Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мужчина: Как связано с измененным состоянием закатывание глаз?



Насколько я знаю, никак, если y человека очень уж сильно закатываются

глаза, это конечно верный признак довольно глубокого транса. Но многие

люди переходят в глубокий транс и с открытыми глазами, так что это не

обязательный признак измененного состояния.

Мужчина: Что означают движения глаз?

Есть два вида таких движений. В одном случае вздрагивают веки, а в

другом случае глазные яблоки движутся под веками, но сами веки не

вздрагивают. Второй вид называется быстрым движением глаз и

свидетельствует о зрительных образах.

Подведем итоги. Вы познакомились с общими признаками транса, и вдобавок

можете увидеть много других изменений; изменений специфических для

вашего партнера. Эти изменения свидетельствуют только о том, что человек

переходит в измененные состояния сознания. Когда вы спрашиваете, как

выглядит состояние транса, вопрос в том, «какое это состояние», и «y

кого». До того, как вы приступаете к наведению, вы наблюдаете мышечный

тонус человека, цвет его кожи, формы его дыхания, и тем самым узнаете,

как выглядит его нормальное состояние. Когда вы производите наведение,

вы наблюдаете за изменениями этих параметров и узнаете, что состояние

человека меняется.

Следя за общими признаками, указывающими, как y человека меняется

состояние сознания, вы должны в то же время следить и за признаками

раппорта. Человек реагирует соответственно или несоответственно тому,

чего вы хотите, и это хороший признак степени раппорта. Конечно, если вы

потеряете раппорт, партнер начнет возвращаться в свое бодрствующее

состояние.

 

Резюме

 

А. Транс можно представить себе, как усиление реакций и переживаний. 

Когда вы описываете переживание, говоря о том, что в нем должно

содержаться, вы помогаете человеку усилить его реакции.

Б. Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в измененное

состояние. Вы можете настроиться на любую часть наблюдаемого поведения

человека. Особенно полезно настроиться на что-нибудь вроде частоты

дыхания, - на то, что всегда происходит, но чего человек не осознает. 

Если вы соразмерили темп вашего голоса с частотой дыхания партнера, то

вы можете просто замедлить вашу речь, и y него замедлится дыхание. 

Другой способ настройки - вербализация того, что присутствует в текущем

переживании партнера. «Вы улыбаетесь, когда смотрите на меня, вы слышите

мой голос, когда я говорю...»

В. Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в

измененное состояние. Переходы смягчаются соединительными словами:

«или», «когда», «и», и т. п.

Г. Общие признаки транса: вначале лицевая асимметрия, затем более чем

обычная лицевая симметрия. Общее расслабление мускулов, небольшие

непроизвольные мускульные движения, покраснение кожи, изменение форм

дыхания.

 

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ

 

Сегодня днем мы займемся рядом специальных методов гипнотического

наведения. Мы опишем эти методы, продемонстрируем их, и приведем по ним

систематические упражнения, чтобы предоставить вам выбор в способах

наведения транса. Для многих из вас будет достаточно того, что вы делали

сегодня утром, но другие люди могут потерпеть неудачу, если не расширят

свой репертуар.

Если верить исследованиям традиционных гипнотизеров, они «доказали», что

лишь определенная часть людей поддается гипнозу. Они доказали это,

применяя во всех случаях один и тот же способ наведения, а это, конечно,

приводило к успеху лишь для некоторых людей. Если имеется лишь один

способ наведения, то он подействует на одних людей, но не подействует на

других. Традиционно гипнотизеры в большинстве случаев даже не дают себе

труда прибавлять к своему репертуару основные приемы, использованные

вами сегодня утром, например, подстройку темпа голоса к дыханию

пациента. Чем шире станут ваши возможности в наведении гипнотического

состояния, тем больше будет число людей, с которыми вы сможете успешно

работать.

Сегодня утром мы говорили о физиологических признаках, сопровождающих

измененные состояния сознания. В людях, которых вы переводили в

измененные состояния сознания, вы могли заметить по крайней мере

отчетливые изменения мышечного тонуса, форм дыхания, цвета кожи, формы

нижней губы и т. д. Эти особые признаки измененного состояния вы будете

наблюдать и слышать, когда мы продолжим изучение наведения.

Главное правило гипнотического наведения - наблюдать за физиологическими

признаками, сопровождающими наступление измененных состояний, и делать

все возможное, чтобы усилить эти признаки. Существуют также специальные

процедуры. Есть обобщения - приемы, которые, возможно, помогут вам

продвинуться к цели, т. е. к изменению состояния партнера. Напомню, что

все обобщения, которые мы вам предлагаем, ложны, - это значит, что они

подействуют не на каждого человека и не каждый раз. Но это хорошие

обобщения, потому что они заставляют вас обратиться к сенсорным

переживаниям и замечать, что происходит. И все же следует всегда

отказаться от какого-либо обобщения или приема в пользу того, о чем вам

говорит в данный момент обратная сенсорная связь. Мы изложим вам такие

приемы, чтобы дать вам специальные методы работы. Если по мере вашего

продвижения, вы видите y человека признаки наступающего транса, то

продолжайте: это значит способ действует. Если же вы не видите развития

таких признаков, делайте что угодно другое.

 

СЛОВЕСНАЯ ПОДСТРОЙКА И ВЕДЕНИЕ:

упражнения 5-4-3-2-1

 

Сегодня утром вы выполняли словесную подстройку и ведение: вы

высказывали три поддающихся проверке предложения, основанных на

сенсорных впечатлениях, использовали переход и прибавляли не поддающееся

проверке предложение. Вы можете сделать этот метод более изящным,

направляя ваши начальные высказывания почти исключительно на внешнюю

обстановку, а затем постепенно увеличивая число неподдающихся проверке

предложений, направленных внутрь. Милтон Эриксон часто описывал транс,

как состояние с внутренним фокусом внимания. Постепенно увеличивая число

предложений, направленных внутрь, вы подстраиваетесь и ведете человека,

направляя его внимание внутрь.

Итак, применяя этот метод, начиная с пяти предложений: четырех

сенсорных, а затем одного, направленного внутрь. Свяжите их

какими-нибудь переходными словами, вроде «и», «или», «когда». «Вы

слышите звук моего голоса, и вы замечаете цвета в этой комнате, когда вы

замечаете вашу руку, опирающуюся на стул, и вы начинаете испытывать

удовлетворение». Затем вы высказываете три поддающиеся проверке

предложения, сопровождая их двумя неподдающимися. Затем два и три, одно

и четыре, и к этому моменту y вас уже должно развиваться довольно

приличное состояние транса.

А теперь подумайте: требуется привести пример описания, не основанного

на сенсорных впечатлениях, которое можно было бы прибавить вслед за

вашими поддающимися проверке высказываниями. Я хочу проверить, понимаете

ли вы, что такое несенсорное описание внутреннего переживания.

Мужчина: И вам будет уютно.

Женщина: И вы испытываете удовольствие.

Женщина: И вы почувствуете удовлетворение от того, что вы

продвигаетесь.

Мужчина: И вы почувствуете, что кое-что изменилось.

Мужчина: И вам придут в голову приятные воспоминания.

«И вы вспомните одну приятную историю».

Мужчина: Намеренно ли вы употребляете будущее время?

В действительности я предлагаю применить в таких случаях настоящее

время, в сочетании с выражениями, означающими начало некоторого

переживания.

«И вы начнете испытывать приятное переживание, и вы начинаете

вспоминать...» «Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться

гипнозу».

Прошу вас, Барб, подойдите сюда, я хочу провести демонстрацию.

Когда я буду демонстрировать, прошу всех остальных обращать внимание на

две вещи. Во-первых, следите за физиологическими изменениями, которые

будут заметны y Барб во время изменения ее сознания. Во-вторых, следите

за моим словесным поведением, потому что я буду применять только что

описанные приемы. Таким образом, вы сможете контролировать мое поведение

и ее реакции.

Итак, Барб, садитесь пожалуйста вот здесь с открытыми глазами или

закрытыми глазами - как вам удобнее, - и послушайте некоторые словесные

описания. Возможно вы захотите проверить, правильно ли я описываю ваши

текущие переживания. Например, сейчас вы сидите здесь и слышите мой

голос, и вы чувствуете теплоту ваших переплетающихся пальцев.

Что сейчас произошло? Надеюсь, вы это заметили, потому что только что y

Барб наблюдалась реакция, и она представляет собой важное начало

процесса.

Мужчина: Она кивнула.

Да, кивнула, но было и нечто другое, глубже этого.

Мужчина: Она открыла глаза, а потом закрыла.

Да, и ее зрачки расширились. Даже из последнего ряда можно было

заметить, что y нее сгладились мускулы лица. Знаете ли вы, что

называется «отсутствующим взглядом»? Вы с кем-нибудь говорите, и вдруг

ощущаете что его нет. В Северной Калифорнии это называют

«отстранением».

Я сказал Барб две вещи, каждую из которых она могла непосредственно

проверить. Когда она убедилась в том, что оба высказывания верны, и в

особенности, когда она проверяла второе, тут же возникло совпадение

между тем, что она слышала и тем, что она чувствовала, и от этого y нее

начало меняться восприятие окружающего мира. Она начала переходить в

измененное состояние. Теперь я пойду немного дальше и вы сможете это

наблюдать.

Как я сказал, Барб, вы можете это делать с открытыми или закрытыми

глазами, как вам удобнее. И когда вы здесь сидите, вы чувствуете, как

нижняя часть вашей спины опирается на стул, и вы чувствуете место, где

ваша нога опирается на перекладину, прямо под вашей пяткой. И когда вы

здесь сидите, вы замечаете теплоту там, где ваши руки лежат на бедрах, и

вы чувствуете себя все более уютно. И когда ваши глаза снова начнут

закрываться, вы можете просто оставить их в таком положении, и вы

испытаете приятное, все более сильное чувство внутреннего спокойствия

(кто-то в зале чихает). Вы слышите, как кто-то чихает, этот звук

проходит через вас, и вам становится еще уютнее. И пока вы здесь сидите

и делаете вдох... и выдох... вы испытываете все большее чувство уюта... 

Слушайте эти звуки... и чувствуйте себя все более... уверенно... делая

то, ради чего... все мы здесь собрались...

И теперь, Барб, я хочу, чтобы ваше подсознание сделало выбор, чтобы дать

вам чувство свежести... и обновления... и пока вы здесь сидите, слушая

звук моего голоса... и вместе с тем слышите, как позвякивает фарфор... 

но чувством растущей независимости от всего, что вас окружает... и с

внутренним уютом... и вы уже все сделали хорошо все, что нужно для этой

цели... для которой мы все это делаем... для демонстрации...

И я попрошу ваше подсознание... сделать так, чтобы одна... или обе... 

ваши руки... стали подниматься... если только вам этого хочется... 

небольшими... непроизвольными... искренними движениями..., и пока вы

здесь сидите... вы удивляетесь тому, что происходит... и делаете вдох... 

и выдох... вы удивляетесь тому, что эта определенная реакция... 

выбирается вашим подсознанием... что она столь полезна для этой цели... 

для которой мы здесь собрались... ваше подсознание могло бы дать вам... 

чувство уюта... и если вам так хочется... могло бы дать вам чувство

свежести... с которым вы медленно возвращаетесь... и вместе с нами... 

здесь... в этой комнате... радуетесь тому, как скоро вы смогли

научиться... этим начальным фразам измененных состояний сознания.

По этому случаю... я хотел бы... попросить ваше подсознание... выбрать и

подготовить некоторый материал... Когда плотник... приступает к

постройке дома... он использует доски... как основу... он приносит

гвозди... и другие инструменты... Эти доски и гвозди... не имеют смысла

... до тех пор, пока их не собрали вместе... в особом виде, пока они не

связаны между собой... особым образом... То же относится и к значкам на

бумаге... Отдельные значки на бумаге составляют алфавит... и состоят из

маленьких... кружочков и палочек... И гораздо легче, конечно... увидеть

готовый дом... или гараж... который уже построил плотник... чем увидеть

все это еще тогда, когда доски и гвозди... лежат по отдельности... друг

от друга...

С птичьего полета... весь горизонт... например, весь берег в

Сан-Франциско... можно охватить одним взглядом... и с одного раза

схватить смысл пейзажа... И в самом деле... С самолета гораздо легче

видеть такие вещи... и охватить весь... смысл... берега в

Сан-Франциско... чем блуждать внизу между домами... И так же дело

обстоит во многих других... областях жизни...

И если ваше подсознание сделает выбор... выйти из транса с чувством

освежения... или погрузиться в него еще глубже... пусть оно даст мне

знак, подняв одну руку... или обе руки... Этот выбор я всецело

предоставлю вашему подсознанию... И какой бы выбор оно ни сделало, я

прошу вас собрать тот материал... о котором я уже говорил... так, чтобы

можно было организовать... ваше восприятие... новым и более эффективным

способом... (Барб открывает глаза и потягивается).

Я начал с применения шаблонов, о которых уже говорил раньше, но как

обычно, их употребление потребовало всего лишь примерно четырех фраз, а

затем я уже делал все, что хотел. Я начал с предложений, которые Барб

могла непосредственно проверить, сравнив их со своими переживаниями. В

любой момент нам потенциально доступно бесконечное множество

переживаний, основанных на сенсорных впечатлениях. Искусство гипноза

состоит в том, какую именно часть таких переживаний следует выбирать,

какие них следует описать. Особенно полезно выбрать то, как вы уже

понимаете, что не осознается человеком до тех пор, пока вы ему об этом

не скажете. Можно было, например, с уверенностью предполагать, что Барб

осознает тон моего голоса. Так оно и было, и здесь не было никакой

неожиданности. Но ощущение перекладины стула она осознавала гораздо

меньше, она не думала об ощущениях в своей пятке. И когда я описал эти

ощущения, вы могли наблюдать более заметные наружные изменения. Чтобы

проверить правильность того, что я сказал, она должна была изменить

состояние своего сознания.

Этот маневр имел два последствия. Во-первых, я приобрел доверие, потому

что то, что я сказал, хорошо согласовалось с ее переживаниями. 

Во-вторых, поскольку она никогда не обращала внимание на ощущения своей

ноги, касавшейся перекладины стула, то, когда я об этом упомянул, это

стало своеобразным указанием изменить прежнее состояние сознания - в

данном случае в направлении сосредоточения внимания на физиологических

ощущениях.

Я сделал пять или шесть замечаний этого рода. А потом вербализация,

которую я предлагал Барб, внезапно изменилась. Что же произошло?

Женщина: Вы перешли к метафорам.

Я сделал кое-что еще.

Мужчина: Вы начали вести.

Да. Вначале я просто подстраивался: я высказывал предложения,

описывавшие ее переживания. Но что же я говорил после этого?

Мужчина: Вы сформулировали указание закрыть глаза.

Я сделал указание закрыть глаза, но Барб и без того уже их закрывала. Мы

называем это инкорпорацией (включением). Она что-то сделала, и я

инкорпорировал это в свою вербализацию.

Сразу же после того, как Барб закрыла глаза, я начал высказывать

предложения о внутренних состояниях, которые я хотел y нее вызвать. Я

говорил ей «об усилении чувства уюта и спокойствия в то время, как она

здесь сидит», и тому подобное. Я называю словом «уют» несловесные

признаки, которые она уже проявила: за медленное дыхание, релаксацию

мускулов и т. д. Для Барб все это может иметь другой смысл. Слово «уют»

в данный момент имеет столько же значений, сколько людей находится в

этом зале. Когда я употребляю такие слова, как «уют», я не имею в виду

сенсорный смысл. Я хочу сказать, что y нее наступают определенные

состояния независимо от того, что они значат для нее.

Надеюсь, вы составили себе некоторые представления о цели моих

высказываний. Надо сказать, что Барб просила меня произвести некоторые

специфические изменения, касающиеся ее академической работы. Я высказал

ряд метафор, подготовляющих ее к этому изменению. Может быть она сумела

вложить в это какой-то определенный смысл, а, может быть, и нет. Но она

вложит такой смысл впоследствии, что и требуется.

Барб: Я не могла это сделать, когда вы говорили. Было очень уж много

слов. Я просто не могу это все сознательно связать.

Вот именно. И это одна из желательных реакций. «Было очень уж много слов

и я не могу связать их. О чем же вы, черт побери, говорили? Плотники и

берег в Сан-Франциско. И с самолета это выглядит иначе, чем, если ходить

между домами».

Иными словами, последняя часть была построена с целью, о которой Барб

просила меня раньше. Когда я произносил эти метафоры, ее сознание их не

покидало. Но я заметил признаки, свидетельствующие о том, что ее

подсознание поняло, к чему относятся эти метафоры, и начало подготовку,

о которой я просил. Есть ли вопросы о том, что я делал?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь