Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антиутопия в литературе XX века: историко-политические предпосылки становления и художественные особенности жанра.



Жанр получил распространение в ХХ в. в связи с социально-политической ситуацией. Описывают политическую и социальную структуру общества будущего, природа власти, механизм и последствия тоталитарного режима, моральное разрушение личности в результате манипулирования человеческим сознанием.

Джордж Оруэлл "1984", "Скотный двор", О. Хаксли "Дивный новый мир".

Характерные черты:

· недовольство действительностью;

· моделирование альтернативного общества;

· разрушение романтических иллюзий;

· мишень сатиры – гиперрационально структурированные общественные системы, порождающие автоматизированных людей-роботов;

· сатира, гротеск, аллегория, пародия;

· в основе – конфликт между отдельной личностью, не сумевшей приспособиться к "прекрасному миру" и "Благодетелем", вдохновителем системы (т.е. взгляд изнутри);

· тоталитарная система побеждает, абсолютная власть;

· насилие человека над историей – упрощение, приспосабливание к государственным идеалам;

· уничтожение книг как средоточия ереси;

· насильственное единомыслие.

Дистопия – один из поджанров антиутопии, результаты реализации утопии. Проявляется в форме научной фантастики. Будущее как технологический кошмар, "роман-предупреждение".

Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).

В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике.

Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы

Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы.[2] [3] [4]

Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.

Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

Практо́пия (термин введён Элвином Тоффлером) — литературный жанр, в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества.

Утопия (греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») (от одноимённого произведения Томаса Мора) — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. «Утопия» — название острова в произведении Томаса Мора, которое называется «Золотая книжечка», впервые же это слово в значении «модель идеального общества» встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически любых народов. Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

1. технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса.

2. социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»). Широко распространено убеждение что утопии не должны содержать антигуманистических элементов и представлять собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 3957; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь