Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Интеллектуальный роман как жанр: история становления, идейно-художественные черты.
"Интеллектуальный роман" - термин предложен Томасом Манном (1924). В литературе – Т. Манн, Г.Гессе, М. Булгаков, У. Фолкнер (создание провинции Йокнапатофа), Т. Вулф. Характерные черты: · многослойность, многосоставность, присутствие далеко отстоящих друг от друга пластов действительности, неразрывная взаимосвязь и взаимовлияние этих пластов; · вычленение жизни биологической, инстинктивной и жизни духа; · обращение к мифу как повторяющейся закономерности в жизни человечества; · законченность, замкнутость концепции мироздания; · особая трактовка времени – разрывы действия, перемещение в прошлое и будущее, ускорение или замедление действия в связи с субъективным ощущением персонажа; · выделение "времени истории" и "времени личности"; · образ человека более объёмен, более широкое содержание; · продолжение жанра "романа воспитания" (18 век); · вопрос личной ответственности за всё, происходящее вокруг. Томас Манн (1875 – 1955): "Волшебная гора" (1924) – перед первой мировой войной, столкновение дистиллированной духовности и разгула инстинктов, болезнь как следствие распущенности, непозволительного разгула телесного начала. "Доктор Фаустус" (1947) – на примере истории музыки – идеи о кризисе европейского гуманизма, возврат личности к мистическому, элементарному, инстинктивному, иррациональным сторонам жизни. Идея "середины" – посредничество человека между сферами духовного и инстинктивного, противоположные начала (болезнь – здоровье, хаос – порядок, добро – зло). "Роман конца" (по определению автора) – образ обрыва, взрыва, предела; конец искусства и человечества. Параллельный монтаж – исторический роман и роман-биография. Прототип главного героя – Ницше (совпадение биографических фактов, цитаты из дневников и автобиографии Esse Homo). Дьявол – доцент и критик, друг Эсмеральды, alter ego героя.
40. Т. Манн «Доктор Фаустус». Философия и музыка, образ современной Германии, ницшеанские мотивы и мифологема Фауста в романе. Доктор Фаустус — роман, написанный Томасом Манном, начатый в 1943 году и изданный в 1947 году под названием «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом»("Das Leben des deutschen Tonsetzers Adrian Leverkühn, erzählt von einem Freunde"). В романе описывается жизнь вымышленного персонажа, Адриана Леверкюна, с раннего детства до скоропостижной смерти. Леверкюн — музыкальное дарование, немец начала двадцатого столетия — преднамеренно строит свою жизнь в соответствии с мифическими мотивами, напоминающими немецкое средневековое моралите о Фаусте, продавшем себя Мефистофелю. В то время как Леверкюн, вдохновляемый демонами, приближается к своему судному дню, немецкое общество берёт политический курс на нацизм. Описанная в XXII разделе композиторская техника Адриана Леверкюна повторяет в редуцированном виде постулаты додекафонной техники австрийского композитора, главы нововенской школы Арнольда Шёнберга. Однако было бы неверно считать Шенберга прототипом Леверкюна, чья биография перекликается с биографиями многих выдающихся личностей, а в идейном отношении соотносится не с одним или несколькими реально существовавшими людьми, а с судьбой немецкой культуры в целом, как ее воспринимал Манн в годы Второй мировой войны. Полное название - «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В романе проведен анализ духовной несостоятельности ответственности буржуазной интеллигенции за трагические события 20 века, связанные с фашизмом. Автор увидел в частной судьбе современника отражение судьбы Германии. Гибель Леверкюна - это отрицание Манном судьбы фашистской Германии. Главный герой - Адриан Леверкюн, предстает в виде очень сложного образа. Это композитор, новатор в музыке, и в послесловии Манн отдельно оговаривает то, что теорию музыки он заимствовал у композитора Шенберга. Семантическое поле романа широко: это и психология, и философия, и музыка, и история. Это роман-энциклопедия немецкой жизни начала 20 века. Проблемы в романе: 1) осмысление судьбы искусства в 20 веке. 2) философия музыки. 3) мифологема Фауста, интерпретация традиций сюжета, Леверкюн как синтез двух образов - Фауста и Мефистофеля. 4) осмысление судьбы Германии. 5) ницшеанские мотивы. Этот роман называли «ницше-романом», некоторые даже считали, что прообразом Леверкюна является именно Ницше. Хронология событий жизни обоих совпадает: Ницше тоже болел и тоже послал сватать девушку. Но Манн не утверждает образ Ницше, а опровергает его гибелью Леверкюна. По его выражению, «если истинны слова "по плодам их узнаете их", то для Ницше нет оправданий». 6) стилистические особенности образа-повествователя. 7) своеобразие психологизма романа - в период его создания Манн зачитывался Достоевским.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы