Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пустили новую линию метро ( ) и жителям микрорайона стало удобно добираться до центра.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед 3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые! Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опус тилось на верхушки (4) спящих елей. 1) 1, 3, 4 — выделяются два причастных оборота 2) 2, 4 — выделяются два причастных оборота 3) 1, 3 — выделяется причастный оборот 4) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот Примеры тестовых заданий открытого типа с кратким ответом: Прочитайте текст и выполните задания 1 —7 (см. текст на 1с. 232—233). 1. Из предложений 10—16 выпишите действительное при 2. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово точно 3. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью 4. Выпишите подлежащее из предложения 9. 5. Укажите простое предложение, осложненное обособлен 6. В каком из предложений 10—19 есть авторский знак пре 7. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением Примеры заданий, проверяющих коммуникативную компетенцию: 221 Прочитайте текст и выполните задания 1—7. (1)Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ее мысли. (2)Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности. (3)То же и с ритмом. (4)Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. (5)Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы! (6)Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все равно, и все едино. Но если на дороге — куст Встает, особенно — рябина... (7)О чем все это говорит? (8)Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие — с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой — столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль — все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое. (9)И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика. (10)Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в Голицынском «Доме творчества». (Н)Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. (12)И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. (13)Оказалось — ничего подобного. (14)Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. (15)Не изящная хрупкость, а — строгость, очерченность, сила. (16)И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры. (17)Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву. (18)Это не она. (19)В них нет главного — того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными» чертами ее лица. 268 слов (Е. Б. Тагер) 222 1. Какая особенность присуща стихам Цветаевой по мне 1) напевность, зачаровывающая музыкальная ворожба 2) нагромождение ударных слогов, многочисленные тире и 3) декоративность, сложная орнаментальная игра со словами 4) утонченная изысканность, скрытый смысл в каждой фразе 2. Какое утверждение противоречит содержанию текс 1) Фотографии не передают главного в облике Цветаевой. 2) В характере Цветаевой сочетались полярные черты. 3) Внешний облик Цветаевой был обманчив, контрастиро 4) В стихах Цветаевой совмещается строгая логика и силь 3. Определите стиль и тип речи текста. 1) научный стиль, рассуждение и описание 2) художественный стиль, повествование и описание 3) разговорный стиль, описание 4) публицистический, рассуждение и описание 4. Укажите лишнюю пару среди контекстных антони 1) прямизна — стремительность 2) хрупкость — сила 3) эмоциональность — мысль 4) парижские туалеты — суровый свитер 5. Укажите, какое из предложений 1 — 7 связано с преды 1)2 2)3 3)5 4)6 6. В каком предложении в качестве средства выразитель 1)2 2)3 3)5 4)6 7. Напишите сочинение-рассуждение по этому тексту. Оцените языковое мастерство, с которым написаны воспоминания известного литературоведа Евгения Борисовича Тагера о встрече с Цветаевой. Какой литературный прием помог ему передать главное в личности и стихах поэта? 223 Задание с открытым развернутым ответом — это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся следующих составляющих коммуникативной компетенции: — умения воспринимать информацию, содержащуюся — умения анализировать содержание читаемого текста; — умения анализировать языковую форму восприни — умения формировать и формулировать собственную — умения композиционно стройно оформлять связное — умения пользоваться в речи богатством словаря и — орфографических и пунктуационных умений; — владение нормами современного литературного языка. структуре ЕГЭ сочинения по предложенному тексту, позволяющего проверить состояние коммуникативной компетентности учащихся. Эта часть экзаменационной работы проверяет также функциональную грамотность учащихся. Она дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью: понимают ли прочитанное, умеют ли правильно оценить информацию, выразить и обосновать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для будущей профессиональной деятельности выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре, о культуре речевого поведения, о его манере общаться с собеседником — в данном случае с автором текста. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста как вид итогового контроля имеет ряд преимуществ перед традиционным способом проверки письменной речи — сочинением на свободную или литературную тему. У него более широкие возможности для проверки коммуникативной подготовки выпускников: оно позволяет проверить не только умения создавать собственное вы- 224 оказывание, но и умение понимать при чтении незнакомый текст. Оно не требует никакой предварительной подготовки, связанной со сбором, накоплением и систематизацией рабочих материалов, так как содержание высказывания задано исходным текстом. Кроме того, позволяет увидеть человека таким, какой он есть в момент окончания школы, проверить без специальной подготовки его компетентность в области родного языка. Подобная ситуация прекрасно проявляет личность выпускника, помогает оценить его искренность, зрелость мышления, нравственные предпочтения, ценностные ориентации, воспитанность, умение корректно вести диалог с автором текста, его общую образованность, общую культуру. В какой-то мере третья часть экзаменационной работы восполняет те потери от знакомства с личностью экзаменуемого, которые мы несем, заменяя традиционный экзамен тестированием, при котором личная встреча абитуриента с экзаменатором становится необязательной, более того — нежелательной. Существенно также и то, что работа выполняется на основе неизвестного текста, с которым ученик впервые знакомится на экзамене, что исключает возможность использовать домашние заготовки, шпаргалки. Статистические данные по результатам проведения Единого государственного экзамена показывают, что третья часть работы соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить отбор наиболее сильных выпускников. Слабой стороной сочинения как контрольно-измерительного материала является то, что оно не может быть проверено и оценено машинным способом. Его проверяют вручную два независимых эксперта. Чтобы нейтрализовать влияние человеческого фактора на оценку работы, обеспечить равно высокое качество ее проверки и свести к минимуму разницу в баллах у проверяющих экспертов, разработана специальная система оценивания экзаменационного сочинения. * Задания итогового (аттестационного) теста оцениваются на основе двух шкал — нормативной и рейтинговой. Нормативная шкала построена на дихотомическом принципе «правильно—неправильно». Ею в тесте по русскому языку измеряются результаты выполнения заданий 225 с выбором ответа и с кратким ответом. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, неправильный — нулем. Рейтинговая шкала используется для измерения тестовых заданий с развернутым ответом, т. е. для оценки сочинения. Оценочные суждения экспертов в этом случае выражаются в виде словесного описания критериев оценки и рейтингового балла, что в совокупности позволяет дать качественную характеристику компетентности учащегося. При разработке критериев оценивания задания с развернутым ответом учитывались достижения психологов и методистов в области преподавания родных и неродных языков; основу нормативов оценки составили действующие нормы. Шкала оценивания сочинения включает 9 критериев, отражающих требования к различным составляющим коммуникативной компетенции учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается шкалой разной длины: от 3 до 0 или от 2 до 0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы, — 22.
Продолжение
226 227 Продолжение Окончание
В качестве примера приведем экзаменационное сочинение одной из выпускниц, сдававшей Единый государственный экзамен в 2003 году, и покажем, как оно было прокомментировано и оценено экспертом, проверявшим работу по предлагаемой выше системе оценивания. Сочинение по тексту Е. Б. Тагера «Марина Цветаева» (исходный текст на с. 224). Я познакомилась со стихами Цветаевой в 11 классе, когда мы изучали поэзию серебряного века, учили ее стихи, много говорили о судьбе поэта. Не все в ее стихах мне было понятно, но когда я добиралась до сути и постигала смысл написанного, то всегда поражалась
228 229 необыкновенной искренности, силе и мощи ее стихов, заставляющих читателя переживать вместе с ней. Я поняла, что это мой поэт, а в таких случаях всегда хочется больше узнать о человеке, написавшем полюбившиеся строки. И я счастлива, что сегодня на экзамене мне достался текст известного литературоведа Евгения Борисовича Тагера, который был знаком с Мариной Ивановной, слышал ее собственные стихи из ее же уст, восхищался ее речью «поразительно чеканной, зернистой». Он помог мне сегодня еще лучше увидеть и понять, какой была Марина Ивановна на самом деле. Я думаю, что Тагер хорошо знал и любил стихи Цветаевой и восхищался ее личностью. Этим чувством проникнут весь текст. Он написан сильно и ярко. Мне кажется даже, что и сам автор в чем-то главном похож на Цветаеву: на одной страничке текста он с большим мастерством охарактеризовал и стихи и их автора. Лучше Тагера мне не сказать, поэтому я процитирую фрагмент текста, в котором выражена суть творчества Цветаевой, неординарность ее личности. «Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, вза имоисключающие — с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой — столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль — все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое. И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика». Прием противопоставления пронизывает весь текст, что позволяет автору подчеркнуть главное в творчестве и личности поэта — исключительность, неординарность натуры. Примеры: «мощь и богатство цветаевских ритмов» противопоставляются «зачаровывающей музыкальной ворожбе» некоторых поэтов того времени; «строгость, очерченностъ и сила, прямизна стана» Цветаевой — «изящной хрупкости» портрета Ахматовой. В тексте широко используются предложения со значением противопоставления, различные по структуре: простые с однородными членами и сложные — союзные и бессоюзные. Часто встречаются союзы а, но, не только..., но и, как..., так и, вводные слова типа с одной стороны, с другой стороны. Удивительную силу и выразительность придают тексту лаконичные односоставные предложения: «Оказалось — ничего подобного», «Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстя ная юбка». Как средство выразительности используются также синонимические ряды, блестящие эпитеты, метафоры (см. цитируемый выше фрагмент и первые абзацы текста). Все это помогает увидеть поэта и лучше понять его стихи.. 230 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы