Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История из Писания: книга Судей 4: 4–8
«В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд. Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь, Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное войско его, и предам его в руки твои. Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора, судья Израиля Девора была четвертой судьей Израиля, прежде чем народ избрал нового царя. Она занимала пост судьи как раз в то время, когда Израиль находился под гнетом и был порабощен ханаанским царем Иавином в течение 20 лет (см. Суд. 4:2, 3). Эта женщина является единственной среди судей, о которой сказано, что она на самом деле разбирала судебные дела[6]. Однако стоит отметить, что в данном контексте термин «судья» означает нечто большее, чем формальное выполнение судебных функций; это слово имеет значение «человека начальствующего». Статус Деворы был равен статусу пророка, премьер-министра (или президента) и судьи Верховного суда вместе взятых. Только представьте, сколько всего сочеталось в одной женщине. Конечно, Девора была сильной женщиной. Она обрела силу благодаря своей мудрости, учтивости и страху перед Богом. Ее сила описана такими же языковыми средствами, которые используются при описании характера хороших судей (см. Исх. 18:21): они способные, квалифицированные, правдивые и богобоязненные. Ее можно по праву назвать женщиной духа, которая контролирует собственное духовное состояние и знает, как влиять на других. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня отмечает, что она судила как пророк, порицая ругательства и ссоры и регулируя жалобы в Израиле[7]. Обязанности Деворы были чрезвычайно сложны, она жила в самое трудное для Израиля время, но благодаря своей опоре на Бога и Его благодати она показывала себя с лучшей стороны и отвечала на запросы народа. Один источник сообщает следующую информацию о ее деятельности: Народ был подавлен и боялся, потому что его дух был сломлен, и всякая надежда на избавление исчезла. Но Девора делала больше, чем выполняла обязанности пророка: она пробудила нацию от вялости и отчаяния. Ее добровольное желание и мужество освободить Божий народ от угнетения пробудили в людях решительное желание освободиться от своей несчастной кабалы и духовной деградации. Она призвала людей обратиться за помощью к Господу и объединиться против врага. День за днем она вдохновляла тех, кто приходил услышать слова Божественной мудрости, заверяя людей в скором избавлении от вражеского ига, если только они соберутся с духом, отбросят ненужный страх и выйдут сразиться с врагом[8]. Сможет ли ваше воображение нарисовать рабочий день Деворы? Посмотрите, что это за женщина и как она руководит. Она садится под тенью пальмы Девориной (названной «древом скорби», под котором была похоронена няня Рахили Девора (см. Быт. 35:8)[9]. Зал ее суда расположен в горячей сухой долине Ефремовой между Рамой и Вефилем. На нее обрушиваются не только жаркие сезонные ветры, но и бурные ветры распрей и раздоров. Она терпелива и мудра, приветствует каждого приходящего к ней с материнской улыбкой, в то время как ее собственное сердце наполнено тяжестью и беспокойством. Многие считают, что Девора никогда не рожала детей, но стала для всех израильтян духовной матерью. Также считается, что она была матерью по положению. Люди приходили к ней в обоих случаях и как к любящей матери, способной улаживать споры и разногласия, и как к непреклонному судье, выносящему приговор и осуждающему за правонарушения. Они знали, что она справедлива и точна в своих суждениях, потому что ее мудрость исходит от Господа, а потому они подчинялись ее власти. Девора умела распознавать проблемы Израиля благодаря своему выгодному положению как с демографической, так и пророческой точек зрения. Она разбирала не только ежедневные споры относительно имений и собственности, стоимости зерна или неуплаты долгов. Она обладала духовным зрением и понимала, что политические условия ухудшаются. Ее народ, ее люди в беде. Они сбились с духовного пути и стали жертвой врагов. Внизу долины располагались вооруженные отряды хананеев, изнуряющие израильских крестьян. Караваны путешественников теперь избегали этой местности. Они были слишком напуганы, чтобы прокладывать свой маршрут через район, где жили израильтяне. Это трагично, потому что торговля с путешественниками могла бы улучшить положение людей. Но больше всего угнетает атмосфера хаоса, в которой живет народ. Это время, когда не хватает сильного лидера. Принимая призыв Божий противостать этим разрушительным угрозам, Девора заняла исключительное место в библейской истории. Она стала женщиной-полководцем[10]. Некоторые скажут вам, что женская доля – это выбор между семьей и служением обществу или церкви, а лидерство – дело исключительно мужское. Но работники Бога должны обладать как навыками Марфы, так и Марии. Библия достаточно ясно пишет, что жизнь человека, откликнувшегося на Божий призыв, может повернуться куда угодно. «Бог волен делать все, что хочет, и если Он предпочтет воспользоваться помощью не солдат, а женщин, то кто может Ему запретить?[11] Девора – воин Израиля После смерти Иисуса Навина наступило время духовной тьмы и хаоса. Израильтяне боролись с враждебным и угнетающим правлением хананеев, а также с национальным крахом. Наконец благодаря руководству Деворы народ покаялся и воззвал к Господу о спасении. Теперь люди были готовы противостать врагу, и их решение станет кульминацией одного единственного боя. Подробно эта история описана в пятой главе книги Судей, автор рассказывает о волнениях и поражениях, которые существовали до тех пор, пока в Израиле не появилась мать Девора (см. Суд. 5:7)[12]. Между описанием Деворы-пророка и Деворы-женщины (см. Суд. 4:4) вклинивается еще одна характеристика: «жена Лаппидофова», из которой становится понятно, что Девора была замужем за Лаппидофом. Некоторые переводчики, однако, переводят эту фразу как «пламенная или энергичная женщина», или в буквальном смысле слова «женщина-факел»[13]. Это говорит о том, что Девора была харизматичным лидером, а не «одомашненной версией женщины-воина»[14]. За поведением этой пламенной и энергичной женщины можно понаблюдать при ее взаимодействии с Вараком, военным генералом из Кадеса Неффалимова. Во-первых, будучи под руководством Святого Духа, Девора попросила Варака собрать и вооружить армию, чтобы отправиться на войну. По ответу Варака можно заключить (см. Суд. 4:6,14), что он не постеснялся ответить на ее призыв. Он доверял Деворе и уважал ее. Однако его вера подверглась проверке через другие ситуации. Варак был опытным, храбрым и проницательным военачальником. Но он ясно оценивал состояние народа, которое потрясло его веру. Люди были неорганизованными, и их невозможно было вооружить как военный отряд. Они не продемонстрировали достаточно мастерства, мужества и надежды, чтобы выйти навстречу сильному, хорошо вооруженному врагу. То есть реальную картину дел можно описать следующим образом: народ был обескуражен, возможно, слишком подавлен, чтобы ожидать от него сплочения и участия в битве, но, по словам Деворы, он должен бороться за Божье избавление. Наверняка Варак верил, что Бог избрал его, чтобы возглавить операцию по избавлению Израиля от гнета хананеев. Его не удивил подобный призыв. Он был уверен в том, что Бог не только пойдет в бой с ним, но и даст одержать победу над врагом. Тем не менее Варак, решительный воин, внезапно проявил слабость характера и скептицизм. Он принял послание Деворы как весть от Бога, не было повода для волнений или сомнений, но он просто-напросто не доверял своим соплеменникам. Он не был уверен в том, что удастся собрать израильтян, и более того, он не был уверен в их способности одолеть сильную хананейскую армию. Но и на этом его опасения не заканчивались, он боялся, что, даже если народ сможет преодолеть все эти недостатки, он не станет подчиняться его приказам. Однако он знал, что люди будут повиноваться Деворе и внимут ее пророчеству о победе. Итак, Варак положился на силу и решительность Деворы и возлагал свою надежду на нее. Он твердо заявил, что если она пойдет в бой, то пойдет и он, а если она откажется, то и он не сдвинется с места. С верой в сердце он собрал армию из десяти тысяч человек и привел их на гору Фавор, как повелел Господь. Войско испугалось, увидев полную долину хананеев, оснащенных последними боевыми оружиями. Тем не менее они заняли позиции в горах и ждали нападения. С уверенностью Деворы Варак привел свою армию на открытую равнину, чтобы сражаться. И именно так, как и пророчествовала Девора, Бог сражался за Израиль и народ одержал победу над своим главным врагом (Знамения времени, 16 июня 1881 г.)[15]. Варак нуждался в пророческом руководстве Деворы, в ее уверенности и личной силе убеждения. Она была необходима ему даже для того, чтобы сообщить, когда начнется бой (см. Суд. 5:14). Со своей стороны Девора сделала все, что от нее требовалось, и заверила Варака в победе. Но, как оказалось, этого было недостаточно. Варак хотел избежать любых случайностей. Ему требовалось личное присутствие Деворы на поле битвы. Выражение «идти в бой» (которое так же используется в Суд. 6:3; 15:10; 18:9) указывает на то, что Девора физически участвовала в сражении плечо с плечом с Вараком. Она не подвела его. Смелость Деворы позволила Вараку победить врагов. «Если бы она не захотела следовать воле Божьей, народ остался бы порабощенным. Если бы она не была примером доверия и полного послушания, то Израиль не получил бы благословений»[16]. У них получился отличный тандем. «Варак, чье имя означает “молния”, и Девора, имя которой означает “пчела”. Они работали вместе, как команда. Их войско должно было разбить армию противника ударом молнии и жалить, как пчела!»[17] Они одержали победу. Заключение Девора приняла вызов и осталась верной своему призванию как мать, пророк, судья и воин. Ее уважали как мудрого, решительного, мужественного, вдохновляющего и смелого руководителя. Ее уверенность зиждилась на Божьем Слове и Его обетовании. Она действительно пригодилась Богу в нужный час. Она достигла власти как раз в то время, когда Израилю это было необходимо. Сегодня церкви и обществу нужны такие женщины, как Девора, которые ответят на Божий призыв. Ее жизнь является замечательной иллюстрацией власти, с помощью которой женственность должна влиять на общество. Девора была истинным примером добродетельной женщины. Выражение «добродетельная жена» буквально означает «женщина, имеющая власть». Она сильна, энергична и обладает отличными личностными качествами. Еврейские слова могут быть истолкованы еще как «женщина с твердым характером». Образ идеальной жены, описанный в 31-й главе книги Притчей, представляет собой модель благочестивой женщины, а Девора как раз подходит этому описанию. Уроки жизни Деворы утверждают решающую роль женщин в Церкви и мире. Женщины оказывают значительное влияние, от них тоже зависит успех церкви и эффективность общества. Бог призывает всех женщин к посвященной евангельской работе, а некоторых из них и к руководству. Для дела Божьего требуются женщины, способные преодолеть кризисы современного мира (см. Суд. 4:14)[18]. Каждый, кто получает Божье благословение, должен проявлять ответную реакцию, служа Господу. Каждый человек должен использовать свои способности для продвижения Божьего Царства и славы Его имени. Призыв к служению Девора-пчела, постоянно искала красоту и стремилась привнести «сладость» в мир, в международные дела, гражданские проблемы, семейные взаимоотношения и жизнь отдельного человека. Когда человеку требовалось сочувствие, она умела проявлять его. «Наука подтверждает древнее наблюдение: из всего животного царства пчела входит в число самых высоких по интеллекту живых существ»[19]. Эллен Уайт говорит: «Наши сестры с большой готовностью отказывались от возложения на себя ответственности за дела, которые требуют мудрости и ума; но именно с помощью этой практики они должны совершенствовать свой христианский опыт»[20]. Обстоятельства женской жизни часто вынуждают сестер отвергать Божий призыв, в частности, в вопросах служения и руководства. Они перегружены привычными обязанностями или обескуражены девальвацией женщин в обществе и даже в церкви. Сестра Уайт призывает: «Сестры, пусть не утомляет вас неустанный миссионерский труд»[21]. Женщины тоже могут занять свое место в работе над преодолением кризиса современного мира, и Господь будет через них работать. Если они проникнутся чувством долга и будут трудиться под влиянием Духа Божьего, они будут иметь достаточно выдержки и самообладания для выполнения своей миссии. Спаситель будет изливать свет истины на этих самоотверженных женщин, свет Своего лица, и это придаст им силу, превосходящую мужскую решительность[22]. Бог призывает искренних женщин, рассудительных, добросердечных, ласковых и верных принципам. Он призывает настойчивых женщин, которые пожертвуют собой и личным комфортом и сосредоточат внимание на Христе[23]. Выполняйте работу добросовестно. Работайте искренне, помня, что Христос находится рядом с вами, Он планирует и продумывает для вас ответственное дело. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело…». Если человек находится в тесной связи с Богом, он будет готов принести любую жертву ради того, чтобы сделать вечную жизнь реальной для погибающих людей[24]. Лука напоминает нам в книге Деяний святых Апостолов 2:17–18: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Этот текст относится и к тебе. Обещание гласит, что все могут получить Божий Дух, юноши и девушки будут пророчествовать! Никакие другие слова не вызывают в сердце столько волнений. Не обращая внимание на пол, возраст или социальный статус человека, Бог изольет Свой Дух на молодежь в последние дни. Вопрос лишь в том, получите ли Духа Божьего лично вы? Откликнитесь ли вы на Божий призыв к служению? У Господа есть особая работа, для выполнения которой у тебя уже есть все необходимое. Ответишь ли ты положительно на Его призыв прямо сейчас? Вопросы для обсуждения 1. Как вы распознаете свои духовные дары? 2. Почему для Бога так важен путь, который вы выбираете в жизни, почему Он не безразличен к вашему образу жизни, отношению к работе и т. д.? 3. Каким образом вы понимаете, что должны сделать нечто определенное для Господа? 4. Как наиболее эффективно двигаться в продвижении к желаемой профессии или должности? 5. Верите ли вы, что Бог по-прежнему творит чудеса в жизни отдельных людей и групп?
ДЕНЬ 4 ПРЫЖОК ИОСАФАТА «И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее» (2 Пар. 20:3). В мире звучит множество призывов. Один из величайших вызовов – это поиск опытного руководителя. Христиане, доверяющие Библии, многое могут почерпнуть из опыта отдельных людей, которые были призваны руководить в гражданских и духовных сферах. Гражданским руководством занимались исключительно цари, а духовным – священники и пророки. Иосафат был царем иудейским. В еврейской культуре родители возлагали на себя большую ответственность, называя ребенка определенным именем. Они присваивали имя детям в надежде на то, что смысл и значение имени проявится в характере и жизни их чада. Имя Иосафат – состоит из двух еврейских слов: Ио (сокращенно от Иегова) и Шафат (Он правит). Поэтому смысл имени можно перевести «Иегова управляет». То есть от ребенка ожидалось, что он позволит Богу управлять своей жизнью. Из истории, описанной во Второй книге Паралипоменон 20:1–30, мы узнаем как руководителям следует справляться со страхом. Этот метод сформулирован всего в двух словах: искать Господа. Богобоязненный лидер Библия знакомит читателей с Иосафатом, рассказывая о том периоде его жизни, когда он правит государством. Этот человек является общественным лидером, и у него есть задатки к духовному руководству. В 17-й главе Второй книги Паралипоменон мы узнаем, что, как только Иосафат вступил на царский престол, он отобрал специальных людей и левитов и отправил их к народу, чтобы учить его закону Божьему. В результате такого решения государства, находящиеся по близости от Иудеи, были охвачены страхом Господним, так что они боялись воевать против Иосафата. Представители различных царств принесли дань Иосафату серебром и домашними животными. Итак, царь Иосафат становился все более и более могущественным, и его влияние ощущалось по всей земле. Страх Божий принес видимые проценты. Иосафат не требовал к себе уважения и не просил власти. Это стало приложением к его качественному правлению. Он управлял страной согласно Божьему водительству и закону. Царь заметил, что, когда решал торговые и гражданские вопросы, его разумом руководило царство более могущественное и властное. Над его земным царством простиралось Царство вышнее, Царство Бога, Которому должны поклоняться все цари и владыки. Истинная мудрость руководителя проявляется в его способности управлять государством, признавая Бога своим единственным правителем. Иосафат обладал силой веры и благочестия, которая не развращает, и властью, которая не ищет своего. Царь был человеком, который позволил Богу управлять своей жизнью. Такой образ жизни царя передался и его подданным. Вот почему, прежде чем объявить Ахаву о своем решении, идти ли вместе с ним войной на Рамоф Галаадский или нет, Иосафат сказал: «Вопросите слово Господа». Иосафат знал, что победу в войне дарует Господь. Но, к сожалению, и Иосафат, и его сообщник ослушались предостережения Господа. Царь знал волю Божью, но был слишком горд, чтобы смиренно отказать Ахаву в обещанной помощи. Здесь стоит извлечь важный урок: послушание Слову Божьему должно быть для человека священнее всего на свете, даже если это послушание будет стоить человеку многого. Лидеры должны быть готовы отдать гордость и личное мнение в руки Божьей мудрости. Мы не должны позволять ожиданиям других (даже если мы сами когда-то вдохновили их на что-то) подтолкнуть нас к выбору, противоречащему Божьему слову. «Успехом в управлении страной Иосафат был обязан этому мудрому решению удовлетворить духовную жажду своих подданных. Послушание Закону Божьему приносит великие дары. Повиновение Божественным требованиям – преобразующая сила, несущая людям мир и добро. Если бы Слово Божье определяло поступки каждого, если бы его обуздывающей силе подчинился разум человека, тогда злу, существующему сейчас в жизни людей, не нашлось бы места. Каждая семья тогда стала бы источником духовной силы, укрепился бы дух и каждого человека, и целых народов» (Пророки и цари, с. 192). Набожный руководитель Некоторое время спустя моавитяне и аммонитяне, сопровождаемые некоторыми из страны Моанитской, объединили силы, чтобы напасть войной на Иосафата. Иосафат получил информацию от своей службы разведки: «идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди». «И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа» (2 Пар. 20:3, 4). Когда войска Моава и Аммона вышли против Иосафата. По своему обыкновению, он обратился к Господу. Он знал, откуда придет помощь. Царь созвал всех жителей Иуды в храм молиться. По всей земле был объявлен пост. Люди послушались, потому что им был передан тот же образ жизни. Они были знакомы с силой Бога и смыслом молитвы, следовательно, были готовы к сотрудничеству. Что это за лидер? Вместо того, чтобы разрабатывать дипломатическую военную стратегию, он призывает людей в дом Господа, чтобы искать Его. Он мог бы пойти в храм сам, но решил объявить пост для всех. Теперь бремя разделили все, а не один царь. Командная работа приносит хорошие результаты и положительный отклик. Своей активной деятельностью праведный руководитель стремится принести радость людям и вызвать чувство удовлетворения от выполненного долга. Ирония заключается в том, что, когда израильтяне покинули Египет, Бог не позволил им захватить аммонитян и моавитян. Как быстро союзник становится внезапным врагом? Яркий солнечный день сменяется облачным небом. Все может измениться во мгновение ока. Беда приходит без приглашения. В бедственное время руководитель, у которого Бог на первом месте, не станет ненавидеть, а помолится. Встав посреди народа, Иосафат завершает молитву такими словами: «Вот они платят нам тем, что пришли выгнать нас из наследственного владения Твоего, которое Ты отдал нам. Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!» (2 Пар. 20:11, 12). Мы верим в Бога, Который слышит молитвы. Он убеждает нас: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное» (Иер. 33:3). Вот другие слова Бога: «Просите, и дастся вам» (Мф. 7:7). Кроме этих, есть и такой текст: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс. 45:11). «Ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать», и «рука… не сократилась на то, чтобы спасать…» (Ис. 59:1). Руководитель должен с уверенностью подходить к престолу Божьему, потому что прежде нежели он воззовет, Бог ответит (см. Ис. 65:24). «Наш небесный Отец готов излить на нас полноту своих благословений. Мы имеем исключительную возможность непрестанно пить из источника беспредельной любви. Не удивительно ли, что мы так мало молимся! Бог охотно выслушивает искреннюю молитву самого смиренного из Своих детей, но мы так часто медлим открыть Ему свои нужды» (Путь ко Христу, с. 94). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы