Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рейтинг Русской Православной Церкви высок, но неустойчив
Сами православные священнослужители не очень обеспокоены тем, что в головах большинства верующих христианские ценности соседствуют с суевериями. По их мнению, если человек не знает ни молитвы "Отче наш", ни Символа веры, но в трудную минуту идет не в мечеть, а в православный храм, то он и есть православный. Сегодня он ходит в церковь редко, завтра будет ходить чаще. С точки зрения защитников православия оптимизм внушает уже то, что значительная часть россиян, и прежде всего русских, осознает православие в качестве неотъемлемой составной части национальной культуры. Поэтому вопрос ставится так: если ты русский, ты должен быть православным. Церковное руководство убеждает государственные власти, что Россия и россияне - это "каноническая территория" Русской Православной Церкви, поэтому церковь должна иметь здесь особые права и преимущества, а государство должно оберегать церковь от конкурентов. По мнению руководителей Русской Православной Церкви не только те россияне, которые считают себя православными, но и те, чьи предки когда-то исповедовали православие, должны рано или поздно стать членами церкви. Другие же религиозные организации и миссионеры, проповедующие среди населения, "имеющего православные корни", посягают на законные права и интересы Русской Православной Церкви. При этом представителям властей внушается, что церковь имеет особые заслуги в укреплении Российского государства и сейчас остается духовным фундаментом России. Поэтому любые религиозные организации, которые усиливаются за счет православной церкви, наносят якобы ущерб и прочности Российского государства. В этих аргументах есть изрядная доля лукавства. Вместо того чтобы заботиться о нуждах верующих, заниматься их воспитанием в христианском духе и побеждать "конкурентов" в честной борьбе, церковное руководство требует от властей финансовой поддержки, льгот и привилегий для себя и всевозможных ограничений и запретов - для других религиозных организаций. Если раньше многие россияне связывали с религией и особенно с Православной Церковью надежду на духовное возрождение России, то сейчас уже эти настроения, как показывают и социологические исследования, пошли на убыль. Некоторые социологи, и не только социологи, даже утверждают, что духовное религиозное возрождение у нас так и не состоялось. Я думаю, что это преувеличение и религиозное возрождение началось и продолжается, но не столь успешно, как могло бы. И отчасти это объясняется обострением межрелигиозных противоречий. Как реагирует на это общественное мнение? По мнению участников дискуссии "Религиозное возрождение в России: иллюзия или реальность", на рубеже 80-90-х годов многие люди, в том числе и представители интеллигенции, потянулись к вере, к православию, но уже к середине 90-х годов наметился обратный процесс. Объясняя причины этого явления, иеромонах Иларион (Алфеев), руководитель секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, отметил: "Церковь оказалась не готовой, чтобы вести диалог с теми, кто вне ее... Деятельность Церкви в последние годы была главным образом сосредоточена на восстановлении церковных стен, но за кадром осталось самое главное - человек... Мало заботы прилагалось о катехизации, о духовном просвещении. Нередко человек, зайдя в православный храм, чувствует себя совершенно ненужным: постоит, поглазеет, может быть, свечку поставит и, так ничего и не поняв, уйдет, откуда пришел... Отталкивает людей от Церкви и то, что... в обществе складывается образ Церкви, как мирской организации, вовлеченной в бизнес и крепко спаянной с правящей финансовой олигархией" (НГ-Религии. 1997. №12, с.2). Иеромонах Иларион привел даже горькие слова одного из епископов: "Мы сейчас восстанавливаем храмы, а через десять лет в них некому будет ходить." Это, конечно, преувеличение. Однако активная вовлеченность Русской Православной Церкви в политику, ее участие в лоббировании ущемляющего свободу совести Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", участие некоторых иерархов церкви в сомнительных коммерческих операциях (торговля водкой и табаком, полученных под видом гуманитарной помощи) привели к частичной утрате доверия со стороны россиян. Если в 1996 г. 60% опрошенных считали, что Русская Православная Церковь положительно влияет на ситуацию в России, то в 1997 г. количество тех, кто положительно оценивал влияние церкви на ситуацию в стране, сократилось до 26% (об этом сообщило православное обозрение "Радонеж" - 1997. №20, с.19). Аналогичные данные получены Российским независимым институтом социальных и национальных проблем: в апреле 1997 г. о своем доверии к религиозным организациям, прежде всего к Русской Православной Церкви, заявили 53,5% верующих из числа опрошенных, а в сентябре того же года - только 37%. Эти данные представительны (репрезентативны) для всей России, так как социологи опросили 2 200 человек в 60 городах и селах. Верующие среди опрошенных составили в сентябре 1997г. 45,6%, неверующие - 33,8%, доверяли религиозным организациям - 37% верующих и 15,2% неверующих, не доверяли - 30,5% верующих и 43,4% неверующих (НГ-Религии. 1997, №11). Что же такое случилось в период с апреля по сентябрь 1997г., что привело к достаточно резкому падению рейтинга Русской Православной Церкви? В этот период шла наиболее острая борьба вокруг Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", и многие люди, до этого искренне симпатизировавшие Русской Православной Церкви и верившие, что она заботится о благе всех россиян, воочию увидели, что церковное руководство озабочено прежде всего обеспечением собственных привилегий.
Почему Свидетели Иеговы остаются в России "религиозным меньшинством"? Как уже было сказано, Свидетелям Иеговы трудно найти понимание у большинства россиян, когда они призывают внимательно изучать Библию и следовать библейским принципам в повседневной жизни. Среди неверующих, которые не знают Библию и не считают ее авторитетной, аргументация Свидетелей Иеговы, основанная на Библии, зачастую не встречает отклика. Сами же Свидетели Иеговы выглядят фанатиками, которые верят в какие-то мифы и хотят заставить верить в них других людей. Среди основной массы верующих, которые плохо знают Библию и больше доверяют авторитету духовенства, Свидетели Иеговы постоянно апеллирующие к Библии, также часто не находят поддержки.
Быстрый рост числа Свидетелей Иеговы пугает тех, кто видит в них опасных "конкурентов" Люди, обладающие искренним религиозным чувством, стремящиеся найти Бога, которых в России всегда было немало, откликаются на проповедь Свидетелей Иеговы. В последние годы в России происходит быстрый рост числа Свидетелей Иеговы: в 1995 г. - на 50%, в 1996 г. - на 40, в 1997г. - на 28, в 1998г. - еще на 17%. Их численность составила в 1998 г. более 100 тысяч. На Вечере воспоминаний смерти Иисуса Христа присутствовало более 254 тысяч человек (многие из них интересуются учением Свидетелей Иеговы, изучают вместе с ними Библию и в ближайшие годы могут стать членами этой религиозной организа-ции). Как рассказывал мне Павел Гопка, один из старейшин, в Москве в 1974г., было всего 15 Свидетелей Иеговы, а сейчас их в столице России - около десяти тысяч. Превращение Свидетелей Иеговы в быстрорастущую религиозную организацию вызвало негативную реакцию со стороны ряда других конфессий, увидевших в Свидетелях Иеговы опасных конкурентов. Прежде всего речь идет о Русской Православной Церкви, а также о некоторых протестантских религиозных организациях. Русская Православная Церковь на Архиерейском Соборе (1994 г.) выступила против тех религиозных организаций, которые она считает опасными не только для себя самой, но и для общества и государства. В список этих опасных "деструктивных" и "тоталитарных" организаций вошли и Свидетели Иеговы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы