Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. 16 декабря 1909 г. Среда. В Донском.




16 декабря 1909 г. Среда. В Донском.

Был разговор о похоронах архимандрита Иакова, которые состоялись вчера в Донском монастыре. Отпевание совершал за старшего епископ Антоний, сказавший перед разрешительной молитвой речь.

«Преподобный отче, священноархимандрит Иаков, мы собрались проводить тебя туда, «аможе вси человецы пойдем». И всегда эти проводы бывают грустны и печальны, и не потому только, что чувствуешь разлуку, но и оттого, что при этом испытуешь себя относительно умершего: не виноват ли я перед ним, не оскорбил ли, не обидел ли я его, не согрешил ли я перед ним. Совесть истязуешь — и в это время чувствуешь как бы духовный суд в самом себе, как бы исповедь. Но судьбы Божий неисповедимы. Когда я уходил сюда из града Ростова Великого, из Спасо-Иаковлевской обители, где почивают мощи святителей — Иакова Ростовского и Димитрия, митрополита, то ты пришел тогда проводить меня, а потом, немного спустя, и ты пришел сюда, но уже не ты меня, а мне тебя судил Господь проводить туда, аможе вси человецы пой дем. В святой Спасо-Иаковлевской обители ты был моим преемником, и, может быть, ты нашел в делах моих по управлению обителью ошибки, погрешности и недостатки, может, что-либо могло смутить и соблазнить тебя. Прости Христа ради. Знаю, что ты простил меня и всех нас, ибо ты скончался святой христианской кончиной, но я все-таки говорю это слово «прости» в умиротворение своей совести. Мы собрались проводить тебя туда, «аможе вси человецы пойдем», и все мы тебе «добраго ответа на Страшном Судищи Христове» у Царя и Бога нашего просим. Ты же предстательствуй пред Богом в молитвах своих за братию настоящую Донской обители и за тех, кто впредь в ней будут насельниками, — да будет мир между ними, а также и за святую Спасо-Иаковлевскую обитель».

Епископ Антоний обратил мое внимание на то, что про Спасо-Иаковлевскую обитель он сказал «святая», а про Донскую — без этого термина: «Там мощи, а здесь пока нет».

«Хотел я сказать другое — на Евангелие, но потом подумал:




ЕПИСКОП АНТОНИЙ (ФЛОРЕНСОВ)



1259


что я буду учить их — ведь тут архиереи, сами все знают. Хотел также сказать, что вот усопший предстанет на Суд и мы веруем, что Суд к нему будет милостивый. Ведь Суд поручен Христу! — а Он Сын Человечь есть1, Он наш брат, Он строго судить нас не будет. Не дивитеся сему, что Суд будет милостивый, — «яко Сын Человечь есть». Вот если бы Бог Отец взял на Себя Суд — ну, тогда было бы другое дело. Но Он отдал Суд Сыну — „Ты поручился за грехи людей, так и суди их Сам“». Е. А. Восточная Церковь не любит ничего мрачного, не омрачает себя траурными черными одеждами. Это все пришло к нам с Запада: эти колесницы с пугалами, вся эта мрачность на похоронах. Мы же любим всегда радоваться. Да ведь и самая смерть для христиан — праздник: потому как усопший вступил, сделал первый шаг в вечную жизнь. Конца ей не будет, но ведь начало-то есть, и вот он положил это начало, он опередил нас в этой новой жизни. Он уже получил через смерть залог воскресения.

21 декабря 1909 г. Понедельник. В Донском.

Говорили о сестре г-жи Модль, которая потеряла мужа, осталась молоденькой вдовой и хотела с отчаяния идти в монастырь. Владыка не благословил.

Е. А. Надо по крайней мере год подождать, поуспокоиться, узнать самое себя. Познать самого себя — это самая трудная наука. Недаром умнейший человек дохристианского мира, Сократ, советовал: «Познай самого себя». Его считали всеведущим, но сам он на это отвечал: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Но вот как бы звездочка блеснула сверху и приподняла таинственную завесу — человек возымел возможность познавать самого себя. Видели ли вы когда-нибудь орех-двойчатку? Так и в нас как бы два существа: у того и у другого свои желания, свои потребности, и из них то одно возьмет верх, то другое. Кто же им поможет разобраться? Мое духовное «я», которое выше их. Я жалею и ту сторону, и другую, но знаю, что надо желать и как надо

1 Ин. 5, 27.




1260


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь