Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Убийства и взрывы (терроризм).



 

В наши дни в некоторых странах некоторые люди убивают людей, совершают террористические акты, выступают с оружием против неверующих правителей и неверующих стран. Это – важные вопросы!

 

Известно, что пока правитель остаётся мусульманином, запрещено выступать против него с оружием, и запрещено помогать тем, кто выступает против правителя. Это – основа, известная среди приверженцев сунны.

 

Что же касается правителей, которые являются неверующими, то выход против них разрешён, если у мусульман есть сила и если после того, как они сделают это, действительно возникнет польза и исчезнет вред. В данном случае польза и вред определяется в соответствии со словами ученых, которые тверды в своём знании.

 

Именно поэтому мы упоминали слова ибн Теймии, да помилует его Аллах, о том, что запрещено выходить против правителя, если человек не уверен, что от этого будет польза, а после смещения этого правителя наступит благо.

 

Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, упомянул, что есть четыре степени порицания порицаемого [См. «И‘лям аль-Мувакы‘ин ‘ан Робби-ль-‘Алямин», 3/4]:

1 ― Когда порицаемое после порицания исчезнет, а на его место встанет одобряемое;

2 ― Когда порицаемое после порицания уменьшится, даже если не исчезнет целиком;

3 ― Когда порицаемое после порицания исчезнет, но на его место встанет такое же порицаемое явление;

4 ― Когда порицаемое после порицания исчезнет, а на его место встанет еще худшее порицаемое явление.

 

А затем сказал: «В первых двух случаях шари‘ат узаконил порицание порицаемого. В третьем случае учёный сам решает, как ему поступить в конкретной ситуации. А в четвертом случае запрещено порицать порицаемое».

 Некоторые люди совершают теракты в некоторых странах, а затем говорят: «Мы порицаем порицаемое! ».

Но в вопросах порицания порицаемого эти люди не руководствуются теми условиями, о которых мы сообщили ранее.

 

Они говорят: «В наших действиях есть польза и мы устраняем вред! »

 

Поистине, приверженцы сунны говорят, что вопросы получения пользы и устранения вреда в данных ситуациях нужно возвращать к обладателям знания, ибо эти ситуации связаны с большим количеством людей.

 

После того, как эти люди совершают теракты, других невиновных людей либо убивают, либо притесняют. Если порицание порицаемого станет причинной притеснения других людей, то нельзя порицать порицаемое без разрешения этих людей.

 

Нет проблем в том, что человек порицает порицаемое тогда, когда вред может коснуться только его одного. Например, человек пойдёт к несправедливому правителю, чтобы велеть ему совершать одобряемое и удержать его от порицаемого, а правитель убьёт его.

 

Этот человек станет одним из лучших мучеников (шахидов), как об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Если же порицание порицаемого приведёт к притеснению других людей и случатся беды, то запрещено порицать порицаемое по единогласному мнению обладателей знания. Следовательно, вопросы пользы и вреда связаны с пониманием обладателей знания.

 

Именно обладатели знания должны взвешивать пользу и вред. Никому из людей недозволенно входить в эти вопросы вообще, если у него нет разрешения (фетвы) от обладателя знания, а обладатели знания никогда не скажут, что это разрешено, ибо такие поступки запрещены самими основами шари‘ата.

 

В таких ситуациях гораздо больше вреда, чем той пользы, о которой они говорят. Многие проблемы возникают именно по причине таких террористических актов. Мусульмане страдают из-за поступков этих людей.

 

Поэтому вопросы повеления одобряемого и порицания порицаемого нуждаются в подробных разъяснениях. Кто взглянет в книги обладателей знания на эту тему, тот найдет много правил, на которые они указали.

 

Ведь, ты не должен понимать вопросы поверхностно, наоборот, следует изучать все правила, связанные с вопросом. При вынесении постановлений тобою не должны овладевать эмоции. Ты непременно должен привести в равновесие ревность и знание, чтобы понимать шари‘атские тексты именно так, как их понимали приверженцы сунны.


 

35 Хадис: Братство в исламе и права мусульманинa.

 

35 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не обманывайте друг друга, не ненавидьте друг друга, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха. Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни обвинять его во лжи, ни относиться к нему с презрением, а богобоязненность скрыта здесь! ”, - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь, после чего сказал: “Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина! ”. [Муслим, 2564].

 

_______________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Этот хадис является основой, повествующей о правах мусульманина на другого мусульманина, и о том, как мусульмане должны относиться друг к другу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перечислил в данном хадисе множество запретных поступков.

«Не завидуйте друг другу…» — это указывает на то, что зависть запрещена. На это также указывает множество других хадисов.

 

В хадисе сказано: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова». [Абу Дауд, 4903; аль-Бейхаки в «Шу‘аб аль-Иман», 5/266; ибн ‘Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 6/124].

 

Точно также запрещен и обман, и ненависть, и поворачивание друг к другу спиной, и все остальное, на запрет чего указано в этом хадисе. Запрещено всё, что уничтожает любовь между мусульманами.

 

Учёные по-разному разъясняли смысл зависти. [См. «Зад уль-Масир», 1/131; «Шарх ‘аля Сахих Муслим», (16/116) имама ан-Науауи; «Фатх уль-Бари», 10/482; «‘Умдату-ль-Къарий», 2/57; «Тухфату-ль-Ахуази», 6/56].

 

Зависть (хасад) заключается в том, что человек желает, чтобы милость, имеющаяся у другого человека, исчезла.

 

Также зависть (хасад) заключается в том, что человек считает, что тот, кому Аллах оказал определенную милость, не заслуживает и недостоин этой милости. Именно поэтому суть зависти – это возражение предопределению Аллаха Всевышнего.

 

Поэтому в хадисе сказано: «Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова».

 

Завидующий человек не только получает за это грех, но и теряет свои благие деяния, ибо его зависть содержит в себе скверное убеждение и плохие мысли об Аллахе. Завистник считает, что человек, которому Аллах оказал милость, на самом деле не заслуживает этой милости. Это и есть возражение предопределению Аллаха Всевышнего, а, ведь, Аллах Всевышний дарует удел тому, кому пожелает.

 

Мусульманин должен радоваться, когда Аллах Всевышний оказывает милость другому мусульманину.

 

Мы уже разбирали хадис, в котором сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].

 

А, ведь, зависть противоречит тому, о чём говорится в данном хадисе. Поистине, завистник не желает своему брату того же, чего желает самому себе. Завистник либо желает, чтобы милость, имеющаяся у мусульманина, исчезла, либо считает, что тот, кому Аллах оказал определенную милость, не заслуживает и недостоин этой милости.

 

Далее пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (буквально):

و ل ا ت ن ا ج ش و ا

«Не занимайтесь ″ ан-наджшом″ ».

 

Учёные по-разному разъясняли слово ″ ан-наджш″ , но самое хорошее разъяснение этого слова можно извлечь из арабского языка.

 

″ ан-Наджш″ ― это стремление человека испортить какую-либо вещь путём хитрости, обмана и уловок. Этот ″ ан-наджш″ запрещен во всех взаимоотношениях, которые имеют место среди мусульман.

 

«Не занимайтесь ″ ан-наджшом″ » ― то есть: не стремитесь обмануть друг друга, не стремитесь хитрить друг с другом.

 

Это – смысл слова ″ ан-наджш″ в общем. Однако, когда речь идёт о торговле, то существует более узкое понимание слова ″ ан-наджш″ . ″ ан-Наджш″ в торговле заключается в том, что человек взвинчивает цену товара, не собираясь его покупать.

 

[Например, продавец выставил на рынке какой-нибудь товар, и вокруг собираются люди и начинают постепенно увеличивать сумму, предлагаемую за этот товар. Тут приходит некий человек и начинает предлагать за товар еще большую сумму при том, что он не собирается его покупать. Например, кто-то предлагает сто реалов, а он начинает предлагать сто десять, хотя не собирается ничего покупать. Он хочет либо навредить покупателю, повысив цену, либо помочь продавцу продать товар дороже. Это запрещено! См. «Шарх рияд ас-Салихин» (2/579) шейха ибн Усеймина, да помилует его Аллах].

 

Это явление называется словом ″ ан-наджш″ , так как оно содержит в себе хитрость, обман и уловки, и поэтому является запрещенным. Мусульманин обязан относиться к своим братьям с благим намерением, обязан желать им того же, чего желает самому себе.

 

Мусульманин не должен обманывать своих братьев, не должен вводить их в заблуждение. Он должен относиться к своим братьям так, как он желал бы, чтоб они относились к нему.

 

″ ан-Наджш″ ― это запрещенное деяние, а человек, занимающийся этим, получает грех.

 

«…не ненавидьте друг друга…» — запрещены все слова и поступки, которые могут стать причиной взаимной ненависти. Тебе запрещено всякое слово, которое может привести к взаимной ненависти. Тебе запрещено всякое деяние, которое может привести к взаимной ненависти.

Верующий человек должен говорить и делать только то, что взрастит любовь между верующими братьями. Что же касается всех слов, писем, деяний и жестов, которые приводят к взаимной ненависти, то они запрещены. Человеку запрещено ненавидеть мусульманина ― нужно любить его за его Ислам и единобожие (таухид).

 

Запрещена ненависть, возникающая из-за мирских причин. Если же ты возненавидел мусульманина из-за религиозных причин, например, из-за того, что он совершает нововведения, то в этом нет греха. Но даже в этом случае, нельзя ненавидеть мусульманина абсолютной ненавистью. Необходимо любить его за то, что он несёт в себе веру (иман), единобожие (таухид), покорность Аллаху. А ненависть проявляется к нему из-за того, что он совершает грехи и ослушивается Аллаха. Следовательно, с одной стороны ты любишь его, а с другой – ненавидишь.

«…не ненавидьте друг друга…» — следовательно, этот запрет касается ненависти, возникающей из-за мирских обстоятельств. Что же касается ненависти в шари‘атских вопросах, то иногда она требуема.

«…не ненавидьте друг друга…» — также человек в отношениях с членами своей семьи должен стремиться к тому, что взрастит между ними любовь и не допустит взаимной ненависти. Если человеку что-то ненавистно в своей супруге, то пусть посмотрит на другие её качества, которые являются прекрасными.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой» [Муслим, 1469].

 

Общее правило гласит, что нельзя ненавидеть верующего человека. Если тебе что-либо не нравится в верующем, то взгляни на то благо, на ту веру, на ту покорность, которая в нём имеется.

 

«…не поворачивайтесь спиной друг к другу…» — то есть: не произносите таких слов и не совершайте таких поступков, которые приведут к разрыву отношений между вами и бойкоту. Запрещено разрывать отношения с мусульманином и бойкотировать его из-за мирских причин.

 

Бойкот (хаджр) бывает двух видов. [См. «ат-Тамхид», (6/127) ибн ‘Абд уль-Барра; «Шарх Сахих Муслим» (16/117) ан-Науауи; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 331; «Фатх уль-Бари», 8/124; «Субулю-с-Салям», 4/167; «‘Аун аль-Ма‘буд», 13/174]:

 

1 ― Бойкот из-за религиозных причин ― у этого бойкота есть особые постановления. Но в общем можно сказать, что разрешено бойкотировать мусульманина из-за религиозных причин, если в этом есть польза. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бойкотировал тех троих, которые не вышли в военный поход на Табук.

[Об этом сообщается в очень длинном хадисе. Этот хадис передал аль-Бухари (4418) и Муслим (2769). Также можно посмотреть книгу «Сады праведных», хадис № 21].

 

2 ― Бойкот из-за мирских причин ― когда мусульманин бойкотирует своего брата из-за каких-то обид или неприятных чувств между ними. Такое позволяется только на протяжении трёх дней, а затем уже становится запрещенным. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом (по вере) на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого». [аль-Бухари, 6077; Муслим, 2560].

 

Учёные сказали, что этот хадис ясно запрещает мусульманам прерывать отношения друг с другом на срок, превышающий три дня. Из хадиса можно сделать вывод, что разрешено прерывать отношения на срок, не превышающий три дня, так как люди по своей природе таковы, что их одолевает гнев и скверные нравы, поэтому им прощено прерывание отношение в течение трёх дней. А лучшим из них двоих будет тот, кто первым поздоровается со своим братом.

 

Что же касается бойкота по религиозным причинам, то тут необходимо смотреть на пользу. Иногда следует бойкотировать человека неделю, иногда месяц, а иногда хватает и дня.

«…не перебивайте торговли друг другу…» — например, мусульманин продаёт кому-то определенный товар за десять (реалов) и тут к покупателю приходит другой человек и говорит: «Я продам тебе этот товар за девять (реалов)».

Или, например, продавец продает кому-то товар за десять (реалов), а ты подходишь к продавцу и говоришь: «Я куплю у тебя этот товар за одиннадцать (реалов)». Иначе говоря, человек подстрекает покупателя не покупать у определенного продавца, или подстрекает продавца не продавать определенному покупателю, когда продавец и покупатель уже договорились о сделке. Эти две ситуации называются перебиванием друг другу торговли, а это запрещено пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Например, человек приходит к продавцу и говорит: «Я хочу купить у тебя этот товар за такую-то цену». И вот они договариваются друг с другом, сходятся на определенной цене, которой доволен каждый из них. После этого к покупателю подходит третий человек и говорит: «Я продам тебе этот товар за цену меньшую, чем та, о которой вы договорились». Или же после этого к продавцу подходит третий человек и говорит: «Я куплю у тебя этот товар за цену большую, чем та, о которой вы договорились».

 

Если продавец и покупатель уже договорились о сделке, и каждый из них был доволен ценой, то третьему лицу уже запрещено вмешиваться в их сделку. Из этого мы понимаем, что можно вмешиваться в сделку тогда, когда покупатель и продавец еще не договорились.

 

То же самое касается и хадиса, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил свататься к той, которая уже засватана его братом, пока посватавшийся раньше не откажется от сватовства или не позволит ему свататься. [аль-Бухари, 5142; Муслим, 1412].

 

Если человек посватался к девушке и её семья ответила ему согласием, то никому другому, кто знает об этом, не разрешается приходить к родителям этой девушки и говорить: «Я хочу жениться на вашей дочери». Но если родители этой девушки еще не ответили согласием первому жениху, то другой имеет право также посвататься к ней. Здесь всё так же, как в вопросах перебивания торговли.

 

«…и будьте братьями, о рабы Аллаха…» — ведь, Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن َ ا ت ُ ب َ ع ْ ض ُ ه ُ م ْ أ َ و ْ ل ِ ي َ ا ء ب َ ع ْ ض ٍ ﴾

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу».

[Сура ат-Тауба, аят 71].

 

А также:

 ﴿ إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ إ ِ خ ْ و َ ة ٌ ﴾

«Воистину, верующие - братья» [Сура аль-Худжурат, аят 10].

 

«Ведь, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого…» — запрещено притеснять мусульманина в вопросах его имущества, в вопросах его чести, в вопросах его семьи. Запрещены все виды несправедливости (зульма).

 

Наоборот, мусульманин должен быть справедливым в отношениях с другим мусульманином. Мусульманин должен заботиться об имуществе другого мусульманина, о его семье и чести.

Шари‘ат повелел людям просить друг у друга прощения за причиненную несправедливость.

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня [Иначе говоря, при жизни, когда можно так или иначе загладить свою вину перед другим человеком], прежде чем исчезнут динары и дирхемы, ибо тогда [То есть: в День Воскресения], если будут у него в запасе благие дела, их заберут у него в соответствии (с тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него» [аль-Бухари, 2449].

 

«Пусть допустивший (такую) несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё…» ― например, человек злословил о мусульманине, задевал его честь, проявил враждебность по отношение к нему. Если такое имело место, то человек должен искупить то, что совершил.

 

Человеку желательно подойти к тому, с кем он поступил несправедливо, и сказать ему: «Я ошибся, прости же меня! » Тому же, у кого просят прощения, желательно простить своего обидчика и не расспрашивать его подробно о том, что именно он говорил и делал. Ему желательно сказать: «Да простит Аллах тебя за то, что ты сделал! » Аллах Всевышний обязательно дарует награду тому, кто простил своего обидчика.

 

Что касается злословия (гъибы), то ученые разъяснили этот вопрос немного подробнее. Если человек знает, что его рассказ о злословии тому, о ком он злословил, приведёт к спорам и затруднениям, то он может не сообщать человеку о том, что злословил о нём. В данном случае ему следует просить у Аллаха прощения за того, о ком он злословил, и почаще обращаться к Аллаху с мольбами за этого человека. Таковы качества верующих людей. Если же кто-то единобожников уже умер, то желательно сказать: «О, Аллах, прости его! »

 

Верующие люди должны любить друг друга, даже если один из них ошибается, грешит и допускает несправедливость. Если тебе причинили несправедливость, то ты можешь ответить обидчику тем же, но это не является самым лучшим решением.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ل ا ّ َ ي ُ ح ِ ب ّ ُ ا ل ل ّ ه ُ ا ل ْ ج َ ه ْ ر َ ب ِ ا ل س ّ ُ و َ ء ِ م ِ ن َ ا ل ْ ق َ و ْ ل ِ إ ِ ل ا ّ َ م َ ن ظ ُ ل ِ م َ ﴾

«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо» [Сура ан-Ниса, аят 148].

 

[ Всевышний сообщил о том, что Ему не нравится, когда люди злословят во всеуслышание. Ему ненавистно такое поведение, и Он наказывает людей за это. Под злословием подразумеваются все скверные слова, которые могут огорчить и опечалить человека.

 

Это могут быть брань, клевета, оскорбления и тому подобные запрещенные высказывания, которые ненавистны Аллаху. Из смысла этого откровения следует, что Аллаху нравятся прекрасные слова, такие как слова поминания Аллаха или мягкие и добрые обращения.

 

Но если с человеком поступили несправедливо, то ему разрешается проклинать своего обидчика, жаловаться на него и говорить об этом во всеуслышание при условии, что он не будет наговаривать на него, наносить ему оскорбления, превосходящие совершенную против него несправедливость, которые были нанесены ему, и обижать людей, которые не причиняли ему зла. Поступать таким образом разрешается, однако будет гораздо лучше, если человек простит своего обидчика и не станет мстить за совершенную против него несправедливость.

 

Всевышний по этому поводу сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников». (Сура аш-Шура, аят 40)].

 

Но это не является наилучшим решением. Лучше всего простить того, кто причинил тебе несправедливость. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме величия» [Муслим, 2588].

 

Пусть тот, кто прощает, не думает, что этим он умаляет своё достоинство. Напротив, он прибавляет себе величия.

 

«…ни оставлять его без помощи…» — мусульманин является покровителем и помощником другого мусульманина.

 

Мусульманин должен желать помочь другому мусульманину, а оставление без помощи противоречит тому, о чём сказал Аллах Всевышний:

 ﴿ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن َ ا ت ُ ب َ ع ْ ض ُ ه ُ م ْ أ َ و ْ ل ِ ي َ ا ء ب َ ع ْ ض ٍ ﴾

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу».

[Сура ат-Тауба, аят 71].

 

Мусульманину запрещено оставлять без помощи другого мусульманина, если он имел возможность помочь ему, хотя бы с помощью мольб.

 

«…ни обвинять его во лжи…» — не говори мусульманину: «Ты – лжец! », ибо основа в мусульманине то, что он не лжёт.

 

Сообщается, что как-то раз Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий ворует? » Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда такое бывает». Тогда Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий совершает прелюбодеяние? » Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, такое бывает, даже если это и не нравится Абу ад-Дарде». Тогда Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил: «О, посланник Аллаха, возможно ли такое, что верующий лжёт? » Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ложь измышляет только тот, кто не верует».

  [Передал Ибн Джарир в «Тахзиб аль-Асар», 3/135].

 

Ведь, если человек начинает лгать, то ложь укрепляется в нём и постоянно находится вместе с ним, и получается, что в нём присутствует одна из черт лицемерия. Что же касается желания украсть или совершить прелюбодеяние, то это желание приходит и уходит.

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда раб Аллаха прелюбодействует, вера покидает его, и возносится над его головой, подобно тени, а когда он освобождается от этого занятия, вера возвращается к нему ”.

[Абу Дауд, 4690, ат-Тирмизи, 2625, аль-Бейхаки в «Шу’аб аль-Иман», 4/352; Хаким, 1/72, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’», 586].

 

Что же касается лживости, то она становится постоянным атрибутом человека. Лживость приводит человек к греховности, а греховность приводит его к Огню.

 

[Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и будет человек говорить правду, пока не станет правдивейшим. Что же касается лживости, то, поистине, она приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». аль-Бухари, 6094; Муслим, 2607].

 

«… ни относиться к нему с презрением…» — мусульманин не должен относиться с презрением к другому мусульманину. Мусульманин не должен считать, что другой мусульманин хуже него. Мусульманин не должен считать другого мусульманина низким из-за его родословной, из-за его профессии, из-за города, в котором он родился, и из-за всех иных причин.

 

Ислам – это то, что возвышает мусульманина, делает его почитаемым и особенным среди всех остальных творений. Поистине, мусульманин является почётным и великим пред Аллахом Всевышним. Человек не должен презирать мусульманина, ибо мусульманин несет в себе единобожие (таухид) и веру (иман). Мусульманин несет в себе убеждения единобожия, прекрасные мысли об Аллахе, знания об Аллахе. По причине всего этого мусульманина нельзя презирать. Наоборот, его нужно уважать из-за его веры и праведности. Чем больше веры, праведности, единобожия, покорности Аллаху и следования сунне в мусульманине, тем больше нужно его почитать.

 

Что же касается многобожника, то отношение к нему совсем иное. Сколько бы у многобожника не было богатства, авторитета и власти, всё равно его скверная душа несет в себе многобожие (ширк), издевательство над Аллахом и Его порочение.

 

”…а богобоязненность скрыта здесь! ” , - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь. Ведь, место богобоязненности в сердце.

 

[ Если в сердце есть богобоязненность, то все остальные органы также будут богобоязненны. Если же в сердце нет богобоязненности, то все остальные органы также не будут бояться Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце». аль-Бухари, 52; Муслим, 1599.

 

Если в сердце человека есть богобоязненность и страх перед Аллахом Всевышним, тогда все его внешние деяния будут в порядке, ибо они следуют за сердцем. Знай также, что некоторые люди используют этот хадис для поддержания своих ложных воззрений.

 

Когда ты призываешь их к одобряемому и удерживаешь их от порицаемого, они отвечают: ″ Богобоязненность скрыта в сердце! ″ Ты говоришь человеку: ″ Не брей бороду, ибо это запрещено! Бритье бороды – это обычай многобожников и огнепоклонников, а оставление бороды – это путь пророков, посланников и праведных рабов Аллаха″, а он отвечает: ″ Богобоязненность скрыта в сердце! Богобоязненность скрыта в сердце! ″ Мы ответим такому человеку: «Ты лжешь, ибо в твоём сердце нет богобоязненности. Если бы в твоём сердце была богобоязненность, то ты боялся бы Аллаха». Ведь, если сердце боится Аллаха, то и все остальные органы боятся Его. А если сердце ослушивается Аллаха, то и все остальные органы ослушиваются Его.

См. «Шарх Рияд ас-Салихин» (2/572-573) шейха ибн Усеймина, да помилует его Аллах].

 

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина…» — запрещено проливать кровь мусульманина безо всякого права. Также запрещено отбирать имущество у мусульманина безо всякого права. Также запрещено задевать честь мусульманина безо всякого права. Запрещено злословить о мусульманине и сплетничать о нём.

 

Шари‘ат пришёл для того, чтобы воплотить эти принципы среди мусульман, дабы их кровь была запретной, их имущество было запретным и их честь была запретной. Сообщается со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, произнеся проповедь в день ‘Арафы: «Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе» [аль-Бухари, 67; Муслим, 1679.]

[ Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касаетсяпериода хаджа. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов Ислама в области взаимоотношений между людьми].

 

36 Хадис: О том, что содержитв себе благо.

36 ― Сообщается со Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения. Тому, кто облегчит положение попавшего в тяжелую ситуацию, Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином. Того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай. Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и упоминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним. А тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее». [Муслим, 2699].

 

________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

«Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого…» ― например, избавит верующего от одной из душевных печалей, или от одной из физических проблем, и так далее. Или, например, избавит человека от печали посредством благих слов, или посредством своего имущества, или посредством своего авторитета.

 

Следовательно, речь идёт об избавлении верующего от любых видов печали любым возможным способом.

 

«…Аллах избавит от одной из печалей Дня Воскресения…» ― если человек избавит верующего от печали, поможет ему избавиться от неё, избавит от тяжести и трудностей, то воздаянием будет то, что Аллах Всевышний избавит его от одной из печалей Дня Воскресения. Эта награда будет дарована человеку в День Воскресения, ибо в этот день он будет нуждаться в избавлении от печалей гораздо больше, чем нуждается в этом в мирской жизни.

 

«Тому, кто облегчит положение попавшего в тяжелую ситуацию…» ― речь идёт о человеке, который что-то должен другим людям, но не может этого отдать. Такому человеку можно помочь разными способами. Например, можно дать ему денег, чтобы избавить его от крайней нужды в деньгах. А если, например, этот человек должен что-то тебе, то прости ему этот долг или хотя бы облегчи.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ إ ِ ن ك َ ا ن َ ذ ُ و ع ُ س ْ ر َ ة ٍ ف َ ن َ ظ ِ ر َ ة ٌ إ ِ ل َ ى م َ ي ْ س َ ر َ ة ٍ ﴾

«Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится». [Сура аль-Бакара, аят 280].

 

Желательно облегчать положение того, кто попал в тяжелую ситуацию. Это будет достойным поступком и великой милостыней.

 

«…Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином…» ― это будет соответствующим возданием тому, кто облегчил положение попавшего в тяжелую ситуацию. Награда за данный поступок будет дарована человеку и в мире этом, и в Последней жизни.

Помогая мусульманам, человек может желать награды Аллаха Всевышнего, а также желать того, чтобы Аллах Всевышний облегчил его положение и в мире этом, и в Последней жизни. Это не противоречит искренности, о чём мы говорили, разбирая первый хадис. [См. стр. 15-17 данной книги].

 

«Того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином» ― это касается всех мусульман – касается как покорного праведника, так и нечестивца. Поистине, сокрытие грехов мусульманина – это достойный поступок. А группа обладателей знания даже указала на обязательность этого. [См. «ат-Тамхид», (5/337) ибн ‘Абд уль-Барра; «аль-Мухалля», (11/145) ибн Хазма; «Файд уль-Кадир», 1/115-116. Также этот вопрос был разобран шейхом Мухаммадом ибн Салихом ибн ‘Усеймином в книге «Шарх аль-Арба‘ин ан-Науауия», стр. 360-361].

 

Если человек неуполномочен государством велеть одобряемое и удерживать от порицаемого, то он должен покрывать грехи мусульманина. Если он знает, что определенный человек совершает грех, то он должен скрыть это от других людей. Если он знает, что определенный человек совершает нечто мерзкое, то он должен скрыть это от других людей, и самостоятельно давать ему советы, чтобы тот прекратил грешить.

 

Если же человек специально уполномочен государством велеть одобряемое и удерживать от порицаемого, то он может сообщить о грехах определенного человека только своим коллегам. Но даже такому человеку недозволенно рассказывать другим людям о грехах мусульман, ибо он также обязан скрывать грехи мусульман.

 

Мы специально обращаем на это внимание, так часто бывает, что эти люди много говорят о грешниках, о тех, кого они ловят совершающими грехи. Такие люди должны скрывать то, чем они занимаются. Они не должны рассказывать людям об этом, если только нет какой-либо шари‘атской нужды.

 

«Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему…» ― в этом содержится великое побуждение в адрес мусульман, дабы они помогали своим верующим братьям. Когда человек помогает своему верующему брату, Аллах Всевышний помогает этому человеку. Если ты помогаешь своему брату избавиться от нужд, то Аллах Всевышний поможет тебе избавиться от нужд. Это – величайшая награда от Всевышнего Аллаха!

 

«Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай…» ― в этой фразе содержится побуждение мусульман к тому, чтобы они вступали на путь приобретения знаний. На какой бы путь к знанию ты ни вступил, Аллах Всевышний посредством этого непременно облегчит тебе путь в Рай, если ты приобретал это знание искренне ради Него.

Знание – это одна из дверей к Раю, ибо в Рай войдет только тот, кто знал о правах Аллаха.

«Когда люди собираются…» ― этими людьми могут быть учёные, могут быть искатели знания, могут быть простые люди, могут быть люди, которые много поклоняются Аллаху, и многие другие. Каждый из них может собираться в мечети, чтобы читать Книгу Аллаха и изучать её. Какая бы группа людей ни собралась в мечети для чтения и изучения Книги Аллаха, им полагается великая награда, о которой сказано в хадисе.

«…в одном из домов Аллаха…» ― имеется в виду мечеть, ибо именно её называют домом Аллаха, чтобы указать на её почёт пред Аллахом. Мечеть названа домом Аллаха, ибо именно в ней люди ищут Его довольства.

«…где они совместно читают Книгу Аллаха и изучают её…» ― то есть: один из них читает Книгу Аллаха, а все остальные слушают его чтение. Именно так поступали праведные предшественники. Что же касается чтения Корана всеми вместе в один голос, то это является нововведением.

 

Сподвижники и их последователи выбирали одного чтеца, который бы читал им Коран, а затем слушали его чтение. Затем через некоторое время они могли назначить другого чтеца, и подобным образом изучали Книгу Аллаха. [Этот вопрос был разобран шейхом Мухаммадом ибн Салихом ибн ‘Усеймином в книге «Шарх аль-Арба‘ин ан-Науауия», стр. 364-365].

 

«…обязательно нисходит на них спокойствие…» ― на этих людей обязательно нисходит спокойствие и милость от Аллаха Всевышнего.

 

«…и покрывает их милость…» ― милость становится для них покрывалом, окружая их со всех сторон. Шайтан не может взять над ними верх, пока они находятся в таком положении.

 

Это – великая милость к ним от Аллаха Всевышнего.

 

«…и окружают их ангелы…» ― ангелы окружают этих людей со всех сторон, плотно смыкая свои ряды. Это – великая милость к ним от Аллаха Всевышнего. Шайтан не может взять над ними верх, пока они находятся в таком положении.

 

«…и упоминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним…» ― имеется в виду то, что Аллах Всевышний похвалит этих людей среди тех приближенных ангелов, которые находятся у Него.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ل ّ َ ن ي َ س ْ ت َ ن ك ِ ف َ ا ل ْ م َ س ِ ي ح ُ أ َ ن ي َ ك ُ و ن َ ع َ ب ْ د ا ً ل ّ ِ ل ّ ه ِ و َ ل ا َ ا ل ْ م َ ل آ ئ ِ ك َ ة ُ ا ل ْ م ُ ق َ ر ّ َ ب ُ و ن َ ﴾

«Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха». [Сура ан-Ниса, аят 172].

 

Приближенные ангелы – это ангелы, которые находятся у Аллаха Всевышнего.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ م َ ن ْ ع ِ ن د َ ه ُ ل َ ا ي َ س ْ ت َ ك ْ ب ِ ر ُ و ن َ ع َ ن ْ ع ِ ب َ ا د َ ت ِ ه ِ و َ ل َ ا ي َ س ْ ت َ ح ْ س ِ ر ُ و ن َ ﴾

«А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают». [Сура аль-Анбийа, аят 19].

 

«А тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее…» ― речь идёт о тех людях, которые гордятся своим происхождением, и думают, что происхождение поможет им добиться любви Аллаха.

 

Шари‘ат указал на ложность таких утверждений. Поистине, человеку поможет только богобоязненность и его деяния.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ إ ِ ن ّ َ ا خ َ ل َ ق ْ ن َ ا ك ُ م م ّ ِ ن ذ َ ك َ ر ٍ و َ أ ُ ن ث َ ى و َ ج َ ع َ ل ْ ن َ ا ك ُ م ْ ش ُ ع ُ و ب ً ا و َ ق َ ب َ ا ئ ِ ل َ ل ِ ت َ ع َ ا ر َ ف ُ و ا إ ِ ن ّ َ أ َ ك ْ ر َ م َ ك ُ م ْ ع ِ ن د َ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ت ْ ق َ ا ك ُ م ْ ﴾

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный». [Сура аль-Худжурат, аят 13].

 

Богобоязненность (такуа) – это то, что даёт человеку превосходство над другими.

 

37 Хадис: Справедливость, милость и всемогущество Аллаха Всевышнего.

 

37 ― Сообщается со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: “За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело”».

[аль-Бухари, 6491; Муслим, 131].

 

_______________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это…» ― то есть: записал добрые и дурные дела у Себя, а затем разъяснил их в Коране. Он разъяснил, какие именно деяния будут записаны среди добрых дел человека, а какие – среди дурных.

 

«За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела…» ― некоторые ученые использовали эту фразу в качестве довода на то, что ангелы, записывающие деяния человека, знают о тех намерениях, которые у него в сердце.

 

Ангелы знают о намерениях человека, ибо Аллах даровал им такую возможность.

 

Также и некоторые пророки иногда знали о том, что в сердцах тех людей, которые стоят пред ними. Например, наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сообщил человеку о том, что у того в душе, как об этом уже говорилось в хадисе Уабисы ибн Ма‘бада, да будет доволен им Аллах. [См. хадис № 27 в данной книге].

 

Сообщается, что Уабиса ибн Ма‘бад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил: “Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии? ” ». [Ахмад, 4/227; ад-Дарими, 2/246].

 

То же самое случалось и с другими пророками. Это – сокровенное знание, которое Аллах Всевышний открывает тем из Своих рабов, кому пожелает.

 

Именно так Аллах Всевышний открыл знание о намерениях людей ангелам, которые записывают деяния.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ع َ ا ل ِ م ُ ا ل ْ غ َ ي ْ ب ِ ف َ ل َ ا ي ُ ظ ْ ه ِ ر ُ ع َ ل َ ى غ َ ي ْ ب ِ ه ِ أ َ ح َ د ً ا (26) إ ِ ل ّ َ ا م َ ن ِ ا ر ْ ت َ ض َ ى م ِ ن ر ّ َ س ُ و ل ٍ ﴾

«Он - Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен». [Сура аль-Джинн, аяты 26-27].

 

А посланник может быть как из числа ангелов, так и из числа людей.

 

«За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела…» ― ведь, само желание совершить доброе деяние – это уже проявление покорности Аллаху. Аллах Всевышний по Своей милости и щедрости записывает такому человеку совершение целого доброго деяния.

 

 

«…Если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел…» ― если человек решит совершить доброе дело и совершит его, то, как минимум, ему будет записано совершение десяти благодеяний.

 

А иногда за совершение одного доброго деяния человеку может быть записано целых семьсот добрых деяний. Поистине, мусульмане получают разную награду за совершение доброго деяния.

 

Среди них есть такие, кому за совершение доброго деяния записывается десятикратная награда.

 

Среди них есть такие, кому за совершение доброго деяния записывается двухсоткратная награда.

 

Среди них есть такие, кому за совершение доброго деяния записывается семисоткратная награда, и даже больше этого.

 

Награда бывает разной в зависимости от знаний человека, от почитания им Аллаха, от стремления к Последней жизни.

 

Именно поэтому сподвижники, да будет доволен ими Аллах, получают самую большую награду среди всех членов исламской общины.

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, даже если любой из вас потратит (столько) золота, (сколько весит гора) Ухуд, (это не сравнится) ни с муддом*, ни с половиной мудда, (пожертвованного) любым из сподвижников! » [аль-Бухари, 3673; Муслим, 2541].

 

*[ Мудд — мера объёма и веса. Выполнение многих установлений Шариата, например тех, которые имеют отношение к закяту или совершению омовения, требует знания некоторых мусульманских мер объёма и веса, и поэтому весьма важно дать им определение и указать, как они соотносятся с современными единицами измерения.

 

Члены Комитета крупнейших ученых Саудовской Аравии считают, что вес мудда равен примерно 650 г. Палатой мер и весов Саудовской Аравии были проведены замеры объёма пригоршней у сорока человек среднего телосложения, которые показали, что объём мудда равен примерно 628 мл. А Аллах знает лучше! ].

Сподвижники, принявшие Ислам до завоевания Мекки, получают более великую награду, чем сподвижники, принявшие Ислам после завоевания Мекки, даже если первые раздали в качестве милостыни меньше, чем вторые. Что же сказать о тех людях, которые вообще не были сподвижниками?!

 

«…за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела…» ― эту фразу нужно разъяснить подробнее, так как возможны две ситуации:

 

1 — Если человек оставил совершение дурного дела из-за страха пред Аллахом — именно в этом случае человеку записывается совершение целого доброго деяния. Именно об этом сказано в данном хадисе.

 

Ведь, в другой версии этого хадиса сказано: Аллах Всевышний сказал: «Если (человек) откажется от совершения дурного, запишите за ним совершение доброго дела, ибо он отказался от этого ради Меня » [Муслим, 129].

 

Ему записывается доброе деяние, ибо его дурное намерение изменилось на благое намерение, а за благое намерение полагается награда, о чём было сказано выше.

 

2 — Если человек оставил совершение дурного дела из-за того, что просто не смог его совершить — в данном случае его душа по-прежнему желает совершить дурное деяние, даже если у человека этого не получилось. В данном случае ему не записывается совершение доброго деяния.

 

Наоборот, если человек приложил все усилия, но не смог совершить дурное деяние по независящим от него причинам, то ему записывается совершение этого дурного деяния, ибо сообщается, что Абу Бакра [Нуфай’ ибн аль-Харис], да будет доволен им Аллах, сказал: «Услышав, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду , я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?! ” Он ответил: Ведь и он хотел убить своего товарища! » [аль-Бухари, 31; Муслим, 2888].

 

Поэтому учёные, основываясь на этом хадисе, сказали: «Если человек приложил усилия, чтобы совершить грех, но ему помешало что-то, независящее от него, то ему будет записано совершение дурного деяния и он будет спрошен за это». [См. «Тафсир ибн Касир», 2/198; «Шарх Сахих Муслим» (18/12) ан-Науауи; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 354; «Фатх уль-Бари», 11/327; «‘Умдату-ль-Къарий», 1/212; «Нейлю-ль-Аутар», 7/201].

 

«…а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело…» ― это – великая милость Аллаха Всевышнего к Своим верующим рабам. Если они совершат дурное деяние, то им не запишется что-то большее, чем это.

 

Что же касается совершения благих деяний, то награда за них увеличивается многократно.

 

Именно поэтому в День Воскресения не погибнет никто, кроме погибшего! Дурных деяний будет больше, чем благих деяний, только у того, кто действительно погиб!

 

Ведь, в День Воскресения Аллах Всевышний будет воздавать за благие деяния многократно.

 

И даже если человек хотел совершить дурное деяние, но передумал, ему будет записано совершение одного благого деяния.

 

А за совершение одного дурного деяния человеку записывается только одно дурное деяние.

 

Поэтому дурных деяний будет больше, чем благих деяний, только у того, кто действительно потерпел убыток. Этот человек действительно совершал множество дурного и отдалялся от благого!

 

 

38 Хадис: Средства приближения к Аллаху Всевышнему и снискания Его любви.

 

38 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его”» [аль-Бухари, 6502].

 

_______________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

Это – великий хадис, в котором передаются слова Аллаха Всевышнего.

 

«Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! » — речь идёт о том человеке, который посчитал приближенного Аллаха своим врагом и возненавидел его.

 

Учёные сказали [См. «Фатх уль-Бари», 11/342], что если человек возненавидел приближенного Аллаха из-за того, что тот придерживается религии, то Аллах Всевышний объявляет войну этому человеку.

 

Если же человек возненавидел приближенного Аллаха из-за мирских разногласий и споров, то относительно этого следует сказать подробнее:

Если последствием споров стала ненависть и отвращение, то есть опасения, что такому человеку также будет объявлена война.

Если же были просто споры, но это не стало причиной ненависти, то такому человеку не объявляется война от Аллаха.

Ведь, даже между самыми приближенными людьми к Аллаху в этой общине случались разногласия. Иногда разногласили Абу Бакр и ‘Умар. Однажды, разногласия случились между аль-‘Аббасом и ‘Али так, что дело дошло до судьи.

 

Поэтому разногласия, которые не влекут за собой ненависть, не становятся причиной объявления войны Аллахом. Если же человек возненавидит приближенного Аллаха, то такому человеку будет объявлена война. Если Аллах Всевышний объявил кому-то войну, это означает, что Аллах предостерег и известил этого человека о том, что он получит наказание.

 

В данном хадисе сказано:

م َ ن ْ ع َ ا د َ ى ل ِ ي و َ ل ِ ي ّ ً ا ف َ ق َ د ْ آ ذ َ ن ْ ت ُ ه ُ ب ِ ا ل ْ ح َ ر ْ ب ِ

«Я объявлю войну враждующему с Моим ″ уали″ ».

 

Языковое значение слова ″ уали″ — ( ا ل و ل ي ) — это любящий и оказывающий помощь.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إ ِ ن ّ َ م َ ا و َ ل ِ ي ّ ُ ك ُ م ُ ا ل ل ّ ه ُ و َ ر َ س ُ و ل ُ ه ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ ق ِ ي م ُ و ن َ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ و َ ي ُ ؤ ْ ت ُ و ن َ ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ و َ ه ُ م ْ ر َ ا ك ِ ع ُ و ن َ (55) و َ م َ ن ي َ ت َ و َ ل ّ َ ا ل ل ّ ه َ و َ ر َ س ُ و ل َ ه ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ف َ إ ِ ن ّ َ ح ِ ز ْ ب َ ا ل ل ّ ه ِ ه ُ م ُ ا ل ْ غ َ ا ل ِ ب ُ و ن َ ﴾

«Вашим ″ уали″ является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают молитвы, выплачивают закят и склоняются в поясных поклонах (перед Аллахом в своих молитвах). Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими ″ уали″ , то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» [Сура аль-Маида, аяты 55-56].

 

″ Уали″ — это любящий помощник. Таково значение данного слова в арабском языке [См. «Лисан аль-‘Араб», 15/409; «аль-Мисбах аль-Мунир», 2/672; «Мухтар ас-Сыхах, стр. 306]. Например, ты говоришь: «Такой-то является моим ″ уали″ », — это означает: «Он любит меня и помогает мне! »

 Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن َ ا ت ُ ب َ ع ْ ض ُ ه ُ م ْ أ َ و ْ ل ِ ي َ ا ء ب َ ع ْ ض ٍ ﴾

«Верующие мужчины и женщины являются ″ уалиями″ [То есть: верующие мужчины и женщины любят и помогают друг другу] друг другу». [Сура ат-Тауба, аят 71].

 

Что касается значения словауали (приближенный Аллаха) в терминологии учёных, то приверженцы сунны говорят:

ا ل و ل ي : ك ل ُ ّ م ؤ م ن ت ق ي ل ي س ب ن ب ي

«Уали – это каждый богобоязненный верующий, который не является пророком».

[См. «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийа», 7/28; «Маджму‘ аль-Фатауа», 2/224; «Джами‘ аль-‘Улюм уа-ль-Хикам», стр. 361; «Фатх уль-Бари», 11/342. Также этот вопрос был разобран шейхом Мухаммадом ибн Салихом ибн ‘Усеймином в книге «Шарх аль-Арба‘ин ан- Науауия», стр. 377].

 

Следовательно,уалием называется каждый, кто обладает верой (иман) и богобоязненностью (такуа). Уровень веры (иман) и богобоязненности (такуа) различается от человека к человеку. Следовательно, и приближенные Аллаха (уали) не равны между собой.

 

″ Уали Аллаха″ приближенный Аллаха — это тот, кто по мере своих возможностей довёл до совершенства свою веру и богобоязненность.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أ َ ل ا إ ِ ن ّ َ أ َ و ْ ل ِ ي َ ا ء ا ل ل ّ ه ِ ل ا َ خ َ و ْ ف ٌ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ و َ ل ا َ ه ُ م ْ ي َ ح ْ ز َ ن ُ و ن َ (62) ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ و َ ك َ ا ن ُ و ا ْ ي َ ت ّ َ ق ُ و ن َ ﴾

«Воистину, приближенные Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны ». [Сура Йунус, аяты 62-63].

 

Аллах Всевышний назвал Своими приближенными тех, кто уверовал и был богобоязнен.

Если человек враждует с богобоязненным верующим, который постоянно старается усовершенствовать свою веру и богобоязненность, то такому человеку объявлена война от Аллаха Всевышнего, иначе говоря, Аллах Всевышний оповещает его и угрожает ему Своим наказанием.

 

Ведь, приближенный Аллаха (уали) – это Его любимец и тот, кому Он оказывает помощь. Ты обязан любить того, кого любит Аллах.

 

«Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность…» — самым любимым для Аллаха Всевышнего из того, что приближает к Нему, является совершение рабом обязательных религиозных предписаний.

 

Самыми любимыми деяниями для Аллаха со стороны Своих рабов являются совершение ими пяти обязательных молитв, выплата ими обязательного закята, соблюдение ими обязательного поста, совершение ими обязательного хаджа.

 

Каждое поклонение, которое Аллах вменил в обязанность Своим рабам, является наиболее любимым для Него, чем все остальные деяния.

 

И это указывает на ошибку тех людей, которые испытывают такое смирение и самоуничижение во время желательных видов поклонения, какое они никогда не испытывают, выполняя обязательные религиозные предписания. Эти люди так сильно надеются на награду Аллаха за выполнение желательных поступков, как не надеются на неё за выполнение обязательных религиозных предписаний.

 

Это противоречит знанию, ибо наиболее любимыми для Аллаха являются те деяния, совершение которых Он вменил в обязанность.

 

«…и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного…» — речь идёт о таком рабе (Аллаха), который совершает много желательных деяний (науафиль). Этот человек совершает много желательных молитв, соблюдает много желательных постов, много раздаёт милостыню, много раз совершает добровольный хадж и ‘умру, и тому подобные деяния.

«…пока Я не полюблю его…» — это указывает на то, что любовь Аллаха достигается путём постоянной покорности Ему и выполнения желательных деяний (науафиль) после того, как человек уже совершает все обязательные предписания.

«…когда же Я полюблю его…» — у любви Аллаха Всевышнего к Своему рабу есть определенные проявления. Как же она проявляется?!

«…то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить…» — ученые хадиса и сунны указали на то, что здесь имеется в виду то, что Аллах Всевышний будет направлять на верный путь слух человека, его зрение, то, что он делает руками, и то, куда он идёт на ногах. [См. «Мадаридж ас-Саликин», 3/319; «Тафсир ибн Касир», 2/580].

 

«…то стану его слухом…» — то есть: окажу ему помощь в том, что касается его слуха.

Аллах Всевышний направит слух этого человека на верный путь так, что человек будет слушать только то, что любимо Аллаху. Аллах Всевышний направит зрение этого человека на верный путь так, что человек будет смотреть только на то, что любимо Аллаху. Аллах Всевышний направит руки этого человека на верный путь так, что человек будет делать руками только то, что любимо Аллаху. То же самое касается и ног, на которых человек ходит.

 

Крайние суфии использовали этот хадис, чтоб доказать правильность пантеизма, которого они придерживались [См. «аль-Джауаб ас-Сахих», 3/334; «Маджму‘ аль-Фатауа», 10/58].

 

Есть ложная версия данного хадиса, в которой сказано: «…то стану его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и тогда этот человек будет говорить чему-то: «Будь! », и оно тут же будет появляться». Данная версия этого хадиса приводится в некоторых книгах, но она выдуманная.

 

Суфии привел эту версию в качестве довода, чтобы доказать то, что Аллах Всевышний даёт святым людям (аулия) власть в Своих владениях, и они распоряжаются в Его владениях так, как пожелают. *

 

Это – ложная аргументация! К тому же из самих основ шари‘ата известно, что никто не может соревноваться с Аллахом в Его владениях, ибо у Него нет никаких сотоварищей.

 

*[ Это – известное убеждение суфиев. Например, спросили ат-Тиджани о словах, приписываемых Абду-ль-Кадиру аль-Джиляни: «Моя воля – по воле Аллаха – сказать: «Будь! » - и оно сбывается…» и тому подобных фразах. Он ответил: «Это потому, что Аллах поставил их наместниками в Своем царстве, наделив их полномочиями и предоставив им делать в Его царстве все, что они пожелают, и подчинил им Аллах слово Сотворения, и если скажут они чему-нибудь: «Будь! », оно тут же сбывается… И невозможного для них нет ничего в целом мире». См. «Джавахир аль-Ма’ани», 2/76-77.

 

Говоорит ибн ДойфуЛлах, описывая шейха ’Авуда: «Аллах возвысил его, подчинив ему слово «Будь! », в результате произнесения которого осуществляется все, что угодно». См. «Джавахир аль-Ма’ани», 2/273.

 

Здесь имеются в виду убеждения приверженцев суфизма, что уали (приближенный Аллаха) свободно и беспрепятственно распоряжается в этом мире. Для суфиев это – очевидный и хорошо известный факт, о котором упоминается в большинстве их книг, и для них это уже стало общеизвестным и общепризнанным положением в религии. Это и есть значение их термина «ахлю-т-тасарруф» (букв. «наделенные способностью и правом распоряжаться во вселенной»).

Приверженцы сунны говорят, что способность творить, произнося слово «Будь! » – это качество, присущее одному лишь Аллаху, и Он не наделил им никого из Своих творений.

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда Он (Аллах) принимает решение, то стоит Ему сказать: " Будь! " - как это сбывается». (Сура аль-Бакара, аят 117).

 

А также: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: " Будь! " - как это сбывается». (Сура ан-Нахль, аят 40).

 

А также: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: " Будь! " - как это сбывается». (Сура Йа Син, аят 82).

 

Если мы прочитаем Коран от начала до конца и перечитаем его несколько раз, мы все равно не найдем в нем ни одной буквы, указывающей на то, что Аллах дал кому-то способность творить с помощью слова «Будь! », и наделил кого-то абсолютными полномочиями в этом мире.

 

Более того, Аллах разъясняет нам этот вопрос, обращаясь к лучшему из Своих творений – Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты не принимаешь никакого решения! » ( Сура али ‘Имран, аят 128).

 

Также Аллах Всевышний сказал: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: " Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие? " Скажи: " Дела целиком принадлежат Аллаху" ». (Сура али ‘Имран, аят 154).

 

Также, если мы обратимся к изучению жизненного пути нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мы не найдем ни одного случая, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) намекнул бы, а тем более сказал открыто о том, что ему дано право распоряжения этим миром с помощью использования слова «Будь! », после произнесения которого сбывается все желаемое.

 

Сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его близких спрашивали о качествах, которыми он обладал, и они описывали его во всех подробностях, ничего не скрывая, но при этом никто из них не приписывал ему способности, которые приписывают себе «ахлю-т-тасарруф», и не упоминал о том, что он хотя бы раз в жизни использовал слово Сотворения «Будь! » в своих целях.

 

Прибегаем к Аллаху от заблуждения после выхода на путь Истины и от неверия после того, как мы уверовали! ].

 

 

39 Хадис: Устранение затруднений в исламе.

 

39 ― Сообщается со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены».

[Ибн Маджах, 2045; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11274; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/216; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 7/356].

 

_______________________


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.526 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь