Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦИФРОВЫХ АУДИОТЕХНОЛОГИЯХ»



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по учебной работе

В.Я. Герасимов

 

«____» ________________ 2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗВУКОПЕРЕДАЧИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦИФРОВЫХ АУДИОТЕХНОЛОГИЯХ»

 

 

   Специальность / направление - 071104 «Звукорежиссура кино и телевидения»

   Квалификация / степень выпускника – звукорежиссер

      

   Форма обучения – очная, заочная, заочная сокращенная

 

Санкт-Петербург

2013

 

Составитель: Киселев Сергей Львович, старший преподаватель

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Современные технологии звукопередачи. Современные тенденции в цифровых аудиотехнологиях» составлена на основании ГОС ВПО для специальности 071104 «Звукорежиссура кино и телевидения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 181 от 24.01.2002 г., в соответствии с примерной программой дисциплины.

 

 

Цикл дисциплины: СД

 

Часть цикла: федеральный компонент

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры акустики и звукотехники,

протокол № ____ от «__» ________ 2013 г.

 

 

И. о. заведующего кафедрой                                                       Л.В. Макарова

 

 

Согласовано

И.о. декана ФТЭП                                                                          С.И. Мельникова

 

 

Согласовано

 

Декан заочного отделения                                                           Г.М. Луговой

 

Одобрено   Советом факультета технологий кино и телевидения,

протокол №_______от «___»__________2013 г.

 

 

Председатель                                                                                В.Д. Грибов

 

 

Согласовано

Начальник УМУ                                                                           Н.А. Склярова

 

Владеть:

- навыками работы с современным цифровым звукотехническим оборудованием, в том числе с аппаратно-программными комплексами;

приобрести опыт деятельности:

-  по применению современных устройств цифровой записи и обработки звуковых сигналов, по использованию наиболее распространенных аудиоредакторов.

 

1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

1.5.1 ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 245 часов.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6 7 8
Аудиторные занятия (всего) 155 53 51 51
В том числе:        
Лекции 58 26 16 16
Лабораторные работы 68 - 34 34
Практические занятия 26 26 - -
Индивидуальные занятия 3 1 1 1
Самостоятельная работа (всего) 90   63 27
В том числе:        
Другие виды самостоятельной работы 90     63 27
Вид итоговой аттестации экзамен   зачет экзамен экзамен
Общая трудоемкость, час. 245 53 114 78

 

1.5.3 ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 245/175* часов.

Вид учебной работы

 

Всего

часов

 

Курсы

5 4*
Аудиторные занятия (всего) 44/24* 44  24*
В том числе:      
Лекции 20/12* 20 12*
Лабораторные работы 16/0* 16 -
Практические занятия 8/12* 8 12*
Самостоятельная работа (всего) 58/58* 201 151*
В том числе:      
Контрольная работа 3/3* 3 3*
Другие виды самостоятельной работы 198/148* 198 148*
Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен) экзамен/ экзамен* экзамен экзамен
Общая трудоемкость, час. 245 / 175* 245  175*


* - сокращенная форма обучения

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                                 

Раздел 1. Введение.

Тема 1. Предмет дисциплины. Место дисциплины в системе знаний специалистов кино и телевидения.

Тема 2. Причины повсеместного внедрения цифровых систем записи, воспроизведения, передачи и обработки сигналов.

Раздел 2. Теория дискретных сигналов.

Тема 3. Дискретизация сигналов по времени и по уровню.

Тема 4. Теорема отсчетов. Необходимость ограничения частотной полосы сигнала. Наложение спектров (Aliasing).

Тема 5. Квантование сигнала. Искажения квантования. Отношение сигнал/шум цифровой системы звукопередачи.

Тема 6. Принципы построения аналогово-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей (АЦП/ЦАП). Передискретизация. Система формирования шума (Noise Shaping) как составная часть АЦП. Сигма-дельта АЦП.

 

Раздел 3. Звуковые информационные технологии.

Тема 7. Звуковые рабочие станции ( DAW), функционирующие в среде различных операционных систем.

Тема 8. Форматы аудиофайлов. Импорт/экспорт, конвертирование.

Тема 9. Принципы работы наиболее распространенных программ-аудиоредакторов.

Тема 10. Внедряемые программные модули (Plug-In).

Тема 11. Профессиональные звуковые карты.

Тема 12. Системы хранения данных, применяемые в цифровых аудиотехнологиях.

Тема 13. Сети передачи данных, применяемые в цифровых аудиотехнологиях.

 

Раздел 4. Аппаратные, аппаратно-программные и программные комплексы производства аудиовизуальных программ.

Тема 14. Коммутация цифровых звукотехнических приборов и звуковых рабочих станций. Цифровые звуковые интерфейсы.

Тема 15. Синхронизация цифрового звукотехнического оборудования. Искажения, вызываемые нестабильностью частоты генератора тактовых импульсов (Jitter).

Тема 16. Сравнительный анализ систем, использующих центральные процессоры с «неймановской» архитектурой (CPU), использующих сопроцессоры с «гарвардской» архитектурой (DSP и GPU) и использующих программируемые логические схемы (FPGA).

Раздел 5. Основы цифровой обработки сигналов.

Тема 17. Дискретное преобразование Фурье.

Тема 18. Z-преобразование.

Тема 19. Дискретная свертка. Теорема свертки.

Тема 20. Основные операции цифровой обработки сигналов.

Тема 21. Цифровые нерекурсивные фильтры.

Тема 22. Цифровые рекурсивные фильтры.

 

Раздел 6. Цифровые устройства звуковых эффектов.

Тема 23. Особенности воздействия на художественное качество звука различных цифровых обработок.

Тема 24. Устройства цифровой обработки сигналов (ЦОС), использующие задержки сигналов.

Тема 25. Модуляционные устройства ЦОС.

Тема 26. Системы моделирования акустики помещений (ревербераторы).

Тема 27. Цифровые преобразователи динамического диапазона.

Тема 28. Устройства ЦОС, реализующие синтез новых частотных составляющих сигнала.

Тема 29. Устройства независимой коррекции скорости/высоты звучания.

 

Раздел 7. Кодирование цифровых звуковых сигналов.

Тема 30. Помехоустойчивое кодирование цифровых звуковых сигналов.

Тема 31. Канальное кодирование цифровых звуковых сигналов.

Тема 32. Компактное представление звуковых сигналов (Lossless).

Тема 33. Перцепционное кодирование звуковых сигналов (Lossy).

Тема 34. Специальные системы кодирования цифровых звуковых сигналов, применяемые в кинематографе.

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

5.1 ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

№ п/п Тема лабораторной работы Кол-во часов
1. Тема 1. Коммутация цифровых звукотехнических приборов и звуковой рабочей станции. 4
2. Тема 2. Синхронизация цифрового звукотехнического оборудования. 4
3. Тема 3. Сравнение быстродействия и точности систем, использующих различные процессорные архитектуры. 4
4. Тема 4. Спектральный анализ звуковых сигналов. 6
5. Тема 5. Дискретная свертка. Получение и использование импульсных характеристик. 8
6. Тема 6. Цифровой нерекурсивный фильтр. 4
7. Тема 7. Цифровой рекурсивный фильтр. 4
8. Тема 8. Цифровые устройства задержки сигнала. 4
9. Тема 9. Цифровые модуляционные эффекты. 4
10. Тема 10. Цифровые ревербераторы. 4
11. Тема 11. Цифровые преобразователи динамического диапазона. 4
12. Тема 12. Синтез новых частотных составляющих сигнала. 4
13. Тема 13. Гармонайзер 6
14. Тема 14. Исследование lossless-кодеков. 4
15. Тема 15. Исследование искажений, возникающих в lossy-кодеке. 4

ВСЕГО:

68

 

5.2 ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

№ п/п Тема лабораторной работы Кол-во часов
1. Тема 1. Цифровые ревербераторы. 4
2. Тема 2. Цифровые преобразователи динамического диапазона. 4
3. Тема 3. Исследование lossless-кодеков. 4
4. Тема 4. Исследование искажений, возникающих в lossy-кодеке. 4

ВСЕГО:

16

5.3 ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Лабораторный практикум Учебным планом не предусмотрен.

 

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

6.1    ФОРМА КОНТРОЛЯ

 

6.1.1 ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Текущий контроль:

- тестирование по отдельным разделам дисциплины;

- подготовка и защита отчетов по лабораторным работам.

 

Итоговый контроль:

- зачет в комбинированной форме;

- экзамен.

 

 

6.1.2 ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Текущий контроль:

- тестирование по отдельным разделам дисциплины;

- подготовка и защита отчетов по лабораторным работам.

 

Итоговый контроль:

- выполнение контрольной работы;

- экзамен.

 

 

6.1.3 ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

Текущий контроль:

- тестирование по отдельным разделам дисциплины;

 

Итоговый контроль:

- выполнение контрольной работы;

- экзамен.

 

 

6.2     ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

6.2.1 ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа Учебным планом не предусмотрена.

 

6.2.2 ЗАОЧНАЯ,  ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Применение суммарно-разностных преобразований в процессе мастеринга фонограмм.

2. Применение цифровых преобразователей динамического диапазона в процессе мастеринга фонограмм.

3. Тенденции развития устройств искусственной реверберации.

4. Применение устройств независимой коррекции скорости/высоты звучания.

 5. Разрушающий/неразрушающий монтаж. Обоснование необходимости монтажа фонограмм.

6. Применение цифровых фильтров для обработки фонограмм. Основания для выбора рекурсивного/нерекурсивного фильтра.

7. Способы уменьшения заметности искажений квантования.

8. Бытовые форматы цифровой звукозаписи.

9. Профессиональные форматы цифровой звукозаписи.

10. Контроль уровня цифровых фонограмм.

11. Проблемы задержек сигнала, возникающих в цифровых системах.

12. Основные операции по реставрации фонограмм.

 

6.3  ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Курсовые работы Учебным планом не предусмотрены.

 

6.4 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Теорема отсчетов

2.  Искажения квантования

3.  Устройство АЦП параллельного типа

4.  АЦП с передискретизацией и с системой формирования шума

5. Сигма-Дельта АЦП

6. Дискретное преобразование Фурье

7. Формат IEEE P754

8.  Дискретная свертка

9.  Сверточные ревербераторы

10.  Хорус, фленжер, фейзер

11.  Моделирующие ревербераторы

12.  Гармонайзеры

 

6.5  ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Сигналы, дискретные по времени и/или уровню. Обоснование преимуществ цифрового представления сигналов.

2. Дискретная свертка. Теорема свертки.

3. Дискретизация сигнала по времени. Теорема отсчетов. Необходимость ограничения частотной полосы сигнала.

4. Цифровые преобразователи динамического диапазона. Структурная схема. Области применения.

5. Дискретизация сигнала по уровню. Линейность цифровых систем записи. Шумы и искажения. Динамический диапазон (ДД) и отношение сигнал/шум (ОСШ).

6. Многополосные цифровые преобразователи динамического диапазона.  Структурная схема. Области применения.

7. Передискретизация. Дельта-сигма дискретизация. Связь частоты дискретизации и необходимого кол-ва разрядов записываемого сигнала, их влияние на точность звукопередачи.

8. Частотнозависимые цифровые преобразователи ДД.. Структурная схема. Области применения.

9. Преобразования цифровых аудиофайлов. Накопление разрядов. Отсечение младших разрядов. Округление результатов вычислений.

10. Представление данных с фиксированной и с плавающей запятой. Формат IEEE P - 754.

11. Применение цифровых систем формирования шума при преобразовании аудиофайлов (Dithering & Noise Shaping). Формирование шума при дельта-сигма дискретизации.

12. Безынерционные цифровые преобразователи ДД. Структурная схема. Области применения.

13. Искажения, возникающие в цифровых системах записи сигналов из-за нестабильности генератора тактовых импульсов (Jitter). Технические трудности, возникающие при коммутации нескольких цифровых устройств. Способы их преодоления.

14. Цифровые системы точного компактного представления сигналов.

15. Цифровые аудиоинтерфейсы. Перспективы их дальнейшего использования.

16. Цифровые рекурсивные фильтры. Их реализация, характеристики и области применения.

17. Коммерческие и профессиональные форматы цифровой звукозаписи.

18. Цифровые нерекурсивные фильтры. Их реализация, характеристики и области применения. Временные окна.

19. Способы размещения данных на носителях записи. Реальные и виртуальные структуры организации данных.

20. Цифровые динамические фильтры. Структурная схема. Области применения.

21. Кодирование цифровых аудиоданных. Помехоустойчивое кодирование. Канальное кодирование. Перемежение.

22. Устройства цифровой обработки сигнала, использующие синтез новых составляющих. Структурная схема. Области применения.

23. Перцепционное кодирование аудиоданных.  

24. Устройства задержки звукового сигнала. Эффекты, построенные на использовании задержки. Структурная схема. Области применения.

25. Цифровые аудиоформаты, используемые в кинеметографе.

26. Устройства модуляционных эффектов. Хорус. Фленжер. Структурная схема. Области применения.

27. Применение суммарно-разностных преобразований звуковых файлов.

28. Цифровые ревербераторы сверточного типа.

29. Дискретное преобразование Фурье.  

30. Цифровые ревербераторы моделирующего типа.

31. Сравнительные характеристики аналоговых и цифровых систем звукопередачи. Анализ возникающих шумов, помех и искажений в тракте звукопередачи. Основные методы улучшения качественных параметров аудиотехники.

32. Устройства независимой коррекции высоты и скорости звучания. Гармонайзеры. Принцип действия. Области применения.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 ЛИТЕРАТУРА  

 

Основная:

1.Попов О.Б., Рихтер С.Г. Цифровая обработка сигналов в трактах звукового вещания. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 341с.: ил.

2.Ковалгин Ю.А., Вологдин Э.И., Кацнельсон Л.Н. Стереофоническое вещание и звукозапись. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 720с. ил.

 

 

Дополнительная:

1. Никамин В.А. Цифровые звуковые интерфейсы. – СПб.: СПбГУКиТ, 2010.-54с.

2. Никамин В.А. Цифровая магнитная звукозапись. – СПб.: СПбГУКиТ, 2012. – 180с.

3. Харитонов В.Б. Цифровые способы записи звука: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУКиТ. 2006. – 128с.

4. Сато Ю. Обработка сигналов. – М.: Додэка-XXI, 2009. – 136с. ил.

5. Шкритек П. Справочное руководство по звуковой схемотехнике. – М.: Мир, 1991. – 446с. ил.

6. Лайонс Р. Цифровая обработка сигналов: Второе издание. Пер. с англ. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2007. – 656с.: ил.

 

 

7.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Дисплейный класс мультимедийных компьютеров.

2. Пакеты компьютерных программ.

3. Образцы аудиовизуальных программ.

4. Конспект лекций по курсу.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по учебной работе

В.Я. Герасимов

 

«____» ________________ 2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗВУКОПЕРЕДАЧИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЦИФРОВЫХ АУДИОТЕХНОЛОГИЯХ»

 

 

   Специальность / направление - 071104 «Звукорежиссура кино и телевидения»

   Квалификация / степень выпускника – звукорежиссер

      

   Форма обучения – очная, заочная, заочная сокращенная

 

Санкт-Петербург

2013

 

Составитель: Киселев Сергей Львович, старший преподаватель

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Современные технологии звукопередачи. Современные тенденции в цифровых аудиотехнологиях» составлена на основании ГОС ВПО для специальности 071104 «Звукорежиссура кино и телевидения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 181 от 24.01.2002 г., в соответствии с примерной программой дисциплины.

 

 

Цикл дисциплины: СД

 

Часть цикла: федеральный компонент

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины  одобрена на заседании кафедры акустики и звукотехники,

протокол № ____ от «__» ________ 2013 г.

 

 

И. о. заведующего кафедрой                                                       Л.В. Макарова

 

 

Согласовано

И.о. декана ФТЭП                                                                          С.И. Мельникова

 

 

Согласовано

 

Декан заочного отделения                                                           Г.М. Луговой

 

Одобрено   Советом факультета технологий кино и телевидения,

протокол №_______от «___»__________2013 г.

 

 

Председатель                                                                                В.Д. Грибов

 

 

Согласовано

Начальник УМУ                                                                           Н.А. Склярова

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.12 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь