Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возможности политической герменевтики (Гадамер, Рикёр)



Слово герменевтика происходит от греческого означающего искусство или доктрину интерпретации. Герменевтика по Гадамеру: текст возникает в качестве средства коммуникации между отправителем и адресатом. Герменевтика является методом интерпретации адресатом односторонней коммуникации.

Герменевтика - доктрина интерпетации, которая рассматривает общую историческую и социальную перспективу в качестве основного принципа. Можно говорить о герменевтике с разных точек зрения: теологической, философской, правовой, реформаторской и романтической.

В качестве метода интерпретации, герменевтика играет роль в области теологии и права. Герменевтика как метод интерпретации была известна еще при доминировании иерархических взглядов на окружающий мир, т.е. Декарта и Коперника. Это было время, когда наука и философия, определялись церковью и аристократией.

Согласно классической теории любое установленное значение должно быть объектом критического анализа, так как анализ определяет возможности человеческого познания.

Герменевтический метод отрицает возможность освобождения человека от исторического, культурного и научного наследия. Научное познание является моделью, помогающей нам познавать окружающую реальность. Герменевтический круг имеет две черты: понятие круга и понятие предрассудка.

Наиболее существенным понятием герменевтической мысли является соотношение между целым и частью. Интерпретация осуществляется по определенному кругу, т.е в социальном и историческом контексте. Чтение части требует поиска целого. Согласно Гадамеру, совершается круговое движение между целыми и часть, это движение носит герменевтический характер.

Знание не обязательно должно расширяться, а лишь с каждым круговым движением познания меняется его характер.

Своеобразную версию философской герменевтики предложил один из крупнейших французских мыслителей современности П. Рикёр.

Рикёр приходит к герменевтике из феноменологии, и в частности из феноменологии религиозного опыта. Важнейший элемент последнего - феномен греховности. Поскольку артикуляцией феномена греховности является признание, которое есть не что иное, как языковое событие, перед феноменологом встает задача интерпретации. Это, во-первых, интерпретация символов греха и вины, а во-вторых - мифов о грехопадении и избавлении.

Герменевтический проект Рикёра, так же, как и гадамеровский, опирается на " Бытие и время" Хайдеггера. Но если Хайдеггер, введя онтологическое понятие понимания, проложил " короткий путь к Бытию", то герменетвика, разрабатываемая Рикёром, идет к Бытию, т.е. к онтологии, " длинным путем". Задача герменевтики, по Рикёру - это раскрытие смысловых структур, обладающих избыточностью. Такими структурами являются символы. Выделяются три основных типа символа - космические, или " иерофанические", символы сновидений, или " онирические" и поэтические символы. Первые составляют предмет феноменологии религии, вторые - психоанализа, третьи - литературной критики.

Герменевтическое истолкование нацелено на то измерение символа, которое, находя выражение в языке, не полностью совпадает со своим языковым выражением, не тождественно ему. Несводимый к языку остаток - мощное и действенное в символе - требует установления обратной связи между языком и опытом, связи между сферой языка и конституцией живого опыта. Установление такой связи - важнейший момент герменевтики.

Таким образом, в отличие от Гадамера, в конечном итоге сводящего герменевтический опыт к языковому опыту, Рикёр перенацеливает герменевтику на интерпретацию внеязыковых феноменов. Философская герменевтика должна поэтому вступить в продуктивный диалог с теориями интерпретации, поставляемыми такими направлениями исследования, как психоанализ и структурализм. Общее между ними состоит в том, что конституирование смысла они возводят к некоей независимой от субъекта бессознательной инстанции (динамика влечений в первом случае, структуры языка во втором случае).

Недостаточность структуралистского подхода Рикёр демонстрирует, критикуя представление о языке как о замкнутой системе, как бы независимой от говорящего субъекта. Структурализм, по сути, ограничивается проблематикой " семиологии" (рассматривающей знаки как элементы системы) и не выходит на уровень " семантики" (рассматривающей знаки как элементы дискурса). Будучи " семантикой многозначных выражений", герменевтика, по Рикёру, обладает неоспоримым преимуществом также и перед аналитической философией, пытающейся перестроить живой язык в соответствии с той или иной идеальной моделью. Высшая цель " универсальной герменевтики", построить которую Рикёр намерен на основе синтеза достижений различных частных типов интерпретации, - воссоединение утраченного единства человеческого языка.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь