Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Травка для укрепления духа



Ганджа – растение семейства конопляных – выращивалась в Индии для использования при медитациях. Она и стала одним из таинств расты. Ей поклонялись как мистическому предмету. Считалось, что она не только помогает временно освободиться от оков Вавилона, но и очищает сердце человека, вводит его в присутствие Джа, вносит гармонию во взаимоотношения между людьми.

«Когда вы курите, вы медитируете, – пояснял Боб Марли журналистам. – Джа создал ее с определенной целью. Красота этого зелья в том... Понимаете, это просто растение. Когда люди курят его, они становятся едины. И Сатана это знает». Марли был заядлым курильщиком, часто засиживался с Библией и дымящимся «косяком». «Травка открывает тебе тебя, – говорил он обычно. – Она показывает тебе твою собственную нечистоту».

Как и все остальное в своей религии, раста оправдывала курение ганджи отрывками из Библии. В книге Бытия сказано: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя...», а в Апокалипсисе написано: «И листья дерева – для исцеления народов». Члены расты уже давно пытались добиться легализации ганджи на основании того, что для них курение – такое же религиозное таинство, как причастие хлебом и вином для христиан.

Норман Грант (Norman Grant) говорит: «Трава помогает тебе размышлять об Отце еще больше. Она приближает тебя к Отцу. Когда зажигаешь косяк, все зло вымывается из тебя. Трава – поистине духовное средство. Куря, ты выбрасываешь из головы все наносное и просто общаешься с Отцом. Это здорово! Это действительно прекрасно – общаться с самим Отцом Небесным».

 

Боб Марли (Bob Marley)

Боб Марли был более чем растаман, верящий в исход в страну обетованную и, как следствие, в избавление от мира. Боб был африканским целителем с электрогитарой в руках. Он родился в 1945 г.: его мать забеременела от белого солдата. Он рос среди языческих обычаев своих соплеменников – ашанти. Призраки и знамения, демоны и духи, сновидения и видения, пророчества и одержимость бесами были частью повседневной жизни.

Его мать Седелия ходила в местную пятидесятническую церковь, в которой христианство тесно сплелось с африканским язычеством. Во время богослужения проповедовали Евангелие, играли на барабанах, танцевали, пели, входя в полубезумное состояние – «покоманию». Дед, в доме которого Боб воспитывался, был белым колдуном племени, использовавшим ворожбу для того, чтобы изгонять злых духов. Думали, что Марли унаследовал силу деда. Но он посвятил себя музыке.

Марли сочетал растафарианизм с элементами африканских культов. Вест-индский историк Леонард Барретт в книге «Солнце и барабан» описывает африканского лекаря. Это описание вполне подходит к Марли: лекарь, обладающий силой целителя и волшебника. Ему было известно колдовство, но он использовал свою силу на борьбу с ним. Он лечил особыми обрядами и травами.

Для Марли травой была ганджа, обрядом – музыка. «Травка, – повторял он снова и снова, – исцелит народы. Политики, – говорил он, – это бесы-искусители. Они не курят траву, потому что все курящие мыслят одинаково, а политики этого не хотят». За год до своей смерти он по-прежнему говорил об этом: «Дьявол знает: если люди будут курить травку, они объединятся».

Его музыка также была лекарством. «В музыке хорошо то, – поет Марли в песне «Тренчтаун рок» («Trenchtown Rock»), – что, когда она бьет в тебя, ты не чувствуешь боли». Музыка объединяет людей, вырывает их из рутины обыденной жизни. Свои концерты Марли рассматривал как священнодейства, призванные совершенствовать сознание людей. В 1980 г. он говорил в интервью: «Мы – сознание, возвышающее сознание».

Лекарь, которого описывает Барретт, был еще и гадателем, способным предсказывать будущее. В юности у Марли, как полагают, были экстрасенсорные способности. В детстве он мог читать по руке, рассказывал людям об их прошлом. Перед смертью людей он получал знаки. В возрасте 32 лет ему было знамение – он должен умереть на 36-м году жизни после трех лет интенсивного служения, такого же, как у Иисуса Христа.

Он едва не стал жертвой убийц, которые ворвались в его дом в Кингстоне. Но это покушение он уже видел во сне и описал в песне «Засада в ночи» («Ambush in the Night»). «Все, о чем мы поем, – говорил он, – правда. Все это произойдет в реальной жизни. Некоторые песни сбываются не скоро, другие – мгновенно. Но все сбываются».

Марли видел не только опасности, грозившие лично ему. Он утверждал, что видел конец Вавилона. Он воспринимал себя пророком, предупреждавшим людей о надвигающейся погибели. Раста, как и пятидесятники, верили в близость конца времен. Марли с большим интересом прочитал книгу американского евангельского христианина Хела Линдсея под названием «Будущее великой планеты Земля» («The Late Great Planet Earth») – популярный рассказ о библейских пророчествах, касающихся Армагеддона. Эта же книга сильно повлияла на Боба Дилана после его обращения к Богу. «Вне всякого сомнения, наступили последние времена, – говорил Марли. – Это последняя четверть века перед наступлением 2000 года. А потому праведность, позитивное мышление должны восторжествовать. Добро победит зло. Мы уверены в победе».

Барретт сообщал, что проницательному африканскому лекарю было дано видеть то, о чем не подозревало остальное племя. И вновь отмечали, что у Марли был отсутствующий взгляд, голова его всегда была поднята вверх, будто настроена на особую мистическую частоту. «Джа является мне в видениях, – уверенно объявил он одному музыкальному журналисту. – Всякий раз он выглядит ненамного старше меня. Он не выглядит на 90 лет. Когда мне было 30, он выглядел на 35. О, приятель, это прекрасно! Он мне брат, отец, мать, создатель – все...».

 

Судьба регги

Со смертью Боба Марли раста утратила своего вожака. Ведущие музыканты, игравшие в стиле регги – Деннис Браун (Dennis Brown), Пылающее копье (Birning Spear), Грегори Айзекс (Gregory Isaacs), – популярны и до сих пор. Но среди них нет столь вдохновенного и известного, каким был автор песен «Исход» («Exodus»), «Джемминг» («Jamming») и «Не плачь, женщина» («No woman, no cry»). Молодые регги-музыканты не спешат стать растаманами*. А вест-индская молодежь обратилась к рэпу и соулу. В 1987 г. застрелили Питера Тоша (Peter Tosh), основателя группы Уэйлерз (Wailers).

Музыка рагга, пионером которой стал Шабба Ранкс (Shabba Ranks), начала затмевать регги. Это была светская музыка, полная секса, которая иногда воспевала насилие. Однако затем некоторые звезды рагга – Буджу Бантон (Buju Banton), Кэплтон (Capleton) – обратились к расте, стали воспевать Селассие в ритме рагга, что создало предпосылки для возобновления интереса к растафарианизму среди аудитории, ищущей альтернативу культуре секса и насилия.

 

Чего не хватало расте?

Слабость растафарианизма – если только это можно назвать слабостью – заключалась в том, что он был основан на ложных упованиях. Хайле Селассие не вернется и не поведет потомков шанти в страну обетованную, в Эфиопию, когда западный мир превратится в руины. Наркотики, приносящие недолгое ощущение мира, создают иллюзию всеобщей любви, но в конечном итоге лишь ослабляют силу воли и искажают восприятие мира.

Растаманы остаются столь же далекими от избавления, как и раньше. Регги несет в себе страсть и огромную жизненную энергию, что и делает этот стиль одним из самых вдохновенных направлений в электрической музыке. Но сама по себе музыка еще никого не спасала. В истории исхода из Вавилона на Сион есть определенная красота, но красота не является истиной, а в деле избавления лишь истина играет роль.

Карибский поэт Линтон Квеси Джонсон, который записывал свои стихи под музыку регги, считает, что раста – это мифическое восприятие политических реалий, которое таит в себе одну опасность: скрывает действительное положение вещей. «Растафарианизм помог народу Ямайки вновь обрести чувство собственного достоинства. Это хорошо, – говорит он. – Ямайцы стали гордиться своим африканским наследием. Эту гордость старался истребить британский колониализм. Итак, раста обогатила жизнь и язык народа. Но все эти разговоры о возвращении в Эфиопию – лишь наркотический бред.

Растаманы бьют в свои барабаны, распевают свои песни и обкуриваются. На мгновение они ощущают себя в Эфиопии, у ног Селассие или на Золотом престоле. А когда марихуана заканчивается, когда музыка перестает играть, они возвращаются к жестокой, уродливой действительности. Растафарианизм во многом мешает народу видеть его настоящих врагов».


Глава 9.

Будущего нет

 

 

 

 

«Они пытаются тебя разрушить,

Они отбирают у тебя душу.

Они разрушают тебя.

У тебя нет будущего.

Ничего нет».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь