Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


М. Метерлинк. Художественное своеобразие «театра молчания», образы и символы в пьесе «Синяя птица».



Морис Метерлинк – крупн-ий теор-ик и драм-г симв-ма, создатель "театра смерти». Философск основу худож-ных взглядов М. составил идеализм (в мистическом варианте). М. на место Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром. Оно часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Своему театру Метерлинк дал название «театр статический», или «театр молчания». Истинная сущность трагического, по Метерлинку, заключается в «трагизме повседневности». Задача драматурга — изображать не исключительные события, где все решает случай, а душевную жизнь человека. М. не признает действия в драме. Подлинный трагизм жизни, по его мнению, проявляется не «в поступке и не в крике», а в «тишине и молчании».

В 1908 г. из-под пера Метерлинка появилась пьеса - сказка «Синяя птица», которая стала самым известным его произведением. В этом же году она впервые была поставлена в России на сцене Художественного театра и выдержала более двух тысяч спектаклей.

«Синяя птица» - одна из крупнейших по объему пьес Метерлинка - шесть действий на двенадцать картин. Автор старательно, со многими подробностями выложил не только то, какими должны быть декорации каждой картины, но и к следует причудливо надеть многочисленных персонажей, которых в этой романтической сказке более семидесяти. К тому же некоторые из них довольно необычные, как, например, Насморк, Дух Бука, Сытный Блаженство или Король Девяти Планет. Большие Радости драматург посоветовал одеть в «яркие одежды тонких и нежных оттенков: розы, что мерцает на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.». А вот многочисленных животных он видел в стилизованной крестьянской одежде. Яркие и прозрачные краски сценических костюмов существенные для данного произведения, ибо они были элементом его общей радостной, полной светлых надежд атмосферы. Даже такой персонаж пьесы, как Ночь, отмечался не мрачностью, а загадочной красотой.

Простой сюжет пьесы типичный для фольклорной, а довольно часто и для литературной сказки. Это опасное путешествие смелого и благородного героя, который должен преодолеть ради счастья, любви, богатства разные препятствия, победить чудовища и стихии, вернуться домой победителем. Мальчик Тильтиль вполне отвечал своими человеческими качествами фольклорного образа положительного героя. Он - мужественный, добрый, благородный, искренний и благодарный, воплощающий высшие качества мужчины, хоть и был еще маленьким мальчиком. А Митиль - настоящая маленькая женщина и во всем хорошем, и в своих слабостях. Детей, как это не раз бывало в сказке, сопровождали животные - Пес и Кошка, также были носителями черт, присущих таким сказочным животным, - отважный, благородный Пес, надежда хозяина, и льстивое, коварная, хитрющая Кошечка, которой никак не могла «раскусить» наивная Митиль. Другие спутники брата и сестры - Хлеб, Огонь, Вода, Молоко, Сахар - существа сказочные и знаковые, которые представляли различные человеческие нравы, разные темпераменты и типы поведения. Огонь, конечно же, горячий, подвижный, легко вспыхивал гневом; у Воды - глаза всегда на мокром месте; Сахар - рафинированно изящный и сладкий; Хлеб - добродушный толстяк. Однако все эти персонажи психологически сложнее, чем фольклорные.

Все вместе путешествуют по иным мирам. 1) Сначала они попадают в Страну воспоминаний, где обитают их умершие дедушка и бабушка. 2) Кладбище. Там произошло нечто неожиданное. 3) Сады блаженств. Блаженства – живые существа, их два вида. Плохие, толстые, грубые – Блаженство быть богатым, пьяным, ничего не знать и т.д 4) Царство будущего – там живут дети ожидающие своего рождения на земле.

 


9. Ги де Мопассан. Творчество и эстетические взгляды.

Родился Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан в 1850 г. на севере Франции, в Нормандии - стране живописных лугов и полей. По натуре своей Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом. Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно, страстно.

Мопассан был из дворянской семьи. Он усвоил и переосмыслил флоберовские традиции. Творческий путь интенсивный, но короткий. Всего несколько романов: «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и другие. Был он и мастером новеллы: «Пышка», «Иветта», короткие «Отец Симон», «Лунный свет», «Мой дядюшка Жюль».

Мопассан - создатель замечательных образцов лаконичной, точной, выразительной французской прозы, придавал очень большое значение слову. Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономности выразительных средств.

Природа художественного метода Мопассана была сложной. Продолжая лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от некоторого влияния натурализма.



Поэтому, наряду со своеобразными реалистическими произведениями, есть у него и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной форме.

Мопассан прожил 42 года. Последние 3-4 года не мог писать. Он сошёл с ума, говорил, что на мозг давит Эйфелева башня. Поэтому создания последних лет жизни писателя значительно уступают тем, которые были написаны в пору расцвета его таланта. И всё-таки можно смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве.

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы "Пышка", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика.

Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

 

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея прозведения вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя - отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Значительное место в творчестве писателя занимают романы.

К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жизненных явлений, показать всякого рода людей. Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц.

Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем разнообразен.

В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые приёмы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга.

Умер Ги де Мопассан в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни, от которой его не смогли спасти ни усилия врачей, ни самоотверженная любовь матери.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.) Главная | Обратная связь