Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наставление пророка, да благословит его Аллах и приветствует.



«Вот моё наставление вам: бойтесь Аллаха Всемогущего и Великого».

Аллах Всевышний завещал придерживаться богобоязненности (такуа) первым и последним поколениям людей.

 

Мы уже говорили [См. разъяснение хадиса № 18.], что богобоязненность (такуа) заключается в том, что человек возводит преграду между собой и между наказанием Аллаха и Его гневом.

 

Эта преграда возводится путём выполнения приказов Аллаха и оставления того, что Он запретил, путём совершения деяний, соответствующих сунне избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Относительно смысла богобоязненности прекрасно сказал Тальк ибн Хабиб, да помилует его Аллах: «Богобоязненность (такуа) – это подчинение Аллаху на основе света от Аллаха [Имеется в виду шари‘атское знание.], надеясь на награду Аллаха, и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха, боясь наказания Аллаха» [ Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 6/164; ибн Аби Хатим в своём тафсире, 2/446; Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 3/64; аль-Бейхаки в «аз-Зухд аль-Кабир», 2/351].

 

 

«Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб».

 

Когда в шари‘атских текстах говорится: «Слушайте и повинуйтесь», то имеются в виду две вещи:

 

1 — Выполнение велений того, чьи веления ты обязан выполнять — и в первую очередь выполнение велений Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ق ُ ل ْ أ َ ط ِ ي ع ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ و َ أ َ ط ِ ي ع ُ و ا ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ ف َ إ ِ ن ت َ و َ ل ّ َ و ا ف َ إ ِ ن ّ َ م َ ا ع َ ل َ ي ْ ه ِ م َ ا ح ُ م ّ ِ ل َ و َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م م ّ َ ا ح ُ م ّ ِ ل ْ ت ُ م ْ و َ إ ِ ن ت ُ ط ِ ي ع ُ و ه ُ ت َ ه ْ ت َ د ُ و ا و َ م َ ا ع َ ل َ ى ا ل ر ّ َ س ُ و ل ِ إ ِ ل ّ َ ا ا ل ْ ب َ ل َ ا غ ُ ا ل ْ م ُ ب ِ ي ن ُ ﴾

«Скажи: " Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику". Если вы отвернетесь, то ведь он (пророк) отвечает за то, что возложено на него (доведение истины), а вы отвечаете за то, что возложено на вас (повиновение). Но если вы подчинитесь ему (пророку), то последуете прямым путем. На Посланника возложена только ясная передача откровения».

[Сура ан-Нур, аят 54].

 

Во многих аятах Корана говорится о необходимости выполнения велений Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Во многих аятах Корана говорится о необходимости подчинения Аллаху и подчинения Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

 

2 — Послушание и повиновение правителю — это то, о чём говорится в разбираемом нами хадисе. Речь идёт о том, чему сильно и постоянно противоречили люди времён джахилии.

 

[Джахилия — данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Люди джахилии не подчинялись правителю.

 

Сказал шейх Мухаммад ибн ‘Абд уль-Уаххаб (да помилует его Аллах): «Они (люди джахилии) считали что, противоречие правителю и неподчинение ему есть достоинство, а наоборот, послушание и подчинение правителю есть унижение и позор. Возразил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приказал послушание и подчинение правителям, и искреннее отношение им, и был строг в этом завете, и заявил о нем громогласно, и много раз повторял его. Эти три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе, сказав: " Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями". Муслим, 1715.

 

Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе, или части их». См. " Масаиль аль-джахилийа", пункт 3].

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал слушать и повиноваться правителю мусульман, его заместителям и наместникам.

Поистине, послушание и повиновение правителю твёрдо установлено в шари‘ате. Это – то, что повелел Аллах Всевышний.

 

Послушание (сам‘) — это послушание велениям правителя и выполнение этих велений.

Повиновение (та‘а) — это подчинение тому, кому Аллах Всевышний даровал власть над людьми, и твердая убеждённость в том, что, подчиняясь ему, ты подчиняешься Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Послушание и повиновение – это две обязанности человека перед правителем. Послушание и повиновение – это плоды присяги правителю. Ведь, давая присягу, ты обязуешься слушаться и повиноваться правителю и его наместникам.

 

Если правителю мусульманину присягнула группа обладателей знания или группа людей, имеющих влияние и власть, то их присяга правителю автоматически включает в себя присягу всех остальных мусульман. Такова сунна избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сунна праведных халифов.

 

 

Важное примечание:

 

Поистине, послушание и повиновение правителю необходимо только в том, что не является ослушанием Аллаха. Если правитель приказывает человеку совершить грех, то нельзя повиноваться в этом правителю.

 

Ведь, в данном случае повеление правителя противоречит велению Аллаха Всевышнего, и велению Аллаха отдаётся предпочтение. Подчинение правителю является обязательным только вслед за подчинением Аллаху и подчинением Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 Поэтому Аллах Всевышний сказал:

﴿ ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ أ َ ط ِ ي ع ُ و ا ْ ا ل ل ّ ه َ و َ أ َ ط ِ ي ع ُ و ا ْ ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ و َ أ ُ و ْ ل ِ ي ا ل أ َ م ْ ر ِ م ِ ن ك ُ م ْ ﴾

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». [Сура ан-Ниса, аят 59].

 

Шейх уль-Ислям ибн Теймия, его ученик ибн уль-Каййим и другие ученые сказали [См. «Минхадж ас-Сунна», 3/387; «И‘лям аль-Мувакы‘ин», 1/48], что в аяте два раза повторяется слово « повинуйтесь» перед словами «Аллах» и «посланник», и это по той причине, что Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняются в любом случае из-за их права. Иначе говоря, подчиняясь посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, мы не начинаем сравнивать его веления с велениями Корана. [То есть: мы подчиняемся велениям посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже в том случае, когда об этих велениях ничего не сказано в Книге Аллаха].

 

Что же касается обладающих влиянием (правителей), то перед их упоминанием слово « повинуйтесь» не упомянуто. Это по той причине, что подчинение правителю необходимо не само по себе, а вслед за подчинением Аллаху и подчинением Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Если правитель велит тебе совершить грех, то нельзя подчиняться творению Аллаха, ослушиваясь Творца. Получается, что правителю следует подчиняться во всём, кроме греховных поступков.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь