Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Марксистско-ленинское учениеСтр 1 из 13Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ. СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ВСТУПАЕТ В РЯДЫ ЛЕВЫХ СИЛ И ЖАЛЕЕТ О ПОТЕРЕ ФЛАГМАНА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, ДОЛЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ВСЕ ИХ ЧУВСТВА О ГОРЕЧИ УТРАТЫ ЯВЛЯЮТСЯ НИ ЧЕМ ИНЫМ, КАК БУТАФОРИЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ИХ РЕАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЭТОГО ВСЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА СЛОВАХ И ВООБРАЖЕНИЯХ, БЕЗ КРИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЯВЛЕНИЙ ТОГО ВРЕМЕНИ, К ПРИМЕРУ ИДЕИ МАРКСА НЕ ПРИСУТСТВУЮТ В НАШЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ, НО ИЛИ ПРИСУТСТВУЮТ, НО В ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ И ПРИ ЭТОМ ЭТИ ИНДИВИДЫ ЖИВУТ КОМФОРТНО И МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ТАК, КАК ИМ ПРЕДСТВАЛЯЕТСЯ НУЖНЫМ. СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ БЫЛО ПРИНЯТО ВРЕМЕНЕМ ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР И ЖАЛЕЮЩЕМ ОБ УТРАТЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПСИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВЫМ ИЛИ ЛИЦЕМЕРАМИ С ЗАВУАЛИРОВАННЫМИ ЦЕЛЯМИ, КОРЫСТНЫМИ ВПОЛНЕ ЦЕЛЯМИ, ЕСЛИ ЖАЛЕЮТ О ТОМ, К ЧЕМУ У НИХ НЕ БЫЛО ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ УКАЗЫВАЮЩИМИ НА ЭТО ЯВЛЯЮТСЯ ИХ ОЦЕНКА ТОЛЬКО ХОРОШЕГО И ОТРИЦАНИЕ ВСЕГО ПЛОХОГО И ПАГУБНОГО, ЧТО БЫЛО ЗА ПЕРИОД СССР. ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ ИМЕЮТ В СВОЕМ АРСЕНАЛЕ ЖАЖДУ СПРАВЕДЛИВОСТИ, БЛАГО ОНИ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ И ПОНИМАЮТ, ЧТО ИДЕИ НУЖНО АДАПТИРОВАТЬ ПОД НОВОЕ ВРЕМЯ. ПОКОЛЕНИЕ СМЕНЯЮТСЯ ПОКОЛЕНИЯМИ, СТОЛЕТИЯ СТОЛЕТИЯМИ, МИР ПЫТАЕТСЯ МЕНЯТЬСЯ. ОКОЛО 70 ЛЕТ НАЗАД БЫЛ СОЗДАН ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. ЗА 70 ЛЕТ ОН МОДЕРНИЗИРОВАЛСЯ, НО КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МИР НЕ ВИДЕЛ В ПОЛУЧЕНИИ ЭНЕРГИИ. КОЛЕСО БЫЛО ИЗОБРЕТЕНО ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД, НО МИР ТАК ЖЕ НЕ ВИДИТ ДО СИХ ПОР ДРУГОГО СПОСОБА ДВИЖЕНИЯ ПО ЗЕМЛЕ. ПРИМЕРОВ ТЫСЯЧИ. В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОММУНИЗМ НЕ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО СТАРОМУ СЦЕНАРИЮ. НОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ПОДРАЗУМЕВАЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРОИСХОДЯЩИХ В МИРЕ, А ИМЕННО РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, НАУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВИДЕ РОБОТОВ, НЕЙРОСЕТЕЙ, БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИЙ, ЦИФРОВАЯ ОТРАСЛЬ, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И Т.Д. ДОЛЖНЫ ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИЗЖИТЬ СЕБЯ, А СУТЬ КОММУНИЗМА СТОЯЩЕГО ВО ГЛАВЕ ЭТО ПЛАНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УДОБСТВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ И МИНИМИЗАЦИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ. В ДАННЫЙ МОМЕНТ С РАЗВИТИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕТИ МЕЖДУ ОБЩЕНИЕМ ЛЮДЕЙ И НАЦИЙ ПЕРЕСТАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ГРАНИЦЫ, ТО ЕСТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРЕПОДНЕСТИ СЕБЯ ТАК, КАК ХОЧЕТ И В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ЭТО РАЗЪЕДИНИЛО ЛЮДЕЙ, ТО ЕСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УЖЕ ПОКАЗАЛА СЕБЯ ПО МАКСИМУМУ, ТАКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИВЕЛО КО ВСЕОБЩЕЙ ЛЕНИ, ТЕПЕРЬ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК СКАНДИРУЮЩИЙ У СЕБЯ НА СТРАНИЦЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ОСОБЕНННЫМ СУЪЕКТОМ, ОН ПЕРЕНОСИТ СВОИ ТЯГОТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИЛЫ НА ДРУГОЕ ЛИЦО, ЧЬИ ИДЕИ ЕМУ НРАВЯТСЯ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЭТОТ СУБЕЪКТ В ДЕЙСТВИЯЪ НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАЕТ, НЕ ВЫХОДИТ, НЕ СКАНДИРУЕТ, НЕ ГОЛОСУЕТ, А НАБЛЮДАЕТ ЗА СЧЕТ ТЕХНОЛОГИЙ. СООТВЕТСТВЕННО ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ И ИЗМЕНЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ У КАЖДОГО СВОИМИ, ХОТЯ ЦЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЙ ОДНА, НО ВЗГЛЯДЫ НА ЭТУ ЦЕЛЬ У ВСЕХ РАЗНЫЕ, И КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ В ЦЕНТРЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ СЕБЯ, ПОЯЛЯЕТСЯ ИЛЛЮЗИЯ НАПОЛЕОНА ЗАВОЕВАТЕЛЯ. ИСЧЕЗАЕТ ПОНИМАНИЕ ВЗАИМОПОМОЩИ, НО ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВО КОТОРОЕ Я ВЫВЕЛ - ЭТО ЧУВСТВО ВИРТУАЛЬНОЙ НЕДОСЯГАЕМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОГО ВЫБОРА ИЛИ ОТВЕТА НА ВАЖНЫЕ ВОПРОС, ОНО И ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ ПАССИВНЫМИ И ИСКЛЮЧАЕТ КАКИЕ ЛИБО ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ. А.П. Боровиков, профессор-политолог
Марксистско-ленинское учение О диктатуре пролетариата ПОПЫТКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КОММУНИЗМА, КАК АДАПТИВНЫЙ ФАКТОР ПОД РАЗНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ.
Содержание (УСТАРЕЛО) ЧЕЛОВЕК ПРИМЕНЯЕТСЯ , КАК ВРЕМЕННЫЙ РЕСУРС. Введение..........................................................................................................................................2 Глава I. Классовая борьба, революция, диктатура Пролетариата – единственный путь к социализму 1. Объективная обусловленность классовой борьбы и революции................................................................2
2. Пролетариат – самый революционный класс общества...........................................................................3
3. Классовая борьба и революция необходимо ведут к диктатуре пролетариата..............................................4
Пролетариата 1. Высший принцип диктатуры пролетариата и ее понятие.........................................................................6
2. Понятие «диктатура пролетариата» и понятие «революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства»............................................................................................................8
3. Диктатура пролетариата и демократия................................................................................................9
4. Исходные функции диктатуры пролетариата......................................................................................10
5. Система диктатуры пролетариата.....................................................................................................11 6. Марксистско-ленинская партия в системе диктатуры пролетариата.......................................................12
7. Роль отдельных лиц при диктатуре пролетариата ...............................................................................14
8. Разнообразие государственных форм диктатуры пролетариата..............................................................15
9. Общие черты государственных форм диктатуры пролетариата..............................................................16
10. Время существования диктатуры пролетариата.................................................................................17
Заключение....................................................................................................................................18
Использованные первоисточники.....................................................................................................18
Введение Идея диктатуры пролетариата в марксизме-ленинизме занимает центральное место. Маркс и Энгельс выдвинули ее в 1845 г. в совместном труде «Немецкая идеология» и раскрыли затем в 1848 г. в их знаменитом «Манифесте Коммунистической партии»1. Сам же термин «диктатура пролетариата» впервые был употреблен Марксом в 1850 г. в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Показывая в ней коренное отличие пролетарского социализма от мелкобуржуазных социалистических утопий, проявивших на фоне тех событий свою явную несостоятельность, Маркс так характеризует его основные особенности: «Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих отношений»2. Окончательное закрепление (с учетом накопленного к тому времени международного опыта рабочего движения) идея диктатуры пролетариата получила в 1875 г. в произведении Маркса «Критика Готской программы». «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, – делается там фундаментальный вывод, – лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной дик-татурой пролетариата»3. Означенные классические положения составили наиважнейшие слагаемые теоретического арсенала научного коммунизма, явились для трудящихся мира практическим руководством к действию в их классово-ре-волюционной борьбе. Исключительное теоретическое и практическое значение идеи диктатуры пролетариата многократно специально отмечал и Ленин. Он указывал: - «Вопрос о диктатуре пролетариата есть коренной вопрос современного рабочего движения во всех без исключения капиталистических странах...»4. - «Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист... Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма»5. - «Вопрос о диктатуре пролетариата имеет такую важность, что не может быть членом социал-демок-ратической партии, кто отрицает или только словесно признает ее»6. - «Марксизм, который признает необходимость классовой борьбы, говорит: к социализму человечество придет не иначе, как через диктатуру пролетариата»7. - «...Тот не социалист, кто ждет осуществления социализма помимо социальной революции и диктатуры пролетариата»8. На протяжении всей своей деятельности Ленин проявлял заботу о том, чтобы идея диктатуры пролетариата неизменно находилась в поле внимания российских большевиков, всего международного коммунистического рабочего движения. Учение о диктатуре пролетариата получило в его произведениях всестороннее развитие.
Пролетариата – единственный Путь к социализму Объективная обусловленность Класс общества Определив трудящиеся массы как творцов истории, решающую силу общественных перемен, марксизм-ленинизм наиболее передовую их часть увидел в рабочем классе, пролетариате. Этот вывод базировался на следующем19: 1. По мере утверждения основы капиталистического хозяйства – крупной промышленности – все прочие классы приходили в упадок и уничтожались. Пролетариат же был ее собственным продуктом. Его численность с развитием крупной промышленности неуклонно росла, и он нес главную долю заботы о содержании общества. Поэтому от позиции и действий пролетариата в первую очередь зависели судьбы буржуазного строя в целом. 2. Пролетариат представлял собой единственный класс, лишенный средств производства и, чтобы жить, вынужденный продавать свою рабочую силу. Поэтому с буржуазным обществом его ничто существенное не связывало. Он объективно был заинтересован в замене частной собственности на общественную, преобразовании капитализма в иной строй. 3. На каждом шагу пролетариат сталкивался лицом к лицу со своим главным врагом – капиталистом. Противостоя ему, он стихийно становился коммунистом, осознавал необходимость уничтожения существующих порядков. Это формировало в пролетариате ненависть к угнетателям, побуждало открыто вступать с ними в схватку. 4. Характер труда на крупных предприятиях объединял пролетариат в большие коллективы, воспитывал в нем сплоченность и дисциплину, порождал дух солидарности. Это придавало пролетариату стойкость, позволяло ему создавать свои массовые организации, облегчало его просвещение. 5. Коренные интересы пролетариата объективно совпадали с коренными интересами остальных категорий трудящихся. Негативные жизненные условия последних наиболее полно концентрировались в его положении. И, следовательно, борясь за собственное освобождение, пролетариат тем самым боролся за освобождение всех трудящихся. Это позволяло ему привлекать к себе трудящихся в качестве союзников. 6. Лучшие представители пролетариата испытывали презрение к обывательщине, мещанству и филистерству, процветавшим в средних слоях буржуазного общества – в мелкой буржуазии, в интеллигенции – и оказывавшим на них разлагающее воздействие. Это препятствовало проникновению данных черт в пролетарские ряды. 7. Условия жизни, борьбы и освобождения пролетариата были в главном едины для всех стран. Это делало его глубоко интернациональным классом. Пролетарский интернационализм позволял преодолевать национальные барьеры и обеспечивать международную солидарность рабочих. Благодаря означенным особенностям, считали создатели марксизма-ленинизма, сила и значение пролетариата в историческом движении неизмеримо больше, чем его доля в населении. Пролетариат образует основной костяк каждого народа. Отсюда глубоко ошибочно думать, будто для осуществления социалистической революции необходима «полная» пролетаризация большинства населения. Даже когда пролетариат составляет меньшинство, он все равно выступает как гегемон революции, представляет собой единственный до конца революционный класс20. Другие трудовые классы и слои (крестьянство, городская мелкая буржуазия, интеллигенция) могут быть и бывают, из-за присущих им особенностей, революционны лишь отчасти и при известных условиях. Они неизбежно остаются распыленными, колеблющимися, бессильными и без пролетариата на решительные, последовательные революционные действия не способны. Задача пролетариата – объединить эти массы и вести за собой21. Его всемирно-историческая миссия состоит в том, чтобы сбросить с общества цепи эксплуатации, угнетения, уничтожить капитализм и создать альтернативный ему строй, т.е. социализм, а затем и коммунизм22. Пролетариат, следовательно, есть могильщик капитализма и творец нового общества. (ВСЕ ДАННЫЕ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ УСТАРЕЛИ, НЕЛЬЗЯ ИХ АДАПТИРОВАТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ, СЕЙЧАС ПУТЬ СТОИТ НА РОБОТИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЛЕГЧЕНИИ ТРУДА. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА ИСЧЕЗАЕТ. *** Важно особо отметить, что вывод марксизма-ленинизма о пролетариате как гегемоне революции исходит не из субъективно-произвольных предпочтений, а всецело базируется на осмыслении его объективного положения в обществе, на учете качеств, которые в нем образуются независимо от желаний кого-либо, включая сам пролетариат. «Дело не в том, – пишут Маркс и Энгельс, – в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества»23. Именно объективное положение пролетариата в обществе делает его фактическим гегемоном революции. Вместе с тем не менее существенно и то, что, признавая за пролетариатом означенную всемирно-ис-торическую миссию, марксизм-ленинизм, как писали его создатели, отнюдь не считает пролетариев богами и не превращает слово «пролетариат» в святыню24. Он, наоборот, исходит из того, что революционная сущность, роль гегемона пролетариата не способны проявиться сами по себе, автоматически, без сознательных усилий входящих в него индивидуумов. «Пролетариат, – отметил Ленин, – революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии. Пролетарий, сознавший эту задачу, есть раб, восставший против рабства. Пролетарий, не сознающий идеи гегемонии своего класса, или отрекающийся от этой идеи, есть раб, не понимающий своего рабского положения; в лучшем случае это – раб, борющийся за улучшение своего рабского положения, а не за свержение рабства»25. Отсюда нужно, чтобы пролетариат субъективно осознал свое объективное общественное положение, из «класса в себе» превратился в «класс для себя», образовал широкое, массовое, самостоятельное, активное пролетарское движение. И это, как специально подчеркнул Маркс, требуется пролетариату не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и чтобы измениться самому, преобразовать собственную природу, сделаться в полной мере способным быть могильщиком капитализма и творцом нового строя26. 3. Классовая борьба и революция необходимо ведут к диктатуре пролетариата Осуществляя последовательно роль самого революционного класса общества, пролетариат в конечном счете неизбежно встает перед необходимостью решить основной вопрос классовой борьбы и революции в свою пользу. То есть он становится обязанным вырвать у буржуазии всю государственную власть, взять ее в свои руки, полностью овладеть ею27. Тем самым пролетариат поднимает себя до положения ведущего класса нации, делается в ней господствующим, чем обретает способность представить свой классовый интерес и свои классовые устремления в качестве интереса и устремлений всего общества28. Это, указывали творцы марксизма-ленинизма, составляет непременное предварительное условие выполнения пролетариатом его всемирно-исторической миссии. Он должен утвердить в обществе свое политическое господство и использовать его как средство преобразования буржуазных общественных отношений. Иных путей из капитализма в социализм и коммунизм – принципиально нет.(ОШИБОЧНЫЙ ТЕЗИС ТОГО ВРЕМЕНИ. ОБЪЯСНЮ ПОЧЕМУ. В ТО ВРЕМЯ НЕ БЫЛО ТАКОГО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ КАК У НАС И ОПЯТЬ ЖЕ ПОВТОРЮСЬ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГИХ РЕСУРСОВ КОТОРЫХ СЕЙЧАС НАВАЛОМ. СУТЬ МОЕЙ МЫСЛИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ИМЕЯ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ВАРИАЦИЙ МЫСЛИ НЕ ПОДДАЮЩИХ ОДНОЙ ИДЕЕ ДЛЯ ИНДИВИДА ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОРАЗДО БОЛЬШИЙ ПРОСТОР ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ, А РАЗВИТИЕ ОДНОГО СУБЬЕКТА В СВОБОДЕ ЕГО МЫСЛЕЙ ПРИНОСИТ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ В ПЕРСПЕКТИВЕ, ЧЕМ СУБЪЕКТА НАД КОТОРЫМ ДАВЛЕЮТ. ПРИМЕРОМ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАКОГО РОДА СЛУЖАТ ЗАПАДНЫЕ IT КОРПОРАЦИИ. ПРЕДСТАВИМ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ МИР В КОТОРОМ ЛЮДИ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ТОРМОЗЯТ ПРОГРЕСС, НАПРИМЕР ПОЗВОЛЯЮТ РАЗВИВАТЬСЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ЭНЕРГИИ, УДЕШЕВЛЯЮТ МЕДИЦИНУ И ОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ ЭТОМ НЕ ПРИБЕГАЯ К КАРДИНАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ПРЕДСТАВИМ, ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО РАЗВИЛОСЬ ПО СЦЕНАРИЮ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАЧАЛ ОБЛАДАТЬ ТАКИМ ШИРОКИМ ФОРМАТОМ ЗНАНИЙ, ЧТО УЖЕ ВЫШЕЛ ЗА ГРАНИ фантастики и на начал освоение новых миров и развитие стало общетсва таким, что развитей некуда. Тогда то и получится коммунизм. КОГДА КАЖДЫЙ ИНДВИД БУДЕТ УДОВЛЕТВОРЕН В СИЛУ СВОЕГО ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ. А ПОКА ПРИ ЛЮБОЙ ФОРМЕ СОЦИАЛИЗМА И ПРОЧЕГО У ЧЕЛОВЕКА В СИЛУ ЕГО КОГНИТИВНО ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ДРУГИХ особенностей всегда будет тяга к более лучшему .) Политическое господство пролетариата есть единственная дверь в новое общество, первая предпосылка любых последующих социалистических и коммунистических мероприятий29. *** Мировая практика, история всех революций прошлого показывают, что взятая пролетариатом власть, утверждение им своего господства должны в обязательном порядке обрести облик диктатуры пролетариата. То есть власти рабочего класса, возникающей не на основе формальных норм буржуазной демократии, а в результате революционного почина масс и непосредственно опирающейся не на существующий в то время буржуазный закон, а на исходящее от этих масс революционное насилие30. Насущная необходимость именно такой власти, разъясняется в марксизме-ленинизме, обусловливается следующим. Во-первых, тем, что ни один осуществлявший когда-либо революцию класс не становился господствующим, не переживая этапа своей диктатуры, насильственного завоевания власти и решительного подавления своих противников. Как отметил в этой связи Маркс, «всякое временное государственное устройство после революции требует диктатуры, и притом энергичной диктатуры»31. Именно так пришла к господству на планете и сама буржуазия, когда была прогрессивной, составляла часть народа и боролась с полностью уже изжившим себя феодализмом. Она без колебаний отбросила тогда прежнюю дворянскую законность и провозгласила свое право на революцию, чтобы созданная ею новая буржуазная законность была признана и считалась священной. Буржуазия действовала кровью и железом, опрокидывала троны, конфисковывала дворянскую собственность, проглатывала целые государства, насильственно пресекала сопротивление феодалов и их попытки реставрации. По-иному в условиях вызванного революцией обострения классовой борьбы не могло и быть. Отсюда, указывал Ленин, «кто не понял необходимость диктатуры любого революционного класса для его победы, тот ничего не понял в истории революций или ничего не хочет знать в этой области»32. И, следовательно, возникновение диктатуры пролетариата полностью соответствует общей исторической тенденции взаимоотношений антагонистических классов между собой. Это – не какая-то аномалия истории, а естественно-зако-номерный результат ее развития в определенных условиях. Во-вторых, насущная необходимость диктатуры пролетариата обусловливается также и особенностью того исторического отрезка времени, который начинается со взятия рабочим классом власти и утверждения им своего господства в обществе. (ВНИМАНИЕ ОПЯТЬ ПОВТОР! ПРЕДСТАВИМ СИТУАЦИЮ КОГДА РОБОТЫ НАЧАЛИ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ДВОРНИКА, А ОН ЯВЛЯЕТСЯ ОПЕРАТОРОМ МАШИНЫ И ПОЛУЧАЕТ ЗА ЭТО ДЕНЬГИ, ТО ЕСТЬ ОН НЕ УГНЕТАЕСЯ – СООТВЕТСВЕННО ПРОПАДАЕТ СМЫСЛ ЕГО ДИСКОМФОРТА И ЕГО ЖАЛОБ. ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ДУМАТЬ ЧТО ЭТО СКАЗКИ И ЧТО ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО ЭТО НАИЛЕГЧАЙШИЙ ПРИМЕР ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ СУТЬ МЫСЛИ. ТАК ЖЕ МОЖНО И ПРОВЕСТИ ПАРАЛЛЕЛЬ И С ЗОЛОТОИСКАТЕЛЯМИ В США МЕСТА КОТОРЫХ ЗАМЕНИЛИ МАШИНЫ И ИХ ТРУД ОБЛЕГЧИЛСЯ ХОТЯ ТАК ЖЕ ЗА ПАРУ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ НИКТО И ПРЕДСТАВИТЬ НЕ МОГ ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТО БУДЕТ ТАК ЛЕГКО. В НЫНЕШНЕМ ВРЕМЕНИ технологическим прогрессом в сфере труда и доступностью информации МОЖНО РАЗОРВАТЬ РАЗРЫВ МЕЖДУ БУРЖУАЗИЕЙ, ТО ЕСТЬ (СОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ) И ЛЮДЬМИ МЕНЕЕ СОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ТО ЕСТЬ РАБОЧИМ КЛАССОМ, ВЕДЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДИВИДА ТОЖЕ ИГРАЕТ НЕМАЛОВАЖНУЮ РОЛЬ В ЕГО НЕДОВОЛЬСТВУЮЩИХ МЫСЛЯ И СДЕЛАТЬ ЭТО НЕ ОБЕДНЕНИЕМ БОГАТЫХ А УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ БЕДНЫХ(В ЭТОМ ВОПРОСЕ, КАК САМОМ ПОПУЛИСТСКОМ И СЛОЖНОМ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ) В ДАННЫЙ МОМЕНТ БОЛЬШИНСТВО РАБОЧЕГО КЛАССА ОЧЕНЬ ГЛУПО. ЭТО МОЖЕТ ПОНЯТЬ ЛЮБОЙ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК(НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ МОГУ ОПРЕДЕЛИТЬ ЭТУ КАТЕРИГОРИЮ ПОТОМУ МНЕНИЕ И ЗДРАВОМЫСЛИЕ КАЖДОГО СУБЪЕКТИВНО И ВСЕ В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО, КАК ГОВОРИТСЯ СУМАШЕДШИЙ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАЕТ СУМАШЕСТВИЯ. ПРЕДЛАГАЮ ОПРЕДЕЛИТЬ ЭТУ КАТЕГОРИЮ, ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ КОНЕЧНО ЖЕ, КАК СОГЛАСНЫХ СО МНОЙ) ПРОСТО ПРОВЕДЯ АНАЛИЗМ ВЫБОРА РАБОЧЕГО КЛАССА. НАД НИМИ ВОЗОБЛАДАЛИ СМИ, ИХ ЛЖИВОСТЬ ДАЛЕЕ САМОЦЕНЗУРА И КАК ВЫВОД ИЗ ВСЕГО ЭТОГО БОЛЬШОЙ ИНДЕКС ДИСТАНЦИИ ВЛАСТИ, ПРИ КОТОРОМ СУБЪЕКТ СЧИТАЕТ ИЗБРАННОЕ ИМ ЛИЦО СВОИМ ПАНОМ, А СЕБЯ ХОЛОПОМ, УЧТЕМ ЕЩЕ, ЧТО В БОЛЬШИНСТВЕ СТРАН КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ЭТОТ ИНДЕКС СООТВЕТСВУЕТ ФОРМАТУ РАБОЧИЙ – НАЧАЛЬНИК, ГДЕ РАБОЧИЙ ЭТО В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИЗБРАННОЕ ЛИЦО. Отрезок этот – переходный период от капитализма к социализму как обязательная стадия в становлении коммунистической формации. История показала, что когда одна антагонистическая формация сменялась другой, никакого качественно особого переходного периода не требовалось. Все они были однотипными (именно антагонистическими), и каждая такая последующая формация стихийно вызревала в недрах предыдущей. Классам, представлявшим новую формацию, оставалось только, подавив сопротивление защитников старой формации, прочно укрепиться во власти, чем их революция фактически и заканчивалась. Иное дело – социализм. Стихийно сложиться в недрах капитализма он не может, ибо представляет собой принципиально другой (уже неантагонистический) общественный строй. В недрах капитализма созревают лишь известные предпосылки социализма. А сам же он должен быть еще построен сознательными усилиями пролетариата, народных масс. Для этого и требуется определенный исторический отрезок времени – качественно особый переходный период. И если все буржуазные революции актом прочного взятия капиталистами власти фактически заканчивались, то социалистическая революция актом взятия пролетариатом власти фактически только начинается. Используя власть, пролетариат, трудящиеся должны преобразовать капиталистические общественные отношения в социалистические. Так вот самая главная особенность данного переходного периода состоит в том, что в нем одновременно существуют элементы, кусочки, частички и капитализма, и социализма. Поэтому он представляет собой период острейшей борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся социализмом. Борьбы, когда, по ленинским выражениям, решается великий, судьбоносный вопрос: «Кто – кого?», «Чья возьмет?», «Социализм или капитализм», «Либо– либо», «Или – или», «Середины нет», «Третьего не дано»33. И власть здесь неизбежно может существовать только в виде диктатуры. Либо это будет диктатура буржуазии, если ей удастся взять верх над пролетариатом. Либо это будет диктатура пролетариата, если он возьмет верх над буржуазией. «Всякая средняя власть, – подчеркивает Ленин, – есть мечта, всякая попытка образовать что-то третье ведет к тому, что люди даже при полной искренности скатываются в ту или другую сторону»34. Иное тут (в серьезных вопросах и на про-должительное время) абсолютно невозможно. Человек, отрицающий диктатуру пролетариата, объективно стоит за диктатуру буржуазии. И кто не понял этого по жизни, подытоживает Ленин, кто не вычитал это из марксизма, тот никогда социалистом не был, ничего в социализме не понимал, а только называл себя социалистом35. Причем само собой разумеется, что для социалистической революции диктатура пролетариата нужна в гораздо большей степени, чем диктатура любого иного класса в их революциях прошлого. Ибо (поскольку, повторим, социализм и капитализм представляют собой принципиально различные общественные системы), социа-листическая революции вынуждена отражать более ожесточенные атаки защитников старых порядков и осу-ществлять более глубокие, более радикальные преобразования, чем это проделывал какой-либо революционный класс в прошлом. Таким образом, действительно получается, что классовая борьба и ее высшая точка – революция – необходимо ведут к диктатуре пролетариата. Диктатура пролетариата вполне законна, неизбежна и безусловно обязательна для выхода из капитализма и вступления в социализм. Она есть основная закономерность, главное оружие уничтожения старого общества и построения нового общества. Без признания объективной необходимости диктатуры пролетариата и сознательного участия в ее практическом осуществлении нельзя быть подлинным пролетарским революционером, коммунистом, марксистом-ленинцем на деле.
Пролетариата (В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЦИТАТЫ ЛЕНИНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С КОММУНИЗМОМ, СКОРЕЕ ОНИ НАПРАВЛЕНЫ НА УКАЗАНИЕ ПОРОЧНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ. ТАК КАК ЭТИ ВЫРАЖЕНИЯ АКТУАЛЬНЫ ДО СИХ ПОР. ОНИ БЫЛИ АКТУАЛЬНЫ, КАК ПРИ КОММУНИЗМЕ, ТАК И БЕЗ НЕГО. СООТВЕТСВЕННО Я ДЕЛАЮ ВЫВОД, ЧТО СТРОЙ НА ЭТО НЕ ИМЕЛ ВЛИЯНИЯ. Высший принцип диктатуры пролетариата и ее понятие Обобщая в 1919 году первый опыт осуществления начавшихся в России революционных преобразований и раскрывая роль в них диктатуры пролетариата, Ленин разъяснил: «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов»36. В этом ленинском разъяснении фактически содержится указание на высший, коренной, основополагающий принцип диктатуры пролетариата – прочный союз рабочего класса со всей остальной массой трудящихся при непременной руководящей роли в нем рабочего класса. Необходимость обязательной реализации такого принципа обусловлена тем, что, с одной стороны, только пролетариат, как самый действительно революционный класс общества, способен победить буржуазию и довести до конца дело преобразования старого строя в новый строй. Для всех же других трудовых классов и слоев такая задача (по их объективному месту в обществе и объективной природе) изначально не по плечу. И в этом смысле правомочно утверждать, что диктатура пролетариата есть власть, есть политическое господство, есть единодержавие именно только рабочего класса и никого более. Ленин на сей счет определенно и неоднократно указывал: - «Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и социалистической революции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.е. власти, не разделяемой ни с кем...»37. - «Только диктатура одного класса – пролетариата – может решить вопрос в борьбе с буржуазией за господство. Победить буржуазию может только диктатура пролетариата. Свергнуть буржуазию может только пролетариат»38. - «...Диктатура пролетариата есть власть одного класса, берущего в свои руки весь аппарат новой государственности...»39. - «Диктатура пролетариата означает свержение буржуазии одним классом, пролетариатом, и притом именно его революционным авангардом»40. - «Тот класс, который взял в свои руки политическое господство, взял его, сознавая, что берет его один. Это заключено в понятии диктатуры пролетариата. Это понятие только тогда имеет смысл, когда один класс знает, что он берет себе в руки политическую власть и не обманывает ни себя, ни других разговорами насчет “общенародной, общевыборной, всем народом освященной” власти»41. Но, с другой стороны, сохранить, укрепить взятую политическую власть и успешно использовать ее для преобразования капитализма в социализм рабочий класс в одиночку, лишь собственными силами (вследствие исключительной сложности этого дела) – не в состоянии. Чтобы безусловно победить, он должен привлечь к себе в качестве союзников все имеющиеся в обществе другие трудовые слои – несознательно пролетарские, полупролетарские, полумелкобуржуазные, мелкобуржуазные. Существенный политический вес их в общем раскладе классовых сил определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они составляют большинство или, во всяком случае, значительное меньшинство населения любой страны. И буржуазия использует эти слои как свой серьезный резерв, формирует из них против пролетариата свою армию. Пролетариат же должен превратить их из резерва буржуазии в свой резерв, выступя по отношению к ним руководящей силой. Во-вторых, новое общество не из чего строить иначе, как из человеческого материала, созданного капитализмом. В очень большой мере материал этот составляют означенные слои с присущими им, однако, отрицательными (с точки зрения социализма) чертами. Пролетариату, как руководящей силе, предстоит их переварить, переделать, перевоспитать и приобщить к сознательному, активном социалистическому созиданию. В итоге начинаемая пролетариатом революция меньшинства обретает способность становиться революцией большинства, что является решающим условием ее конечного успеха. Ибо, по свидетельству международного опыта, исторически побеждает лишь тот класс, который ведет за собой широкие массы населения. Без опоры на них и вовлечения их в активную борьбу на своей стороне пролетариат способен добиться лишь непрочного, временного успеха. *** Сказанным и определяется то наиважнейшее обстоятельство, что, не разделяя власть ни с кем, рабочий класс тем не менее обязан привлечь на свою сторону самые широкие слои трудящихся, должен установить с ними прочный стратегический союз. Сугубо подчеркивая это, Ленин писал: «Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма. Это – особого вида союз, складывающийся в особой обстановке, именно в обстановке бешеной гражданской войны, это союз твердых сторонников социализма с колеблющимися его союзниками, иногда с «нейтральными» (тогда из соглашения о борьбе союз становится соглашением о нейтралитете), союз между неодинаковыми экономически, политически, социально, духовно классами»42. Таким образом, рабочий класс в условиях своей диктатуры выступает единым носителем власти, но ре-ализует ее при посредстве теснейшего союза с другими слоями трудящихся, которыми он (как единый носитель власти) руководит. Объективной же предпосылкой, делающей такой союз возможным, является совпадение коренных жизненных интересов пролетариата с коренными жизненным интересами других трудовых слоев. Как отмечал по данному поводу Сталин, неверно думать, будто союз пролетариата с крестьянством (и, добавим, с другими непролетарскими слоями трудящихся) носит лишь чисто моральный характер. Это есть союз по расчету, союз интересов разных классов, имеющий целью взаимную выгоду43. Пролетариат, борясь за свое освобождение от эксплуатации и угнетения, за реализацию своих коренных жизненных интересов, одновременно борется за освобождение и всех остальных категорий трудящихся, за реализацию их коренных жизненных интересов. *** Из изложенного следует, что диктатура пролетариата (пролетарская диктатура) есть власть рабочего класса, осуществляемая им в союзе со всеми трудящимися массами в целях ликвидации капитализма и полного построения социализма. Эта власть, повторим, является диктатурой потому, что она возникает не на основе формальных норм буржуазной демократии, а в результате революционного почина масс и непосредственно опирается не на существующий в то время буржуазный закон, а прямо и непосредственно на исходящее от масс революционное насилие, используемое для пресечения деятельности враждебных социализму сил. Эта диктатура является пролетарской потому, что рабочий класс, как самая революционная часть общества, занимает в нем господствующее положение и, находясь в союзе со всеми трудящимися массами, руководит ими в деле ликвидации капитализма и строительства социализма. Ленин указывал, что диктатура пролетариата тем сходна с диктатурой любых известных истории эксплуататорских классов (рабовладельцев в Древнем мире, феодалов в Средние века, буржуазии в современном капиталистическом обществе), что она вызвана необходимостью, как и любая диктатура, подавить сопротивление класса, теряющего господство. Коренное же отличие диктатуры пролетариата от диктатуры означенных классов состоит в том, что их диктатура была и остается так или иначе насильственным подавлением сопротивления громадного большинства населения – трудящихся, тогда как диктатура пролетариата есть насильственное подавление сопротивления ничтожного меньшинства населения – эксплуататоров44.
Исходные функции диктатуры пролетариата Завоевав власть и установив свою диктатуру, рабочий класс сразу же встает перед необходимостью решать целый комплекс наисложнейших, многообразнейших задач по преобразованию старого строя в новый строй. И в деятельности диктатуры пролетариата (сообразно с характером этих задач) можно выделить две исходных функции. *** Первая исходная функция диктатуры пролетариата – насильственная. Обусловлена она тем, указывает Ленин, что буржуазия после революции, хотя и побеждена, но еще не вырвана с корнем, не уничтожена, не сломлена до конца. Она считает себя не побежденной, а только временно разбитой и мечтает о реванше, питает надежду на реставрацию. Тем более, что буржуазия и после революции в течение ряда лет неизбежно продолжает сохранять за собой громадные фактические преимущества, которые дают ей большой перевес. Отсюда питаемая буржуазией надежда на реставрацию превращается с ее стороны в многочисленные и разнообразные попытки реставрации, в действия по восстановлению своего господства49. Кроме того, на данном этапе революции обычно в полную силу дают о себе знать всевозможные элементы разложения старого общества, проявляющиеся в виде увеличения преступлений, хулиганства, подкупа, спекуляций, шкурничества, тунеядства, иных безобразий. Объективно они выступают как помощники, прих- востни буржуазии, представляющие для революции тоже весьма серьезную опасность50. По ленинскому замечанию, «богатые и жулики, это – две стороны одной медали, это – два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это – главные враги социализма...»51. Наконец, наиважнейшей задачей взявшего власть пролетариата является защита завоеваний революции от посягательств международной империалистической буржуазии, оборона социалистического отечества от возможного и весьма вероятного с ее стороны внешнего нашествия52. Из означенного следует, что завоевание пролетариатом власти отнюдь не прекращает его классовой борьбы против сил старого мира. Диктатура пролетариата, многократно и настойчиво разъясняет Ленин, есть не окончание классовой борьбы, а продолжение ее в новых формах, новыми средствами и на новых поприщах53. Причем, как особо подчеркивает он, классовая борьба в тот период не только не прекращается, а (по сравнению с дореволюционными годами) становится на известное время во многих отношениях еще ожесточеннее, шире, острее и беспощадней. Ибо свержение буржуазии удесятеряет ее сопротивление54. Она ведет против трудящихся войну с возросшей во сто крат ненавистью, ведет ее еще более ретиво, бешено и рьяно. Стало быть, объективно обусловленной, выдвинутой самой жизнью задачей и священным долгом пролетариата на данном этапе его революции (когда решается судьбоносный вопрос: «кто – кого?») является подавление сопротивления буржуазии и ее прихвостней. Подавление систематическое, энергичное, быстрое, твердое, решительное, не останавливающееся ни перед какими буржуазно-демократическими формулами и требованиями. Как указывали создатели марксизма-ленинизма, пролетариат (если он хочет сохранить плоды своих завоеваний) должен на деле доказать, что не только способен свергнуть эксплуататоров, но и организоваться для самозащиты, поставить на карту все. Придя к власти, он должен так скрутить в бараний рог буржуазию, чтобы получить необходимую возможность для последующих действий. И в дальнейшем ему требуется без всяких колебаний удерживать свою власть посредством того страха, который внушает реакционерам его оружие. Причем чем более сильным будет сопротивление реакционеров, тем более сильными должны быть и меры по их подавлению. Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если умеет защищаться55. Создатели марксизма-ленинизма особо подчеркивали отмеченное выше принципиальное отличие насилия, применяемого пролетариатом к своим противникам, от насилия, которое всегда широко использовалось и продолжает использоваться буржуазией. Если, повторим, буржуазное насилие есть насилие над трудящимся большинством в интересах эксплуататорского меньшинства, то пролетарское насилие есть насилие над эксплуататорским меньшинством в интересах трудящегося большинства56. Буржуазное насилие – реакционно, пролетарское насилие – прогрессивно. И это важнейшее обстоятельство делает пролетарское насилие (хотя оно и сопряжено с известными эксцессами) совершенно нравственно обоснованным и правомочным. «Насилие, когда оно происходит со стороны трудящихся, эксплуатируемых масс против эксплуататоров, – да, мы за такое насилие!» – говорил от имени большевиков Ленин57. Он указывал, что «диктатура – слово жестокое, тяжелое, кровавое, мучительное, и этаких слов на ветер не бросают»58. Она «есть железная власть, революционно-смелая и быстрая, беспощадная в подавлении как эксплуататоров, так и хулиганов»59. Иного пути (кроме решительного подавления посредством насилия эксплуататоров) к освобождению эксплуатируемых – нет. Причем острота классовой борьбы в этот период определяется отнюдь не стремлением эксплуатируемых к насилию, а главным образом ожесточенностью сопротивления эксплуататоров. И, значит, вся ответственность за возможные при этом эксцессы падает на эксплуататоров, а не на эксплуатируемых. Именно прежде всего эксплуататоры, а не эксплуатируемые напрямую повинны в том, что классовая борьба приобретает нередко особо кровавые и разрушительные формы. *** Вторая исходная функция диктатуры пролетариата – созидательная. Обусловлена она тем, что насилие, будучи объективно необходимым фактором борьбы за новый общественный строй, подлинной, исконной сущности диктатуры пролетариата в полной мере никогда, однако, не выражало. Ленин разъяснял: - Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Рядом с задачей преодоления сопротивления эксплуататоров, противников социализма «столь же неизбежно выдвигается – и чем дальше, тем больше – более существенная задача положительного коммунистического строительства, творчества новых экономических отношений, нового общества»60. - Диктатура пролетариата предполагает применение насилия для подавления сопротивления ее противников. «Но не в одном насилии сущность пролетарской диктатуры, и не главным образом в насилии. Главная сущность ее в организованности и дисциплинированности передового отряда трудящихся, их авангарда, их единственного руководителя, пролетариата. Его цель – создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех членов общества трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком»61. - Нет сомнения, что без революционного насилия «пролетариат не смог бы победить, но также не может быть сомнения и в том, что революционное насилие представляло из себя необходимый и законный прием революции лишь в определенные моменты ее развития, лишь при наличии определенных и особых условий, тогда как гораздо более глубоким, постоянным свойством этой революции и условием ее побед являлась и остается орга-низация пролетарских масс, организация трудящихся»62. - Диктатура пролетариата «означает не только насилие, хотя она невозможна без насилия, она означает также организацию труда более высокую, чем предыдущая организация»63. - Невозможно победить без наложения железной руки диктатуры пролетариата на старый мир. Но «эта железная рука, разрушая, и созидает»64. Следовательно, созидательная функция (функция организации общества по-новому, функция положительного социалистического строительства) выражает главную, глубинную, сущностную, качественную черту диктатуры пролетариата. Реализуя эту функцию, рабочий класс: а) вырывает самые широкие (несознательно-пролетарские, полупролетарские, полумелкобуржуазные) категории трудящихся из зависимости от буржуазии, привлекает их на свою сторону, внушает им на практическом опыте доверие к своей руководящей роли, просвещает, воспитывает, организовывает, дисциплинирует их; б) нейтрализует (обезвреживает) неизбежные и весьма опасные колебания между буржуазией и пролетариатом со стороны имеющегося также в обществе довольно многочисленного класса мелких хозяев в промышленности, земледелии, сфере обслуживания и соответствующего этому классу особого слоя интеллигенции. в) проводит (при активном, сознательном участии всех категорий трудящихся и нейтрализованном состоянии мелкой буржуазии) необходимые крупномасштабные социалистические преобразования в экономической, социальной, политической и культурной областях. По мере этих преобразований объективно необходимые методы насилия и принуждения органично сочетаются с методами воспитания и убеждения, которые по своему удельному весу и значению все более (с расширением и углублением социалистических преобразований) выходят на первый план. В итоге получается, что, как отметил Ленин, «диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества»65. Причем острием своим диктатура пролетариата изначально обращена прежде всего не на насилие, а именно на созидание – на проведение всеохватывающей политической, организаторской и идеологической работы по мобилизации трудящихся на решение встающих в повестку дня задач положительного социалистического строительства.
Пролетариата К вопросу о роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата примыкает и вопрос о роли отдельных лиц в ее осуществлении. Касаясь этого вопроса, Ленин писал, что, как свидетельствует непререкаемый мировой опыт, выразителем, носителем, проводником диктатуры революционных классов нередко была диктатура именно отдельных лиц74. И, особо заметил он, «волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим»75. Теоретическим обоснованием сказанного опять же является присущее марксизму-ленинизму материалистическое понимание истории. Из него следует, что, с одной стороны, повторим, подлинным творцом исторического процесса, решающей силой общественных перемен является народ, образующие его классы и слои. Вне активной, сознательной деятельности широких народных масс никакие сколько-нибудь значительные преобразования невозможны. Но, с другой стороны, означенное вовсе не умаляет и роли в данном процессе отдельных личностей – руководителей, лидеров, вождей. Ибо они призваны широкие народные массы организовать, внести в их действия сознательное начало и направить по нужному руслу. Без этого деятельность широких народных масс эффективной не будет. Ленин указывал, что ни один класс в истории не достигал господства, если не выдвигал своих политических вождей, способных организовать движение и руководить им. Для организации миллионов, подчеркивал он, значение руководителя необъятно велико. Воля сотен, десятков тысяч может выразиться в одном лице. Без талантливых, испытанных, профессионально подготовленных и долгой школой обученных вождей невозможна в современном обществе стойкая борьба ни одного класса. При отсутствии таких вождей диктатура пролетариата, единство его воли останутся фразой76. Ленин разъяснял, что необходимость осуществления пролетарской диктатуры и ч е р е з о т д е л ь н ы х л и ц (выделено им. – А.П.) обусловливается особенностями совместного труда людей. Применительно к промышленности, самой главной сфере социалистического созидания, он писал: «...Всякая крупная машинная индустрия – т.е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма – требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. И технически, и экономически, и исторически необходимость эта очевидна, всеми думающими о социализме всегда признавалась как его условие. Но как может быть обеспечено строжайшее единство воли? – Подчинением воли тысяч воле одного... Это подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера. Оно может принимать резкие формы диктаторства, – если нет идеальной дисциплинированности и сознательности. Но так или иначе, беспрекословное подчинение единой воле для успехов процессов работы, организованной по типу крупной машинной индустрии, безусловно необходимо»77. Важнейшей предпосылкой подчинения воли тысяч воле одного является органичное соединение предусмотренного социалистическим демократизмом активного, массового участия трудящихся в обсуждении государственных, производственных дел с их железной дисциплиной в процессе труда и персональной ответственностью работников за порученное дело. Указывая на это, Ленин отмечал, что социалистический демократизм единоначалию и диктатуре нисколько не противоречит. Нужно лишь именно научиться соединять бурный митинговый демократизм трудящихся масс с их железной дисциплиной, беспрекословным повиновением воле отдельных лиц, советских руководителей, во время работы. Поскольку коллегиальность необходима для обсуждения основных вопросов, постольку необходимо и единоличное распорядительство при их практическом решении78. Это позволит избавить социалистическое строительство от многовластия и безответственности, которые способны нанести ему очень большой вред. В то же время как совершенно неправомочно (о чем говорилось) противопоставлять диктатуру пролетариата диктатуре партии, так тем более неправомочно противопоставлять диктатуру пролетариата диктатуре вождей. Такое противопоставление, по ленинскому выражению, есть смехотворная нелепость и глупость79. Ибо вожди здесь призваны посредством своей личной воли осуществлять волю пролетариата, призваны реализовывать его коренные классовые интересы, призваны направлять развитие общества в соответствии с ними. Диктатура пролетариата, следовательно, находит в данном случае свое практическое выражение через диктатуру вождей. Другое дело, пролетариат обязан бдительно следить за тем, чтобы правильные взаимоотношения вождей со своим классом не деформировались. «Чем решительнее, – пишет Ленин, – мы должны стоять теперь за беспощадную твердую власть, за диктатуру отдельных лиц д л я о п р е д е л е н н ы х п р о ц е с с о в р а б о т ы, в определенные моменты ч и с т о и с п о л н и т е л ь с к и х функций, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу, чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неустанно сорную траву бюрократизма»80.
Общие черты государственных Форм диктатуры пролетариата Однако, будучи разнообразной по государственным формам, диктатура пролетариата по своей сущности остается неизменно единой – является властью рабочего класса, осуществляемой им в союзе с трудящимися массами. И выражается это единство в общих для всех форм диктатуры пролетариата чертах. Исходя из имеющихся по данному поводу ленинских указаний, можно (на примере русских Советов и в сравнении с буржуазным парламентаризмом) обозначить следующие такие черты88: 1. В отличие от буржуазного парламентаризма, формирующего представительную власть путем выборов по территориальному признаку, органы типа Советов формируются путем выборов главным образом по производственному признаку – от трудовых коллективов города и деревни. Это позволяет направлять в них подлинных представителей трудового народа, а при необходимости легко отозвать не оправдавших доверие депутатов. Тем самым обеспечивается реальная связь органов власти с трудовым народом. Последний получает возможность следить за ними и практически на них влиять. 2. В отличие от буржуазного парламентаризма, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках центральных органов (парламента и правительства), а на местах допускается лишь весьма ограниченное муниципальное управление, органы типа Советов являются единой системой представительной политической власти сверху донизу, от центра до мест. Все их звенья полновластны на своей территории, и каждое звено выступает как частица верховной политической власти. Любые другие государственные звенья подконтрольны и подотчетны органам типа Советов. Этим обеспечивается реализация власти трудового народа на всей территории страны. 3. В отличие от буржуазного парламентаризма, где представительные звенья оторваны (вследствие использования принципа разделения властей) от исполнительных структур и превращаются поэтому в пустые говорильни, органы типа Советов являются работающими корпорациями. Они сами принимают законы, сами их исполняют и сами отчитываются перед избирателями за проделанную работу. Это создает условия для преодоления разрыва между представительными и исполнительными звеньями, между народными избранниками и государственным аппаратом. Массы получают возможность влиять не только на представительную, но и на все другие ветви власти. 4. В отличие от буржуазного парламентаризма, для которого характерно наличие прочно связанного с буржуазией, стоящего над трудовым народом, независимого от него и чуждого ему многочисленного привилеги-рованного чиновничества, органы типа Советов предполагают создание подлинно социалистического управленческого аппарата. То есть прочно связанного с трудовым народом, выражающего его интересы, находящегося у него под контролем и предполагающего привлечение к функциям управления широких трудящихся масс. Ленин в преддверии Великого Октября, накануне взятия большевиками власти, по данному поводу особо отмечал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы... требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато оно было немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту»89. 5. В отличие от буржуазного парламентаризма, в условиях которого силовые структуры власти (армия, внутренние войска, полиция и т.д.) стоят на страже господства буржуазии, оторваны от трудового народа, противопоставлены ему и используются для его подавления, органы типа Советов обеспечивают создание подлинно народных силовых структур. То есть тесно слитных с трудовым народом, стоящих на страже его интересов, являющихся гарантом защиты социалистических завоеваний от возможных происков внутренних и внешних врагов. Они олицетворяют собой вооружение трудового народа и разоружение буржуазии, без чего невозможны сохранение, укрепление власти трудящихся и победа социализма. 6. В отличие от буржуазного парламентаризма, где демократизм и централизм оказываются нередко оторваны друг от друга и противопоставлены друг другу, органы типа Советов прочно основываются на принципе демократического централизма, который позволяет эти два начала диалектически, органично сочетать. Он дает возможность, с одной стороны, – обеспечивать самодеятельность и инициативу трудящихся, выборность руководящих структур власти сверху донизу и подотчетность их массам, а с другой стороны, – осуществлять руководство из одного центра, добиваться на деле подчинение меньшинства большинству, обязательность решений высших органов для низших, приоритет общих интересов над частными, высокую дисциплину в процессе труда. Демократический централизм несовместим ни с анархо-синдикализмом, отрицающим необходимость централизованного государственного руководства, ни с бюрократическим централизмом, сковывающим местную инициативу, отстраняющим народные массы от управления обществом. Таким образом, органы типа Советов по своим внутренним качествам обладают всем необходимым для того, чтобы не только формально-юридически провозгласить, но и фактическо-практически обеспечить широкое, полнокровное участие рабочего класса, всех трудящихся в устройстве и реализации власти, управлении страной, осуществлять их многообразные жизненные права и свободы. Советы есть органы подлинного народовластия. Это власть, осуществляемая во имя трудящихся и самими трудящимися. «Советы, – отметил Ленин, – высшая форма народоправства»90.
Заключение Ленин как-то заметил, что всемирная история неуклонно (вследствие действия объективных законов бытия) идет к диктатуре пролетариата. Но идет она далеко не гладкими, не простыми, не прямыми путями. И хотя в конечном счете международное пролетарское революционное движение непобедимо, этим нисколько не исключается возможность поражения отдельных пролетарских революций на то или другое время96. Именно такое поражение потерпел социализм в нашей стране. Внутренняя контрреволюция с опорой на внешние силы ликвидировала Советскую власть, разрушила СССР, установила в России диктатуру капитала. И, как отмечено в докладе и выступлении Г.А. Зюганова на октябрьском (2014 г.) Пленуме ЦК КПРФ, задача российского рабочего класса, российских коммунистов состоит сегодня в том, чтобы преодолеть реставрацию капитализма путем перехода от диктатуры капитала к диктатуре пролетариата. Без ликвидации диктатуры капитала и утверждения диктатуры пролетариата вернуться на магистральный путь социалистического развития невозможно97. При решении этой задачи требуется в полной мере руководствоваться марксистско-ленинским учением о диктатуре пролетариата, творчески развивать и использовать его на практике с учетом специфики нынешних реалий. ПРЕДИСЛОВИЕ. СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ВСТУПАЕТ В РЯДЫ ЛЕВЫХ СИЛ И ЖАЛЕЕТ О ПОТЕРЕ ФЛАГМАНА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, ДОЛЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ВСЕ ИХ ЧУВСТВА О ГОРЕЧИ УТРАТЫ ЯВЛЯЮТСЯ НИ ЧЕМ ИНЫМ, КАК БУТАФОРИЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ИХ РЕАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЭТОГО ВСЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА СЛОВАХ И ВООБРАЖЕНИЯХ, БЕЗ КРИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЯВЛЕНИЙ ТОГО ВРЕМЕНИ, К ПРИМЕРУ ИДЕИ МАРКСА НЕ ПРИСУТСТВУЮТ В НАШЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ, НО ИЛИ ПРИСУТСТВУЮТ, НО В ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ И ПРИ ЭТОМ ЭТИ ИНДИВИДЫ ЖИВУТ КОМФОРТНО И МОГУТ РАЗВИВАТЬСЯ ТАК, КАК ИМ ПРЕДСТВАЛЯЕТСЯ НУЖНЫМ. СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ БЫЛО ПРИНЯТО ВРЕМЕНЕМ ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР И ЖАЛЕЮЩЕМ ОБ УТРАТЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПСИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВЫМ ИЛИ ЛИЦЕМЕРАМИ С ЗАВУАЛИРОВАННЫМИ ЦЕЛЯМИ, КОРЫСТНЫМИ ВПОЛНЕ ЦЕЛЯМИ, ЕСЛИ ЖАЛЕЮТ О ТОМ, К ЧЕМУ У НИХ НЕ БЫЛО ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ УКАЗЫВАЮЩИМИ НА ЭТО ЯВЛЯЮТСЯ ИХ ОЦЕНКА ТОЛЬКО ХОРОШЕГО И ОТРИЦАНИЕ ВСЕГО ПЛОХОГО И ПАГУБНОГО, ЧТО БЫЛО ЗА ПЕРИОД СССР. ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ ИМЕЮТ В СВОЕМ АРСЕНАЛЕ ЖАЖДУ СПРАВЕДЛИВОСТИ, БЛАГО ОНИ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ И ПОНИМАЮТ, ЧТО ИДЕИ НУЖНО АДАПТИРОВАТЬ ПОД НОВОЕ ВРЕМЯ. ПОКОЛЕНИЕ СМЕНЯЮТСЯ ПОКОЛЕНИЯМИ, СТОЛЕТИЯ СТОЛЕТИЯМИ, МИР ПЫТАЕТСЯ МЕНЯТЬСЯ. ОКОЛО 70 ЛЕТ НАЗАД БЫЛ СОЗДАН ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. ЗА 70 ЛЕТ ОН МОДЕРНИЗИРОВАЛСЯ, НО КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ МИР НЕ ВИДЕЛ В ПОЛУЧЕНИИ ЭНЕРГИИ. КОЛЕСО БЫЛО ИЗОБРЕТЕНО ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД, НО МИР ТАК ЖЕ НЕ ВИДИТ ДО СИХ ПОР ДРУГОГО СПОСОБА ДВИЖЕНИЯ ПО ЗЕМЛЕ. ПРИМЕРОВ ТЫСЯЧИ. В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОММУНИЗМ НЕ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО СТАРОМУ СЦЕНАРИЮ. НОВЫЙ СЦЕНАРИЙ ПОДРАЗУМЕВАЕТ МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРОИСХОДЯЩИХ В МИРЕ, А ИМЕННО РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, НАУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВИДЕ РОБОТОВ, НЕЙРОСЕТЕЙ, БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИЙ, ЦИФРОВАЯ ОТРАСЛЬ, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И Т.Д. ДОЛЖНЫ ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИЗЖИТЬ СЕБЯ, А СУТЬ КОММУНИЗМА СТОЯЩЕГО ВО ГЛАВЕ ЭТО ПЛАНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УДОБСТВ РАЗВИТИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ И МИНИМИЗАЦИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ. В ДАННЫЙ МОМЕНТ С РАЗВИТИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕТИ МЕЖДУ ОБЩЕНИЕМ ЛЮДЕЙ И НАЦИЙ ПЕРЕСТАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ГРАНИЦЫ, ТО ЕСТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРЕПОДНЕСТИ СЕБЯ ТАК, КАК ХОЧЕТ И В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ЭТО РАЗЪЕДИНИЛО ЛЮДЕЙ, ТО ЕСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УЖЕ ПОКАЗАЛА СЕБЯ ПО МАКСИМУМУ, ТАКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИВЕЛО КО ВСЕОБЩЕЙ ЛЕНИ, ТЕПЕРЬ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК СКАНДИРУЮЩИЙ У СЕБЯ НА СТРАНИЦЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ОСОБЕНННЫМ СУЪЕКТОМ, ОН ПЕРЕНОСИТ СВОИ ТЯГОТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИЛЫ НА ДРУГОЕ ЛИЦО, ЧЬИ ИДЕИ ЕМУ НРАВЯТСЯ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЭТОТ СУБЕЪКТ В ДЕЙСТВИЯЪ НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАЕТ, НЕ ВЫХОДИТ, НЕ СКАНДИРУЕТ, НЕ ГОЛОСУЕТ, А НАБЛЮДАЕТ ЗА СЧЕТ ТЕХНОЛОГИЙ. СООТВЕТСТВЕННО ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ И ИЗМЕНЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ У КАЖДОГО СВОИМИ, ХОТЯ ЦЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЙ ОДНА, НО ВЗГЛЯДЫ НА ЭТУ ЦЕЛЬ У ВСЕХ РАЗНЫЕ, И КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ В ЦЕНТРЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ СЕБЯ, ПОЯЛЯЕТСЯ ИЛЛЮЗИЯ НАПОЛЕОНА ЗАВОЕВАТЕЛЯ. ИСЧЕЗАЕТ ПОНИМАНИЕ ВЗАИМОПОМОЩИ, НО ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧУВСТВО КОТОРОЕ Я ВЫВЕЛ - ЭТО ЧУВСТВО ВИРТУАЛЬНОЙ НЕДОСЯГАЕМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОГО ВЫБОРА ИЛИ ОТВЕТА НА ВАЖНЫЕ ВОПРОС, ОНО И ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ ПАССИВНЫМИ И ИСКЛЮЧАЕТ КАКИЕ ЛИБО ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ. А.П. Боровиков, профессор-политолог
Марксистско-ленинское учение О диктатуре пролетариата |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы