Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мужчина: Что позволяет измерить, как часто надо использовать переходы?



Ваши глаза. Когда вы начнете этим заниматься, вы заметите, что в

измененных состояниях люди выглядят иначе, чем в своих нормальных

трансах бодрствования; а когда вы начнете замечать это, вы начнете также

замечать, чем вы создаете разрывы в их переживаниях. Для гипноза

необходимо очень хорошее зрение, потому что большею частью люди,

находящиеся в трансе, не доставляют вам столь же отчетливой обратной

связи, как в нормальном состоянии. Они мало говорят и ведут себя не

столь определенно. В одном смысле это облегчает вашу задачу, поскольку y

вас меньше поводов запутаться, но это требует от вас более острого

зрения. Если y вас его нет, вы можете кончить тем, что делают многие

гипнотизеры - полностью положиться на сигналы пальцев, дающие ответ на

ваши вопросы в форме «да» или «нет». В этом нет необходимости. Это

полезно знать, когда вы не можете добиться нужной вам обратной связи, а

это можно использовать для развития вашей чувствительности. Но если y

вас хорошее зрение, вы можете получить любую желательную обратную связь,

не прибегая к искусственному построению механизмов обратной связи. Люди

реагируют внешним видимым образом на то, что происходит внутри них.

Когда вы говорите человеку, что он чувствует себя «спокойно»,

«расслабленно» или «уютно», это может вызвать y него ощущение внутренней

разорванности, если он чувствует себя иначе: в таком случае вы можете

заметить его несловесные реакции, указывающие на это. И если вы видите

нечто в этом роде, то имеет смысл об этом сказать. Некоторые говорят:

«Почему вы не успокоились? », и вы пытаетесь успокоиться, но это вам

трудно и не удается, и вы говорит: себе: «Если бы я мог», Я мог бы

сказать вам: «Чувствуйте себя уютно, но ведь трудно привести себя

намеренно в уютное состояние. Между тем вам очень легко представить себе

«каплю дождевой воды, приставшую к листу». И хотя эти вещи не связаны,

человек гораздо лучше успокоится, думая о капле воды, чем если он будет

стараться успокоиться.

Одно из самых сильных впечатлений, произведенных на меня Милтоном

Эриксоном, состояло в том, что он не применял гипноз, как прямое

средство. Если он хотел, чтобы человек потерял цветное зрение, он не

говорит ему: «Перестаньте различать цвета». Он говорил, например: «Вы

читали когда-нибудь книгу? Что значит что вы читали ее красной? * Это

ровно ничего не значит. Кто-то сказал мне однажды, что был «синий

понедельник». Я подумал: «Синий понедельник. Это ничего не значит. Эти

вещи как-то сочетаются, но не имеют смысла. Они для меня ничего не

значат. Они ничего не должны значить для вас».

Разница между Эриксоном и другими гипнотизерами, которых я видел и

слышал и с которыми я работал, состояла в том, что для Эриксона не было

неподдающихся клиентов. Это значит, что он либо очень уж хорошо подбирал

себе клиентов либо делал нечто важное, чего не делали другие. Милтон

наблюдал, как люди реагировали, и давал им то, что им подходило. 

Использование переходов - это нечто, подходящее в работе с любым

человеком, чей родной язык - английский, потому что переходы составляют

часть основной структуры английского языка: они входят как часть в

строение нашего языка. И поскольку вы применяете гипноз, если вы

используете гипноз - они вам помогут.

Я видел однажды, как Милтон произвел официальное наведение транса, что

случалось, поверьте мне, очень редко. Большею частью люди приходили,

начинали говорить с ним на интеллектуальные темы... и вдруг время

исчезало для них. Но однажды он официально произвел транс. Он попросил

человека сесть и сказал: «И когда вы там сидите, я хочу, чтобы вы

рассматривали пятно на стене, и когда вы рассматриваете это пятно, вы

можете понять, что делаете сейчас то же самое, что делали, когда впервые

пошли в школу и учились писать числа и буквы алфавита. Вы учитесь... 

учитесь чему-то, чего вы в самом деле не знаете. И если вы даже этого не

поняли, ваше дыхание уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы

чувствуете себя уютнее и спокойнее». Эти переходы помогали строить

непрерывность. Между тем хождение в школу и обучение числам и буквам

алфавита имеют весьма отдаленное отношение к успокоению.

Дело в том, что смысл любого сообщения - не только в гипнозе, но и в

жизни - не в том, что оно, по вашему мнению означает: смысл его в той

реакции, которую оно вызывает. Если вы пытаетесь сделать кому-нибудь

комплимент, а он чувствует себя оскорбленным, то смысл вашего

сообщения - оскорбление. Если вы говорите, что он обиделся, потому что

вас не понял, вы оправдываетесь таким образом в вашей неспособности к

общению. Но само сообщение было все-таки оскорблением. Вы можете,

конечно, оправдывать и объяснять происходящее, но вы можете также

извлекать из него уроки. Если я что-нибудь сообщаю, а это воспринимается

как оскорбление, то в следующий раз я могу изменить мой способ общения. 

Если же я хочу в дальнейшем оскорблять этого человека, то я в точности

знаю, как это делается!

Хотя переходы не исчерпывают все искусство, они являются важным

средством. Нет никакой принятой формулы гипноза. Вы можете рассчитывать

лишь на одно: когда вы общаетесь с людьми - они реагируют. И если вы

дадите им достаточно разнообразной коммуникации, то найдете, на что они

реагируют надлежащим образом.

То, что я вам до сих пор сказал - всего лишь начало. Хочу также, чтобы

вы обращали внимание на ваш темп. Темп - это очень и очень, сильная

вещь. Один весьма традиционный гипнотизер, по имени Эрнест Хилгард,

доказал после сорокалетних исследований, что способность человека

переходить в измененное состояние сознания не связана с темпом голоса

гипнотизера. Он доказал это статистически. Но если вы обратите внимание

на ваши собственные переживания, когда я говорю с вами здесь и сейчас

когда... я меняю мой темп... на другой темп... который совсем... 

другой... и более медленный... это производит заметное действие. И

поскольку это производит заметное действие, меня не беспокоит, что об

этом говорит наука.

Я сказал вначале, что занимаюсь моделированием. Тот, кто моделирует,

всего лишь составляет описания. Описания - это естественный способ

заставить вас обращать внимание на некоторые вещи. В данном случае цель

этих описаний состоит в том, чтобы заставить вас обращать внимание на

ваш тон и ваш темп. Вспоминаю первого гипнотизера с которым я

познакомился в своей жизни. Когда я вошел в комнату, он сидел там,

пытаясь ввести какого-то человека в транс. Он хотел научить меня

гипнозу, и вот он говорил неприятным высоким носовым голосом: «Вы должны

чувствовать себя очень спокойным».

Даже мне было ясно, что я не мог бы чувствовать себя спокойным, когда

кто-то говорит со мной визгливым голосом. Но он знал, что требовалось

только говорить визгливым голосом, потому что во всех книгах было

написано, что надо говорить монотонно. Он «знал», что если тон голоса не

меняется, то все равно каким тоном говорить.

Но насколько я понимаю, монотонность речи - это лишь один из способов

избегать неровности. Вы избегаете неровности речи, говоря все время

одним тоном. Если в вашей речи и есть неровность, ее никто не заметит,

потому что в вашем голосе нет вариаций. Однако, вариации голоса могут

быть также орудием, усиливающим эффект вашей работы.

Мужчина: Я заметил, что когда вы делали внушения, вы применяли иногда

слова, означающие управление, например: «вы почувствуете», или «вы

чувствуете», в отличие от выражений, означающих, что «это может

произойти». Делаете ли вы различия, избирая управляющие и неуправляющие

слова?

Да. Руководящее правило состоит в следующем: я не хочу, чтобы человек, с

которым я занимаюсь гипнозом, потерпел в чем-нибудь неудачу. Если я

внушаю что-нибудь легко поддающееся проверке, я скорее всего применю

такие слова как «может» или «может быть», которые мы называем

«модальными операторами возможности». «Ваша рука, может быть начинает

подниматься...». Если при этом то, что я внушаю, не происходит, то

человек не испытывает неудачи.

Если же я внушаю нечто, совершенно не поддающееся проверке, то я скорее

применю слова, означающие причинение: «Это погружает вас глубже в

транс», или «Это делает вас более спокойным». Поскольку такое внушение

нельзя проверить, человек не может прийти к заключению, что он потерпел

неудачу.

Если я применил уже пять или шесть модальных операторов возможности, и

если человек реагировал на каждый из них, то на этой стадии,

по-видимому, я могу безопасно переключиться на слова, означающие

причинение. Впрочем, если мое ближайшее внушение имеет очень уж

критический характер, я могу продолжить применение модальных операторов

возможности. Главное правило - следить за тем, чтобы человек ни в чем не

потерпел неудачу.

Многие гипнотизеры доводят человека до пределов выполнимого, давая ему

так называемые тесты восприимчивости. Эти гипнотизеры приводят клиента в

измененное состояние и пытаются ставить ряд все более трудных

гипнотических заданий, так что клиент выполняет некоторые из них, а в

других терпит неудачу. Вследствие этого и гипнотизер и клиент так или

иначе приходят к выводу, что к некоторым вещам они неспособны.

Когда я преподавал в университете и вел в вечернее время занятия по

гипнозу, многие приходили на эти занятия и говорили мне: «Знаете, я уже

много раз бывал в трансе, но я могу лишь дойти до некоторого уровня и не

дальше». Не знаю, откуда взялось это представление об уровнях. Каким-то

образом человек измеряет качество своего гипнотического транса вроде

того, как меряют высоту, его самочувствие от этого повышается, но успехи

в гипнозе становятся ниже. Некоторым нужно настоящее измененное

состояние, чтобы увидеть положительную галлюцинацию. Другие же видят

положительные галлюцинации все время, называя это мышлением. Если я в

качестве гипнотизера заталкиваю человека в некоторое положение, это

подготовит его к неудаче. Если я скажу ему: «Вы откроете глаза и увидите

французского пуделя длиной в шесть футов», и если открыв глаза он не

увидит французского пуделя, то он может подумать, что он неспособен к

положительным галлюцинациям. Если он воспримет такое указание как

свидетельство о самом себе, а не о данном конкретном гипнотизере, то он,

вероятно, решит, что это для него недоступно.

Как правило, клиент приходит и говорит мне: «Вот какая штука, я всегда

хотел, чтобы y меня были положительные галлюцинации, но это не выходит». 

Я же знаю, что к этому способен каждый, и каждый человек, вероятно, уже

не раз это испытал. И если он говорит, что y него не выходит, значит

нечто убедило его, что это выходит за пределы его возможностей, так что

мне будет немного труднее этого добиться. Чтобы вызвать y него это

переживание, мне придется незаметно выведывать его представления. Но я

могу поступить иначе попросту принять его представление и сказать ему:

«Hy что ж, это, знаете ли, генетическое ограничение, но вам вовсе нет

надобности переживать это явление, если только вы не

инженер-строитель».

Потому что инженеры-строители делают это, как известно, всю свою жизнь. 

Они ходят и рассматривают какие-нибудь холмы, где ничего особенного нет,

и галлюцинируют на дороги и плотины, а затем их измеряют. Им надо иметь

лишь галлюцинации определенного рода, а не какие-нибудь другие. Для них

естественно увидеть шоссе, где его нет, это называется «работой». Если

же они видят, как по шоссе движутся в разные стороны маленькие синие

человечки, в этом случае y них что-то не в порядке.

Поскольку я не хочу, чтобы люди испытывали неудачи и приходили к

неверным обобщениям, я продвигаюсь очень и очень медленно, вызывая

поддающиеся проверке эффекты, подобные классическим гипнотическим

явлениям. Очень немногие из встречающихся мне имели сильную потребность

в левитации руки или в отрицательной галлюцинации. У большинства то и

другое происходит все время, но они этого не знают. Эти явления сами по

себе лишены всякой ценности.

В действительности моя задача состоит в том, чтобы провести человека

через переживания, которые убедят его, что он способен к изменениям,

желательным для него самого. Хочет ли он научиться контролировать боль,

когда идет к дантисту, или изменить привычки сна, или произвести очень

глубокие психологические изменения, я хочу помочь ему в достижении этих

результатов, поскольку гипноз может быть очень сильным средством,

содействующим психотерапевтическому изменению.

Многие спрашивают: «Что можно сделать с помощью гипноза» Но вопрос

состоит не в том, «Что можно конкретно сделать, пользуясь гипнозом? », а

в том, «Как можно использовать гипноз, делая то, что вы хотите сделать? »

Гипноз - не лечение, а набор инструментов. Если y вас есть набор гаечных

ключей, это еще не значит, что вы можете починить машину. Для этого вам

надо использовать ключи определенным образом. Из всех аспектов гипноза

это вызывает наибольшее недоразумение: гипноз рассматривают, как вещь. 

Гипноз - это не вещь, это набор процедур, которые можно использовать для

того, чтобы получить измененные состояния сознания. Совсем другой

вопрос, каким состоянием сознания следует воспользоваться, имея в виду

решение некоторой задачи. Это важный вопрос, которым мы займемся в

дальнейшем: но прежде всего надо научиться быстро и легко переводить

человека из одного состояния сознания в другое.

 

Упражнение 3

 

Прошу вас выполнить в течение десяти минут то же упражнение, что и

раньше, с теми же группами по три человека. Прибавьте на этот раз

усовершенствования, о которых шла речь. Поскольку прошло уже некоторое

время с тех пор, как я их описал, я снова изложу их во всех

подробностях. На этот раз вы не начнете описывать переживание, которое

д. б. y человека, а усадите его с закрытыми глазами и начнете с описания

его нынешнего переживания. Используйте по три предложения, служащих для

подстройки и описывающих подлинные переживания. «Вы сидите на стуле... 

вы чувствуете, что ваше тело касается стула... вы чувствуете, что ваши

руки сложены крест-накрест... чувствуете, где ваша нога касается пола... 

температура вашего лица... движения ваших пальцев... Вы слышите звуки в

комнате, когда движутся другие люди... Вы ощущаете температуру

воздуха... вы слышите звук моего голоса...»

Все эти предложения можно проверить. Скажите три предложения, которые

можно проверить, а затем прибавьте к ним что-нибудь, что не так легко

проверить. Вы можете прибавить любое предложение, описывающее, чего вы

хотите от того человека: «...- и вы чувствуете себя спокойнее...», «...и

вам становится все уютнее...», «...и вы не знаете, что я сейчас

скажу...». Итак, вы высказываете по три подстроечных предложения,

применяете переходное слово и прибавляете одно предложение, ведущее

партнера в желательном для вас направлении. «Вы дышите... В комнате

слышны звуки... Вы слышите, как люди движутся... и вы спрашиваете себя,

вы в самом деле спрашиваете себя, что же вы делаете». Переходы делайте

как можно естественнее. Один из вас пусть будет субъектом, а двое других

пусть по очереди скажут подстроечные предложения, сопровождаемые ведущим

предложением. После того, как каждый из вас выполнит всю

последовательность дважды, начните включать в свои подстроечные и

ведущие предложения описывая те переживания, какие вы использовали в

первых двух упражнениях. «...И между тем вы вспомните, постепенно

вспоминаете и думаете о том, как вы бегали трусцой». Обратите внимание

на то, насколько иначе это получается теперь.

Опять-таки, полезны будут несловесные виды подстройки: дышите с той же

частотой, что и человек, которому вы говорите, и соразмеряйте темп

вашего голоса с его дыханием. Существенно, чтобы содержание ваших

высказываний было согласовано с тем, что и как вы говорите.

Когда ваш партнер погрузится в переживание так же глубоко, как раньше,

вы начнете нарушать эти принципы, каждый раз по одному. Измените вдруг

темп вашего голоса на прямо противоположный. Обратите внимание на то,

произвело это действие, или нет. Затем вернитесь к тому, что вы делали

раньше, а затем измените тон вашего голоса. После этого попробуйте

обойтись без перехода. «Вы сидите здесь. Вам уютно. Вы спокойны. Вы

знаете, что произойдет дальше». Обратите внимание на то, что происходит,

когда вы это говорите. Попробуйте добавить что-нибудь несущественное. 

«Вы чувствуете ваши пальцы на клавишах... и вы знаете, что в этом доме

где-то есть кухня». «Вы чувствуете, как ваша нога опирается на пол... и

вы ощущаете энтузиазм и интерес к политике Вашингтона».

Сосредоточьтесь сначала на применении всех упомянутых элементов. Когда

вы заложите твердую основу, измените один небольшой кусок процедуры, и

обратите внимание на то, что при этом происходит. После этого вернитесь

к применению всех элементов, и затем измените другой кусок процедуры. 

Обратите внимание на то, как это отражается на выражении лица вашего

партнера, на частоте его дыхания, на цвете его кожи, на форме его нижней

губы, на движениях его ресниц. В состоянии транса люди говорят немного,

так что вы должны научиться получать обратную связь другими путями. Если

вы заметите что-нибудь потом, будет уже поздно. Вы должны отмечать

происходящее в каждый момент, когда это происходит, и лучшим средством

для этого будет ваше зрение.

Из коллекции PsyTechServer'а © 1997-2004

Д.Гриндер, Р.Бэндлер «Формирование транса»

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

 

* * *

 

Вы заметили, что если упражнение выполняется таким образом, то процесс

еще более усиливается? В течение сегодняшнего утра я дал вам проделать

это произвольно, затем с небольшими указаниями, а потом еще раз; этим я

хотел научить вас рассматривать гипноз, как процесс усиления. Если вы

будете представлять себе гипноз, как способ внушения, то в конечном

счете вы и отдаленно не достигнете желаемых результатов. И если вы

будете представлять себе гипноз, как способ управления, вы и отдаленно

не достигнете их. Мы выбираем ситуацию, в которой человек реагирует

определенным образом, а затем, используя специальную технику, связанную

с этой реакцией, мы можем ее усилить.

Женщина: Что вы скажете о левитации руки и тому подобных вещах? Это тоже

усиление?

Гипнотизеры очень хитро выбирают реакции, которые, как им известно,

должны происходить во всех случаях. Левитация руки - это один из

эффектов, которых добиваются многие гипнотизеры. Одно из первых

указаний, ведущих к левитации руки, состоит в следующем: «Обратите

внимание на вашу руку, и вы почувствуете, что она становится легче. 

Попробуйте вдохнуть воздух поглубже, и обратите внимание на то, что

происходит с вашими руками...» Возникает ощущение, что руки стали

намного легче, потому что при вдохе ваша грудь поднимается и подтягивает

руки вверх. Таким образом, лучше всего давать указания о легкости рук в

моменты вдоха.

Хорошие гипнотизеры выбирают такие явления, которые, как известно, все

равно должны произойти. Но не все они сознают, как они это делают. Есть

старый способ наведения, который можно увидеть в кино, - когда гипнотизер

раскачивает часы взад и вперед. Гипнотизер говорит: «Часы медленно

движутся туда и сюда, и вы смотрите на часы, и вы видите, как время

проходит перед вами. Когда вы смотрите, как часы качаются туда и сюда,

ваши глаза начинают уставать».

В начале века людей гипнотизировали, заставляя их на что-нибудь

смотреть. Пациент садился, гипнотизер становился перед ним, поднимал два

пальца и говорил: «Итак, смотрите на эти два пальца, и когда вы смотрите

на пальцы, наблюдайте за ними внимательно... И когда ваши глаза начинают

уставать, ваши веки наливаются тяжестью, и вы уже знаете, что начинаете

погружаться в гипнотический транс».

Если вы смотрите на что-то достаточно длинное, находящееся перед вами,

ваши глаза и в самом деле начнут уставать. «И когда ваши глаза начинают

уставать, вы начинаете замечать изменения в фокусе вашего зрения». Если

вы смотрите на что-то достаточно долго, то фокус зрения и в самом деле

меняется. «И ваши веки наливаются тяжестью. Вы чувствуете, что вам

хочется закрыть глаза». Конечно вам хочется закрыть веки. Все это делают

все время. Это называется морганием.

И если я после этого скажу вам: «И когда вы закроете глаза они останутся

закрытыми», то очень вероятно, что так оно в случится. Ведь я взял три

фрагмента поддающихся проверке переживаний, присоединив к ним еще один,

не поддающийся проверке. Я сделал это с естественным переходом и

плавностью, согласованной со всем, что вы переживали. Я построил

последовательный процесс, шаг за шагом ведущий к некоторому результату. 

Я говорю: «У вас сейчас какое-то переживание, оно ведет к другому

переживанию, а то в свою очередь - к третьему», и все три предложения

можно проверить. Ваши глаза и в самом деле начинают уставать, ваши веки

и в самом деле хотят закрыться, ваш фокус и в самом деде меняется. Но вы

не сознаете, что все эти явления составляют естественную часть вашего

опыта, и когда я их описываю одно за другим, каждое естественным образом

ведет к следующему. И если я прибавляю затем нечто, не являющееся частью

вашего опыта, неестественное для вас, а вы уже следили за моим описанием

шаг за шагом, то вы попросту сделаете еще один шаг. Это не значит, что

вы убеждены. Вы даже не подумали, верно это или нет. Вы просто следуете

тем же путем.

Если вы будете представлять себе гипноз, как состояние, в котором вы

управляете другим человеком, или что-нибудь внушаете ему, то вы

проиграете. Вы ограничите этим число людей, на которых вы воздействуете

эффективно. Вы проиграете также в вашей личной жизни, потому что начнете

беспокоится о том, кто управляет вами. По моим наблюдениям люди гораздо

больше уважают себя в гипнотических измененных состояниях сознания, чем

в бодрствующем состоянии. Я могу внушить человеку нечто отрицательное и

вредное в бодрствующем состоянии, и он будет гораздо более склонен

сделать это, чем если он находится в трансе. Если вы припомните все

неприятные веши, которые вы сделали по научению людей, то вероятно вы

делали их в бодрствующем состоянии. В трансах очень трудно заставить

человека сделать что-нибудь, не ведущее к осмысленной и положительной

цели. По-видимому в измененных состояниях люди лучше различают такие

вещи. Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в

бодрствующем состоянии сознания, нежели в любом другом состоянии

сознания из всех, какие мне известны.

Я думаю, что в действительности гипноз - это биологическая обратная

связь. Но машина биологической обратной связи не говорит вам, чтобы y

вас замедлился пульс. Она говорит вам только, каков он сейчас. Если вы

хотите, чтобы ваш пульс замедлился, или чтобы ваше кровяное давление

изменилось, то вы должны стремиться к этому результату. Машина лишь

представляет вам обратную связь. В качестве гипнотизера вы можете делать

и то и другое. Вы можете предоставить человеку сообщение,

соответствующее тому, что происходит, в точности, как это делает машина

обратной биологической связи. А затем вы можете прибавлять шаг за шагом

другие вещи, ведущие к чему-то другому, и человек будет следовать за

вами естественным путем и удобным. Вы можете создать ситуацию, в которой

он должен всего лишь реагировать, а это люди делают все время и делают

лучше всего.

В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личности, чем

в бодрствующем состоянии. Тот факт, что y вас нет желательного выбора,

зависит от состояния сознания, в котором вы находитесь. По определению,

ваше нормальное состояние бодрствования - и есть описание ваших

возможностей, ограничений. Если вы находитесь в состоянии, в котором

ваши возможности ограничены, и если вы пытаетесь изменить эти

ограничения в нормальном состоянии сознания, это ситуация типа «один

против всех». Эти ограничения лишают сами по себе вас возможности

справиться с такими ограничениями, и y вас будет немало трудностей. Если

же вы переходите в измененное состояние сознания, то вы встречаетесь уже

не с вашими обычными ограничениями. У вас будут ограничения, но другие. 

И если вы будете пробовать различные измененные состояния, то вы сможете

так сильно измениться, что ваше состояние бодрствования уже не будет

похоже на прежнее.

Кто из вас клиницисты? Кто из вас испытал однажды такое изменение, что

уже не вернулся к прежней личности?.. Кто из этого никогда не

испытывал?.. Я рассчитывал, что хотя бы один из вас поднимет руку, и

тогда я сказал бы: «Как вы смеете быть клиницистом? » Человек, обязанный

изменять других, и сам неспособный меняться - это предел лицемерия Для

меня гипноз - это лишь способ содействовать изменению. И наша задача

научиться выполнять естественные переходы из одного состояния сознания в

другое.

Мужчина: Я все еще не понимаю, каким образом можно различить, что

человек уже вошел в транс. Вы просили нас обращать внимание на

изменения, и я заметил некоторые изменения, но по каким признакам я

все-таки могу узнать, что человек погружается в транс?

Понимаю. Скажите, какого рода изменения вы все видели, когда выполняли

наведение? Я просил вас обращать внимание на то, что приводило к

изменениям. Какие же изменения вы заметили?

Женщина: Мне показалось, что мускулы на лице партнера расслабились, и

что его лицо стало более плоским.

Это характерно. В трансе бывает уплощение или дряблость мускулов лица, а

также симметрия, не характерная для бодрствующего состояния. Я

обнаружил, что вначале, когда человек входит в транс, y него усиливается

асимметрия лица. И если вы снова наблюдаете симметрию, вы добились

довольно глубокого транса. (Выражение, относящееся к игре) Эта симметрия

более уравновешенна, чем типичная симметрия в состоянии бодрствования. 

Когда же человек выходит из транса, вы можете определить, как далеко он

продвинулся к нормальному состоянию сознания: он начинает с предельной

симметрии лица, затем проходит через асимметричное состояние, и,

наконец, достигает нормальной для данного состояния симметрии. Что же вы

еще наблюдали?

Мужчина: Были небольшие подергивания пальцев и других частей тела.

Любые бессознательные (явления) движения - порывистые, непроизвольные

вздрагивания, являются верным признаком наступающего состояния транса.

Женщина: Дыхание в самом деле изменялось.

Верно. И хорошо, что вы об этом сказали. Тип дыхания значительно

варьирует, когда человек находится в нормальном состоянии, но если он

переходит в измененное состояние, то меняются все характерные для него

формы дыхания. Если ваш клиент - человек с явно выраженной зрительной

ориентацией, который в нормальном состоянии сознания дышит поверхностно

верхней частью груди, то его дыхание часто перемещается ниже, в область

желудка. Если ваш клиент - человек с ярко выраженной кинестетической

ориентацией, с типичным в таких случаях медленным дыханием животом, то

он перейдет к какой-либо другой форме дыхания. Формы дыхания связаны с

сенсорными модами, и они меняются, когда изменяется состояние сознания.

Женщина: Если я вижу человека, для которого характерно асимметричное

лицо, значит ли это, что y него сильная полярность, или сильное различие

между сознанием и подсознанием?

Я не пришел бы к такому выводу, если вы видите чрезмерную лицевую

асимметрию, то вы узнаете по этому признаку, что происходит нечто

необычное. Я делаю отсюда заключение, что имеется некоторая

неуравновешенность: либо в химии, либо в поведении, либо и в том и в

другом. Я не назвал бы это различием между сознанием и подсознанием.

Мужчина: Я заметил, что когда люди погружались в измененное состояние

глубже, руки их становились теплее и краснее.

Когда человек входит в более глубокие стадии транса, происходит более

выраженное расслабление мускулов и усиливается приток крови к

конечностям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.167 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь