Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Июля 1909 г. В Донском.. ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ)
рану от них! И еще копьем было прободено ребро: какое — левое или правое — вот интересный вопрос) и если не вложу руку мою (тут уж целую руку!) в ребра Его, — не иму веры»1. И вот через неделю, дверем затворенным, Христос вновь является апостолам. На этот раз и Фома здесь. Сначала Иисус всем вообще преподает мир Свой. А затем... Тут я преклоняюсь, повергаюсь, сердце мое переполняется чувством ко Господу. Вот в чем и разнится любовь к людям — ей можно поставить границу, — а это ко Господу! Он мог бы сказать Фоме: «Как ты, тварь, посмел так отнестись к Моему явлению, к Моему воскресению?!» Попробовал бы так поступить хоть один из послушников здешних, хотел бы я видеть, что бы он вызвал в начальнике своем! А Христос? Он говорит Фоме: «Подай перст твой да и вложи в раны Мои; и руку твою — в ребра Мои; и не будь неверен, но верен!» Тут уж Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! Но все же Христос выражает ему Свое недовольство, или как бы показывает его словами: Блаженны невидевшие и уверовавшие2. Июля 1909 г. В Донском. Е. А. В одиночестве много приходится думать. Читать Евангелие — Слово Божие и. думать. Часто приходит мне в голову: почему Бог начал спасение не с первого погибшего Своего создания — ангела (теперь диавола), а с человека? Разговор начался с того, что я, увидев подаренный мной кувшин для молока, стоявший в кабинете на окне без употребления, спросила, почему он его не использует. Е. А. Да, если разобьют кувшин, мне будет неприятно. А вам его отдать — это не полагается, подарки назад нельзя возвращать. Вот я думаю, что и спасение людей совершилось потому, что рай им был Богом дан и взять его назад Господь не хочет. Представьте себе, что у меня два сына. Старший — хитрый и злой, а младший — глуп как пробка. Оба передо мной провинились, оба ослушались моей воли. Я их обоих наказал. Но младший ждет прощения, желает его, стремится 1 Ин. 20, 25. 2 Ин. 20, 26-29. ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ) 1247 к нему, а старший — нет. Прощение и дано младшему — человеку, согрешившему по глупости, по наущению старшего. Бог, чтобы спасти его, принял его плоть. А ведь если бы надо было спасти Ангелов, то Он принял бы естество Ангелов, сделался бы не Богочеловеком, а Богоангелом. Июля 1909 г. Пятница. У нас. Владыка Антоний привез проповедь отца Николая, произнесенную им по поручению митрополита Владимира в Скорбященском монастыре 30 июня, в праздник двенадцати апостолов, в день посвящения во игумений матери Нины (накануне я отдала ему проповедь для прочтения). Некоторые места владыка подчеркнул и мягко, нежно выговаривал за них. Проповедь о покаянии, вызванная самосокрушением. Ввиду этого самосокрушения появляются сравнения с собой в пользу монашенок. Е. Л. Где вы у Христа или святых апостолов видели такие сравнения? Их в Евангелии нет. Зачем вы пишете, что монашенки, придя в обитель, из грешных сделались святыми, из врагов Христа обратились в друзей Его. Ведь некоторые сдуру-то и поймут так, что только в их ограде друзья Христа. Ну а вы кто? Разве враги Его? Это ужас! Зачем вы упоминаете о диавольской гордыне в людях? Этого не может быть. Диавольская гордыня у диавола, а у людей — людская гордыня, человеческая. Приписали «Аминь» — о покаянии. А какая мысль Церкви — праздновать собор двенадцати апостолов? Августа 1909 г. В Донском. Я говорю, что не в расположении говеть. Е. Л. Говеть? Что это такое? Надо всегда быть, «как говеть». Видишь в себе занозу — тащи ее. • X. С. А я не могу без помощи духовника. Вообразите себе, что у нас две чистые белые простыни. У вас она так чиста, что каждое пятнышко на ней видно, и вы стараетесь появившееся сразу вытереть, а у меня масса таких пятен, и нужна стирка, говение. 1248 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ Е. А. Нечего носиться со всяким пятнышком к духовнику. Если вы желаете исповеди, как Таинства, — ну это другое дело. К Таинству этому, как очищающему от всех грехов, довольно прибегать раз в год, на Страстной неделе, и тогда «сдавать» все грехи, все вместе. X . С. А я раньше говела каждый пост или даже чаще. Е. Л. Ну а я себя не считаю достойным так часто приступать к Таинству Причащения. Смотрите, как привыкают к нему! Вон наши мужики, иеромонахи, — больно смотреть, как они, чередные, служат и как причащаются! Иногда и пьяные... А раньше ведь с большим благоговением приступали. Вы вот говорите, что у меня простыня чистая, с маленькими пятнышками. Пятна — все пятна. У Бога нет ни больших, ни маленьких. Он и большое, как океан, пятно очистит безследно, и маленькое, крошечное пятнышко оскорбит Его, если ты не хочешь его стереть. Так ведь не все же к духовнику таскать. Ну если, не дай Бог, соделаешь смертный грех — тогда скорей к духовнику, освободи свою совесть. Самый тяжкий грех — убийство: тут ты вступаешь в права Творца — Бога. Вы сравниваете состояние души с простыней, а я иначе скажу. Это — лес, и растут в нем и лопухи, но растут и орехи, и чудные грибы, и ягоды. И если лопух не на дороге растет и не мешает, то пусть его. Вон посмотрите на это дерево: как в нем все дивно, хорошо устроено: веточки, листья, цветы. Начните его подстригать и обчищать — что выйдет? X . С. Значит, надо дать свободу дереву развиваться, как природа хочет, не куркузить его? Е. А. И культивировать надо, а то диким вырастет. (Эта беседа записана приблизительно, боюсь, что не сумела ее передать.) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы