Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иеговисты-ильинцы (Десные братья)
Не менее интересно другое. За несколько десятилетий до того, как первые Свидетели Иеговы появились в США, в середине XIX в. в России возникло самобытное религиозное течение, получившее название иеговисты-ильинцы. Основателем этого религиозного течения был штабс-капитан артиллерии Николай Сазонтович Ильин. Он окончил иезуитскую коллегию в Полоцке (Белоруссия). Став инженером на Барачинских заводах (Урал), написал сочинение "Сионская весть", в котором назвал православную церковь "вавилонской блудницей". Рукопись распространялась в списках, попала в руки властей, и так как в царской России критика православной церкви считалась тяжким уголовным преступлением, в 1856 г. Н.С.Ильин был предан суду. По судебному приговору Николай Ильин был признан душевнобольным и сослан в Соловецкий монастырь (монастырские тюрьмы использовались в России для заключения противников православия). В 1873 г. Ильина переводят в монастырскую тюрьму Спасо-Евфимьевского монастыря города Суздаля. Умер он в 1879 г., находясь под полицейским надзором в столице Курляндии - городе Митава (ныне - Елгава в Латвии). Первоначально последователи Ильина появились на Урале, а позднее - во Владимирской и Полтавской губер-ниях, на Кавказе и в Курляндии. Иеговисты-ильинцы не контактировали со Свидетелями Иеговы. Это - самостоятельное религиозное течение, в котором причудливо переплелись идеи, взятые из Библии, с субъективными откровениями и пророчествами Николая Ильина, не имеющими опоры в тексте Библии. Ильинцы называли себя "лесные братья", так как верили, что после Второго пришествия Иисуса Христа они будут причислены к праведникам и окажутся одесную, то есть по правую руку, Христа. Учение иеговистов-ильинцев изложено в сочинениях Н.С.Ильина "Сионская весть", "Луч света рассвета", "Общечеловеческая истина". Бог-Отец, по мнению Ильина, - это иудейский "Бог богов", Бог-Сын- это Бог Иегова (Ильин называет его "Егова"), управляющий Солнечной системой, а Бог - Дух Святой - это состояние людей, входящих в "десное братство". Душа человека смертна и живет в его крови. В течение 6 000 лет продолжается противостояние Иеговы и Сатаны. В конце этого периода Иегова закует Сатану в цепи и установит тысячелетнее господство Иерусалимской республики. В начале тысячелетнего Царства Иеговы в Палестину с Неба спустится город, созданный небесными людьми. Посередине города - дворец для Иеговы, а все улицы вымощены золотом. Обитатели Иерусалима будут жить, не зная болезней, старости и смерти. В сочинениях Ильина есть некоторые конкретные подробности тысячелетнего Царства Иеговы, которые взяты не из Библии, а получены автором как некое откровение. Так, например, он предсказывает, что в Иерусалимской республике, которая будет владеть всеми царствами и народами на Земле, "от Сиона до китайского города Кантона будет железная дорога с роскошными станциями и прекраснейшими садами". У иеговистов-ильинцев большим почитанием пользовалось начертание имени Иеговы буквами еврейского алфавита, а также крест с именем Иеговы. Они праздновали не воскресные дни, а субботы, а также праздники, установленные в Ветхом Завете. Последователи иеговизма российского происхождения отказывались от службы в армии. У некоторых групп иеговистов-ильинцев, например на Урале, не было частной собственности. Они жили "в братском равенстве и единении во всем", создав своего рода христианские коммуны. "Мы друг у друга ничего не покупаем и не продаем, - писал в 1920 г. представитель уральских иеговистов-ильинцев Си-луянов, - даже и взаймы не берем, и у нас никто ничего не называет своим, и все у нас общее, как для самого себя, и все мы работаем вместе - каждый и каждая для братства, а не для себя..." (Клебанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969, с. 220). Трудно сказать, сколько осталось иеговистов-ильинцев в современной России, скорее всего очень немного. Достоверно известно об одной религиозной организации под названием "Русский храм израильской науки" (создана в 1992 г. в городе Новомосковске Тульской области), руководитель которой И. Сорсов считает себя последователем Н.С.Ильина (Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М., 1997, с. 4). Вероятно, иеговисты-ильинцы были преданы прежде всего учению своего основателя, а затем уже - Библии, поэтому их организация, основанная на человеческом авторитете, не выдержала испытания временем. Однако сам факт появления в России самобытного учения иеговистов-ильинцев, возникшего даже раньше, чем появились Свидетели Иеговы в Америке, наглядно показывает, что нелепо представлять Свидетелей Иеговы как что-то чуждое традициям, культуре и психологии россиян. Уместнее сделать вывод, что в характере русского народа есть черты созвучные важнейшим положениям учения Свидетелей Иеговы. Среди этих черт я бы назвал готовность поверить в то, что существующей "системе вещей" скоро наступит конец.
Вера в то, что существуеющей "системе веще" скоро наступит конец: пример "еноховцев" Один из многих примеров свойственной многим россиянам веры в то, что конец существующего мира уже близок, - возникшая в 1896 г. в Царевском уезде Астраханской губернии так называемая секта "еноховцев". Поводом к ее образованию послужила знаменитая ходынская катастрофа, когда в ходе народных гуляний после коронации Николая II в Москве погибло несколько тысяч человек (на Ходынском поле, где в честь коронации раздавали бесплатные подарки, было много ям и канав, и в результате давки многотысячная толпа затоптала тех, кто упал в эти ямы и канавы). Еноховцы верили, что через три с половиной года наступит конец света, так как Антихрист уже явился в облике царя Николая II. В течение короткого времени влияние "еноховцев" охватило почти все население уезда (см.: Никольский Н.М. История Русской Церкви. М., 1983, с. 402-403). Конец света в 1899 г. не произошел, но это не обескуражило еноховцев, и, несмотря на репрессии царских властей, эта организация просуществовала до 20-х годов XX в. Впрочем, и она распалась, так как ее учение не основывалось на Библии. Вера в то, что существующую "систему вещей" ждет скорая гибель, находила свое выражение не только в религиозных представлениях (на этих позициях стояли сектантские течения, большинство старообрядцев, да и многие православные), но и в революционных чаяниях и порывах значительной массы населения, вылившихся в 3 российские революции начала XX в. и завершившихся установлением Советской власти. Отчаянный порыв русского народа, нацеленный на то, чтобы покончить со старой, несправедливой системой и построить царство справедливости на Земле, опирался отнюдь не на Библию, а на революционное насилие, что породило череду величайших социальных трагедий в истории России.
Что думает "средний" россиянин о Свидетелях Иеговы? На протяжении всей истории СССР Свидетели Иеговы подвергались репрессиям за свои религиозные взгляды, особенно в период сталинизма. Свидетелей Иеговы преследовали с особым ожесточением, так как в отличие от большинства религиозных организаций они не соглашались, чтобы государство контролировало их религиозную жизнь. Поэтому они казались властям одной из наиболее опасных "антисоветских" организаций. В 1991 г. Свидетели Иеговы были реабилитированы. Власти признали очевидное: Свидетели Иеговы, не идя на компромиссы в вопросах веры, никогда не участвовали в политике и не ставили своей целью борьбу против какого бы то ни было политического режима, в том числе и существовавшего в СССР. Но если государство реабилитировало Свидетелей Иеговы, то в общественном мнении до их полной реабилитации еще далеко. Если спросить "среднего" россиянина, который не сталкивался лично со Свидетелями Иеговы, что он знает о них, то ответом будет или молчание или ответ, что это какая-то опасная секта. Почему основная масса россиян не понимает Свидетелей Иеговы и настроена к ним негативно? Прежде всего потому, что в России в течение многих десятилетий велась враждебная пропаганда против Свидетелей Иеговы. И посеянные тогда семена недовольства дают всходы и сейчас. Но есть и другая причина - сравнительно низкая религиозность россиян. Верующие составляют около половины населения, да и среди тех, кто считает себя верующими, только незначительная часть знакома с Библией. Поэтому логика действий верующих, которые строят свою жизнь в соответствии с библейскими принципами, непонятна большинству россиян. В США, например, 87% американцев считают себя христианами, 40% населения еженедельно посещают церковные службы, в 93% домов есть Библия и 33% взрослых американцев говорят, что читают Библию по крайней мере один раз в неделю. Несмотря на это, далеко не все американцы хорошо знают Библию. Но если американец в чем-то и не соглашается со Свидетелями Иеговы, то ему тем не менее понятно, что такое библейские принципы, на которые ссылаются Свидетели, даже если он сам не очень хорошо с ними знаком. В России - принципиально иная ситуация. Вот только один пример, который красноречивее многих цифр. Министр культуры Российской Федерации в 1997-1998 гг. Наталья Дементьева на вопрос самого многотиражного в России еженедельника "Аргументы и факты", в каком возрасте она прочла Библию, отвечает: "Увы, я ее не читала. Я ее знаю в пересказах моей бабушки" (Аргументы и факты. 1998. № 5, с. 9). Что же касается процента верующих, то в России он один из наиболее низких и составляет, по разным оценкам, от 49,6 до 53%. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди россиян 53% верующих, по оценке Центра социологических исследований Московского государственного университета, - 50,6% (среди москвичей - 66,2% верующих), по сведениям Российского независимого института социальных и национальных проблем - 49,6%. Регулярно (один раз в месяц и чаще) посещают храмы 7% населения, а регулярно молятся - 4%. Если социологи, основываясь на самооценке опрошенных, говорят о том, что верующих около половины населения, то некоторые священнослужители более пессимистичны. Так, например, Алексей Рябцев, председатель Успенско-Покровской старообрядческой общины в Лефортово (Москва), считает, что "искренне верующих всех конфессий - 5% населения; еще 10% смогут более или менее внятно обосновать свою принадлежность к той или иной конфессии, не принимая при этом практически никакого участия в ее деятельности; количество же людей, старающихся добросовестно выполнять предписания своего вероучения, - менее 1%" (Древлеправославный вестник 1998. № 1, с. 13). Схожие оценки приводит и священнослужитель Русской Православной Церкви игумен Иннокентий (Павлов).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы