться не прежде, пока Дух Святой приготовит Себе место в сердце твоем. Требуется строгая последовательность в молитвенном труде, а иначе собьешься с пути истинной молитвы и останешься вне спасительного ковчега! Есть такие люди Божии, которые, начитавшись подвижнических книг, сразу хотят подражать подвижникам, молитвенный труд коих описан в книгах; а поэтому читатели книги держат внимание на сердце чувственном, желая соединить ум с сердцем, что составляет высший подвиг молитвенный. Однако браться за такой подвиг никому нельзя без опытного АРХИМАНДРИТ КИРИК 1191 руководителя, так как прежде всего само чувственное сердце заболит до острой колики в нем, и вся грудь разболится, и тогда по необходимости оставишь всякую молитву, и даже по книге производимую, а о умносердечной и говорить нечего... Иные при молитве устремляют мысль свою в высь небесную и воображают Божественные вещи и предметы, не подозревая того, что бесы имеют обычай вселяться в наши воображения и прельщают так молящихся; сначала такие молитвенники приходят к самообольщению, затем к прелести бесовской, а потом к сумасшествию и к совершенной погибели души. Есть поэтому: самопрельщение и прелесть бесовская прежде ума, а потом — сердца. Первые два вида прелести можно исправить при помощи опытного духовного отца, при условии, если прельстившийся будет в совершенном подчинении ему и исполнении во всех мелочах. А в третьем случае, то есть в прелести сердца, никто даже из святых людей не может исправить прельстившегося, кроме Единого Бога. Обычно такие несчастные безвозвратно погибают навеки!.. Эта последняя прелесть обнаруживается хулой на Бога, а первые два явления, то есть виды прелести, обнаруживаются самодовольством, тщеславием и духовной гордостью, то есть тем, что такой человек убежден, что он добрые дела делает собственной силой и усердием тщательным — без помощи Божией, без благодати Святого Духа, что и составляет хулу на Него. Итак, Господь Бог не только не принимает молитв тех, кто с воображением ума своего молится Ему, но с гневом отвращается от таких молитвенников, и следственно — поскольку благодать Святого Духа отступает от нас, постольку и бесы приступают к душе нашей и даже спорят о ней между собой, как бы защищая от нападения подобного ему беса; в сущности же все они ищут погибели нашей. О, сколько козней у диавола! Но сокрушенных духом и смиренных сердцем Бог не уничижит, но услышит молитву их, помилует и спасет их. Так, пред молитвой необходимо сокрушаться о своем ничтожестве и о грехах своих. Это полезно и спасительно для души, вещи безсмертной. Однако кто будет чрезмерно сокрушаться о своем окаянстве и, следовательно, не уповать на милость Божию, 1192 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы