Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Есть такие люди, которые, когда замечают, что ум рассеивается при молитве




(наш душевный), напрасно трудимся», — говорит церковная песнь.

Есть такие люди, которые, когда замечают, что ум рассеивается при молитве, стараются удержать его и мысли свои тем, что останавливаются вниманием на каком-либо священном предмете, например на святой иконе, или воображают отверстое небо и там сущих Спасителя или Матерь Божию, или Ангелов. Такого рода молитва с воображением кого-либо — неправильная, так как бесы, как безплотные существа, удобно подходят к нашей душе и духу, принимая облики наших мыслей и воображений, и действуют ими по своему злому произволу к погибели нашей души.

При молитве неуместно Бога воображать по человеческому естеству, то есть каким Он жил на земле и страдал и умер на Кресте, ибо (теперь) Тело Его, преображенное Божеством, недоступно для разума и понимания — не только человеческого, но и ангельского, следовательно, и нашего воображения. При молитве всем надо иметь живое убеждение, что мы молимся Богу вездесущему, Который пред нами и в нас самих, и знает Он поэтому прежде прошения нашего, что нам надо и чего мы в данный момент хотим и просим. Но при чтении Священного Писания — о Его жизни, страдании и смерти за нас, грешных, на Кресте, можно и должно воображать Его по человечеству и сочувствовать Его страданиям нашего ради спасения; в таком случае воображение Его во плоти человеческой полезно и спасительно. При молитве не следует думать, что мы Бога одолжаем, что Он за молитву нашу наградит нас, но должны сознавать, что молиться Ему — наша обязанность как твари Его...

Ибо говорит Господь: «Когда сотворите все веденное вам, тогда говорите: „Что должны сотворить — сотворили, как рабы недостойные“».

При молитве должно быть неослабное внимание о том, кто ты и с Кем беседуешь! Ибо есть слово Священного Писания: «Внемли себе». Внимание так должно быть связуемо и неразлучно с молитвой, как связуемо и неразлучно тело с душой. Внимание должно идти вперед и сторожить врагов




АРХИМАНДРИТ КИРИК



1189


мысленных, во удесех наших действующих, а позади внимания пусть следует молитва, которая истребляет тотчас все те злые помыслы, с которыми пред этим вело брань внимание. На этой брани с помыслами внимания и молитвы висит жизнь и смерть души. Если внимание хранит молитву чистой, то преуспевает душа, а если не внимаем, но оставляем неохраняемой и она оскверняется злыми помыслами, то она бывает непотребной и безуспешной.

Кто, стоя на молитве и воздевая руки на небо, и очи свои, и ум свой, держит в уме Божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых и рассуждает о том, тот во время молитвы, смотря на небо, подвигает тем душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз даже и плачет. Впрочем, тут есть большая опасность.

При этом образе молитвы, если кто на нем останавливается, тогда мало-помалу молящийся так начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая: ему кажется, что делаемое им есть от Благодати Божией во утешение ему. А это есть знак бесовской прелести. Такой человек находится в крайней опасности, и он исступит из ума. На этом пути стоя, прельщаются те, которые видят свет телесными очами, обоняют благовония, слышат голоса своими ушами и тому подобное. Некоторые из таковых беснуются и в безумии ходят с места на место. А другие, подобные, прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде ангела светлого; и еще иные из таких сами себя лишили жизни разными способами и видами, о чем страшно и говорить; и кто может пересказать разные прелести и козни бесовские! Из сказанного видно, что всякий разумный человек может понять, какой вред происходит от описанного образа молитвы.

Есть еще образ молитвы такой, когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтобы они не скитались по суетным вещам мира этого, но вникает в слова читаемой молитвы. Отличительная черта этой молитвы та, что она происходит только в голове: мысли с мыслями борются. Такой человек подобен тому, кто ведет брань с врагами своими




1190


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь