Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы и структура деятельности Анонимных сообществ для зависимых (Анонимные алкоголики и Анонимные наркоманы).



По образцу «Анонимных алкоголиков» функционируют и союзы членов их семей, образована организация «Анонимные наркоманы». Хотя трудно согласиться с рядом установок А. А., нельзя не признать, что данная организация работает достаточно продуктивно и накопила интересный опыт. Основа структуры сообществ – АА и АН. Несколько развившихся и устойчивых групп организуют комитет обслуживания. Он формируется из делегатов, избранных общим голосованием каждой группы. К основным функциям местного комитета относятся следующие: Распространение литературы сообщества; Телефонное информационное консультирование; Работа с населением, имеющая целью ознакомить гражданские организации, медицинских работников, муниципальные органы и школы с работой общества (общественные презентации); проведение стендовых презентаций для информирования пациентов наркологических клиник или заключенных в тюрьмах о деятельности сообщества; Составление списков групп и графиков собраний для информирования участников и использования в планировании взаимодействия групп. Программа Условия вступления и членства. Единственным условием вступления в общество является желание наркомана излечиться от зависимости, отказаться от предубеждений и поверить в успех. Условия членства. АН и АА не дают каких-либо обязательных инструкций своим участникам. Методика реабилитации. Методика используемая в группах АА и АН известна под названием «12 шагов». Собрания групп. Основная форма деятельности сообществ АН и АА – это собрания групп. Каждая группа руководствуется принципами (традициями), которые являются общими для всего общества. Отношение к близким проблемам. Анонимные Наркоманы не высказывают своих точек зрения по религиозным, социальным, юридическим и каким-либо другим вопросам. Анонимные Наркоманы не выступают против использования наркотических веществ, они утверждают только то, что готовы помочь любому, кто желает прекратить их прием. 12-Шагов. 1) Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимо-стью, признали, что наши жизни стали неуправляемы. 2) Мы пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нас к здравомыслию. 3) Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как каждый из нас понимал Его. 4) Мы провели глубокую и бесстрашную нравственную инвентаризацию самих себя. 5) Мы признались Богу, самим себе и другому человеку в истин-ной сущности наших ошибок. 6) Мы полностью подготови-лись к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов ха-рактера. 7) Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков. 8) Мы составили список всех людей, которым мы навредили, и обрели готовность возместить им всем ущерб. 9) Мы напрямую возмещали причиненный этим лю-дям ущерб, где это было возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо еще. 10) Мы продол-жали проводить личную инвентаризацию и, когда совершали ошибки, без промедления признавали это. 11) Мы стремились с помощью молитвы и медитации улучшить свой осознанный контакт с Богом, как каждый из нас понимал Его, молясь только о знании Его воли для нас и о силах для ее исполнения. 12) Испытав духовное пробуждение в результате этих шагов, мы старались нести эту весть зависимым и применять эти принципы во всех наших делах. Прохождение каждого шага может потребовать времени. Ино-гда от месяцев и вплоть до нескольких лет. Несмотря на то, что в «шагах» явстченно звучит тема Бога, это не является ограничением для атеистов или агностиков. Те, кто не верит в Бога, все равно приходят к пониманию собственного бессилия и перепоручения воли «силе, более могущетвенной, чем они сами». И это может быть, например, группа.

29 Традиционная наркологии достигла значительных успехов в понимании и терапии соматических аспектов наркомании, а также психических изменений, вызванных наркоманией на интраиндивидном уровне. Вместе с тем, низкая эффективность «медицинского» подхода является самым сильным аргументом, подтверждающим его ограниченность. Таким образом, одним из важнейших факторов успеха в терапии наркомании становится работа с близким социальным окружением наркомана. Теоретическое обоснование и эмпирические данные, подтверждающие этот тезис, приведены в соответствующих главах нашего исследования.

Взаимовлияние наркомана и его ближайшего социального окружения, обозначаемое термином «созависимость», является предметом рассмотрения достаточно большого количества авторов. Более того, на сегодняшний день существуют различные по своей научной обоснованности и практической эффективности попытки построения систем терапии созависимости. Наиболее известной и распространенной из них является деятельность Нар - Анон (анонимные родственники наркоманов). Будучи совершенно самостоятельной, полностью независимой от каких бы то ни было государственных или общественных структур, движение Нар - Анон основывает свою деятельность на идеологии и методологии программы «12 шагов». Напомним, что программа «12 шагов» возникла и начала развиваться в США в 1935 году в контексте движения «Анонимные Алкоголики» как попытка практической реализации идеи «терапевтической общины», «терапевтического сообщества». Начиная с середины 40-х годов, движение «Анонимные Алкоголики» широко распространилось по всему миру. В настоящее время количество групп этого движения составляет примерно 100 000 более чем в 200 странах мира. После резкого всплеска наркомании в 60 годы, прежде всего в США программа «12 шагов» стала применяться и для терапии наркоманов, и для терапии созависимости.

Важным обстоятельством, существенно повысившим и эффективность программы «12 шагов», и ее авторитет, и ее популярность стало включение в нее различных психологических концепций, а также возникновение движения «Взрослые дети алкоголиков», объединившее всех, кто вырос в алкогольных и любых иных дисфункциональных семьях. Наблюдение и обобщение опыта работы этих групп позволило исследователям прийти к выводу о том, что для всех этих людей характерны общие личностные проблемы, которые и служат основой для формирования в последующем тех или иных видов зависимости. Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии «12 шагов», дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук. Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели лечения, основу которой составляют следующие представления:

•             

химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

•             

химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

•             

зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

•             

у человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели - полностью безмедикаментозное;

•             

лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

•             

ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте;

•             

сотрудник лечебной программы должен быть примером поведения для пациента, взаимоотношения между сотрудниками - примером для построения взаимоотношений пациента с другими людьми;

•             

крайне желательно привлечение к участию в лечебном процессе всей семьи пациента, а при возможности - и его друзей, сотрудников и т.д.;

•             

вся терапевтическая система должна представлять собой широкий комплекс мероприятий, включающих профилактику, сеть контактных центров (телефоны, консультационные пункты, амбулатории), лечебные программы, социальную помощь .

 

Со временем Миннесотская модель получила такое же распространение, как и исходная по отношению к ней программа «12 шагов». На ее основе было создано несколько программ работы с различными формами зависимости. Несмотря на распространенность модели, исследования ее эффективности немногочисленны и противоречивы. Более того, Миннесотская модель представляет собой модель лечения, т.е. модель подхода к терапии зависимости и созависимости. При этом подразумевается, что модель подхода адекватно отражает специфику феномена. Однако оценить степень адекватности модели терапии можно, если существует модель феномена, в рамках которой находят свое объяснение известные проявления феномена, а также дается объяснение его происхождения и динамики. Однако, сколь - нибудь удовлетворительная модель созависимости, с которой была бы согласована модель терапии, в рамках обсуждаемого подхода отсутствует. То же самое можно было бы сказать и по отношению к деятельности групп Нар - Анон. Научное представление о созависимости заменяется в этих программах констатацией факта существования созависимых отношений и признанием своей неспособности справиться с ними.

Заметим, что Миннесотская модель формировалась как форма стационарного лечения. Однако достаточно быстро появились и другие формы: программы длительного пребывания; программы, построенные по типу терапевтической общины; «промежуточные» лечебно-адаптационные учреждения («дом на полпути»); дневные стационары, амбулаторные программы. На наш взгляд такая высокая вариативность модели может быть объяснена, по меньшей мере, двумя обстоятельствами, оценки которых диаметрально противоположны. С одной стороны, это может говорить о гибкости модели, наличии в ней потенциала дальнейшего развития. С другой стороны, это может быть проявлением стремления адептов программы за счет ее модификации компенсировать неадекватность исходных положений.

Анализ системы наркологической помощи в России показывает, что сегодня в стране существуют все формы работы с химически зависимыми пациентами. Вместе с тем, научный анализ эффективности различных форм практически отсутствует. Не останавливаясь специально на обсуждении этого важного, но непосредственно не относящегося к предмету нашего исследования вопроса, отметим, тем не менее, что наиболее адекватной природе наркомании является амбулаторная модель терапии психической зависимости. Исходя из нашего общего представления о наркомании как болезни личности в социальном контексте, мы полагаем, что одним из принципов терапии наркомании должен быть экологический принцип: перестать быть наркоманом индивид может только в тех условиях, в которых он наркоманом стал. Выход за пределы ограничений среды, преодоление ее давления является для наркомана актами неадаптивной активности, что, как это было показано выше, является условием развития здоровой части его личности и, с другой стороны, условием сокращения активности наркотической части личности индивида.

Амбулаторная форма работы с наркозависимым задает и амбулаторную форму работы с членами его семьи. Если предположить, что наркоман лечится стационарно, а люди, находящиеся с ним в отношениях созависимости - амбулаторно, то, очевидно, что это сразу же распределяет роли «больной» - «здоровые» и нарушает баланс ответственности за совместное выздоровление в семье. Таким образом, мы полагаем, что одним из принципов терапии созависимости является экологический принцип, а наиболее оптимальной с точки зрения организации - амбулаторная форма работы. Помимо создания и поддержания указанного условия «равенства» участников терапевтического процесса (в противовес «он - больной, а мы - родственники - здоровы»), являющегося основой равенства ответственности, амбулаторная форма организации терапии созависимости позволяет также:

30. 12 Шагов Программу создали в 1935 году в Чикаго, первоначально использовали для лечения алкогольной зависимости. С 1953 года программа используется и для лечения наркотической зависимости. Сегодня лечение алкоголизма и наркомании с помощью этого метода признано эффективным, применяется реабилитационными центрами всего мира.

Сложность лечения зависимости в том, что человек не может вырваться из привычного круга представлений о жизни, привыкает к своему состоянию.Цель программы — помочь человеку осознать болезнь, признать собственное поражение в борьбе с пристрастием, обратиться за помощью к людям, обрести смысл жизни. Программа 12 шагов способствует пробуждению в человеке внутренней совести, обращается к душе человека, способствует ее росту. Успех программы зависит от желания человека измениться. Метод помогает осмыслить свою жизнь, выявить источник проблемы, обрести смысл жизни.

1 шаг. «Мы признали свое бессилие перед своей зависимостью,

признали, что наша жизнь стала неуправляемой»

2 шаг. «Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная,

чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие»

3 шаг. «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу,

как мы Его понимаем»

4 шаг. «Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя

с нравственной точки зрения»

5 шаг. «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений»

6 шаг. «Мы полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас

от всех этих дефектов характера»

7 шаг. «Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков»

8 шаг. «Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло,

и преисполнились желанием возместить им всем ущерб»

9 шаг. «Мы напрямую возместили ущерб тем людям, кому это было возможно, за исключением тех случаев, когда это могло навредить им или другим людям»

10 шаг. «Мы продолжали самоанализ и когда допускали ошибки,

сразу признавали это»

11 шаг. «Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его Воли, которую нам надлежит исполнить, и даровании силы для этого»

12 шаг. «Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь